Материалдар / Баяндама "Творческая деятельность на уроках самопознания – основа формирования нравственно - эстетического воспитания"
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Баяндама "Творческая деятельность на уроках самопознания – основа формирования нравственно - эстетического воспитания"

Материал туралы қысқаша түсінік
Баяндама "Творческая деятельность на уроках самопознания – основа формирования нравственно - эстетического воспитания"
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
28 Қазан 2021
152
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Творческая деятельность на уроках самопознания – основа формирования нравственно - эстетического воспитания


С.А.Назарбаева отмечает: «Мне хочется, чтобы дети с самых малых лет освоили искусство быть всегда здоровыми и счастливыми, чтобы учились и росли, обретая мудрость жизни и счастье в служении человечеству. Чтобы осознавали, кто они есть, для чего живут и к чему должны стремиться. Раскрыть себя – каждый должен!».

Наше время – это время постоянных перемен. Перед учителем в современной школе стоит сложнейшая задача: необходимо открыть учащимся красочный и богатый мир знаний, помочь им найти свое место в жизни. Сейчас нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, школа не всегда ориентируется на развитие творческих способностей у детей. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий не поддерживает интерес к учению. Дети с нарушением слуха лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Главной целью педагогического коллектива должно быть воспитание такой личности школьника с нарушением слуха, которая сочетает в себе высокие нравственные качества, мировоззрение, культуру, умение трудиться и гуманистическое отношение к миру, способность к саморазвитию и самореализации, личности, идеалом которой являются добро, истина, красота.

Изучение творческих способностей у детей с нарушениями слуха вызывает особый интерес, так как потеря слуха и вторично возникающее своеобразие в развитии познавательных процессов: мышления, памяти, воображения, создают определенные трудности в приобретении жизненного опыта.

Дети с нарушениями слуха позже овладевают основными мыслительными операциями, обобщающим значением слова, что, безусловно, влияет на уровень развития творческих способностей. Ограниченность общения с взрослыми и слышащими сверстниками лишает детей с нарушениями слуха необходимого объема информации. Поэтому процесс развития творческих способностей в данном случае выполняет компенсаторную функцию.

Творческое воображение детей с нарушениями слуха выполняет важную компенсаторную функцию, которая выражается в том, что воображение, создавая новые образы, обогащает опыт неслышащего, расширяет границы познаваемого мира, его общий кругозор. Кроме того, воображение способствует саморазвитию личности ребенка, поскольку именно в процессе воображения часто осознается нехватка имеющегося опыта для воплощения намеченных целей, что приводит в свою очередь к активизации процесса самообогащения знаний, самообразования.

Важнейшими условиями развития творческих способностей у детей с нарушениями слуха являются, во-первых, обогащение их опыта, знаний и представлений о мире, воспитание интереса к чтению художественной литературы; во-вторых, формирование умений мысленно оперировать представлениями и образами, преобразовывать их, т. е. способствовать развитию операциональных компонентов творческого воображения. Для этого можно использовать разные виды работы: иллюстрирование прочитанных литературных произведений; проведение ролевой игры по рассказу, драматизации. Одновременная реализация этих условий приводит к положительным сдвигам в развитии воображения детей с нарушениями слуха. Таким образом, при оптимальной организации обучения глухих детей, при совершенствовании их мышления и речи достигается компенсаторное развитие воображения.

Творческие способности нужно развивать постоянно, начиная с младшего возраста и закончивая взрослением. Развитием творческих способностей детей с нарушениями слуха в процессе учебной работы детей нужно руководить. Яркие образные рассказы учителя, рисующие картины прошлого, жизнь различных стран и народов, жизнь растений и животных, продолжение детьми начатых учителем рассказов, самостоятельное рассказывание по картинкам, сочинения, рисование, – все это развивает творческие способности школьников.

Умение мыслить нестандартно открывает широкие возможности для самореализации. Так с чего же начать? Некоторые считают, что творческие способности — это лишь умение рисовать, сочинять стихи или музыку. Это представление в корне неверно, потому что от степени развития творческих способностей во многом зависит наше восприятие мира и то, как мы себя в нем ощущаем. Задачу развития творческого мышления подрастающего человека, бесспорно, может решить предмет «самопознание».

Творческая деятельность – необходимая составляющая уроков самопознания. Выделяют следующие виды художественного творчества, рекомендуемые для использования на уроке: разыгрывание сценок (имитация ситуаций, которые ученики представляют по очереди), игры, работа в группах. Практически все задания на уроках носят творческий характер. Учащимся предлагается, например, ответить на письмо сверстника, изготовить макеты, коллажи, проиллюстрировать свое настроение, составить правила поведения на природе, создать рецепт хорошего настроения, разработать проект по оказанию помощи одиноким людям, дать добрые советы одноклассникам о ведении здорового образа жизни, разыграть сценку о проведении семейного вечера, исследовать состояние окружающей среды своего города, района и предложить способ решения проблемы… Для чего это делается? Чтобы помочь растущему человеку выбрать верные жизненные ориентиры, основанные на высоких ценностях, эмоционально прочувствовать красоту добра, научиться быть отзывчивыми, добросердечными, раскрыть творческий потенциал, выразить своё Я через деятельность. Творческие задания часто не ограничены рамками темы урока, они составлены с целью разбудить в ученике добрые чувства, потребность в осмыслении человеческих поступков, стремление быть созвучным миру.

На каждом уроке необходимо создавать атмосферу комфортного психологического комфорта, способствующего проявлению творческих способностей, помогающую их активизации, давать установку на успех. Учитель должен разбираться в психологии личности каждого взятого в отдельности ученика. Если педагог видит, что конкретному ученику требуется доброжелательный настрой со стороны взрослого, то ни в коем случае нельзя скупиться на слова одобрения. Необходимо учитывать, что в классе есть дети как с заниженной, так и с завышенной самооценкой. Привести положение в норму помогут групповые анализы и самоанализы работ с рефлексией в конце каждого урока.

Необходимо использовать на занятиях различные виды наглядных пособий, которые будут создавать интерес у учащихся и способствовать повышению уровня развития их творческих способностей. Однако необходимо помнить, что они должны служить точкой опоры для действий учащихся, а не диктовать им направление и образ действий.

В целях избегания проблем, связанных с отказом работать, учителю следует обойти проблему неумения рисовать. Школьники очень чувствительны к свои неудачам, неумениям. Это может тормозить процесс творчества. Этого легко избежать при помощи таких техник, как аппликация (из цветной бумаги, журнальных иллюстраций, из ткани).

Выполнение творческих заданий должно оцениваться не отметкой, а всесторонней оценкой деятельности учащихся. Нельзя определить степень творчества: хорошо или плохо. Мы имеем дело с детьми, которых очень легко ранить, травмировать. Поэтому после группового обсуждения работ, учитель должен обсудить с каждым индивидуально конкретное решение задания.

Некоторые виды деятельности можно использовать на уроке, определенная часть заданий оптимальна для выполнения дома. Подчеркнем, что домашнее задание должно выполнять не формальную роль, а служить для ученика возможностью продолжить осмысление темы, обсудить ее с родными. Результаты домашнего творчества можно рассматривать как связующее звено между двумя уроками по одной теме.

Особую роль в постижении программного материала играет проектная деятельность. Задача учителя – создать у учащихся положительный мотивационный настрой и помочь на основе предложенной темы определить конечный результат, сформулировать задачи, разработать план действий, согласовать способы совместной деятельности. Важно помочь старшеклассникам определить для себя цель исследования, то есть понять, для чего необходим такого рода поиск.

В процессе реализации проекта, то есть собирания материала, его осмысления, классификации, учитель выступает координатором, наблюдателем, консультантом, а возможно, и непосредственным участником.

На практике проектная деятельность помогает учителю осуществить личностно ориентированный подход к обучению, вместе с учащимися смоделировать принципиально новый образовательный процесс. Но самое главное – раскрыть творческий потенциал учеников, которые смогут увидеть новые пути познания себя, организовать исследование, ведущее к важным открытиям.

В прошлом году мы с подгруппой учеников 8 -10 классов принимали участие в проекте «Войди в природу другом» по сохранению чистоты окружающей среды и защите животных. Обучающиеся с особыми образовательными потребностями с удовольствием  обсуждали вопросы: Зачем нужно заботиться об окружающей среде?  Могут ли обучающиеся школы оказывать серьезную помощь в вопросах защиты окружающей среды?

Неоднократно ребята посещали детский зоопарк, где получили навыки ухода за животными и растениями, экспериментальный коллекционный сад-питомник в п. Октябрьское Зеленовского района, где познакомились с условиями выращивания различных культур. Совместно с эколого-биологическим центром в рамках проекта были проведены акции «Чистый парк», «Кормушка своими руками», что дало возможность ребятам на практике показать свои знания и умения по сохранению окружающей среды.

Образовательный потенциал проектной деятельности создаёт у учащихся образ целостного знания, повышает мотивацию к получению дополнительных сведений, развивает исследовательские и творческие способности личности, воспитывает чувство ответственности, самодисциплины, стремление следовать в жизни гуманистическим ценностям.

Развитие творческих способностей глухих и слабослышащих школьников является актуальной проблемой современного специального образования, развивающая направленность которого является первоосновой учебного взаимодействия.

Потеря слуха и вторично возникающее своеобразие в развитии речи создают определенные трудности в приобретении жизненного опыта, в развитии способностей детей. Процесс развития творческих способностей должен быть направлен на реализацию отражательной и компенсаторной функции.

Эффективность развития творческих способностей школьников с недостатками слуха напрямую связана с организационно – педагогическими условиями обучения и воспитания в образовательных учреждениях.

Для ребенка с нарушением слуха нужно целенаправленно создавать специальные условия для развития творчества. Систематичная целенаправленная работа дает изменение в развитии творческих способностей.Необходимо проводить работу в определённой системе – через обогащение представлений к развитию мышления и воображения.

Сурдопедагогика придерживается точки зрения о возможности реализации неограниченных возможностях всестороннего развития личности глухих и слабослышащих школьников. Решающее значение в компенсации нарушенной слуховой функции имеет рационально построенное специальное обучение и вовлечение детей и подростков в творческую общественно значимую деятельность.

И именно творческая деятельность на уроках самопознания способствует возможности каждого понять практическую сущность знаний, полученных на уроке, для реализации лучших жизненных устремлений, создания каждым неповторимого образа мира, который вдохновляет на разумное, доброе, вечное. Таким образом, приобщая ученика к участию в творческой деятельности, мы даём ему возможность проявить его собственную жизненную позицию.


Список литературы

1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. Монография. – Изд¬во Казанского университета, 1988.

2. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Академия, 2002.

3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Москва: «Академия» 2002.

4. Выготский JI. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.

5. Герасимов В.Г. От знаний – к творчеству. – М., 1995.

6. Мукажанова Р.А., Омарова Г.А. Общечеловеческие ценности в НДО «Самопознание». –Алматы, 2014.

7. Омарова Г. Духовно-нравственное воспитание студентов вузов на основе общечеловеческих ценностей.- Алматы, 2010.

8. Николаева Е.И. «Психология детского творчества»- СПб.: Речь, 2006.


Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!