1 слайд
Жебрикова Карина
ученица 10 класса
КГУ СОШ № 21 г. Экибастуз
Способы номинации сверхъестественной силы в
русской языковой картине мира
(лингвокультурологический анализ)
Руководитель: Елубаева Ж.О.
2 слайд
Цель:
Выявление культурной
информации, содержащейся
в демонологической
лексике
3 слайд
Задачи:
•
на основании лексикографических
данных смоделировать
семантическое поле
«сверхъестественная сила»
•
описать структуру лексического
значения демонологемы
•
определить принципы номинации,
лежащие в основе наименования
сверхъестественной силы.
4 слайд
Мифологема
•
дает возможность охарактеризовать
многие типичные черты национального
образа мышления и особенностей
национальной культуры;
•
является виртуальным фрагментом
действительности;
•
отражает ментальный мир того или иного
народа;
•
формирует мир в сознании людей
5 слайд
Классификационные принципы
демонологической лексики
Отобъектные, отражающие объективные признаки предмета
номинация по
внешнему виду
номинация по
времени номинация по
звуку по способу
передвижения по месту
обитания
Невидимка –
мифический
персонаж, которого
не видно Святочницы –
духи,
появляющиеся
на святках Гаркун –
мифический
персонаж Летун –
мифический змей Домовой – дух,
обитающий в доме
6 слайд
Классификационные принципы
демонологической лексики
Отсубъектные, связанные в большей степени с
субъективными факторами номинации
номинация на основе
проекции родственных
связей человека называние демонологических
персонажей «человеческими»
именами номинация на основе
метафорического
употребления слов
Тетка,кумаха-
лихорадка; хозяин,
хозяйнушко
Домовой Кузя Нечистый, нечистая
сила – дьявол, сатана,
злой дух
7 слайд
Особенности демонологической лексики
•
наличие нейтральных и оценочно-
характеризующих номинаций;
•
отсутствие положительно оцениваемых
демонологических персонажей;
•
использование для обозначения широкого
спектра пейоративов, в том числе
стилистически сниженных: дрянь, зло, лихо,
поганый, дурной, сволочь и т.п.
8 слайд
Вариативность демонологем
В
А
Р
И
А
Н
Т
Н
О
С
Т
Ь Фонетические варианты : чередование
полногласных и неполногласных сочетаний
Акцентологические варианты : например:
вихор/вихор
Грамматические варианты :
байник/байниха , бола№ тник/болотница
Словообразовательные варианты:
например: буканай – буканушко «домовой»
Номинативные варианты : признак, положенный в
основу номинации объекта, принцип номинации или способ
номинации
9 слайд
Результаты эксперимента
В эксперименте приняли участие 20 школьников
10-х классов СОШ № 21 г. Экибастуза
•
Вопрос: Какие ассоциации вызывают у
Вас характеристики персонажей
сверхъестественной силы: возраст,
рост, красота/безобразие, волосяной
покров, одежда, место обитания, род
занятий, мотивация имени.
10 слайд
Интегрированные принципы описания
номинаций семантического поля
«сверхъестественная сила»
Лингвистические
факторы
Психолингвистические
факторы
Когнитивные факторы
Культурологические
факторы
Этнографические
факторы Лексическое значение
Типовые ассоциации
Типы когниций
Фрагмент традиционной
культуры
Описание места обитания
11 слайд
Заключение
- мифологическое мышление является частью национального
сознания, в котором отражается национально-культурная
специфика этноса;
- в создании мифологем отразилось представление русского
народа о пространстве и времени: мифологические персонажи
легко классифицируются по месту обитания или времени
проявления активности;
- выделяются :
•
домашние духи ( домовой и отчасти кикимора );
•
духи относятся к внешнему пространству: духи леса ( леший,
кикимора, Баба-Яга ); воздуха ( Змей Горыныч ); воды ( леший,
русалка ); мифологические персонажи не имеющие
определенного места обитания ( Кощей Бессмертный )
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде пәніңізді белгілеп, керек материалды алып сабағыңызға қолдана аласыз