Материалдар / Дистанционное обучение в школах в период пандемии
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Дистанционное обучение в школах в период пандемии

Материал туралы қысқаша түсінік
Система образования, учитывая глобализацию, должна всегда быстро реагировать и приспосабливаться к изменениям, происходящим в обществе, оперативно менять свои подходы в обучении и информационной действительности.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
04 Желтоқсан 2020
165
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Дистанционное обучение в школах в период пандемии
Махатаева Г.А.,
учитель русского языка и литературы Специализированной гимназии
имени Аль-Фараби для одаренных детей с обучением на трех языках.
Процесс глобализации и конкуренция в образовании оказали огромное
преимущество
в
пользу
дистанционного
обучения.
Динамично
развивающиеся информационные и мультимедийные ресурсы как
неотъемлемая часть современной образовательной среды стирали грани
между традиционной формой обучения и дистанционным, отвечая новым
потребностям общества связанные с образованием и релевантности в самых
разных странах мира.
Дистанционное обучение базируется на принципе самостоятельного
обучения студента с помощью специализированной информационной
образовательной среды и средств обмена учебной информацией на
расстоянии. История дистанционной формы обучения берет свое начало в
1728 году, когда американский профессор Калеб Филипс набирает студентов
для изучения стенографии в любой точке страны путем обмена писем. Также
родоначальником дистанционного обучения считают британского лингвиста
Исаака (Айзек) Питмана, который в 1840 году рассылал лекции и задания по
стенографии и получал их обратно для проверки. А первый институт
дистанционного обучения иностранным языкам основали в 1856 году Густав
Лангеншейдт и Шарль Туссен.
Международное признание дистанционное образование получило в
1960-е годы и стало более активно развиваться при поддержке ЮНЕСКО.
Изобретения радио, телевидения, телефона, компьютерной связи, аудио и
видеозаписей ускорили процесс развития дистанционного обучения в
различных форматах, увеличили возможности получения образования для
широкого круга обучающихся. Методы организации дистанционного
обучения все время варьировались и образовательная экспансия в интересах
повышения
конкурентоспособности
и
качества
национальной
образовательной системы привела к возрастанию государственных
ассигнований в образовательную сферу и готовности финансировать новые
методы обучения.
Обуславливающим фактором развития дистанционного образования
стала информационно-коммуникационная технологическая возможность
получения высшего образования либо повышения профессиональной
квалификации. Приоритетным оказалось инвестирование в область
образования без отрыва от производства и для частных лиц. Конкурентный
рынок за студентов заставил многие университеты пересмотреть учебные
планы и программы, формы и методы обучения масштабно практикуя
использование
новых
технологий
и
внедрения
дистанционных
образовательных курсов. Удобное, доступное, гибкое и мобильное
1

образование, колоссальный рост объема знаний человечества и увеличение
доли умственного труда стали частью структуры информационного общества
современного столетия.
В Казахстане развитие дистанционной формы обучения стало одним из
основных направлений модернизации и совершенствования национальной
модели образования. Изначально наиболее популярными в республике были
дистанционные курсы вторичного образования, повышение квалификации и
профессиональных навыков, как среда саморазвития и вторичной
социализации личности, самообразования обучающегося.
В школах интеграция инструментов дистанционного обучения в
традиционный учебный процесс была поэтапной. Организации образования в
рамках государственной Стратегии информатизации системы образования
оснащались
компьютерами
нового
поколения,
мультимедийными
проекторами, интерактивными досками и другим оборудованием. Школы
подключались к сети Интернет и внедрялись системы электронного
обучения. Стандартная форма обучения и традиционные академические
навыки теряли свою актуальность. Дистанционный формат расширил
возможности традиционных форм обучения и способствовал построению
новых эффективных форм обучения учащихся.
Учителя на уроках
интенсивно применяли возможности мультимедийного и интерактивного
оборудования, открытых образовательных ресурсов сети Интернет и
цифровых образовательных ресурсов для совершенствования учебного
процесса. Ученики принимали активное участие в дистанционных конкурсах,
олимпиадах и видеоконференциях.
Однако, вспышка коронавирусной инфекции COVID-19 внесла свои
коррективы в школьный процесс, и казахстанские обучающиеся вынуждены
были перейти на домашнее обучение с применением системы организации
дистанционного формата. Естественно, что в условиях пандемии экстренный
перенос обучения в дистанционный формат имеет существенные отличия от
правильно спланированного онлайн-обучения. К такому резкому переводу на
«дистант» не были готовы учителя, ученики и их родители. Основная задача
и сложность заключалась в том, что дистанционное обучение должно
соответствовать
государственному
стандарту
общеобразовательных
учреждений с учетом индивидуальных образовательных траекторий.
Стрессовой была ситуация
для всех участников, увеличивался риск
снижения уровня успеваемости у учащихся, которые
затруднялись
самостоятельно учиться и отсутствие желания учиться у школьников в
домашних условиях, замедление процесса обучения в целом.
К тому же не все обучающиеся имели в наличии компьютеры,
ноутбуки или планшеты и неравномерное проникновение интернета по
регионам, качество передачи данных также вызывает вопросы. Поэтому в
срочном порядке МОН РК провел мониторинг на наличие компьютера и
планшета у обучающихся. Тем семьям, у которых отсутствовали
2

компьютеры, во временное пользование были переданы школьные
компьютеры и приобретены новые за счет привлеченных спонсоров.
Актуальной стала проблема технического характера. Министр
образования и науки РК А. Айтмагамбетов в своем выступлении выделил
«отсутствие отечественных IT- платформ для организации одновременных
стриминговых
соединений
большого
количества
обучающихся,
недостаточность цифрового образовательного контента и полноценного
программного обеспечения для проведения занятий через Интернет».
В сжатые сроки был переформатирован сектор образования,
разработаны «Методические рекомендации по организации учебного
процесса в организациях среднего образования в период ограничительных
мер, связанных с недопущением распространения коронавирусной
инфекции». Учителя разрабатывают собственные образовательные ресурсы
по преподаваемым предметам с видеоматериалами, презентациями, ТВуроками, ресурсами для контроля знаний и тренажерами для отработки
умений. Каждой школе для перехода на дистанционное обучение было
предоставлено право самостоятельного выбора интернет платформы
(BilimLand, Kundelik.kz, Daryn.online), которые имеют готовые видеоуроки и
мультимедийные ресурсы по предметам. Помимо учебников обучающиеся
пользуются такими цифровыми образовательными интернет ресурсами как
Mektep.OnLine,
QaradomalakStudio,
Оpiq.kz,
Microsoft
TEAMS,
GoogleClassRoom. Дополнительную помощь в освоении урока оказывают
транслируемые на телеканалах «EL ARNA» и «Balapan» телеуроки по всем
предметам с 1-го по 11-й классы, за исключением музыки и физической
культуры. Аудиоуроки транслируются на каналах «Қазақ радиосы» и «Радио
Классик». Через журналы Kundelik.kz, Bilimal.kz, Mektep.edu.kz, электронные
журналы, телефоны, электронную почту, WhatsApp, видеоконференции
ZOOM и другие мессенджеры поддерживается связь с учениками.
В заключение хотелось бы отметить, что система образования,
учитывая глобализацию, должна всегда быстро реагировать и
приспосабливаться к изменениям, происходящим в обществе, оперативно
менять свои подходы в обучении и информационной действительности. Как
видим, накопленный опыт по разработке и внедрению цифровых
образовательных инструментов, использование дистанционного формата в
обучении при правильной организационно-методической поддержке для
обучения школьников стали востребованными. Позволили извлечь выгоды из
этого «вынужденного эксперимента» онлайн-обучения, организовать
планомерную работу над ошибками и избежать негативного последствия в
организации образовательного процесса.
Список литературы:
1. Государственная программа развития образования и науки
Республики
Казахстан
на
2020-2025
годы.
Утверждена
постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2019 г.
3


988
[Электронный
ресурс].

Режим
доступа:
http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1900000988
2. Стратегия информатизации системы образования Республики
Казахстан до 2020 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://goo.kz/loader/fromorg/1/782?lang=ru
3. Методические рекомендации по организации учебного процесса в
организациях среднего образования в период ограничительных мер,
связанных с недопущением распространения коронавирусной инфекции. №
исх: 381 от: 03.09.2020г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://www.gov.kz/memleket/entities/kdso/documents/details/63523?lang=ru
4. Видео брифинга министра образования и науки РК Асхата
Аймагамбетова “О дистанционном образовании в Казахстане на период
ЧП”//
Білімді ел. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://bilimdinews.kz/?p=96608

4
Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!