Материалдар / Доклад Эффективные методы обучения на уроках русского языка в рамках обновления содержания образования.
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Доклад Эффективные методы обучения на уроках русского языка в рамках обновления содержания образования.

Материал туралы қысқаша түсінік
В условиях быстро меняющего мира становятся актуальными такие способности человека, как работа в команде, генерирование новых идей, выдвижение конструктивных предложений, самостоятельное принятие решений.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
25 Қазан 2020
313
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

КГУ «школа – гимназия №68 им. Миржакыпа Дулатулы»

учитель русского языка и литературы Райымбекова Диана Бахытовна



Эффективные методы обучения на уроках русского языка в рамках обновления содержания образования.

В условиях быстро меняющего мира становятся актуальными такие способности человека, как работа в команде, генерирование новых идей, выдвижение конструктивных предложений, самостоятельное принятие решений.
Современное казахстанское общество требует от человека не только политехнизма знаний, высокого культурного уровня, глубокой специализации в различных областях науки и техники, но и умения жить, сосуществовать в обществе. Основными параметрами личностного развития ребенка можно считать его ориентацию на общечеловеческие ценности, гуманизм, интеллигентность, креативность, активность, чувство собственного достоинства, независимость в суждениях.
Школьное образование призвано создавать условия для становления и развития личности учащихся, которые в будущем будут работать с новыми производственными технологиями[2, 3-6]
.

Цель использования активных методов в обучении -это способствовать развитию у них установки на достижение высокого уровня профессионализма в педагогической деятельности.
Это целостное системное понимание педагогами необходимости реализации интерактивного подхода в обучении современных учащихся, взимодействия в процессе обучения учащихся и овладение методикой их реализации в учебном процессе.
В чем же эффективность: результаты исследования, проведенного в 1980-х годах Национальным тренинговым центром (штат Мериленд, США), получили название «пирамида обучения». Она демонстрирует средний процент усвоения знаний: лекции – 5%; чтение – 10%; видео – и аудиоматериалы – 20%; демонстрация – 30%; дискуссионные группы –50%; практические действия –75%; обучение других, безотлагательное применение знаний – 90%.
Особенности обновленных учебных программ начальной школы является то, что они направлены на формирование навыков широкого спектра, в которых – навыки общения и сотрудничества[1,1-2.]. Именно поэтому
в основе обновленных программ заложена концепция учебного сотрудничества самих детей организованная взрослым, как альтернатива взрослоцентрической  педагогике. Задача учителя заключается в построении и организации сотрудничества между детьми для совместных действий, для взаимодействия друг с другом.
Обучение – это активный процесс, в котором обучающиеся усваивают информацию и соотносят новые знания со структурой предыдущих знаний[4].
Обучение предусматривает вызов, дающий возможность учащемуся вступать в активное взаимодействие со сверстниками и затем обрабатывать, обобщать информацию, не просто заучивать и бездумно повторять её.
Обучение эффективно в социальной среде, где существует диалог между учащимися. В процессе такой «интеллектуальной гимнастики» ученик формирует структуру и значение дискурса [3, с.1-2].
В условиях активного обучения перед учащимися ставятся как социальные, так и эмоциональные задачи поскольку они слышат различные точки зрения должны уметь формулировать и защищать свои идеи[5.]. Тем самым учащиеся начинают создавать свои собственные уникальные понятийные рамки и учатся полагаться на мнения экспертов или понятия, представленные в учебнике. Таким образом, при активном обучении учащиеся имеют возможность общаться со сверстниками и отстаивать своё мнение.
Для работы в малых группах можно эффективно применять стратегии критического мышления через чтение и письмо.
В ходе работы по такой модели учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств, выражать свои мысли четко, понятно для других, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
На стадии вызова (evocation) в сознании учащихся происходит процесс актуализации имеющихся знаний и представлений о предмете изучения.
Поскольку при этом сочетаются индивидуальная и групповая формы работы, участие учеников в образовательном процессе активизируется, формируется познавательный интерес. Результатом данных процессов является самостоятельное определение ими цели дальнейшей учебной деятельности.
На стадии осмысления (realization) учащийся вступает в непосредственный контакт с новой информацией – носителем новых идей. Происходит ее систематизация. Учащиеся получают возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения уже известной и новой информации и выработки собственных умозаключений.
Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов учитель помогает учащимся отслеживать процесс собственного понимания новых идей.
Стадия рефлексии (reflection) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит“присвоение” нового знания и формирование на его основе своего аргументированного представления об изучаемом объекте.
Процесс обучения по всем предметам обновленной программы предусматривает достижение целей обучения через использование активного обучения. Процесс обучения уже с первых дней строится на групповой работе, именно поэтому, несмотря на сложный этап адаптации ребенка в школе, учителю необходимо начать организацию групповой работы с первого школьного дня.
В ходе наблюдений за практикой учителей при организации группового обучения было отмечено, что учителя испытывают затруднения в подборе заданий для совместной деятельности. Задания для кооперативной групповой работы должно быть хорошо структурированным. В обновленной программе предусмотрено использование различных видов дифференцированных заданий, которые помогут обеспечить вовлеченность всех учащихся в процесс обучения, тем самым достигая инклюзивностиурока. И здесь можно провести оценку сформированности умения создавать атмосферу сотрудничества на уроке через проблемные вопросы.
Учитывая возрастные способности учащихся разработать задания которые будут представлены в виде логических шагов, тем самым обеспечивая успешность и эффективность обучения.
При оценке работы группы подчеркиваем не только реализацию предметных навыков, но и коммуникативные и личностные качества. Поощряются навыки работы в группе, такие как командная работа, поддержка и принятие различий, рефлективное слушание, положительная обратная связь и достижение консенсуса.
Учебные программы по новому стандарту направлены на освоение учащимися навыков, необходимых в быстро меняющейся интеллектуальной и технологической среде 21-века. Они способствуют самостоятельному изучению учащимися круга вопросов и навыков высшего порядка, таких как критическое мышление, совместная работа, обработка информации, решение проблем и вопросов.
Обучение  является  практико- ориентированным и концентрируется на том, что учащиеся могут делать в дополнение к тому, что они уже знают. В ходе обучения по обновленной программе у учащихся наряду с навыками учения формируются коммуникативные навыки жизни в мультикультурном обществе 21 века. Но эффективная реализация данной программы будет зависеть в первую очередь от деятельности учителя, от глубокого понимания процесса обучения, тщательного планирования уроков в соответствии требованиями обновленной программы.
Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что одно из выделенных нами условий – профессионально-образовательная среда, реализующая личностно ориентированные технологии обучения, предусматривающие развитие свободы субъектной творческой деятельности педагога способствует включению педагогов в активную познавательную и практическую деятельность при осознании ими значения повышения уровня профессионального развития и компонентов профессиональной компетентности.
Повышение профессиональной компетентности педагога в развитии функциональной грамотности учащихся мы рассматриваем как звено в системе непрерывного педагогического образования и как профессиональный образовательный процесс с систематически обновляемыми целями, содержанием, методиками и технологиями, прогнозируемыми, результатами, адекватными социокультурным изменениям в обществе.
Одним из условий успешного протекания процесса повышения профессиональной компетентности через активные формы обучения педагога является создание благоприятной мотивирующей профессионально-образовательной среды с обязательной рефлексивной составляющей.



















2 часть

Современный мир требует, чтобы подрастающая молодежь, наше будущее, была компетентной, самомотивированной, критически мыслящей, в совершенстве владеющей русским, казахским и английским языками.Большую часть своей жизни дети и подростки проводят в образовательных учреждениях.Стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ в обеспечении успешности обучения учеников сегодня является учитель (Strong, Ward & Grant, 2011). Именно на учителя возложена миссия обучить учеников тому, как учиться.

При разработке урока я старалась внедрить идеи семи модулей обучения. Старалась, чтобы урок проходил в увлекательной форме, вызвал интерес учеников, удивил новизной. Кроме этого я следила за тем, чтобы на уроке был охвачен и понят весь запланированный объем материала по данной теме.

По счету это был второй урок, тема «Кавказский пленник» Льва Николаевича Толстого. Цели, которые необходимо достичь на данном уроке:

С1 7.1.1.1-понимать сообщение продолжительностью 3-5 минут, извлекая необходимую информацию и/или определяя последовательность событий;

С3 7.1.3.1-понимать содержание небольших прозаических и поэтических произведений/фрагментов, определяя сюжетную линию или настроение рассказа;

Г1 7.2.1.1-владеть словарным запасом,включающим эмоционально-окрашенную лексику, термины;

Г2 7.2.2.1-пересказывать содержание, используя различные приемы сжатия текста;

П2 7.4.2.1- излагать сжато содержание текста на основе прослушанного, прочитанного и/или аудиовизуального материала.

Планируя данный урок в 7 классе, я поставила себе цель: продолжить работу по формированию микроклимата класса, работу в группах, применить ИКТ для улучшения процесса преподавания и обучения, использовать открытые и закрытые вопросы низкого порядка и вопросы высокого порядка, элементы критического мышления, формативное оценивание. При разработке данного урока учитывала возрастные особенности детей, реальные возможности класса: средняя работоспособность, устойчивая эмоционально-волевая сфера, наличие детей с низкой мотивацией и низким уровнем успеваемости, средний уровень развития аналитико-синтетического мышления; наличие детей, успешных в обучении, лидерские задатки.

Урок был направлен на организацию активного преподавания и обучения. Для того,чтобы четко представлять себе, как будет проходить занятие, разработала план, который очень мне помог понять, каких результатов я ожидаю, что буду делать я, что будут делать ученики. Определила место проведения занятия, учла при этом создание комфортных условий для учащихся, заранее подготовила все ресурсы занятия. Кабинет имеет передвижную доску. Это мне было необходимо для демонстрации презентации по теме занятия, которую подготовила ученица по творческому заданию на дом.

Урок я начала с психологического настроя и игры-разминки «Комплименты»:

первый игрок начинает с комплимента своему соседу.Комплимент должен начинаться на первую букву имени того человека,которому он адресован . Например, «Дарига,ты добрая», «Алишер, ты активный», «Нурлан, ты настоящий друг» и т.д., после этого по первым буквам имени учащихся разделились на 2 группы: гласные и согласные. Деление на группы позволило создать коллаборативную среду, основанную на взаимопомощи и сотрудничестве. В кабинете ученики работали по группам.

Начало урока. Для уточнения темы урока и определения цели урока учащимся был показан портрет Толстого, видеосюжет, после просмотра, которого они должны обсудить и озвучить, чем мы будем заниматься на данном уроке. Мне понравилось, что ребята активно участвовали в беседе, хотя затруднялись в грамотном формулировании своего ответа. Думаю, если мы будем делать это систематически, то они научатся правильно выражать свои мысли. Обучение и преподавание строилось с учетом возрастных особенностей учащихся.

Всем уч-ся раздала карточки «ЗХУ» и карточки самооценивания.

Наиболее эффективными методами оценивания учебной деятельности на уроке, на мой взгляд, является взаимооценка и самооценка. Ребята с большим удовольствием оценивали себя и друг друга, было заметно, что данный вид работы им понравился. Кроме оценивания по критериям, проводилось формативное оценивание по стратегии «Аплодисменты», «Большой палец».

Очень важным звеном в обучении является речь. Совместная беседа учеников приносит большую пользу. Она позволяет ученикам выражать свое понимание темы, помогает также нам учителям понять, на какой стадии находятся наши ученики в процессе обучения.

Еще один метод который я использовала на уроке это органайзер «Двойной пузырь».После этого ребята принялись выполнять задания по закреплению темы. Здесь я использовала стратегию «Веер». (листочки в виде веера, на них вопросы) Каждый ученик должен написать свой ответ в правильном порядке. Выбирают вопросы по кругу, по часовой стрелке.Таким заданием я вызвала интерес к изучаемой теме и проверила активность ребят.

Всего заданий было 4. После каждого задания учащимся был предложен ключ и критерии оценивания. Учащиеся сами могли себя оценивать и после проверки вносили свои полученные отметки в оценочный лист.

Рефлексия была организована с помощью ЗХУ. В конце урока ученики сдавали заполненые карточки «ЗХУ». Этот метод позволяет учителю в дальнейшем планировании урока.

Домашнее задание было разноуровневым.

1.Составить синквейн или акростих к словам Жилин и Костылин.
2.Выразительно прочитать отрывок повести.
3. Написать РАФТ (роль, аудитория, форма, тема) про Кавказ.

По итогам проведенной работы могу сделать вывод:

Цель урока была достигнута, во время урока класс работал активно, все учащиеся были задействованы в работе, появилось стремление к сотрудничеству, стала развиваться самооценка;

На уроках ребята все еще мало говорят, не всегда могут выразить свои мысли. Я думаю, что в учениках надо развивать способность к саморефлексии, то есть они должны научиться обдумывать то, как они мыслят и что они знают. Для этого я буду практиковать рефлексивный дневник среди учащихся. Думаю, что над этим нужно поработать, научить ребят подводить итог своей работы, то есть, научить рефлексировать свою деятельность;

Я уверена, что урок оставил положительные эмоции, крепкие знания в душе моих учеников, что радует меня. Считаю формы работы, выбранные мной актуальными, эффективными, результативными. От коллег получила замечательные отзывы на стикерах, которые заранее раздала для обратной связи.

Хотелось бы отметить, что при такой форме работы на уроке в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Думаю, что успешное преподавание и компетентный учитель, работающий по-новому, изменит всю систему нашего образования в лучшую сторону. 



Литература:


  1. Государственный общеобязательный стандарт начального образования, 25 апреля 2015г. [Электрон.ресурс]:http://online.zakon.kz/ Docume Источник доступа nnt/?doc_id=33224708

  2. Джадрина М.Ж. Инновационные процессы в школьном образовании Казахстана как основание для повышения его качества// Информационно-методический журнал открытая школа –№2(153). – – С. 3-6.

  3. Руководство по работе в малых группах: Раздаточные материалы по Программе повышения квалификации педагогических работников «Эффективное обучение». – Астана, 2016. – с.

  4. Повышение качества профессионального развития педагога: Коллективная монография / Под ред. Д.п.н. С.Д.Мукановой. – Караганды, 2015. – 232 с.

  5. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. – М.:, 2006. – 420 с.
















Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!