1 слайд
Тема урока: Б. Момышулы «За нами - Москва».
Способы образования глаголов повелительного
наклонения.
Учитель русского языка и литературы
Буранова Магираш Сарсанбаевна
2 слайд
Сегодня на
уроке:
- продолжите знакомство с повестью Б. Момышулы
«За нами — Москва»;
-
сформулируете проблемные вопросы по тексту,
позволяющие выдвигать идеи;
- ответите на вопросы, приводя аргументы, связывая их
с фактами из реальной жизни;
- напишете творческую работу, представляя себя в
предлагаемой ситуации и описывая собственные
ощущения, с использованием эмоционально-
окрашенной лексики;
-
используете соответствующий ситуации общения
глагол
совершенного и несовершенного вида в повелительном
наклонении
3 слайд
Молодёжь должна быть воспитана на
благородных традициях. Традиция – это
боевое могучее оружие , выкованное или
отточенное в прошлом для великих битв
настоящего и будущего.
Б.Момышулы
4 слайд
5 слайд
«Комментированное чтение»
Прочитайте фрагмент повести «За нами - Москва».
- Остановись, подожди! – услышал я знакомый голос и, резко натянув поводья,
оглянулся. Придерживая рукой кобуру и неуклюже спотыкаясь о мёрзлую
колею дороги, ко мне бежал Мухаметкул Исламкулов. Мухаметкул Исламкулов
был красивым джигитом с высоким открытым лбом, с бархатными карими
глазами. Он был старше меня лет на пять, очень выдержанный и
уравновешенный, и мы все его чтили, как старшего брата.
Мы не встречались с самого начала боевых действий нашего полка. Я
почувствовал, что сильно соскучился по нему. Бросив поводья Николаю, я
соскочил с коня и побежал навстречу.
Карточка-информатор
поводья – кожаные ремни, пристёгнутые к уздечке, служат для
управления
движениями лошади
кобура – кожаный чехол для пистолета
чтили – уважали
6 слайд
«Комментированное чтение»
- Родной мой! – воскликнул Мухаметкул. – Ты всё такой же, не загордился. –
Тяжело дыша после бега, он крепко обнял меня и прижал к своей груди. –
Слава твоему отцу, воин, слышали про ваши дела, гордимся и славим.
- Мухаметкул, не обижайся, но я через полчаса должен быть у генерала.
- Ну, если такое дело, не задерживайся, садись живо на коня! - И он подсадил
меня в седло.
- Я вернусь, наверное, часа через полтора. Если не занят, пройди ко мне в
штаб, поговори с ребятами и обязательно дождись меня.
штаб – основной орган управления личным составом войск
не загордился – не стал слишком гордым, не забыл старых друзей
7 слайд
«Персонаж на стене»
чувствад е й с т в и я ,
д в и ж е н и я мысл
иКаким проявил себя Б.Момышулы во время встречи с земляком?
действия,
движения
8 слайд
Проверьте себя
сильно соскучился, боится
обидеть, приглашает в
штабп е р е д а л п о в о д ь я ,
к р е п к о о б н я л и с ьон был старше - мы все
его чтили, как
старшего братаВстреча с земляком
соскочил с коня, побежал
навстречу
9 слайд
«Комментированное чтение»
Прочитайте фрагмент главы «У генерала Панфилова».
- Едва ли я гожусь в советчики вам, товарищ генерал.
Он выпрямился и, глядя на меня, произнёс дружелюбно:
- На деле иногда у вас неплохо получается, наверное, можете кое-что
посоветовать. – Он снова склонился над картой и неожиданно спросил: - А как,
по-вашему, когда немцы начнут наступление?
- Я не полностью знаком с обстановкой, товарищ генерал, надо бы
ознакомиться, подумать.
- Верно, надо ознакомиться, подумать. Командир всегда должен знать
обстановку, думать, рассуждать, предполагать, разгадывать мысли противника,
который старается держать их за семью замками. Ну что ж, посмотрите карту,
изучите обстановку, подумайте…Теперь мой черёд чаевать, - закончил он
улыбаясь.
советчик – тот, кто даёт советы
за семью замками – под надёжной охраной, недоступно
черёд – очередь
чаевать – пить чай
10 слайд
«Комментированное чтение»
- Если есть сомнения, высказывайте, товарищ Момышулы.
- Сомневаться не в чем, товарищ генерал, я понял вас, - и, немного подумав, я
добавил:
- Если немцы начнут наступление шестнадцатого, наши на переднем крае
продержатся до семнадцатого, я же должен действовать восемнадцатого,
девятнадцатого, двадцатого и, оставшись даже в тылу врага, не должен
покидать шоссе… И пока отступающие наши полки приведут себя в порядок,
сосредоточат силы и смогут занять боевые рубежи, я должен оставаться на
месте, чем бы это ни кончилось. Всё ясно, товарищ генерал.
Генерал проводил меня до самых дверей и, положив руку на плечо, произнёс
ласково:
- Как говорится, ни пуха ни пера! Предстоят трудные дни. Держаться надо вам
до двадцатого.
- Понимаю, товарищ генерал. Благодарю вас за доверие.
в тылу врага – территория за боевой линии, быть за спиной у врага, на его
территории
ни пуха ни пера – пожелание удачи
11 слайд
«Карта эмоций»
Какие чувства проявляет Б.Момышулы в ходе обсуждения боевой
задачи?
В штабе дивизии боевая задача объясняется на военной
топографической карте.
12 слайд
Проверьте себя.
Встреча с Панфиловым Изучение картыПозиция МомышулыПожелание генералас о б р а н н ы й
с о с р е д о т о ч е н н ы й
в ы с к а з ы в а е
т
с о м н е н и я
го то в н о сть
в ы
п о л н и ть п р и к а з
13 слайд
Выполните
задание
Мы прочитали два эпизода из повести «Встреча с земляком» и
«Встреча с Панфиловым». Составьте 2 проблемных вопроса по данным
эпизодам так, чтобы в них прозвучала оценка поведения Б.Момышулы в
разных ситуациях. Ответьте на эти вопросы, приведите аргументы,
примеры
из текста и реальной жизни.
14 слайд
Примерный ответ
Вопросы Ответы
1.Почему Б.
Момышулы
так рад
встрече с
земляком? Момышулы уважает традиции своего народа,
уважает людей. Как бы он ни торопился на
встречу с генералом, проявляет почтение к
старшему по возрасту земляку. Для него очень
важны национальные корни. Он даёт волю своим
чувствам: искренне рад встрече, рад услышать
родной голос.
2.Насколько
эмоционален
Б. Момышулы
во время
беседы с
Панфиловым? Бауыржан очень сосредоточен, пытается
вникнуть в боевую задачу.
Более эмоциональным показан Панфилов,
который с теплотой, с лаской обращается к
молодому офицеру. Панфилов – старше по
возрасту и званию. Бауыржан с готовностью
слушает аксакала. Момышулы напряжён, эмоции
скрыты, говорит мало и только по делу. Ему
важно выполнить приказ.
15 слайд
«Мой комментарий»
Советы генерала Комментарий
1. Командир всегда должен знать обстановку, думать,
рассуждать, разгадывать мысли противника.
2. Руководить, управлять – это значит самому уяснить
задачу, оценить обстановку, выработать и принять
правильное решение, довести это решение до сознания
каждого.
3. Командир не может быть всегда при солдате…
Обдумать, приказать, разъяснить, контролировать,
управлять, вмешиваться и требовать от всех выполнения
приказа! Представьте себя на месте Б.Момышулы, которому генерал Панфилов
даёт советы , каким должен быть настоящий командир. Объясните, как вы
их понимаете. Передайте собственные ощущения, используйте
эмоционально-окрашенные слова, эпитеты, сравнения, фразеологизмы.
16 слайд
Примерный ответ.
Советы генерала Комментарий
1. Командир всегда должен
знать обстановку, думать,
рассуждать, разгадывать
мысли противника. Если командир не будет знать, что происходит на
участке военных действий, его ждёт поражение. Он
должен рассматривать все возможные боевые планы
врага. Иначе погибнет сам и погубит солдат.
2. Руководить, управлять – это
значит самому уяснить задачу,
оценить обстановку,
выработать и принять
правильное решение, довести
это решение до сознания
каждого. Командир должен досконально знать боевую
задачу, чтобы в ходе боя не возникли неожиданные
моменты. Его бойцы должны быть готовы к любому
повороту событий. Примером может стать момент,
когда бойцы Момышулы не ожидали выстрела из
пулемёта и, поддавшись панике, бросились в лес.
Каждый солдат должен понимать, что от его
действий зависит успех военной операции.
3. Командир не может быть
всегда при солдате… Обдумать,
приказать, разъяснить,
контролировать, управлять,
вмешиваться и требовать от
всех выполнения приказа! Как говорится, за двумя зайцами не угонишься.
Командир не может стоять рядом с каждым бойцом,
их у него десятки, сотни и даже тысячи. Он должен
грамотно управлять людьми, чтобы все чётко
понимали его приказы.
17 слайд
18 слайд
Выберите из предложенных глагольных пар и вставьте на месте
пропусков соответствующий глагол в повелительном наклонении.
Выделите суффиксы.
Глагольные пары: начните – начнёте, прикажите – прикажете,
выпишите – выпишете.
Момышулы, 5 октября 1941 года __________ бой с наступающим врагом.
Противник превосходит вас в несколько раз, поэтому может прорвать линию
нашей обороны.
__________ отвести части дивизии за реку Руза и не допустите перехода реки
немцами.
За стойкость и мужество ____________ наградные листки бойцам дивизии. Практическая грамматика
19 слайд
Проверьте себя.
Момышулы, 5 октября 1941 года начните бой с наступающим врагом.
Противник превосходит вас в несколько раз, поэтому может прорвать
линию нашей обороны.
Прикажите отвести части дивизии за реку Руза и не допустите
перехода реки немцами.
За стойкость и мужество выпишите наградные листки бойцам
дивизии.
20 слайд
21 слайд
Итоги урока:
- закончили изучение повести Б.Момышулы «За нами —
Москва»;
- сформулировали проблемные вопросы по тексту;
- ответили на вопросы, приводя аргументы, связывая
информацию текста с фактами из реальной жизни;
- написали творческую работу, представляя себя в
предлагаемой ситуации, с использованием эмоционально-
окрашенной лексики;
- использовали соответствующий ситуации общения глагол
совершенного и несовершенного вида в повелительном
наклонении.
22 слайд
Домашнее задание:
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде пәніңізді белгілеп, керек материалды алып сабағыңызға қолдана аласыз