Development of the Arab
Monarchy of the Persian Gulf
Развитие арабской монархии
Персидского залива
Теги: Персидский залив, монархия,
культура, арабский мир, арабский Восток
Автор: Тилеубаева Гульжан
Пердебековна магистрант Южно-Казахстанского госудаственного
университета имени Мухтара Ауэзова города
Шымкент
Аннотация
В статье рассматриваются
особенности развития арабской монархии в Персидском заливе,
биполярная мировая политика государства. Влияние международных
отношений, региональной и глобальной безопасности подчеркивает
политика государств, создание новых региональных центров сил для
поддержания безопасности и политических
изменений. В статье
проанализированы процессы развития региональной экономической
интеграции в рамках Совета сотрудничества арабских государств
Персидского залива (ССАГПЗ) в 1981-2018
гг. В современной системе Ближний
Восток и Северная Африка в системе арабских государств
рассматриваются по ряду факторов - экономических, географических и
геополитических, политических, военных, демографических и
региональных, международных отношений
что
интеграционные процессы и устойчиво развивались, торговля в
формировании общего рынка.
Аnnotation
The article discusses the
features of the development of the Arab monarchy in the Persian
Gulf, the bipolar world policy of the state. The influence of
international relations, regional and global security emphasizes
the policy of states, the creation of new regional centers of power
to maintain security and political change. The article analyzes the
development of the economic situation within the framework of the
Cooperation Council for the Arab States of the Persian Gulf (GCC)
in 1981-2018. In the modern system, the Middle East and North
Africa in the system of Arab states are considered according to a
number of factors - economic, geographical and geopolitical,
political, military, demographic and regional, international
relations that integration processes have developed steadily, trade
in the formation of a common market.
Введение
В
арабских странах
в настоящее время представляют собой сложное
переплетение государственных структур, политических партий,
организаций и неформальных течений общественно-политического
характера, которые в целом можно считать современными формами
политического бытия государств Арабского Востока. Кроме этих форм
большую роль в политической жизни арабских стран играют традиции и
институты, не входящие непосредственно в политическую сферу
(обычное право, религиозные общины, кланы), которые образуют мощный
фонд социально-экономического, исторического, политического,
культурного и религиозного наследия. Поэтому политическая жизнь
арабских стран отличается исключительным многообразием, богатством
оттенков и направлений, делающих политический облик каждой страны
уникальным и накладывающих специфический отпечаток на формы и
способы функционирования государственных институтов власти,
политических партий и всех политических систем в
целом. Различные этнические силы на
территории арабских стран (арабские, берберские, туркменские,
курдские, армянские, ассирийские), конфессии (мусульманские и
христианские), наличие интернациональных исламских течений
(преобладание суннитов и мучеников), этнические и
межконфессиональные силы. мужчины шиленист ушыктырудын жасырын
кктыгыстык потенциалы т.е. Ориентация на регион характеризуется
важным стратегическим положением арабских стран в мире, не только
концентрацией в регионе основных мировых запасов углеводородов, но
и геополитическими параметрами воды, земли, воздуха, земли и
цивилизации. Текущая политическая ситуация в Северной Африке и на
Ближнем Востоке является основой формирования современного
состояния международных отношений. Баланс сил меняется как на
глобальном уровне, так и в отдельных регионах земного
шара.
Персидский
залив, между
Аравией и Персией, Ормузским проливом соединяется с Аравийским м.
(северо-запад. часть Индийского
океана.). [1] (Кальи ал Фарс
по-местному) — представляет обширное внутреннее
море Индийского
океана, обрамленное с
северо-востока
берегами Персии, с запада,
юго-запада и юга —
берегами Аравии. Раковины с
жемчугами встречаются по всему аравийскому берегу залива, на всех
многочисленных его мелях. Этот регион исторически известен как Персидский
залив, названный в честь Персидской империи (современный
Иран). С 1960-х годов соперничество между персами и арабами,
наряду с ростом арабского национализма и развитием западных
политических и экономических интересов, побудило все чаще
использовать термин "Персидский залив" применительно к водоему
региона. [2]
Национально-этнические и религиозно-общинные
отношения также выступают современных политических систем арабских
стран. Такой характер социальных структур, в рамках которого
существует широкий спектр разнотипных социальных отношений,
предопределил особую роль государства, его активное вмешательство
не только в экономику, но и в политическую сферу, что делает
государство основным структурным элементом политических систем
арабских стран. Особая политическая роль государства обеспечивается
и особым статусом главы государства (монарха или президента),
который обладает широкими полномочиями, является стержнем всей
политической системы в арабских странах. Его статус определяется
мусульманской доктриной, согласно которой не может быть
справедливым разделение власти на светскую и духовную. Поэтому
глава мусульманского государства несет личную ответственность за
осуществление власти над общиной и вправе принимать любые меры для
обеспечения ее интересов при условии соблюдения общепризнанных
норм, принципов и целей мусульманского
права. В
системе органов государственной власти глава государства (президент
или монарх) занимает, как правило, центральное положение, обладая
довольно широкими полномочиями в различных областях, в частности, в
сфере назначения высших должных лиц государства, включая судей; в
области государственного управления (глава государства осуществляет
прямое руководство правительством); в сфере руководства
вооруженными силами (в некоторых странах президент является не
только верховным главнокомандующим, но одновременно и министром
обороны, а кроме того, возглавляет Высший совет безопасности); во
взаимоотношениях с законодательным органом (президенту
предоставлено право досрочного роспуска парламента, право
отлагательного вето, право издания законодательных указов в период
парламентских каникул и т. д.); в сфере изменения конституции,
проведении референдумов. Зачастую законотворческая активность
президента на практике еще более усиливается, поскольку он имеет
возможность контролировать депутатский корпус через механизм
партийной дисциплины, являясь лидером правящей партии. Роль и
полномочия монарха и правительства в арабских монархиях также
различаются при абсолютной (Саудовская Аравия), дуалистической
(Катар, Оман, Бахрейн), парламентарной (Кувейт, Иордания, Марокко)
и выборной (Объединенные Арабские Эмираты) монархиях. Глава
государства в арабских монархиях, кроме законодательных и
исполнительных, осуществляет ряд других важнейших государственных
функций: провозглашается символом национального единства, а также
его хранителем и защитником. Так, по Конституции Бахрейна 2002 г.
король является «главой государства, его представителем, защитником
религии и государства и символом национального единства» (ст. 33).
При этом король стоит на страже «легитимности управления,
верховенства конституции и закона, заботится о правах и свободах
личности и организаций»; является высшим представителем государства
на международной арене. Король лично от имени государства подписывает
международные договоры и соглашения в соответствии с положениями
специального закона или уполномочивает подписать такие договоры
своих специальных представителей. Только король имеет право
назначать и отзывать полномочных представителей государства в
других странах и международных организациях. От имени государства
он ведет переговоры на самом высоком уровне; является верховным
главнокомандующим вооруженными силами страны. Опираясь на эти
полномочия, глава государства должен предпринимать меры по защите
независимости и территориальной целостности страны, защищать ее
внутреннюю и внешнюю безопас- 113 ность, права и свободы граждан. В
соответствии с Конституцией Бахрейна король является верховным
главнокомандующим Сил обороны и «может их использовать для
выполнения национальных задач внутри страны и за ее пределами» (ст.
33). Эмир объявляет о введении в стране чрезвычайного положения
путем издания декрета, который представляется в Национальную
ассамблею в течение 15 дней после его издания. В монархиях
Персидского залива сложились системы, которые позволяют главе
государства осуществлять общий контроль над религиозными
институтами и ограничивать их стремление вмешиваться в политику. В
Омане, например, Верховный муфтий назначается главой государства,
по сути, подконтролен султану и в значительной мере служит
проводником его воли. Король Саудовской Аравии следит за тем, чтобы
общая политическая направленность соответствовала принципам ислама,
осуществляет контроль за применением шариата. Таким образом, король
совмещает прерогативы главы высших государственных светских
инстанций с функциями надзора за деятельностью любых структур, не
позволяя им уклоняться от принципов ислама, а также фактического
контроля над шариатскими судами, судьи которых назначаются и
освобождаются согласно королевскому указу. Королю подчиняется и
Совет фетвы и улемов, в состав которого наряду с верховным муфтием
входят авторитетные имамы и улемы. Такая система позволяет властям
направлять деятельность исламских учреждений, включая мечети и
проповедническую миссию имамов. [4]
Арабских
монархии Персидского залива в последние
десятилетия развтие
мировою
экономику
и ближневосточной политики происходящих
глобализационных процессов, формирования транснациональных
экономических и
международных отношений. Втягиваясь в современный
цивилизационный поток, эта группа государств стремится в кратчайшие
сроки преодолеть состояние отсталости, найти на путях модернизации
оптимальную формулу развития, которая бы обеспечивала рациональное
достижение
научно-технического прогресса с национальной
культурой, религиозной идеологией, исторической памятью.
Стратегический интерес к Персидскому заливу определяется его
ключевой значимостью в общемировом топливно-энергетическом балансе,
поскольку здесь залегают 64,9% подтвержденных запасов нефти и около
30% Примечание: В состав ССАГПЗ входят все монархии Персидского
залива - Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Оман, Катар,
Бахрейн. Страны Персидского залива
богаты запасами нефти. Составлено British Petroleum в 2007 году. По
данным World Energy Statistics Survey, крупнейшими производителями
углеводородов являются: Саудовская Аравия (264,3 млрд баррелей или
21,9% мировых запасов), Ирак (115 млрд баррелей или 9,5%), Кувейт
(101,5 млрд баррелей или 8,4%), ОАЭ (97,8 млрд баррелей или 8,1%)
[3]. Это создает приток иностранной валюты в нефтедобывающие
страны, играющие ведущую роль на мировых финансовых рынках. Эти
страны развивают однобокую экономику, что усложняет проблемы,
возникающие из-за зависимости от импорта продуктов питания,
транспортных товаров и высокотехнологичных товаров.
[7]
Опустынивание свирепствует
из-за нехватки воды. По уровню участия в нерегиональных
международных организациях только Саудовская Аравия входит в
«большую двадцатку» ведущих стран мира. Арабские страны также
являются членами ЛАГ, Организации Исламская конференция, ОПЕК и
Организации стран-экспортеров нефти. Несмотря на то, что ни одна из
арабских стран не является членом НАТО, ряд стран (в первую очередь
Египет, Марокко, Иордания, страны Персидского залива) давно имеют
тесное военно-политическое сотрудничество с США. У Сирии особые
отношения с Ираном, кандидатом на роль регионального центра силы.
Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива —
субрегиональная организация, состоящая из шести арабских монархий
(Саудовская Аравия, Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ и Оман). GCC был
создан 4 февраля 1981 года и провел свой первый саммит 25 мая 1981
года в Абу-Даби, Объединенные Арабские Эмираты. С тех пор саммиты
проводятся ежегодно. Решение о создании Совета сотрудничества стран
Персидского залива (ССАГПЗ) было принято министров иностранных дел
в Эр-Рияде. Образованию Персидского залива способствовала
географическая близость и сходство правил, экономических и
социальных условий стран Персидского залива. Основными целями и
задачами Совета являются:
- Экономические и финансовые
дела,торговля, таможня и связь
- Образование и
культура,социальные и медицинские
проблемы
Информация и туризм,
законодательные и административные
вопросы; [2]
Монархий много
и на Западе, и на Востоке. Однако
у аравийских монархий присутствует особый тип
восточно-абсолютистской монархии, которая обладает ярко выраженным
родоплеменным могущественным компонентом.
[5]
С одной
стороны, живы адаты, то есть непреложные законы племен
и традиции родоплеменного строя.
Монархи являются неограниченными правителями,
по крайней мере формально. Если и есть фактические
ограничения, то они связаны с родовой верхушкой, потому
что такие решения принимаются наиболее авторитетными
и старейшими членами правящей родовой группы.
[6]
Вывод
В эмиратах, или малых княжествах Персидского
залива, принимались временные конституции. Действовали они очень
долго лишь в конце XX или в начале XXI века
временные конституции были превращены в постоянные
конституции, были созданы парламенты, определенные меджлисы, очень
ограниченные, с очень узкой формой
избирательности. Он богат как человеческими, так и
природными ресурсами и имеет большой материальный потенциал. Однако
реальная роль арабского мира в международных отношениях осложняется
тем, что он не соответствует своему потенциалу, а такая
организация, как Лига арабских государств, не способна
способствовать объединению и развитию входящих в нее государств. В
общем, арабский Восток «шевелится». Очень противоречиво делать
однозначные выводы о наиболее напряженной, особой геополитической
сфере международных отношений. Арабские монархии Персидского залива
переместились в последние десятилетия с региональной периферии в
фокус мировой экономики и ближневосточной политики в контексте
происходящих глобализационных процессов, формирования
транснациональных экономических взаимосвязей, возникновения новых
параметров международных отношений.
Правящие элиты монархий Залива, пытающиеся возглавить инновационный
процесс, придерживаются фактически идентичной формулы: широкая
экономическая модернизация, дозированное социальное реформирование
и возможный минимум политического обновления. В целом модернизация
стран «шестерки» сохранит специфику арабо-исламской культуры,
духовных ценностей, социальной стратификации, государственных
институтов. Их более глубинный размыв может наступить только на
отдаленных этапах исторического
развития.
Ключевые слова
Арабо-исламской
культура, геополитика, GCC,
персидский залив,
духовные ценности, субрегиональная
организация
Список литературы и
источников:
-
Энциклопедии: ВЭ : МЭСБЕ : РСКД : ЭСГ : OSN
-
2. Политический толковый
словарь, Алматы,
2007. ISBN
9965-32-491-3,
-
Словник: Патенты
на изобретения —
Петропавловский. Источник: т. XXIII
(1898): Патенты на изобретения —
-
М.А. Сапронова «ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ АРАБСКИХ
СТРАН», Казань 2015
-
Мелихов Игорь Александрович,
«Арабские монархии Персидского залива на этапе
модернизации, 70 - 90-е гг.
-
Middle
East
International. Mayhttps://www.gcc-sg.org/en-us/Pages/default.aspx
-
First
Annual
ECSSR
Energy
Report.
Gulf
Energy
and
the
World:
Challenges and Threats. - Abu
Dhabi: The Emirates Center for Strategic
Studies
and Research,
1997
REFERENCES:
Al-Hijji, Yacoub Y. “Kuwait
and Iran: Mutual Contact in the Pre-Oil Period.” Anthropology of
the Middle East 3, no. 2 (2008): 93–99.
Al-Muqaddasī, The Best
Divisions for Knowledge of the Regions (Aḥsan al-Taqāsīm f ī
Maʿrifat al-Aqālīm). Translated by Basil Anthony Collins, reviewed
by Mohammad Hamid Altaʾi (Reading, UK: Garnet Publishing for The
Centre for Muslim Contribution to Civilisation,
1994)
Beck, Lois. “Iran’s Ethnic,
Religious, and Tribal Minorities.” In Sectarian Politics in the
Persian Gulf, 245–324. London: Hurst,
2013.
Coates Ulrichsen, Kristian.
“The Qatar Standoff and US Interests.” E-International Relations,
August 11, 2017. www.e-ir.info/2017/08/11/
the-qatar-standoff-and-us-interests
Cooke, Miriam. Tribal Modern:
Branding New Nations in the Arab Gulf. Berkeley: University of
California Press, 2014.
Curzon, George N. Persia and
the Persian Question. Vol. 2. London: Longmans, Green, 1892; repr.
London: Frank Cass & Co., 1966
Exell, Karen. Modernity and
the Museum in the Arabian Peninsula. London: Routledge,
2016.
Al-Nakib, Farah. “Inside a
Gulf Port: the Dynamics of Urban Life in PreOil Kuwait.” In The
Persian Gulf in Modern Times: People, Ports, and History, edited by
Lawrence G. Potter, 199–228. New York: Palgrave Macmillan,
2014
Keywords:Persian Gulf, аrab monarchies,
transformation,