Материалдар / «Инновационные методы и приемы на уроках русского языка»
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

«Инновационные методы и приемы на уроках русского языка»

Материал туралы қысқаша түсінік
Основной целью доклада стало создание условия для «мягкого» включения детей в процесс обучения, корректировка имеющихся и формирование новых знаний в области русского языка, а также обучение видам речевой деятельности (аудированию, чтению, говорению, письму).
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
14 Мамыр 2020
349
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
img_page_1
Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Общеобразовательная средняя школа имени М. Х. ДулатиОбщеобразовательная средняя школа имени М. Х. Дулати Тема: «Инновационные м

1 слайд
Общеобразовательная средняя школа имени М. Х. ДулатиОбщеобразовательная средняя школа имени М. Х. Дулати Тема: «Инновационные методы и приемы на уроках русского языка» Подготовила: Шукирова З. А. учитель русского языка и литературы

«Разнообразие - добрый знак хорошего «Разнообразие - добрый знак хорошего преподавания», - утверждал Ф. И. Буслаев. преподаван

2 слайд
«Разнообразие - добрый знак хорошего «Разнообразие - добрый знак хорошего преподавания», - утверждал Ф. И. Буслаев. преподавания», - утверждал Ф. И. Буслаев. Основной целью доклада стало создание условия для «мягкого» включения детей в процесс обучения, корректировка имеющихся и формирование новых знаний в области русского языка, а также обучение видам речевой деятельности (аудированию, чтению, говорению, письму). Главная задача преподавания русского языка в классах с нерусским языком обучения – целенаправленность обучения на достижение конкретного конечного результата.

.. Ключевые идеи:  -прививать интерес к русскому языку, психологически готовить к дальнейшему изучению его в школе;  -приуч

3 слайд
.. Ключевые идеи:  -прививать интерес к русскому языку, психологически готовить к дальнейшему изучению его в школе;  -приучать слух детей к звукам, словам русской речи;  -создавать у детей запас наиболее употребительных русских слов, вырабатывать умение пользоваться этим минимумом в разговорной речи;  -научить строить элементарные фразы на русском языке, употребляя слова в правильной грамматической форме.

 

4 слайд
     

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии : - развивающее обучение; - проблемное обучение; - развитие критиче

5 слайд
В основе инновационного обучения лежат следующие технологии : - развивающее обучение; - проблемное обучение; - развитие критического мышления; - дифференцированный подход к обучению; - создание ситуации успеха на уроке. Основными принципами инновационного обучения являются: - креативность (ориентация на творчество); - усвоение знаний в системе; - нетрадиционные формы уроков; - использование наглядности.

При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку успешно применяются следующие приемы: - ассоциа

6 слайд
При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку успешно применяются следующие приемы: - ассоциативный ряд; - опорный конспект; - ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления); - мозговая атака; - групповая дискуссия; - чтение с остановками и Вопросы Блума; - кластеры; - синквейн; - «Продвинутая лекция»; - эссе; - ключевые термины; - перепутанные логические цепочки; - дидактическая игра; - лингвистические карты; - лингвистическая аллюзия (намек); - исследование текста; - работа с тестами; - нетрадиционные формы домашнего задания.

Прием «чтение с остановками» 1. Учитель выбирает текст для чтения. Критерии отбора текста: - он должен быть неизвестным для данн

7 слайд
Прием «чтение с остановками» 1. Учитель выбирает текст для чтения. Критерии отбора текста: - он должен быть неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема); - динамичный, событийный сюжет; - неожиданная развязка, проблемный финал. 2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение, сделать остановку. 3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.

Кластер - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые пр

8 слайд
Кластер - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

Сорбонка является одним из технологических приемов. Она представляет собой карточку, где с одной стороны записывае

9 слайд
Сорбонка является одним из технологических приемов. Она представляет собой карточку, где с одной стороны записывается вопрос, а с другой — ответ. Таким образом, ученик отвечает на вопрос и тут же проверяет себя. Использование сорбонки позволяет заучивать определения, понятия, падежи, формулы, теоремы, даты, значения иностранных слов, и т.д.

Методика 6 х 6 («Шесть на шесть») Работа проходит в два этапа. На первом этапе каждая группа получает отдельное задание. В

10 слайд
Методика 6 х 6 («Шесть на шесть») Работа проходит в два этапа. На первом этапе каждая группа получает отдельное задание. В результате работы участники в группах получают новые знания и умения, при этом каждый из них готовится представить результаты работы своей группы участникам других групп. На втором этапе идёт смена групп таким образом, чтобы в каждой из новых групп были представители всех групп с первого этапа. Сначала каждый участник в новой группе представляет результаты работы своей группы с первого этапа, а потом вся группа вместе выполняет задания, используя знания или умения, полученные на первом этапе, т. е. рассматривают один вопрос с трёх позиций и вырабатывают общий вывод трёхстороннего сотрудничества.

«Фишбоун» Фишбоун на уроке литературы при изучении повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» с применением межпредме

11 слайд
«Фишбоун» Фишбоун на уроке литературы при изучении повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» с применением межпредметных связей. • Голова — легко ли совершить подвиг. • Верхние косточки — герои смелые, хочется жить; нужно защищать Родину; • Нижние косточки — мастерство летчика, выдержка героя, любовь к Родине. • Хвост — каждый человек может стать героем, если он патриот.

«Проверь себя» Прием экономит время и силы учителя. В лун?ом безмолвии послыш_лось д_лёкое, но я?ствен?ое бульканье воды. Я пош

12 слайд
«Проверь себя» Прием экономит время и силы учителя. В лун?ом безмолвии послыш_лось д_лёкое, но я?ствен?ое бульканье воды. Я пош_л на звук. От главного больш_го оврага отх_дил в стор_ну не?больш_й овраж_к-тупич_к. В лун н ом безмолвии послыш а лось д а лёкое, но я в ствен н ое бульканье воды. Я пош ё л на звук. От главного больш о го оврага отх о дил в стор о ну небольш о й овраж е к-тупич о к.

«Карта успеха» Выдается каждому в начале изучения новой темы. Учащиеся отмечают «+» и «-», выполняют задания. Результат: кажды

13 слайд
«Карта успеха» Выдается каждому в начале изучения новой темы. Учащиеся отмечают «+» и «-», выполняют задания. Результат: каждый работает в своем темпе, у учителя больше времени на оказание индивидуальной помощи.

Разноуровневое обучение Разноуровневое обучение Воздействие разноуровневого обученияВоздействие разноуровневого обучения Повыша

14 слайд
Разноуровневое обучение Разноуровневое обучение Воздействие разноуровневого обученияВоздействие разноуровневого обучения Повышается активность Повышается мотивация Улучшается качество знаний

5-минутное эссе Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытож

15 слайд
5-минутное эссе Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта : 1. Написать, что они узнали по новой теме; 2. Задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

Синквейн в переводе с французского «пять строк». Синквейн – белый стих, помогающий синтезировать, резюмировать информацию. С

16 слайд
Синквейн в переводе с французского «пять строк». Синквейн – белый стих, помогающий синтезировать, резюмировать информацию. Синквейн Правила создания синквейна: 1. Слово. 2. Два слова-характеристики (часто прилагательные). 3. Три слова действия (глаголы или отглагольные существительные). 4. Четыре слова, выражающие отношение к предмету(1) или предложение из 4 слов.  5. Чаще слово-синоним, выражающие мнение, отношение к предмету.

Двучастный дневник (или дневник, состоящий из нескольких частей) . Этот метод обычно реализуется таким образом. Страница

17 слайд
Двучастный дневник (или дневник, состоящий из нескольких частей) . Этот метод обычно реализуется таким образом. Страница делится на две (три, четыре и т. д.) части, например, «отрывок из текста» — «реакция». Ученики читают (слушают) текст и заполняют «дневник»: когда по ходу чтения в связи с определенным отрывком, словом у них возникают какие-то ассоциации, чувства, они записывают их в графу «реакция». Так можно «обрабатывать» мысли (чувства, внешность, поступки и т. п.) героев текстов и любые сравниваемые моменты, плюсы-минусы какого-то явления, разрешение-запрещение каких-то действий и т. п. ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления) V-«уже знал» + -«новое» (-) - думал иначе или не знал ? - не понял, есть вопросы

"Ромашка вопросов" - "Ромашка Блума" Простые вопросы. Это вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факт

18 слайд
"Ромашка вопросов" - "Ромашка Блума" Простые вопросы.  Это вопросы,  отвечая  на  которые,  нужно   назвать   какие-то   факты,   вспомнить   и  воспроизвести   определенную  информацию.   Уточняющие вопросы .  Обычно  начинаются  со  слов:  «То  есть   ты  говоришь,  что…?»,  «Если  я правильно  понял,  то  …?»,  «Я  могу   ошибаться,  но,  по-моему,  вы  сказали  о …?».  «Ты  действительно   думаешь,  что  …?». Интерпретационные (объясняющие) вопросы.  Обычно   начинаются  со  слова  «Почему?».  «Почему  листья  на  деревьях   осенью  желтеют Творческие вопросы.  Если  в вопросе  есть  частица  «бы»,   элементы  условности,  предположения,  прогноза,  мы  называем   его  творческим.  «Что  изменилось  бы  в мире,  будь  у людей  было   не  пять  пальцев  на  каждой  руке,  а три?»,  «Как  вы  думаете,  как   будет  развиваться  сюжет  фильма  после  рекламы?» Оценочные вопросы.  Эти  вопросы  направлены  на  выяснение   критериев  оценки  тех  или  иных  событий,  явлений,  фактов.   «Почему  что-то  хорошо,  а что-то  плохо?»,  «Чем  один  урок   отличается  от  другого?»  и т.д.   Практические вопросы.  Если   вопрос   направлен   на   установление  взаимосвязи  между  теорией  и практикой,  мы   называем  его  практическим.  «Где  вы  в обычной  жизни  можете   наблюдать?»,  «Как  бы  вы  поступили  на  месте  героя  рассказа?».   Опыт  использования  этой  стратегии  показывает,  что  учащиеся   всех  возрастов  понимают  значение  всех  типов  вопросов  (то  есть   могут  привести  свои  примеры).

К инновационным технологиям можно отнести также проблемную, модульную, проектную технологии и процесс решения коммуникати

19 слайд
К инновационным  технологиям  можно  отнести  также   проблемную, модульную, проектную технологии и процесс решения коммуникативных (речемыслительных) задач, а также разнообразные игровые методики.   Путешествие Во время проведения уроков –путешествий необходимо придумать названия географических объектов с интересными названиями. Например, Пещеры Вопросов, море Новых слов, город Художников, глагольные луга, остров Волшебных букв, поэтический теремок, просека Выводов, избушка падежей, река Ошибок, берег Грамотеев, тупик (туннель) Ошибок, деревья с «двоечными» плодами, привал Оценка, площадь Звуков, переулок Ударений и др. Рассыпанные карточки Учитель сообщает детям, что по дороге нечаянно рассыпал карточки, или ветер все перемешал. Необходимо собрать правильно материал. Так, на уроке, используя набор иллюстраций по сказкам Пушкина , даю такое задание: рассказать эпизод, изображенный на иллюстрации; вспомнить сказку, подобрать рассыпанные иллюстрации в такой последовательности, чтобы восстановить содержание сказки. Или при изучении одушевленности-неодушевленности существительных предлагаю разложить карточки в зависимости от категории. Например, при изучении простого предложения , предлагаю собрать предложение из рассыпанных слов. Затем охарактеризовать предложение.

Применение ИКТ может оказать существенную помощь при изучении тем «Состав слова. Словообразование». Например, данный прием наг

20 слайд
Применение ИКТ может оказать существенную помощь при изучении тем «Состав слова. Словообразование». Например, данный прием наглядно демонстрирует, как одни и те же морфемы от разных корней образуют разные слова. Типы домашнего задания : - творческая работа; - лингвистическое исследование текста; - художественное чтение; - создание самостоятельных литературных произведений; - продолжение неоконченных произведений; - наблюдение за природой; - подготовка словарных диктантов; - составление вопросника к зачету по теме; - составление конспекта, опорных таблиц; - письмо по памяти.

Как не потеряться в целом океане технологий, методик, приемов? Как это совместить в рамках одного урока? Ответ прост - нужен

21 слайд
Как не потеряться в целом океане технологий, методик, приемов? Как это совместить в рамках одного урока? Ответ прост - нужен адаптивный урок. Адаптивный урок – сочетание элементов различных технологий, создающих комфортную среду урока. Применяя различные технологии на уроках, мы добиваемся успеха: результаты обучения становятся выше.