ИКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В
КАЗАХСТАНЕ
Ж.Т.АМАНОВА,
учитель математики
КГУ «Средняя
школа №26», Казахстан, г.Актобе
На сегодня проблема инклюзивного образования
актуальна во всем мире. В Казахстане это явление также не оставлено
без внимания. Данная проблема требует к себе акцентированного
внимания, поскольку количество детей с врожденными и приобретенными
пороками развития с каждым годом растет. Государство ставит задачи
ранней диагностики отклонений в развитии у детей и ранней коррекции
этих отклонений за счет компенсаторных функций организма. Система
образования, в свою очередь должна по мере возможности включить
данную категорию детей в процесс обучения в массовых детских садах,
общеобразовательных школах, профессиональных лицеях и высших
учебных заведениях.
Политика
Республики Казахстан направлена на обеспечение прав всех
граждан, на получение качественного образования вне
зависимости от их социального, экономического,
культурного статуса. Инклюзивное образование рассматривается
в качестве одного из стратегических направлений развития
системы образования страны, является ведущей тенденцией
современного этапа развития системы
образования.
Инклюзивное образование – процесс, обеспечивающий
равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом особых
образовательных потребностей и индивидуальных
возможностей.
Государство, реализуя цели инклюзивного
образования, обеспечивает гражданам с особыми образовательными
потребностями в развитии специальные условия для получения ими
образования, коррекции нарушения развития и социальной адаптации на
всех уровнях образования. Инклюзивное образование дает возможность
каждому ребенку, независимо от его потребностей и других
обстоятельств, реализовать свой потенциал и право на получение
образования. [1]
Международная
организация Autism Speaks провели исследования и утверждают, что
каждый 40-й ребенок в мире рождается с расстройством аутистического
спектра. К 2050 году, по прогнозу этой же организации, уже каждый
второй новорожденный будет с аутизмом,
спектр
широкий - от совершенно невербальных, несоциализированных ребят
до высокофункциональных. В данное время увеличилось количество детей с
гиперактивностью и дефицитом
внимания.
Инклюзия - это
не только дети с особенными потребностями. Дефиниция расширена, в
это понятие входят одаренные дети, аутисты, дети из
социально уязвимых
слоев населения. В Казахстане на
данный момент 139 887 человек — это лица с особыми
образовательными потребностями. Среди них 37 970 —
дошкольники, 95 497 – учащиеся в средних общеобразовательных
учреждениях, 2 900 – это те, кто получает ТиПО, и 3 520
человек обучаются в высших учебных заведениях. Что касается
создания безбарьерной среды, то к 2025 году планируется довести
долю образовательных учреждений, подготовленных к приему лиц с
ограниченными возможностями до высоких показателей: ДОУ — 70%, школ
— 100%, колледжей — 100% и вузов также до 100%. Проблемы
недостаточно раннего скрининга, позднего выявления особых
потребностей у детей и низкая выявляемость детей с
особыми образовательными потребностями (ООП) на селе,
отсутствие современной коррекционной поддержки детей раннего и
дошкольного возраста приводят к увеличению количества лиц с ООП.
[2]
Инклюзия охватывает глубокие социальные аспекты
жизни школы: создается моральная, материальная, педагогическая
среда, адаптированная к образовательным потребностям любого
ребенка. Такую среду возможно обеспечить только при тесном
сотрудничестве с родителями, в сплоченном командном взаимодействии
всех участников образовательного процесса. Здесь должны работать
люди, готовые изменяться вместе с ребенком и ради ребенка, причем
не только «особого», но и самого обычного. Для детей с особыми
образовательными потребностями принцип инклюзивного образования
означает, что разнообразию потребностей учащихся с ограниченными
возможностями в развитии должна соответствовать образовательная
среда, которая является для них наименее ограничивающей и наиболее
включающей. Реализация этого принципа означает, что все дети должны
быть включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту
жительства. В инклюзивных школах все дети, а не только дети с
инвалидностью, должны обеспечиваться поддержкой, которая позволяет
им быть успешными, ощущать безопасность и уместность.
[3]
Включение понятия «инклюзивное образование» в
Закон РК «Об образовании»
в Государственную программу развития образования РК
на 2011-2020 годы в части развития инклюзивного образования –
стратегическое решение по созданию безбарьерной среды
обучения в самом широком смысле этого слова.
В настоящее
время разрабатывается законопроект «О внесении изменений в
некоторые законодательные акты РК по вопросам инклюзивного
образования». Согласно поправкам предполагается, что руководители
будут нести ответственность за не создание условий для обучение лиц
с ООП; следует размещать госзаказ на специальную
психо-педагогическую поддержку; расширение функций по коррекционной
поддержке детей с ООП; педагогам будет предоставлено право
адаптировать учебные программы под индивидуальные потребности
детей.
Список литературы.
1. Теория и практика инклюзивного образования.
Учебное пособие. С.С. Жубакова - Алматы:
Эверо,2017.
2. https://www.primeminister.kz/ru/nemon-rk-v-kazahstane-prozhivayut-139887-chelovek-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostyami-211499
3. Концептуальные
подходы к развитию инклюзивного образования в Республике Казахстан.
– Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина,
2015.