Дистанционное обучение в школах в период пандемии
Махатаева Г.А.,
учитель русского языка и литературы Специализированной гимназии
имени Аль-Фараби для одаренных детей с обучением на трех языках.
Процесс глобализации и конкуренция в образовании оказали огромное
преимущество
в
пользу
дистанционного
обучения.
Динамично
развивающиеся информационные и мультимедийные ресурсы как
неотъемлемая часть современной образовательной среды стирали грани
между традиционной формой обучения и дистанционным, отвечая новым
потребностям общества связанные с образованием и релевантности в самых
разных странах мира.
Дистанционное обучение базируется на принципе самостоятельного
обучения студента с помощью специализированной информационной
образовательной среды и средств обмена учебной информацией на
расстоянии. История дистанционной формы обучения берет свое начало в
1728 году, когда американский профессор Калеб Филипс набирает студентов
для изучения стенографии в любой точке страны путем обмена писем. Также
родоначальником дистанционного обучения считают британского лингвиста
Исаака (Айзек) Питмана, который в 1840 году рассылал лекции и задания по
стенографии и получал их обратно для проверки. А первый институт
дистанционного обучения иностранным языкам основали в 1856 году Густав
Лангеншейдт и Шарль Туссен.
Международное признание дистанционное образование получило в
1960-е годы и стало более активно развиваться при поддержке ЮНЕСКО.
Изобретения радио, телевидения, телефона, компьютерной связи, аудио и
видеозаписей ускорили процесс развития дистанционного обучения в
различных форматах, увеличили возможности получения образования для
широкого круга обучающихся. Методы организации дистанционного
обучения все время варьировались и образовательная экспансия в интересах
повышения
конкурентоспособности
и
качества
национальной
образовательной системы привела к возрастанию государственных
ассигнований в образовательную сферу и готовности финансировать новые
методы обучения.
Обуславливающим фактором развития дистанционного образования
стала информационно-коммуникационная технологическая возможность
получения высшего образования либо повышения профессиональной
квалификации. Приоритетным оказалось инвестирование в область
образования без отрыва от производства и для частных лиц. Конкурентный
рынок за студентов заставил многие университеты пересмотреть учебные
планы и программы, формы и методы обучения масштабно практикуя
использование
новых
технологий
и
внедрения
дистанционных
образовательных курсов. Удобное, доступное, гибкое и мобильное
1
образование, колоссальный рост объема знаний человечества и увеличение
доли умственного труда стали частью структуры информационного общества
современного столетия.
В Казахстане развитие дистанционной формы обучения стало одним из
основных направлений модернизации и совершенствования национальной
модели образования. Изначально наиболее популярными в республике были
дистанционные курсы вторичного образования, повышение квалификации и
профессиональных навыков, как среда саморазвития и вторичной
социализации личности, самообразования обучающегося.
В школах интеграция инструментов дистанционного обучения в
традиционный учебный процесс была поэтапной. Организации образования в
рамках государственной Стратегии информатизации системы образования
оснащались
компьютерами
нового
поколения,
мультимедийными
проекторами, интерактивными досками и другим оборудованием. Школы
подключались к сети Интернет и внедрялись системы электронного
обучения. Стандартная форма обучения и традиционные академические
навыки теряли свою актуальность. Дистанционный формат расширил
возможности традиционных форм обучения и способствовал построению
новых эффективных форм обучения учащихся.
Учителя на уроках
интенсивно применяли возможности мультимедийного и интерактивного
оборудования, открытых образовательных ресурсов сети Интернет и
цифровых образовательных ресурсов для совершенствования учебного
процесса. Ученики принимали активное участие в дистанционных конкурсах,
олимпиадах и видеоконференциях.
Однако, вспышка коронавирусной инфекции COVID-19 внесла свои
коррективы в школьный процесс, и казахстанские обучающиеся вынуждены
были перейти на домашнее обучение с применением системы организации
дистанционного формата. Естественно, что в условиях пандемии экстренный
перенос обучения в дистанционный формат имеет существенные отличия от
правильно спланированного онлайн-обучения. К такому резкому переводу на
«дистант» не были готовы учителя, ученики и их родители. Основная задача
и сложность заключалась в том, что дистанционное обучение должно
соответствовать
государственному
стандарту
общеобразовательных
учреждений с учетом индивидуальных образовательных траекторий.
Стрессовой была ситуация
для всех участников, увеличивался риск
снижения уровня успеваемости у учащихся, которые
затруднялись
самостоятельно учиться и отсутствие желания учиться у школьников в
домашних условиях, замедление процесса обучения в целом.
К тому же не все обучающиеся имели в наличии компьютеры,
ноутбуки или планшеты и неравномерное проникновение интернета по
регионам, качество передачи данных также вызывает вопросы. Поэтому в
срочном порядке МОН РК провел мониторинг на наличие компьютера и
планшета у обучающихся. Тем семьям, у которых отсутствовали
2
компьютеры, во временное пользование были переданы школьные
компьютеры и приобретены новые за счет привлеченных спонсоров.
Актуальной стала проблема технического характера. Министр
образования и науки РК А. Айтмагамбетов в своем выступлении выделил
«отсутствие отечественных IT- платформ для организации одновременных
стриминговых
соединений
большого
количества
обучающихся,
недостаточность цифрового образовательного контента и полноценного
программного обеспечения для проведения занятий через Интернет».
В сжатые сроки был переформатирован сектор образования,
разработаны «Методические рекомендации по организации учебного
процесса в организациях среднего образования в период ограничительных
мер, связанных с недопущением распространения коронавирусной
инфекции». Учителя разрабатывают собственные образовательные ресурсы
по преподаваемым предметам с видеоматериалами, презентациями, ТВуроками, ресурсами для контроля знаний и тренажерами для отработки
умений. Каждой школе для перехода на дистанционное обучение было
предоставлено право самостоятельного выбора интернет платформы
(BilimLand, Kundelik.kz, Daryn.online), которые имеют готовые видеоуроки и
мультимедийные ресурсы по предметам. Помимо учебников обучающиеся
пользуются такими цифровыми образовательными интернет ресурсами как
Mektep.OnLine,
QaradomalakStudio,
Оpiq.kz,
Microsoft
TEAMS,
GoogleClassRoom. Дополнительную помощь в освоении урока оказывают
транслируемые на телеканалах «EL ARNA» и «Balapan» телеуроки по всем
предметам с 1-го по 11-й классы, за исключением музыки и физической
культуры. Аудиоуроки транслируются на каналах «Қазақ радиосы» и «Радио
Классик». Через журналы Kundelik.kz, Bilimal.kz, Mektep.edu.kz, электронные
журналы, телефоны, электронную почту, WhatsApp, видеоконференции
ZOOM и другие мессенджеры поддерживается связь с учениками.
В заключение хотелось бы отметить, что система образования,
учитывая глобализацию, должна всегда быстро реагировать и
приспосабливаться к изменениям, происходящим в обществе, оперативно
менять свои подходы в обучении и информационной действительности. Как
видим, накопленный опыт по разработке и внедрению цифровых
образовательных инструментов, использование дистанционного формата в
обучении при правильной организационно-методической поддержке для
обучения школьников стали востребованными. Позволили извлечь выгоды из
этого «вынужденного эксперимента» онлайн-обучения, организовать
планомерную работу над ошибками и избежать негативного последствия в
организации образовательного процесса.
Список литературы:
1. Государственная программа развития образования и науки
Республики
Казахстан
на
2020-2025
годы.
Утверждена
постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2019 г.
3
№
988
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1900000988
2. Стратегия информатизации системы образования Республики
Казахстан до 2020 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://goo.kz/loader/fromorg/1/782?lang=ru
3. Методические рекомендации по организации учебного процесса в
организациях среднего образования в период ограничительных мер,
связанных с недопущением распространения коронавирусной инфекции. №
исх: 381 от: 03.09.2020г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://www.gov.kz/memleket/entities/kdso/documents/details/63523?lang=ru
4. Видео брифинга министра образования и науки РК Асхата
Аймагамбетова “О дистанционном образовании в Казахстане на период
ЧП”//
Білімді ел. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://bilimdinews.kz/?p=96608
4