Материалдар / "Обращение"
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

"Обращение"

Материал туралы қысқаша түсінік
Расширение и обобщение знаний об обращении, сформировать умение обучающихся правильно употреблять и ставить знаки препинания при обращении
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
18 Мамыр 2020
284
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
img_page_1
Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
ГККП «Многопрофильный колледж профессионального обучения» ГУ «Управление образования Алматинской области»

1 слайд
ГККП «Многопрофильный колледж профессионального обучения» ГУ «Управление образования Алматинской области»

Специальность: 1114000 «Сварочное дело» Квалификация: 111404 2 Электрогазосварщик Предмет: «Русский язык» Тема урока: «

2 слайд
Специальность: 1114000 «Сварочное дело» Квалификация: 111404 2 Электрогазосварщик Предмет: «Русский язык» Тема урока: «Обращение. Знаки препинания при обращении» Преподаватель русского языка и литературы : Найзаева Мухаббат Мырзакуловна

Посмотрите на следующие характеристики и подумайте, о чём мы с вами сегодня будем говорить: называет того, к

3 слайд
Посмотрите на следующие характеристики и подумайте, о чём мы с вами сегодня будем говорить: называет того, к кому обращаются с речью; имеет форму именительного падежа и произносится с особой интонацией; не является членом предложения; к нему нельзя поставить вопрос; мы не можем без него обойтись в речи; каждый человек пользуется им с детства; может стоять в начале, середине или в конце предложения; на письме всегда выделяется запятыми, в особых случаях - восклицательным знаком.

Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём»

4 слайд
Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём»

Цель урока: Расширение и обобщение знаний об обращении, сформировать умение обучающихся правильно употребл

5 слайд
Цель урока: Расширение и обобщение знаний об обращении, сформировать умение обучающихся правильно употреблять и ставить знаки препинания при обращении Ожидаемые результаты:  Обучающиеся повторяют и обобщают знания об обращении;  Умеют правильно употреблять обращения в речи;  Формируют умение находить обращения в предложении, тексте, правильно расставлять знаки препинания при них;  Совершенствуют орфографические и пунктуационные навыки.

Критерии оценивания «5» (отлично) - даны полные, достаточно обосно

6 слайд
Критерии оценивания «5» (отлично) - даны полные, достаточно обоснованные ответы на поставленные вопросы, правильно выполнены все задания; «4» (хорошо) - даны полные, достаточно обоснованные ответы на поставленные вопросы, но из заданий одно задание выполнено с ошибками, или задания выполнены частично; «3» (удовлеторительно) – даны обоснованные ответы на поставленные вопросы, но задания выполнены не все и с ошибками.

Оценочный лист по уроку Ф.И.О. Наблюдение над языковым материалом. Задан

7 слайд
Оценочный лист по уроку Ф.И.О. Наблюдение над языковым материалом. Задание № 1. 1-3 балл Задание № 2. 1-3 балл Задание № 3 Верные и неверные утверждения 1-3 балл Домашнее задание За выполнение 3 заданий 2-9 балл Всего Оценка 16 – 18 баллов - оценка «5» 11 – 15 баллов - оценка «4» 7 – 10 баллов - оценка «3»

Обращение – слово или сочетание слов, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью

8 слайд
Обращение – слово или сочетание слов, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью

Место в предложении Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения. Обращение не я

9 слайд
Место в предложении Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения. Обращение не является членом предложения.

Графическое изображение обращения  [О, …….].  [ О! ….].  [….,О , …..].  [ ….., О].

10 слайд
Графическое изображение обращения  [О, …….].  [ О! ….].  [….,О , …..].  [ ….., О].

Знаки препинания  Обращения вместе со всеми относящимися к ним словами выделяются запятыми , если произносятся

11 слайд
Знаки препинания  Обращения вместе со всеми относящимися к ним словами выделяются запятыми , если произносятся без восклицательной интонации Позвольте мне, читатель мой , заняться старшею сестрой. (А.С.Пушкин); [ , О , ].  Если обращение, стоящее в начале предложения, произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак Старик ! О прежнем позабудь ... (М.Ю.Лермонтов) \ [ О! ].

Знаки препинания  Частица о, стоящая перед обращением, не отделяется от него никакими знаками. Как хорошо ты, о море

12 слайд
Знаки препинания  Частица о, стоящая перед обращением, не отделяется от него никакими знаками. Как хорошо ты, о море ночное ! ( Тютчев ) [ , о О ].  Частицы а и да , стоящие перед повторяющимся обращением, запятой не отделяются, а перед ними запятая ставится. – Барин, а барин ,– промолвил вдруг Касьян своим звучным голосом ( Тургенев ). [О, а О,- ].  Однородные обращения, соединённые союзом и или да , запятой не разделяются: Здравствуй , солнце да утро весёлое ! ( Никитин ) [ ,О да О].

Знаки препинания  Если союз и повторяется при однородных обращениях, то перед первым И запятая не ставится. Выйдите во

13 слайд
Знаки препинания  Если союз и повторяется при однородных обращениях, то перед первым И запятая не ставится. Выйдите вон из класса и Петя, и Вася! [ и О, и О ].  При наличии нескольких обращений к одному лицу, находящихся в разных местах предложения, каждое из них выделяется запятыми. Иван Ильич , распорядись , братец , насчёт закуски... (Тургенев). [О ,…,О,…].

 Нераспространённые обращения выражены одним словом. Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас (Лермонтов).

14 слайд
 Нераспространённые обращения выражены одним словом. Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас (Лермонтов).  Распространённые обращения включают в себя пояснительные слова. Эй, славяне, что с Кубани, с Дона, с Волги, с Иртыша, занимай высоты в бане, закрепляйся не спеша! (Твардовский).

Обычно обращения употребляются в устной диалогической речи, а также в языке художественной литературы при передаче прямой ре

15 слайд
Обычно обращения употребляются в устной диалогической речи, а также в языке художественной литературы при передаче прямой речи. Кроме того, широкое применение находят обращения в ораторской речи и в речи деловой.

Роль в языке  В устной речи обращения служат для привлечения внимания собеседника и одновременно для выражения отношения гов

16 слайд
Роль в языке  В устной речи обращения служат для привлечения внимания собеседника и одновременно для выражения отношения говорящего к собеседнику. Провожающие, просим вас освободить вагоны.  В письменной речи обращения служат для выражения отношения пишущего к адресату. Милый Миша, здравствуй.

Использование обращений в поэтической речи  В поэтических текстах нередко в качестве обращений используются неодушевлё

17 слайд
Использование обращений в поэтической речи  В поэтических текстах нередко в качестве обращений используются неодушевлённые предметы. Такая стилистическая фигура речи называется риторическим обращением. Главной задачей риторического обращения является стремление выразить отношение к тому или иному лицу либо предмету, дать ему характеристику, усилить выразительность речи. Риторические обращения не требуют ответа. 1 . Не шуми ты, рожь , спелым колосом (Кольцов). 2. Серебристая дорога Ты зовёшь меня куда? (Есенин)

На уроках литературы мы недавно знакомились с произведениями С.А.Есенина. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью

18 слайд
На уроках литературы мы недавно знакомились с произведениями С.А.Есенина. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве» С. А. Есенин

С. А. Есенин с матерью Татьяной Фёдоровной Есениной

19 слайд
С. А. Есенин с матерью Татьяной Фёдоровной Есениной

Как обращается поэт к матери? Словами каких частей речи выражено обращение? Какую роль выполняют обращения в приведённых приме

20 слайд
Как обращается поэт к матери? Словами каких частей речи выражено обращение? Какую роль выполняют обращения в приведённых примерах? 1. Разбуди меня завтра рано О моя терпеливая мать! 2. Ты жива ещё моя старушка ? Жив и я. Привет тебе, привет! 3. Милая, добрая, старая, нежная, С думами грустными ты не дружись.

Наблюдение над языковым материалом. Задание № 1. Сравните предложения. В каком из них есть обращение? Сделайте вывод о том, ч

21 слайд
Наблюдение над языковым материалом. Задание № 1. Сравните предложения. В каком из них есть обращение? Сделайте вывод о том, чем различаются данные предложения . 1. Воспитанные люди используют в своей речи вежливые слова. Люди, используйте в своей речи вежливые слова. [О, …….]. 2.Мои зарубежные друзья изучают русский язык. Друзья! Изучайте русский язык! [ О! ….!]. 3. Туристы внимательно относятся к выбору маршрута. Туристы, внимательно относитесь к выбору маршрута. [О, …….]. Внимательно относитесь к выбору маршрута, туристы. [ ….., О].

Задание № 2 Распространите обращения прилагательными. 1. ……… .участники конференции, просим вас пройти регистрацию в кабинет

22 слайд
Задание № 2 Распространите обращения прилагательными. 1. ……… .участники конференции, просим вас пройти регистрацию в кабинете №5. 2. …… друг! Эта книга поведёт тебя в мир удивительных приключений. 3. …… .. мама, я очень скучаю. Слова для справок: Милая Уважамые Дорогой

Подведение итогов урока. Задание: отметьте верные (+) и неверные (-) утверждения. 1) обращение может состоять из нескольких сло

23 слайд
Подведение итогов урока. Задание: отметьте верные (+) и неверные (-) утверждения. 1) обращение может состоять из нескольких слов; 2) обращение может быть выражено только именем существительным собственным; 3) обращение может быть выражено именем прилагательным; 4) обращение может стоять только в начале предложения; 5) обращение может быть главным и второстепенным членом предложения; 6) обращение на письме всегда выделяется запятыми; 7) обращения употребляются только в разговорном стиле речи.

- Какую роль играют обращения в речи?

24 слайд
- Какую роль играют обращения в речи?

Выводы:  В разговорной речи обращение привлекает внимание собеседника, побуждает к восприятию

25 слайд
Выводы:  В разговорной речи обращение привлекает внимание собеседника, побуждает к восприятию речи.  В художественной речи обращения используются для создания художественного образа.  Обращение, как мы с вами отметили, выполняют ещё одну функцию: обращаясь к собеседнику, через название-обращение мы оцениваем его, показываем своё отношение к нему.

Рефлексия. Самооценка учащихся своей работы на уроке Приём «Незаконченное предложение». Предлагаю закончить предложение: -

26 слайд
Рефлексия. Самооценка учащихся своей работы на уроке Приём «Незаконченное предложение». Предлагаю закончить предложение: - Сегодня на уроке я узнал(а) …………… - обобщил(а)…………………………… - научился(ась) ………………………………

Домашнее задание: 1. Повторить правила об обращении, знаках препинания в предложениях с обращениями. 2.Выполнить три нижесл

27 слайд
Домашнее задание:  1. Повторить правила об обращении, знаках препинания в предложениях с обращениями. 2.Выполнить три нижеследующих задания и ответы загрузить на платформу « Platonus » или отправить на WhatsApp 8 702 481 06 10

Задание № 1 Прочитайте данные предложения, найдите предложения с обращениями и расставьте знаки препинания 1. Платком взмахну

28 слайд
Задание № 1 Прочитайте данные предложения, найдите предложения с обращениями и расставьте знаки препинания 1. Платком взмахнула у ворот моя любимая. 2. Я вернусь к тебе родная. 3. С чего начинается Родина? 4.Мой друг отчизне посвятим души прекрасные порывы! 5. Мой друг гостей своих с улыбкой встречает. 6. Любимый город может спать спокойно. 7. Утоли мою жажду каплей росы. 8. Жизнь моя ничуть не стала тише… 9. Поклон-привет тебе он шлет моя любимая. 10.Прости мне милый друг двухлетнее молчанье!

Задание № 2 Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями. 1. Ветер споет нам про дикие горы. 2. Мой друг на

29 слайд
Задание № 2 Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями. 1. Ветер споет нам про дикие горы. 2. Мой друг настойчиво добивается цели. 3. Бабушка рассказывает сказку на ночь. 4. Ребята пошли на речку. 5. Мама купила мне книгу. 6. Петя сначала выучил уроки, а потом пошел гулять.

Задание № 3 Уважаемые студенты, вы сами попробуйте себя в роли поэта. Задание: восстановите есенинские строки, вст

30 слайд
Задание № 3 Уважаемые студенты, вы сами попробуйте себя в роли поэта. Задание: восстановите есенинские строки, вставив опущенные обращения (Край, о Русь, мой край). Сравните получившийся у вас вариант с авторским текстом, выразительно прочитайте предложения. 1. … ты мой заброшенный, … ты мой, пустырь, Сенокос некошеный, Лес да монастырь. 2. Тебе одной плету венок, Цветами сыплю стежку серую. … , покойный уголок, Тебя люблю, тебе и верую. 3. Я снова здесь, в семье родной, … , задумчивый и нежный!

ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!СПАСИБО ЗА ИНТЕРЕС К РУССКОМУ ЯЗЫКУ

31 слайд
ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!СПАСИБО ЗА ИНТЕРЕС К РУССКОМУ ЯЗЫКУ