Материалдар / Доклад "Инклюзивное образование в Казахстане"
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Доклад "Инклюзивное образование в Казахстане"

Материал туралы қысқаша түсінік
предназначен для педагогов
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
21 Сәуір 2021
615
2 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

ИКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КАЗАХСТАНЕ


Ж.Т.АМАНОВА, учитель математики

КГУ «Средняя школа №26», Казахстан, г.Актобе


На сегодня проблема инклюзивного образования актуальна во всем мире. В Казахстане это явление также не оставлено без внимания. Данная проблема требует к себе акцентированного внимания, поскольку количество детей с врожденными и приобретенными пороками развития с каждым годом растет. Государство ставит задачи ранней диагностики отклонений в развитии у детей и ранней коррекции этих отклонений за счет компенсаторных функций организма. Система образования, в свою очередь должна по мере возможности включить данную категорию детей в процесс обучения в массовых детских садах, общеобразовательных школах, профессиональных лицеях и высших учебных заведениях.

Политика Республики Казахстан направлена на обеспечение прав всех граждан, на получение качественного образования вне зависимости от их социального, экономического, культурного статуса. Инклюзивное образование рассматривается в качестве одного из стратегических направлений развития системы образования страны, является ведущей тенденцией современного этапа развития системы образования.

Инклюзивное образование – процесс, обеспечивающий равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Государство, реализуя цели инклюзивного образования, обеспечивает гражданам с особыми образовательными потребностями в развитии специальные условия для получения ими образования, коррекции нарушения развития и социальной адаптации на всех уровнях образования. Инклюзивное образование дает возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, реализовать свой потенциал и право на получение образования. [1]

Международная организация Autism Speaks провели исследования и утверждают, что каждый 40-й ребенок в мире рождается с расстройством аутистического спектра. К 2050 году, по прогнозу этой же организации, уже каждый второй новорожденный будет с аутизмом, спектр широкий - от совершенно невербальных, несоциализированных ребят до высокофункциональных. В данное время увеличилось количество детей с гиперактивностью и дефицитом внимания.

Инклюзия - это не только дети с особенными потребностями. Дефиниция расширена, в это понятие входят одаренные дети, аутисты, дети из социально уязвимых слоев населения. В Казахстане на данный момент 139 887 человек — это лица с особыми образовательными потребностями. Среди них 37 970 — дошкольники, 95 497 – учащиеся в средних общеобразовательных учреждениях, 2 900 – это те, кто получает ТиПО, и 3 520 человек обучаются в высших учебных заведениях. Что касается создания безбарьерной среды, то к 2025 году планируется довести долю образовательных учреждений, подготовленных к приему лиц с ограниченными возможностями до высоких показателей: ДОУ — 70%, школ — 100%, колледжей — 100% и вузов также до 100%.  Проблемы недостаточно раннего скрининга, позднего выявления особых потребностей у детей и низкая выявляемость детей с особыми образовательными потребностями (ООП) на селе, отсутствие современной коррекционной поддержки детей раннего и дошкольного возраста приводят к увеличению количества лиц с ООП. [2]

Инклюзия охватывает глубокие социальные аспекты жизни школы: создается моральная, материальная, педагогическая среда, адаптированная к образовательным потребностям любого ребенка. Такую среду возможно обеспечить только при тесном сотрудничестве с родителями, в сплоченном командном взаимодействии всех участников образовательного процесса. Здесь должны работать люди, готовые изменяться вместе с ребенком и ради ребенка, причем не только «особого», но и самого обычного. Для детей с особыми образовательными потребностями принцип инклюзивного образования означает, что разнообразию потребностей учащихся с ограниченными возможностями в развитии должна соответствовать образовательная среда, которая является для них наименее ограничивающей и наиболее включающей. Реализация этого принципа означает, что все дети должны быть включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства. В инклюзивных школах все дети, а не только дети с инвалидностью, должны обеспечиваться поддержкой, которая позволяет им быть успешными, ощущать безопасность и уместность. [3]

Включение понятия «инклюзивное образование» в Закон РК «Об образовании»  в  Государственную программу развития образования РК на 2011-2020 годы в части развития инклюзивного образования – стратегическое решение  по созданию безбарьерной среды обучения в самом широком смысле этого слова. В настоящее время разрабатывается законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РК по вопросам инклюзивного образования». Согласно поправкам предполагается, что руководители будут нести ответственность за не создание условий для обучение лиц с ООП; следует размещать госзаказ на специальную психо-педагогическую поддержку; расширение функций по коррекционной поддержке детей с ООП; педагогам будет предоставлено право адаптировать учебные программы под индивидуальные потребности детей.

Список литературы.

1. Теория и практика инклюзивного образования. Учебное пособие. С.С. Жубакова - Алматы: Эверо,2017.

2. https://www.primeminister.kz/ru/nemon-rk-v-kazahstane-prozhivayut-139887-chelovek-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostyami-211499

3. Концептуальные подходы к развитию инклюзивного образования в Республике Казахстан. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2015.

Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!