ПРОЕКТ
Сборник заданий для формативного оценивания
Химия
8 класс
1
ПРОЕКТ
2
ПРОЕКТ
Содержание
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ ............................... 4
Раздел 8.1 «Движение электронов в атомах» ................................................................................ 4
Раздел 8.1 «Формулы веществ и уравнения химических реакций» .......................................... 10
Раздел 8.1 «Сравнение активностей металлов» .......................................................................... 16
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ ............................. 19
Раздел 8.2 «Количество вещества» ............................................................................................... 19
Раздел 8.2 Стехиометрические расчеты» ..................................................................................... 20
Раздел 8.2 «Знакомство с энергией в химических реакциях» .....…………………………….. 22
Раздел 8.2 «Водород. Кислород и озон» ...................................................................................... 25
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ ............................. 31
Раздел 8.3 «Периодическая система химических элементов» ................................................... 31
Раздел 8.3 «Виды химических связей»......................................................................................... 33
Раздел 8.3 «Растворы и растворимость» ...................................................................................... 37
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ ............................. 41
Раздел 8.4А «Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь» .............. 41
Раздел 8.4В «Углерод и его соединения» .................................................................................... 45
Раздел 8.4С «Вода» ........................................................................................................................ 50
3
ПРОЕКТ
1 четверть
Раздел/Тема
8.1А Движение электронов в атомах
Цель обучения
8.1.3.1 Понимать, что электроны в атомах распределяются
последовательно по энергетическим уровням на
возрастающем расстоянии от ядра
Критерий оценивания
Обучающийся
• Объясняет распределение электронов по
энергетическим уровням
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
1. На каждом энергетическом уровне в атоме может находиться максимальное число
электронов.
a) Запишите формулу для вычисления количества электронов__________________.
b) Назовите, электронное строение, какого элемента изображено на рисунке.
с) Используя формулу (задание 1(а)), заполните таблицу по образцу:
Энергетический уровень
Максимальное
электронов
число Пример атома, у которого
заполнен этот уровень
1
Ne
Дескриптор
Обучающийся
2* 32=18
−
−
−
−
записывает формулу расчёта количества электронов;
определяет элемент по электронному строению;
определяет энергетический уровень;
определяет максимальное число электронов на энергетическом
уровне;
− приводит примеры.
4
ПРОЕКТ
2. На рисунке изображено размещение электронов на энергетических орбиталях.
Используя данный рисунок, заполните пустые клетки таблицы:
Название
элемента
Символ
элемента
кислород
Поряд
ковый
номер
Общее
число
электронов
Энергетически
е уровни
1
2 3 4
Электронное
строение
Число
валентных
электронов
S
17
11
2
8
5
2, 8, 8, 2
0
Дескриптор
Обучающийся
− вычисляет
максимальное
количество
энергетическом уровне;
− определяет элемент по числу электронов.
3.
A
B
C
D
E
4
2
2
2
2
2
8
8
8
7
8
Электронное строение
18
7
7
8
18
18
32
электронов
7
18
на
7
1. Электронное строение соответствует элементу, с наибольшим
радиусом
атома___.
2. Электронное строение соответствует элементу, с наименьшим
радиусом
атома___.
3. Электронное строение соответствует элементу третьего периода ____.
4. Определите элементы, которые имеют соответствующее электронное строение:
ABCDE5. Элементы какой группы приведены в данной таблице?
Дескриптор
Обучающийся
− определяет элемент по числу электронов;
− определяет элемент по электронному
периодической системе.
5
строению
в
ПРОЕКТ
Раздел/Тема
8.1А Движение электронов в атомах
Цель обучения
8.1.3.4 Уметь писать электронные конфигурации и
электронно-графические формулы первых 20
химических элементов
Критерий оценивания
Обучающийся
• Составляет
электронные
конфигурации
электронно-графические формулы первых
химических элементов
Уровень мыслительных
навыков
Применение
и
20
Задания
1. Используя приведённые примеры, заполните данную ниже таблицу:
Символ элемента
H
Электронная
конфигурация
1s2
Электронно-графическая
формула
1s2
Li
1s22s2
B
1s22s22p3
Дескриптор
Обучающийся
− определяет элементы по электронным и
графическим формулам;
− составляет электронные конфигурации;
− составляет электронно-графические формулы;
6
электронно-
ПРОЕКТ
2. Заполните и допишите электронную и
элемента с атомной массой 20.
Дескриптор
электронно-графическую формулу
Обучающийся
− дописывает электронную конфигурацию элемента с атомной
массой 20;
− заполняет электронно-графическую формулу элемента с
атомной массой 20.
7
ПРОЕКТ
Раздел/Тема
8.1А Движение электронов в атомах
Цель обучения
8.1.3.5 Понимать, что атомы могут принимать или терять
электроны, что приводит к образованию ионов
Критерий оценивания
Обучающийся
• Объясняет образование ионов путём принятия или
отдачи электронов атомами
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
1. Заполните таблицу, характеризующую ионы.
Ион
Ион
Ион
лития
бериллия
кислорода
Число
8
протонов
Общее
10
число
электронов
Общий
-2
заряд иона
Электронное
строение
2,8
иона
Ион
фтора
Ион
натрия
1.
Напишите определение понятия ион.
_____________________________________________________________________
2.
Объясните, как образуются ионы.
_____________________________________________________________________
3.
Объясните, какие из атомов отдают, какие принимают электроны, при
образовании ионов из металов и неметаллов.
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Дескриптор
Обучающийся
− заполняет таблицу, характеризующую ионы;
− формулирует определение иона;
− объясняет образование ионов;
− объясняет, какие
электроны.
8
атомы
отдают,
а
какие
принимают
ПРОЕКТ
2. Фосфор образует ионы путем отдачи и приема электронов.
Закрасьте соответствующее количество электронов для атома и ионов фосфора на данных
схемах электронного строения.
Дескриптор
Обучающийся
− обозначает электроны для атома фосфора;
− обозначает электроны для иона Р+5;
− обозначает электроны для иона Р-3.
9
ПРОЕКТ
Раздел/Тема
8.1В Формулы веществ и уравнения химических
реакций
Цель обучения
8.2.3.1 Вычислять массовые доли элементов в составе
вещества, выводить формулы веществ по
массовым долям элементов
Критерий оценивания
Обучающийся
• Вычисляет массовые доли элементов в составе
вещества, выводит формулы веществ по массовым
долям элементов
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. На рисунке цифрами обозначены массовые
доли элементов, входящих в состав хлорида
аммония (NH 4 Cl).
Найдите соответствие между этими цифрами и
массовой долей каждого элемента (на основе
расчета).
1._______ 2. ________ 3. _________
Дескриптор
Обучающийся
− рассчитывает массовые доли элементов в составе хлорида
аммония;
− соотносит массовые доли элементов с диаграммой.
2.
a) Рассчитайте и определите, на какой диаграмме распределение массовых
долей элементов соответствует количественному составу карбоната лития.
Ответ _____________
b) Определите, на какой диаграмме распределение массовых долей элементов
соответствует NH 4 NO 3 .
10
ПРОЕКТ
Ответ ________________
c) Рассчитайте, в каком соединении массовые доли кислорода и серы отличаются в
2 раза.
SO 2
H 2 SO 4
SO 3
K 2 SO 3
Обучающийся
− определяет массовые доли элементов карбоната лития;
− определяет массовые доли элементов нитрата аммония;
− определяет соединение с соотношением кислорода и серы в 2
раза.
3. Определите простейшую формулу соли, которая состоит из массовых долей:
калий — 26,53 % , хром — 35,37 % , кислород — 38,10 %
Дескриптор
Дескриптор
Обучающийся
− определяет формулу соли по массовым долям элементов.
11
ПРОЕКТ
Раздел/Тема
81В Формулы веществ и уравнения химических реакций
Цель обучения
8.2.2.1 Классифицировать химические реакции по числу и
составу исходных и образующихся веществ
Критерий оценивания
Обучающийся
• Составляет уравнение реакции согласно
классификации: по числу и составу исходных и
образующихся веществ
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1.
a) Рассчитайте число атомов в реагентах и продуктах реакции.
Реагенты
СO-
H -
Продукты
СO-
H -
b) Внимательно рассмотрев рисунок, запишите обобщённое уравнение реакции.
Расставьте коэффициенты.
______________________________________________________________________
Дескриптор
Обучающийся
− рассчитывает число атомов реагентов и продуктов реакции;
− записывает уравнение реакции;
− составляет формулы согласно валентности;
− уравнивает реакцию, с помощью коэффициентов.
2. Допишите уравнение реакции, вставив вместо знаков “?” необходимые символы
элементов или формулы веществ.
Ca + 2HCl → Ca”?” + H 2
__________________________________________________
2Mg + “?” → 2MgO
__________________________________________________
12
ПРОЕКТ
2H 2 ”?” + 3O 2 → 2H 2 O + 2SO 2
__________________________________________________
Fe 2 O 3 + 3H 2 → 2Fe + 3”?”O
__________________________________________________
CaCl 2 + 2NaOH → Ca(OH) 2 + 2Na”?”
__________________________________________________
Дескриптор
Обучающийся
− составляет уравнения реакций, заполняя пропуски.
13
ПРОЕКТ
Раздел/Тема
81В Формулы веществ и уравнения химических реакций
Цель обучения
8.2.2.1 Классифицировать химические реакции по числу и
составу исходных и образующихся веществ
Критерий оценивания
Обучающийся
• Составляет
уравнение
реакции
согласно
классификации: по числу и составу исходных и
образующихся веществ
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Заполните пропуски в предложениях, используя рисунки.
• Взаимодействие одного или нескольких простых и сложных веществ называется
реакцией _____________.
А + B → AB
Пример:
водород + кислород → пероксид водорода
•
Разложение сложного вещества на несколько простых называется
_____________.
реакцией
AB → А + B
Пример:
вода
•
→
водород
+
кислород
Взаимодействие двух сложных веществ, приводящее к образованию новых двух
сложных веществ называется реакцией _____________.
AB + СD → АD + CB
Пример:
соединение 1 + соединение 2 → соединение 3 + соединение 4
соляная кислота + гидроксид натрия → хлорид натрия + вода
•
Взаимодействие простого вещества со сложным, при котором образуется новое
простое и новое сложное вещество называется реакцией_____________.
14
ПРОЕКТ
A + CB → АB + C
Пример:
элемент 1 + соединение 1 → соединение 2 + элемент 2
цинк + сероводород → сульфид цинка + водород
Дескриптор
Обучающийся
− классифицирует химические реакции по числу и составу
исходных и образующихся веществ.
2. На рисунке приведены реагенты и продукты протекающей реакции.
Определите тип реакции и напишите уравнение реакции.
Тип реакции ______________
Уравнение реакции:
______ + _______ → ______ + _______
Тип реакции ______________
Уравнение реакции:
___ _______ → _______ + ________
Дескриптор
Обучающийся
− определяет тип реакции;
− записывает уравнение реакции;
− уравнивает реакцию, с помощью коэффициентов.
15
ПРОЕКТ
Раздел/Тема
8.1С Сравнение активностей металлов
Цель обучения
8.2.4.3 Исследовать факторы, влияющие на возникновение
коррозии металлов
Критерий оценивания
Обучающийся
• Определяет
металлов
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
факторы,
влияющие
на
коррозию
Задание
a) Объясните термин «коррозия».
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
b) Внимательно рассмотрите данный рисунок и запишите факторы,
• способствующие коррозии ___________________________________
• препятствующие коррозии ___________________________________.
Дескриптор
Обучающийся
− описывает термин «коррозия»;
− выделяет факторы, способствующие коррозии;
− выделяет факторы, препятствующие коррозии.
16
ПРОЕКТ
Раздел/Тема
8.1С Сравнение активностей металлов
Цель обучения
8.2.4.8 Прогнозировать возможность протекания
незнакомых реакций замещения металлов,
используя ряд активности металлов
Критерий оценивания
Обучающийся
• Записывает реакцию взаимодействия металлов с
водой, используя ряд активности металлов
• Записывает реакцию взаимодействия металлов с
кислотами, используя ряд активности металлов
• Записывает реакцию взаимодействия металлов с
солями, используя ряд активности металлов
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Допишите уравнения возможных реакций. Расставьте коэффициенты.
A) Al + HCl =
B) Na + H 2 O =
C) Zn + H 2 SO 4 =
D) Ag + H 2 O =
E) Mg + CuSO 4 =
F) Hg + AgNO 3 =
Дескриптор
Обучающийся
− используя ряд активности металлов, составляет уравнения реакций активных
металлов с водой;
− используя ряд активности металлов, составляет уравнения реакций не
активных металлов с водой;
− используя ряд активности металлов, составляет уравнения реакций металлов с
кислотой;
− используя ряд активности металлов, составляет уравнения реакций металлов с
солями.
17
ПРОЕКТ
Раздел/Тема
8.1С Сравнение активностей металлов
Цель обучения
8.2.2.5 Составлять уравнения реакций металлов с кислотами
Критерий оценивания
Обучающийся
• Составляет уравнения реакций металлов с кислотами
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Напишите реакции трёх металлов различной активности с раствором серной кислоты,
используя ряд активности металлов.
Расставьте коэффициенты.
1.
2.
3.
Дескриптор
Обучающийся
− составляет уравнения химических реакций, используя ряд активности
металлов;
− расставляет коэффициенты.
18
ПРОЕКТ
Раздел/Тема
2 четверть
8.2А Количество вещества
Цель обучения
8.1.1.2 Уметь вычислять молярные массы соединений
Критерий оценивания
Обучающийся
• Вычисляет молярные массы соединений
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Определите численное значение молярной массы.
1. водорода
М( )=
2. воды
М(
)=
3. оксида азота (IV)
М(
)=
4. нитрата железа (III)
М(
)=
5. кристаллогидрата медного купороса М(CuSO 4 •5H 2 O) =
Дескриптор
Обучающийся
− вычисляет молярные массы соединений;
− указывает единицы измерения.
19
ПРОЕКТ
Раздел/Тема
8.2.В Стехиометрические расчеты
Цель обучения
8.2.3.5 Вычислять массу, количество вещества по уравнениям
химических реакций
Критерий оценивания
Обучающийся
• Вычисляет массу, количество вещества по уравнениям
химических реакций
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Вычислите массу и количество вещества серы, необходимую для получения оксида серы
(IV) количеством вещества 8 моль (S + O 2 = SO 2 ).
2.
Вычислите массу лития, необходимого для получения хлорида лития количеством
вещества 1,2 моль (2Li+ Cl 2 = 2LiCl).
3. Вычислите количество вещества сульфида натрия, если в реакцию с натрием вступает сера
массой 12,8 г (2Na + S = Na 2 S).
4. Вычислите массу кислорода, необходимую для сгорания фосфора, массой 3,1г
Дескриптор
Обучающийся
− вычисляет молярные массы соединений;
− правильно использует значения, данные по условию задачи;
− вычисляет массу по уравнениям химических реакций;
− вычисляет количество вещества по уравнениям химических реакций.
20
ПРОЕКТ
Раздел/Тема
8.2.В Стехиометрические расчеты
Цель обучения
8.2.3.7 Вычислять относительную плотность газов и
молярную массу вещества по относительной
плотности
Критерий оценивания
Обучающийся
• Вычисляет относительную плотность газов и
молярную массу
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Вычислите относительную плотность аммиака (NH 3 ) по водороду.
Дано:
Решение:
Ответ:
2. Определите молекулярную формулу вещества, содержащего 81,8% углерода и 18, 2%
водорода. Относительная плотность вещества по азоту равна 1,57. Рассчитайте
молярную массу полученного соединения.
3. Вычислите молярную массу двухатомного газа, относительная плотность которого по
воздуху 1,103. Назовите этот газ.
Дескриптор
Обучающийся
− вычисляет молярные массы соединений;
− правильно использует значения, данные по условию задачи;
− вычисляет относительную плотность газов.
21
ПРОЕКТ
Раздел/Тема
8.2С Знакомство с энергией в химических реакциях
Цель обучения
8.3.1.2 Объяснять причины парникового эффекта и
предлагать пути решения
Критерий оценивания
Обучающийся
• Описывает причины парникового эффекта и
предлагает пути решения
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Используя данную схему, опишите причины парникового эффекта.
Предложите пути решения.
Причины:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Пути решения:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Дескриптор
Обучающийся
− описывает причины парникового эффекта;
− предлагает пути решения проблемы.
22
ПРОЕКТ
Раздел/Тема
Цель обучения
8.2С Знакомство с энергией в химических реакциях
8.3.1.3 Знать, что экзотермические реакции идут с
выделением теплоты, а эндотермические реакции с
поглощением теплоты
Критерий оценивания
Обучающийся
• Объясняет, что экзотермические реакции идут с
выделением теплоты, а эндотермические реакции с
поглощением теплоты
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Составьте определения химических реакций, используя данные рисунки.
Определение:
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
Определение:
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
Дескриптор
Обучающийся
− записывает определение экзотермической реакции;
− записывает определение эндотермической реакции.
2. Классифицируйте химические реакции по тепловому эффекту:
а) 2HBr →H 2 + Br 2 - 70 КДж
b) 2NO + O 2 →2NO 2 + 117,2 КДж
c) CaCO 3 → CaO + CO 2 -158,2 КДж
d) 2CO + O 2 → 2CO 2 + 569,4 КДж
e) 2H 2 + O 2 → 2H 2 O + 572,8 КДж
Дескриптор
Обучающийся
− определяет уравнения экзотермической реакции;
− определяет уравнения эндотермической реакции.
23
ПРОЕКТ
Раздел/Тема
8.2С Знакомство с энергией в химических реакциях
Цель обучения
8.3.1.5 Объяснять изменение энергии с точки зрения
кинетической теории частиц
Критерий оценивания
Обучающийся
• Объясняет изменение энергии с точки зрения
кинетической теории частиц
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
На графиках изображены реакции (а и б), протекающие с изменением теплового
эффекта.
Объясните изменение теплового эффекта с точки зрения кинетической теории частиц.
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Обучающийся
Дескриптор
− описывает изменение теплового эффекта с точки зрения
кинетической теории частиц для экзотермической реакции;
− описывает изменение теплового эффекта с точки зрения
кинетической теории частиц для эндотермической реакции.
24
ПРОЕКТ
Раздел/Тема
8.2D Водород. Кислород и озон
Цель обучения
8.4.2.1 Уметь получать водород и изучать его свойства и
применение
Критерий оценивания
Обучающийся
• Описывает способ получения водорода, его
свойства и называет области применения
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Какие вещества используются для получения водорода?
Напишите уравнение соответствующей реакции.
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
Дескриптор
Обучающийся
− записывает вещества, необходимые для получения водорода;
− записывает уравнение реакции.
2. Объясните, какими способами можно собрать водород и почему.
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
Дескриптор
Обучающийся
− описывает 1 способ собирания водорода;
− описывает 2 способ собирания водорода.
25
ПРОЕКТ
3. Напишите уравнения реакций, показывающие химические свойства водорода.
Дескриптор
Обучающийся
− записывает уравнение взаимодействия водорода с простыми
веществами;
− записывает уравнения взаимодействия водорода со сложными
веществами.
4. Составьте схему «Области применения водорода».
Дескриптор
Обучающийся
−
−
перечисляет области применения водорода;
изображает перечисленные области применения в виде схемы.
26
ПРОЕКТ
Раздел/Тема
8.2D Водород. Кислород и озон
Цель обучения
8.4.2.3 Уметь получать кислород и изучать его свойства
и применение
Критерий оценивания
Обучающийся
• Описывает способ получения кислорода, его
свойства и называет области применения
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Опишите процесс получения кислорода, используя рисунок.
Что изображено под цифрой 1, и с какой целью это вещество используется?
Напишите уравнение реакции.
1
Дескриптор
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
Обучающийся
− описывает способ получения кислорода из перманганата
калия;
− указывает вещество под цифрой 1 и называет его функцию;
− записывает уравнение реакции.
27
ПРОЕКТ
2. Напишите уравнения реакций между данными веществами.
Расставьте коэффициенты.
Уравнение реакции
Обучающийся
− записывает уравнение взаимодействия кислорода с простыми
веществами;
− записывает уравнения взаимодействия кислорода со сложными
веществами.
3. Перечислите области применения кислорода.
Дескриптор
Дескриптор
Обучающийся
− перечисляет области применения кислорода;
− заполняет схему - области применения.
28
ПРОЕКТ
Раздел/Тема
8.2D Водород. Кислород и озон
Цель обучения
8.4.2.4 Сравнивать состав и свойства аллотропных
видоизменений кислорода
Критерий оценивания
Обучающийся
• Описывает состав и свойства аллотропных
видоизменений кислорода
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Заполните данную таблицу свойств кислорода и озона.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
Свойства вещества
Химическая формула
Молекулярная масса
Агрегатное состояние
Цвет
Запах
Растворимость в воде
Окислительные свойства
Значение в природе
Дескриптор
Кислород
Обучающийся
− записывает свойства кислорода;
− записывает свойства озона.
29
Озон
ПРОЕКТ
3 четверть
8.3А Периодическая система химических элементов
Раздел/Тема
Цель обучения
8.2.1.2 Понимать, что элементы одной группы содержат на
внешнем уровне одинаковое количество электронов
Критерий оценивания
Обучающийся
• Определяет, что элементы одной группы содержат на
внешнем уровне одинаковое количество электронов
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
1. Химическому
электронов:
элементу
VIA-группы
соответствует
схема
распределения
1) Рис. 1, 3
2) Рис. 2, 4
3) Рис. 3, 4
4) Рис. 1, 4
2. Среди данных ниже билетов, выберите билеты из одного купе.
(a)
Дескриптор
(b)
(c)
Обучающийся
− определяет положение элемента по электронному строению
последнего уровня;
− выбирает билеты из одного купе.
30
ПРОЕКТ
Раздел/Тема
8.3А Периодическая система химических элементов
Цель обучения
8.2.1.4 Характеризовать химический элемент по положению
в периодической системе
Критерий оценивания
Обучающийся
• Даёт характеристику химического элемента по
положению в периодической системе.
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Следующие группы элементов ZRD, PSIF, JXBE, LHT, QKA, WOV, GUN, YMC являются
совокупностью элементов одной группы.
(Данный набор букв не соответствует знакам химических элементов)
Определите группу этих элементов и разместите их по порядку.
U имеет всего 6 электронов
I 2 A формула простейшего оксида
у элемента Р по сравнению с элементом
S больше плотность
S щелочной металл
Е инертный газ
W жидкий элемент
Z имеет самую меньшую атомную массу
в группе
В имеет 10 протонов
О имеет большую атомную массу по
сравнению с V
D самая большая атомная масса в группе
C имеет 5 электронов на последнем слое
Дескриптор
Обучающийся
элемент F - газ
Атомная масса элемента Х больше
атомной массы F на одну единицу
L щелочно-земельный элемент с атомной
массой равной 40
Y амфотерный элемент
O галоген
атомная масса Т больше атомной массы H
атомная масса Q в 2 раза больше атомной
массы А
атомная масса І больше атомной массы S
атомная масса M меньше атомной массы А
на одну единицу
электроны элемента N расположены на 3
энергетических уровнях
атомный радиус элемета K самый большой
в группе
− дает характеристику химического элемента по положению в
периодической системе;
− определяет группу химического элемента;
− определяет элементы одной группы.
31
ПРОЕКТ
Раздел/Тема
8.3А Периодическая система химических элементов
Цель обучения
8.2.1.6 Знать естественные семейства химических элементов
и приводить примеры щелочных металлов, галогенов,
инертных газов
Критерий оценивания
Обучающийся
• Определяет элементы одного естественного семейства
и приводит примеры щелочных металлов, галогенов,
инертных газов.
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Используя приведенную ниже диаграмму, определите:
(а) букву и группу, указывающую на щелочной металл, и напишите электронную
конфигурацию его внешнего слоя;
_____________________________________________________________________________
(b) букву и группу, указывающую на щелочноземельный металл, и напишите
электронную конфигурацию его внешнего слоя;
_____________________________________________________________________________
(c) букву и группу, указывающую на благородный газ, и напишите его электронную
конфигурацию внешнего слоя;
_____________________________________________________________________________
(d) букву и группу, указывающую на галоген, и напишите его электронную конфигурацию
внешнего слоя;
_____________________________________________________________________________
(e) букву и группу элемента, если электронная конфигурация его внешнего слоя s2p3;
_____________________________________________________________________________
(f) букву и группу элемента, если электронная конфигурация его внешнего слоя s2p1.
_____________________________________________________________________________
Дескриптор
Обучающийся
− дает характеристику химического элемента по положению в
периодической системе;
− определяет группу химического элемента;
− определяет элементы естественного семейства.
32
ПРОЕКТ
Раздел/Тема
8.3В Виды химических связей
Цель обучения
8.1.4.1 Объяснять образование ковалентной связи между
атомами на основе электроотрицательности
Критерий оценивания
Обучающийся
• Объясняет образование ковалентной связи между
атомами на основе электроотрицательности.
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Используя справочный материал, заполните таблицу.
№ Молекула
1.
PCl 3
2. CH 4
3. NaCl
4. PH 3
5. NO 2
6. CaO
7. H 2 O
8. KF
9. Cl 2
Дескриптор
X
X
ΔΧ
значение
значение
разность
электроот электроот
значений
рицательн рицательн электроотри
ости
ости
цательности
P= 2.1
Cl=3.0
0.9
Тип связи
Обозначение
Ков.
полярная
Рσ+-Сl σ-
C=
H=
Na=
Cl=
P=
H=
N=
O=
Ca=
O=
H=
O=
K=
F=
Cl=
Cl
Обучающийся
−
−
−
−
−
определяет значение электроотрацательности по таблице;
определяет значение ΔΧ (разность электроотрицательностей);
определяет тип связи каждого соединения;
использует правильные обозначения;
заполняет таблицу.
33
ПРОЕКТ
Раздел/Тема
8.3В Виды химических связей
8.1.4.2 Описывать механизм образования ионной связи и
предсказывать свойства ионных соединений
Цель обучения
Критерий оценивания
Обучающийся
• Описывает механизм образования ионной связи и
предсказывает свойства ионных соединений
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
1) Изобразите распределение электронов для MgO, LiCl, Na 2 O, MgF 2 .
2) Покажите с помощью стрелочки процесс передачи электронов.
3) Изобразите распределение электронов для образовавшихся ионов, поставьте их заряд за
квадратными скобками.
Дескриптор
Обучающийся
− изображает распределение электронов для данных атомов;
− показывает с помощью стрелочки процесс передачи
электронов;
− изображает распределение электронов для образовавшихся
ионов;
− записывает заряд ионов за квадратными скобками.
34
ПРОЕКТ
Раздел/Тема
8.3В Виды химических связей
Цель обучения
8.1.4.3 Объяснять зависимость свойств веществ от типа
решётки
Критерий оценивания
Обучающийся
• Объясняет зависимость свойств веществ от типа
решётки
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
1. Внимательно изучите данную таблицу.
Выберите типы кристаллических решёток, для которых характерны высокая и низкая
температуры плавления.
Проводят ли соединения с такой кристаллической решёткой электрический ток?
Ответ обоснуйте.
Тип
кристалли
ческой решётки
Примеры
(формулы)
Температура
плавления (°C)
Температура
кипения (°C)
ионная
NaCl
CaF 2
801
1418
1413
2533
мeталлическая
Hg
Na
Au
W
-39
371
1064
3410
630
883
2856
5660
атомная
B
C (алмаз)
SiO 2
2076
3500
1600
3927
3930
2230
молекулярная
H2
I2
NH 3
H2O
-259
114
-78
0
-253
184
-33
100
Ответ:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Обучающийся
Дескриптор
− выбирает тип кристаллической решётки с высокой
температурой плавления;
− выбирает тип кристаллической решётки с низкой
температурой плавления;
− объясняет электропроводность данных веществ.
35
ПРОЕКТ
2. На приведенных схемах изобразите типы
атомная, металлическая и молекулярная.
Дескриптор
кристаллических решеток- ионная,
Обучающийся
− изображает схему ионной кристаллической решётки;
− изображает схему атомной кристаллической решётки;
− изображает схему металлической кристаллической решётки;
− изображает схему молекулярной кристаллической решётки.
36
ПРОЕКТ
Раздел/Тема
8.3С Растворы и растворимость
Цель обучения
8.3.4.1 Классифицировать вещества по растворимости в воде
Критерий оценивания
Обучающийся
• Разделяет вещества по растворимости в воде
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
А
В
1. Как влияет температура на растворимость веществ?
Используя рисунок А, поясните свой ответ.
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
2. Определите по рисунку B, где может образоваться насыщенный и ненасыщенный
раствор. Обоснуйте свой ответ.
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Дескриптор
Обучающийся
− объясняет, как влияет температура на растворимость веществ;
− различает насыщенный и ненасыщенный растворы.
37
ПРОЕКТ
Раздел/Тема
8.3С Растворы и растворимость
Цель обучения
8.3.4.4 Рассчитывать растворимость вещества на 100 г воды,
используя технику выпаривания, сравнивать
полученные результаты со справочными данными
Критерий оценивания
Обучающийся
• Рассчитывает растворимость вещества на 100г воды
• Использует технику выпаривания
• Сравнивает полученные результаты со справочными
данными
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
На рисунке (слева) показан раствор соли в воде, справа сухая соль после выпаривания.
Рассчитайте растворимость этой соли в 100 г воды. Полученное значение соответствует
растворимости данной соли при 30oC.
Определите по графику, какая эта соль.
Определите к какому типу (по насыщенности) относится исходный раствор.
38
ПРОЕКТ
Дескриптор
Обучающийся
− объясняет, как влияет температура на растворимость веществ;
− различает насыщенный и ненасыщенный растворы.
39
ПРОЕКТ
Раздел/Тема
8.3С Растворы и растворимость
Цель обуч