Сертификат алу үшін



доклад по формированию толерантности на уроках истории, для учителей истории
Автор:
Бағыты: Тарих Бөлімі: Мақала Сыныбы: Барлық сыныптар
Жарияланған уақыты: 2017-12-18





Материал туралы қысқаша түсінік

доклад по формированию толерантности на уроках истории, для учителей истории








ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ

НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Шелегеда

Елена Викторовна- учитель истории


В последнее время часто используется понятие толерантность — в политике, в культуре, в образовании, даже в быту. Впрочем, и раньше мы нередко говорили о терпимости и, при всех различиях в толковании слова, в целом

понимали его смысл.

Цел

и моей работы

:

1) выявление уровня толерантности у

школьников

; 2) определение путей формирования толерантности в школьном возрасте

на уроках истории.

Работая над данной темой, я

задалась вопросом: «Как понимают толерантность школьники

?

»

В

едь в

недалеком будущем эти подростки – выпускники школ - будут определять общественную и государственную жизнь нашей страны. Поэтому так важно знать отношение к толерантности современных школьников.

Мной было проведено анкетирование на данную тему с учащимися 9 класса. На начало года на

вопрос трактовки

термина толерантность, большинство опрошенных (35%) считало, что это тактичность, понимание, воспитанность, то на конец года более 50% опрошенных считало, что толерантность это терпимость и сдержанность. И к концу года

толерантными считали себя 80% учащихся, по сравнению с 50 % в начале года. Исходя из этого

я считаю, что и

зучение истории дает чрезвычайно богатый материал по воспитанию толерантности у учащихся.

Главной своей задачей поставила

— постоянно работать в этом направлении, проводя из урока в урок идеи терпимости,

устойчивости и компромисса. Формирование понятия толерантности проходит постепенно в зависимости от возрастных особенностей учащихся и особенностей изучаемого

материала.

Главной причиной успеха этого движения будет постоянная и кропотливая работа в этом направлении.

На школьных уроках истории я стараюсь осторожно вести учащихся по ступенькам формирования толерантности.

Так, рассматривая расселение

казахских

племен, ученики узнают, что на территории нашего края

казахский народ

соседствовал мирно с

русским,

китайским

. Подобное сосуществование в целом не приводило к каким-либо значимым столкновениям и конфликтам. Терпимость к соседям, ведущим несколько иной образ жизни, закладывала основы национальной терпимости, присущей до известного момента, будущей

казахской

государственности. Ярким примером тому служит изучение жизни и деятельности

хана

Абылая

, проводимого мудрую политику по отношению к соседним государствам, сохраняя национальную территорию

.

Изучая данную тему, использую прием «историческая личность», чтобы учащиеся выполняя задания, работая с документами,

смогли охарактеризовать

данного исторического деятеля.

При изучении тем

в 8 классе

:

«

Казахстан в период

джунгарского

нашествия

» и «

Освободительная борьба казахского народа

», так же

работая с алгоритмом изучения учащимися

подчеркивается, что это была

борьба

за возврат исконных земель

народа. Вопрос о «

Монгольском

завоевании

» подводит

учащихся

к формированию толерантности по отношению к носителям иных этнических, религиозных и культурных традиций. Подчеркивая негативные стороны монгольского завоевания, необходимо отметить, что и в этот период происходило взаимообогащение двух резко различных культур

.

При изучении материала о войнах

и конфликтах необходимо продолжа

ть работу над формированием толерантного сознания. Для этого

я

акцентирует внимание учащихся на фактах проявления толерантности даже в условиях человеческого ожесточения. Так, при изучении материала об Отечественной войне 1812 г.

в 8 классе

необходимо показать, что даже в условиях наступления французских войск

наш народ

проявляли толерантность по отношению к человеческой жизни.

Учащиеся на уроке знакомя

т

ся

с приказами по армии, в которых командование требовало не уничтожать пленных французов, а также солдат и офицеров, не оказавших

сопротивления

, а

так же случаи , когда казахский народ, менял фамилии на русские и шел воевать против общего врага.

Аналогичные примеры дают нам и сюжеты, относящиеся к истории Первой и Второй мировых войн.

Тема «Великая Отечественная война» показывает примеры героизма и самоотверженности представителей всех народов Советского Союза в борьбе с общим врагом. В рамках этой темы хорошо себя рекомендуют выдержки из т.н. плана «Ост», в частности, по отношению к

нашему

населению. Ни в коем случае нельзя пройти мимо темы Холокоста, эвакуации, когда жители республик

СССР

принимали эвакуированных как родных и делились с ними последним куском хлеба.

Все народы совместно восстанавливали разрушенное войной народное хозяйство,

поднимали целину, строили Байкало-Амурскую магистраль. Росло число межнациональных браков,

усиливалась миграция населения на добровольной основе и т.д. Опыт большой, и есть что из него взять применительно к современности

. Поэтому использую

в практике си

туации непосредственных встреч детей с представителями

разных национальностей, жителями села, приглашая их на уроки.

Н

а уроках по истории

Казахстана

я не обхожу острые углы и деликатные темы, в частности темы, касающиеся

oтношений

между Каза

х

с

ким ханством и

Российской империей, Декабрьские события 1986 г

.

Зачастую именно эта тема порождает острую полемику между школьниками русской и

казахской

национальностей. Как сохранить добрые отношения между детьми, не возлагая историческую ответственность ни на

один народ?

Урок начинается с постановки проблемы: 1

731

год — пр

исоединение или завоевание Казах

ского ханства

Российской империей

?

Это был закономерный исторический процесс или случайность? Кто несет историческую ответственность за прошлое?

В ходе обсуждения проблемы дается общая характеристика тенденций развития крупных держав Европы, отмечается экспансия как главное направление внешней политики.

Российская империя

стремительно расширяет свою территорию за счет заво

еваний, в том числе земель Казах

ского ханства. Но несут ли

современн

ики

ответственность з

а события, произошедшие более 30

0 лет назад?

Изучая тему «Декабрьские события 1986 г» с учащимися 9 Класса проводим конференцию, где ученики становятся «очевидцами», высказывают свое мнение

, работая

с документами,

СМИ, видеофрагментами

и делают общий вывод, доказывая, что эт

о

выступление народа не имело

националистический характер.

В своей практической деятельности, я уделяю внимания рол

и

«инородцев и иноземцев»

в истории

Казахстана

,

разъясняю

что

в

ажное значение для формирования этнического толерантного сознания сыграли и рассказы о деятельности «неказахских сынов Казахстана». Уч

ащимся

показ

ываю

р

оль «инородцев» и «иноземцев» и даю задание, работая с дополнительными источниками, материалом

подготовить небольшие сообщение, рефераты, своей работой доказав вклад п

редставители других этносов

в историю Казахстана. Защищая

свои работы

у

чащиеся убеждаются, что представители других этносов оставили заметный след в развитии практически всех отраслей государственного устройства, экономики, науки, техники, культуры и искусства.

Созданию толерантной атмосферы в классе, в школе способствовали

ролевые и деловые игры

, в процессе которых учащиеся увлекательно играли роли представителей разных национальностей. Например, в ролевой игре «Суд над фашизмом», учащиеся 9-10 классов играя роль потерпевшего, могут понять, каково быть жертвой преступления, какова жестокость данной п

о

литики. Использую прием «Мозговая атака». Например, класс может начать изучение прав наций путем «мозговой атаки» вопроса «Как вы думаете, какие поводы может использовать правительство для дискриминации прав нации?»

(курс «основы религиоведения» 9 класс)

В курсе обществознания благодатных тем, подводящих школьников к мысли о богатстве и разнообразии человечества, также немало.

Так, при изучении темы « Население Казахстана » в 9 классе на уроках обществознания ребятам предлагается выступить с мини-презентацией «Традиции и обычаи моего народа». Каждая группа, представляющая ту или иную этническую общность, за 7—10 минут старается дать самую интересную информацию. Очень важно, чтобы учащиеся выступали без стеснения, с чувством национальной гордости, а их одноклассники достаточно внимательно слушали, задавали много вопросов.

Поэтому большое внимание стала уделять на уроках обществознания в старших классах и внеклассных мероприятиях среди среднего звена изучению основополагающих документов по правам человека («Декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка»).

Так же считаю, что краеведение — это важное средство для формирования гражданской культуры школьников, одним из основных элементов которой является толерантность. В этом направлении в школе

ведется

большая работа базе школьного историко-краеведческого музея: Исследовательская работа

учащихся старших классов

“История

нашего

поселка», и

зучение документов по истории Великой Отечественной войны, к

оторые находятся в архиве музея,

в

стречи с ветеранами войны и труда, выпускниками школы, живущими в

селе, п

роведение экскурсий для учащихся и гостей школы.

Вместе с учащимися, работая в

музее мы

проделал

и

огромную поисково-исследовательскую работу, посвященную участникам Великой Отечественной войны.

Продолжается поисково-исследовательская работа по составлению биографий Героев Советского Союза — наших земляков — с последующим изданием

и оформлением стенда в школе

« Тут память, быль и боль и жизнь живущим»

.

Огромная работа по формированию толерантности ведется во внеурочное время:

э

кскурсионная работа, по углублению знаний

по

истории

и культуре этносов, проживающих на территории Казахстана ( поездки с учащимися в

этнодеревню

г.Усть-Каменогорска

), у

частие в районных конкурсах по вопросам толерантности.

В 2012 году я вместе с учащимся 8 класса и его родителями принимали участие в районном сем

и

наре « Религиозный экстремизм».

В школе ведется

р

абота исторического кружка

, где огромное внимание уделяется темам и в

опросам по формированию толерант

ного сознания

.

Уделяя на уроках истории место для изучения толерантности

, я

таким образом ф

ормир

ую

чувства патриотизма у учащихся в н

езависимости от национальности.

Целенаправленная работа по формированию толерантности на уроках истории приводит к положительным результатам.

Таким образом, понятие толерантности многогранно и включает в себя самые разные грани межчеловеческих, межличностных отношений. И работа по формированию толерантного сознания юного поколения также должна быть многогранна и разнонаправлена.

Актуальность моей работы по формированию толерантности можно подтвердить

словами

Президент

а

Н.А.Назарбаев

а

:

«Каждый

казахстанец

, независимо от его национальной принадлежности, должен сознавать, что Казахстан – это плоть от плоти его родное государство, всегда готовое защитить его права и свободы. Только в этом случае проявляется корневая основа для взращивания и воспитания чувства казахстанского патриотизма, только в этом случае сограждане испытывают чувство гордости за принадлежность государству, которое весь мир теперь знает как Казахстан».

Литература:

1.

Азимханов

Т. Республиканский научно-методический журнал «История Казахстана». № 5, 2004, Алматы.

2. Устинова Н. Формирование установок толерантного сознания: от морального долга к правовой потребности. - М.: МГУ, 2002.

3. Доклад РК о состоянии толерантности и профилактики экстремизма в Казахстане. - Алматы, 2004.



Материалды сайттан тегін жүктеу


Өз пікіріңізді қалдыру үшін тіркелу қажет.