1 слайд
Методы и приемы
словарной работы на
уроках русского языка в
начальной школе
Подготовила:
учитель начальных классов Казгулова А.Н.
2 слайд
" Соприкосновение крупиц
педагогического опыта с
искорками критической
мысли может родить
интересную идею,
соприкосновение же
педагогической практики с
интересной идеей может родить
творческую педагогическую
деятельность".
Ш.А.
Амонашвили
3 слайд
Словарные слова – это одна из трудностей, с
которыми сталкиваются ученики в процессе
изучения русского языка. Ведь правила для
написания словарного слова не существует.
Проверить их родственными словами все
невозможно. А память ребёнка часто
недостаточно приспособлена к «простому
запоминанию». Для развития устной и
письменной речи необходимо знакомить
детей со словесным богатством русского
языка и вырабатывать в них умение слагать
эти слова в предложения для того, чтобы
они могли толково, правильно и свободно
передавать свои и чужие мысли.
4 слайд
1. Записать словарное слово и поставить ударение.
Например: береза.
2. Выделить (подчеркнуть, обвести) слог, который
вызывает трудности (сомнение) при написании.
Например: бе -ре-за.
3. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение,
выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму.
Например: б Е .
4. Найти ассоциативный образ, связанный со словарным
словом и записать его напротив словарного слова. Методика запоминания
словарных слов:
5 слайд
Ассоциативный образ обязательно должен быть
связан со словарным словом каким-то общим
признаком.
Ассоциативная связь может быть по:
- цвету; - месту
расположения;
- форме; - звучанию;
- действию; - вкусу;
- материалу; - назначению;
- количеству; - и т.д.Требования к
ассоциативному образу.
6 слайд
Примеры словарных слов и
ассоциативный образ:
7 слайд
Большой интерес представляет собой
прием “усиления” орфограммы. “Усилить”
орфограмму – значит сделать более
ярким то место в слове, которое трудно
запоминается и легко забывается.
Усиление требует большой творческой
активности учащихся.
8 слайд
′
9 слайд
Исконно русское слово. В
среднегреческом agouros –
«огурец» восходит к aoros –
«несозревший» (огурцы
употребляют с пищу
неспелыми).
10 слайд
Запишите слово, разделите на
слоги, поставьте ударение,
выдели орфограмму.
Транскрипция ′
′
11 слайд
Огурчик, огуречник, огуречный.
12 слайд
(Не) большой, маленький, длинный,
зелёный, жёлтый, молодой, старый,
вкусный огурец; ранние, поздние,
парниковые, крупные, мелкие, крепкие,
мягкие, свежие, солёные, дорогие,
дешёвые огурцы.
Урожай огурцов. Салат из огурцов. Банка
С огурцами. Огурцы растут, перезрели,
недозрели, желтеют, продаются.
13 слайд
Как огурчик – о здоровом человеке.
14 слайд
Огурец и тот порядок любит.
15 слайд
Пусто было в огороде: ни моркови,
ни огурчика.
Огуречик молодой
Любовался сам собой.
Он росою умывался,
Он под зонтик собирался,
Чтоб на солнце не сгореть,
Чтоб подольше не гореть.
М. Попова.
16 слайд
Использование данного метода вырабатывает
навык самостоятельной работы у учащихся.
Эффективность работы со словарным словом
подтверждается результатами словарных
диктантов. Количество ошибок сокращается в
несколько раз, как у учащихся с языковым
барьером, так и у слабоуспевающих учащихся.
По мере приобретения опыта затраты времени
уменьшаются. Учащиеся быстро усваивают
данную форму работы по алгоритму. После
чего с этим алгоритмом можно работать
динамично в ходе урока, а затем учащиеся
могут работать самостоятельно.
17 слайд
I II III IV V VI
Р од и на учит е ль грам о та о де ж да сп а сиб о н а ро д
р е спу б л и ка уч е ник а лф а ви т п а льто к а ртина ур о жай
Ка за х стан р е бята т е тра д ь пл а ток т е л е виз о р о г ород
ст о ли ц а дев очк а п е нал к о стюм м а г а зин л о пата
А ст а на д е журный к а р а нда ш с а п о ги м аши на пш е ни ц а
к а за х ский
я зы к ф а мил и я стр а ни ц а б о тинки г а зета о рех
VII VIII IX X XI XII
о тара пти ц а ов о щи б е рёза п о суда пл а нета
б а ран леб ед ь п о м и дор топ о ль т а релка к о ра б ль
в е р б лю д скв о ре ц о гуре ц о сина к о рзина вет е р
с о бака в оро бей к а ртоф е ль яг о да б а тон ин е й
м е две д ь в оро на к а пуста ябл о к о п и ро г вес е л о
за я ц с оро ка м о рко в ь р о ма ш ка к от лета о дин С л о в а р н ы е с л о в а
1 класс
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде пәніңізді белгілеп, керек материалды алып сабағыңызға қолдана аласыз