Макатский районный отдел образования
Педагогическое чтение
на тему: «Применение критического мышления на уроках математики как средство повышения уровня обученности учащихся»
Подготовила: учитель математикисредней школы имени О. СаргунановаМергенбаева Гулжамал Мергенбаевна
2017 год“Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить”. ЭдисонКритическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Чаще всего под критическим мышлением понимают процесс оценки достоверности, точности или ценности чего-либо, способность оценки искать и находить причины и альтернативные точки зрения, воспринимать ситуацию в целом и изменить свою позицию на основе фактов и аргументов. Его еще называют логическим или аналитическим мышлением. Чаще всего обученные нами дети стремятся к однозначности определений, классификаций и взглядов на одну и ту же проблему, и как важно, чтобы они научились понимать, что отсутствие однозначности часто не является недостатком или проблемой, а наоборот хорошей возможностью глубже проникнуть в сущность вещей, больше узнать.Основная идея технологии развития критического мышления – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.Цель: Повышение качества образования через применение критического мышления на уроках математикиЗадачи: - развивать логичекое мышление, уметь работать с информацией, проводить исследование, способствовать выработке знаний и умений планирования, целенаправленности, анализа, самооценки познавательной деятельности у учащихся;В процессе использования технологии развития критического мышления формируется самостоятельное мышление, ученик вооружается методами и способами самостоятельной работы, получает возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе “учитель-ученик”, позволяет влиять на результат и цели образовательного процесса.Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Так, например, в своей работе я использую следующие приемы. Прием «Составление кластера»Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.Часто кластер я использую не только для организации индивидуальной и групповой работы в классе, но и аналогичной работы дома.
Кластер на тему « Обыкновенная дробь» Более сильным ученикам, для развития логики и навыки применения применяю прием «Фишбоун»
Прием «ДЖИГСО». Дети сами разбирают тему и объясняют друг другу.На своих уроках составляю алгоритм для раскрытие темы (проблемы) и по определенному алгоритму дети сами раскрывают тему или доказывают теорему.Пример 1: урок – усвоение нового материала 6 класс «Умножение рациональных чисел»Задания для самостоятельного формулирования правила умножения рациональных чисел: Задания 1 группе: (-4) ∙31.Сформулируйте правило умножения двух чисел с разными знаками по следующему алгоритму:1) рассмотрите произведение как сумму трех слагаемых, каждое из которых равно (-4)2)какое число получается в значении2. Приведите другие примеры умножения с разными знаками3. Сделайте вывод(Вывод: произведение двух чисел с разными знаками есть число отрицательное)4. Вычислите: (-4) ∙ (-3)Задания 2 группе:(-7) ∙ (-5)1. Сформулируйте правило умножения двух отрицательных чисел по следующему алгоритму:1)рассмотрите произведение (-7) ∙ 5 как сумму пяти слагаемых, каждое из которых равно (-7)2)теперь вычислите (-7) ∙ (-5)3)какое число получается в значении 2.Приведите другие примеры умножения отрицательных чисел3. Сделайте вывод(Произведение двух отрицательных чисел есть число положительное)Пример 2: Алгоритм для доказательства теоремы Пифагора
1.Найдите из АВС2. Найдите из АСD3.Приравняйте правые части и примените свойство пропорции4.Анологично найдите из АВС и из ВСD5.Складываем почленно полученные равенство (3) и (4)6.Теорема доказано
Приём «Вопросы Блума»Б. Блум установил, что между уровнями мышления и ответами на вопросы, которые мы задаем, существует прямая связь. Более того, сами вопросы образуют иерархию вполне соответствующую таксономии мышления:Знание- Понимание- Применение- Анализ - Синтез- ОценкаВопросы на запоминание или вопросы формального уровня относятся к самому низкому уровню. Вопросы на оценку или суждения рассматриваются как высокий уровень мышления. При ответе на вопросы учащиеся анализируют и интерпретируют информацию, анализируют идеи, строят гипотезы, отстаивают свою точку зрения. Вопросы являются средством стимулирования различных видов мышления на разных уровнях сложности. Пример 1: урок алгебры 10 класс на тему «Тригонометрические функции их свойства и график»1.Какие тригонометрические функции вы знаете?2. Почему их называют периодическими?3. Объясни свойства одной из функции4. Предложи, как бы вы определили знаки тригонометрических функции.5. Придумай и приведи пример для нахождения области значений функции6. Поделись как бы вы преобразовали график функции у = соsx +1
Пример 2: Урок математики 6 класс «Умножение рациональных чисел»1.Назови какое число получится при умножении двух чисел с разными знаками? (отрицательное) 2.Почему (-12)*(-5)=60?(т.к. (-12)*5 есть число отрицательное (-60), то из этого следует, что (-12)*(-5)=60.) 3.Объясни как найти произведение двух отрицательных чисел? (правило2) 4.Предложи как бы ты определил знак при вычислении произведения рациональных чисел? (сначала определяют его знак, а затем находят его значение) 5.Придумайте и приведите примеры. 6.Поделитесь как вы думаете, при четном количестве отрицательных множителей произведение будет каким числом? (положительное) А при нечетном количестве отрицательных множителей? (отрицательное) А если умножить на 0, то чему будет равно произведение?(0) Вывод: Использование технологии развития критического мышления на уроках математики - развивает у учащихся: логическое мышление, алгоритмическую культуру, критическое мышление, умение проводить исследование, решать проблему, рассматривать несколько возможностей ее решения, сотрудничая с другими людьми, умение работать с информацией, активно ее воспринимать, творческие способности, умение строить прогнозы, обосновывать их и ставить перед собой обдуманные цели. Все выше сказанное еще раз подтверждает эффективность обучения критическому мышлению. Подлинная цель любого обучения по улучшению мышления - применение на практике полученных навыков. Под применением на практике подразумевается использование навыков критического мышления в самых разнообразных ситуациях. Лучший способ обеспечить применение на практике - сделать это с помощью сознательного и продуманного использования навыков критического мышления в самых различных ситуациях. Учащиеся могут расширить область этого применения, подыскивая примеры, требующие критического мышления, и используя их.
Список литературы:1.Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М., 2004.2.Журнал «Математика в школе», «Математика и Физмка», 2009г3.Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», 2003. 4. Руководство для учителя. Третий (базовый уровень),2012г., с.154 – 188. РКМЧП («школьное» «критическое мышление»)5. Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена» http://ct-net.net/ru/ct_tcp_ru6. Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9