Материалдар / Авторская программа по русскому языку и литературе Загадки орфографии 11 класс
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Авторская программа по русскому языку и литературе Загадки орфографии 11 класс

Материал туралы қысқаша түсінік
Подготовка учащихся 9-11 классов к государственным экзаменам
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
25 Маусым 2021
307
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Авторская программа 11 класс Загадки орфорафии



(слайд 1)

«Современная система образования потрясающе неэффективна. Слишком часто мы даём молодым людям срезанные цветы - в то время,как мы должны учить их выращивать собственные растения», - говорил американский педагог Джон Гарднер (слайд 2).

Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих.
Однако никак нельзя сбрасывать со счёта и социально-психологический фактор неуспеваемости. Ведь ребёнок обучается в коллективе, в котором постоянно происходит подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между собой. Неуспевающий ученик выставляется как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию неуспеха. Всё это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество двоечников ложится на наши плечи, плечи педагогов.

В образовании, впрочем, как всегда с учётом нашей профессии, необходимо ответить как минимум на два вопроса: «Чему учить? Как учить?»(слайд 3)

Чему учить?
Необходимо выяснить причину отставания, определить действительный уровень его знаний, после чего “возвратить его” на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы, Государственным Образовательным Стандартам.


Как учить?

А здесь необходимо помнить, что «Расти должны все цветы…» (по Евангелию), чаще вспоминать высказывание педагога - философа Э. Ильенкова: «Каждый ребенок есть однажды случающееся чудо». Значит, нужно продумать и осуществить индивидуальный план обучения (слайд 4)
Таким образом, АКТУАЛЬНОСТЬ данного вопросавсегда очевидна и нынче продиктована:

  • Требованием времени

  • Результатами внутришкольного контроля, учебной деятельности (слайд 5)


Актуальная проблеманашей школы (слайд 6) – «не потерять», «не упустить» учащихся
с низкими учебными возможностями.
Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или тех, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа с такой категорией учащихся.

В связи с этим учителями нашей школы созданы Программы деятельности педагога по работе с учащимися, имеющими проблемы в изучении русского языка.


Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования особенностям личности каждого ребенка; затруднения в обучении, связанные с состоянием здоровья; неблагоприятной обстановкой в семье (слайд 7).На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное поощрение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество времени на отработку навыков.

Цель программы: ликвидация пробелов у учащихся в процессе обучения, создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.

Задачей программы является создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности; пробуждение природной любознательности; создание максимально благожелательных отношений учителя и окружающих к слабому ученику; вовлечение учащихся в совместный поиск форм работ.

Принципы построения Программы - приоритет индивидуальности.

Принципы реализации - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.


В Программе даётся краткая характеристика слабоуспевающих детей. Указывается, что эти дети требует особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. Таким образом, эти дети без специально продуманной поддержки могу перейти в разряд неуспевающих. На индивидуальных занятиях они работают под руководством учителя, который направляет их работу, уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль за правильностью выполнения.

Например:

Фамилия, имя

Причина слабой успеваемости

Бугера Лолита

Низкий уровень умственных способностей, слабые учебные умения и навыки, низкие навыки устной и письменной речи, гиперактивность, отсутствие контроля со стороны родителей

    Киркин Владислав

    Низкий уровень развития умственных способностей, памяти и мышления, слабые учебные умения и навыки, низкие навыки устной и письменной речи, отсутствие действенных мотивов

      Спасибо Екатерина

      Слабые учебные умения и навыки, отсутствие действенных мотивов, низкие навыки устной и письменной речи.

        Тройников Вадим

        Низкая мотивация к обучению, не сформировалось прилежание, слабые учебные умения и навыки, отсутствие контроля со стороны родителей

          Приезжих Дмитрий

          Низкий уровень мотивации, отсутствие контроля со стороны родителей, слабые учебные умения и навыки, отсутствие действенных мотивов, низкие навыки устной и письменной речи


          Организация работы со слабоуспевающими учащимися на уроке

          Особенности неуспевающих учащихся:

          • низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития;

          • отсутствие познавательного интереса;

          • не сформированы элементарные организационные навыки;

          • учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения;

          • нет опоры на родителей как союзников учителя – предметника;

          • отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся;

          • частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта

          (слайд 8)

          Признаки отставания ученика

          Причины:


          В чем проявляется:


          1. Низкий уровень

          умственного

          развития.


          • Педагогическая запущенность.

          • Частые заболевания.

          • Пропуски занятий.

          • Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.

          • Не умеет устанавливать причинно-следственные связи.

          • Учитывать все признаки предмета или явления.

          • Видеть общее и т. д.

          2. Несформированность учебных навыков.


          • Педагогическая запущенность.

          • Частые заболевания.

          • Пропуски занятий.


          Ребенок не умеет учиться:

          • работать с текстом;

          • выделять главное, существенное;

          • не может организовать свое время и распределить усилия


          3. Дефицит внимания с гиперактивностью.

          Функциональные особенности нервной системы

          • отвлекаемость;

          • чрезмерная подвижность;

          • неусидчивость

          4. Отсутствие познавательного интереса.


          С ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности


          Слабо развитый интерес ко всему, что его окружает, не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое времяпрепровождение.

          5.Несформированность произвольной сферы.


          Функциональные особенности нервной системы;

          педагогическая запущенность

          Ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.



          Перед нами возникают вопросы, требующие незамедлительного решения.

          Как предотвратить неуспеваемость учащихся?

          • Своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учеников и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.

          • Нужно выбирать разумные способы учебной работы, применяемые учащимися, и при необходимости корректировать эти способы.

          • Систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.

          • Организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе таким образом, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.


          Как можно помочь слабоуспевающему ученику?
          - Для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач.
          - Учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.

          Как повысить работоспособность учеников?

          • Разнообразить виды деятельности.

          • Проветривать кабинет.

          • Проводить физминутки.

          • Всегда помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.

          • Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке. 

          • При формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно– развивающийаспект (работа по развитию надпредметных способов деятельности, развитию психических процессов).

          • Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!)

          • Многократно проговаривать и закреплять материал урока.

          • Стремиться к алгоритмизации деятельности.



          «Хороший учитель отличается от плохого тем, что он умеет видеть индивидуальные особенности детей; для хорошего учителя все ученики разные, а для плохого – одинаковые», - говорил русский педагог и психолог, академик П.П. Блонский(слайд 9).

          В связи с этим учитель должен:(слайд 10)
          Знать
          психическое развитие ребёнка:
          -
          восприятие (каналы – кинестетический, слуховой, визуальный);
          - внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное
          );
          - память (вербальная, невербальная)


          Стремиться понять и принять каждого ребёнка:
          - уметь встать на позиции ученика;
          -
          уметь вести непринуждённый диалог;
          -
          стремиться к внешней занимательности;
          -
          использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план);
          -
          учить работать со словарями и другим справочным материалом.

          Проявлять:

          - разумную требовательность
          - неиссякаемое терпение
          - справедливую строгость
          - веру в возможности ученика

          В обучении применять:
          - опережающее обучение;
          - различные формы групповой работы;
          - взаимоопрос, самоконтроль;
          - конспекты-блоки по разным темам;
          - работу с алгоритмами.


          Особое внимание обращаем на правило:
          НЕТнасмешливому тону!

          При работе со слабыми учащимися опираюсь на следующие психологические правила:
          1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
          2. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
          3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
            4. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.

          5. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовыхситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.
          6. Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.
          7. Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

          Не обойтись при работе со слабоуспевающими учениками без дифференцированногоподхода в обучении (слайд 11)
          Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока:
          -
          при закреплении;
          - при проверке домашнего задания;
          - при самостоятельной работе.

          Планирование различных видов дифференцируемой помощи (слайд 12,13)

          1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома.

          2. Больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.

          3. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

          4. При опросе создаются специальные ситуации успеха.

          5. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

          6. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.

          7. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

          8. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

          9. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится индивидуальная консультация, подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.


          Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов: (слайд 14)

          • специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;

          • карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,

          • карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями;

          • карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;

          • карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий;

          • задания с выбором ответов;

          • карточки-тренажёры;

          • «карточки-конспекты»;

          • творческие задания.


          Положительные аспекты дифференцированного и индивидуального подходов:(слайд 15)

          - Отсутствие в классе отстающих учащихся;
          - Полная занятость всех учащихся, самостоятельно переходящая от уровня к уровню;
          - Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, уверенности в себе, творчества;
          - Повышения познавательного интереса и мотивации к обучению;
          - Развитие способностей учащихся



          Трудности в реализации дифференцированного и индивидуального подходов: (слайд 16)

          - Большая подготовительная работа перед уроком
          - Переработка содержания материала
          - Дидактическое обеспечение
          - Подготовка учащихся к такой форме работы;
          - Педагогический мониторинг

          (слайд 17)

          Рекомендации по рациональному применению

          дифференцированного подхода

          • Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).

          • Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.

          • Индивидуальные дифференцированные задания.

          • Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).

          • Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.

          • Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.

          • Индивидуальные групповые задания различной степени трудности.

          Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащихся, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. Как следствие, на уроке появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание в учебном процессе.





          Виды домашних заданий в условиях дифференциации

          Виды домашних заданий

          Три уровня домашнего задания:

          • Обязательный минимум (по силам любому ученику).

          • Тренировочный (для желающих хорошо знать предмет и без труда осваивающих программу – по усмотрению учителя эти ученики могут освобождаться от задания первого вида).

          • Творческое задание (используется в зависимости от темы урока и подготовленности класса; выполняется на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой и похвалой).

          Приемы

          Учитель одновременно задает два или три уровня (при постоянном использовании данного вида целесообразно завести «дневник» выбора учеником домашнего задания, чтобы анализировать характер выбора заданий, обсуждать причины выбора с учеником или с психологом).

          Любой из уровней домашних заданий учитель может задавать как снежный ком.

          Задается большой массив задач сразу – в рамках большой изучаемой или повторяемой темы.



          Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
          Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
          Ресми байқаулар тізімі
          Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!