Сертификат алу үшін


Құрметті қолданушылар ұстаз тілегі ust.kz сайтында 09-11 желтоқсан күндері жөндеу жұмыстары жүреді. Сайтты толық 12-желтоқсан күні кейін кіріп қолдана аласыздар. Түсіністік танытып бізбен болғандарыңыз үшін рақмет!

доклад по формированию толерантности на уроках истории, для учителей истории
Автор:
Бағыты: Тарих Бөлімі: Мақала Сыныбы: Барлық сыныптар
Жарияланған уақыты: 2017-12-18





Материал туралы қысқаша түсінік

доклад по формированию толерантности на уроках истории, для учителей истории


ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИШелегеда Елена Викторовна- учитель истории

В последнее время часто используется понятие толерантность — в политике, в культуре, в образовании, даже в быту. Впрочем, и раньше мы нередко говорили о терпимости и, при всех различиях в толковании слова, в целом понимали его смысл. Цели моей работы: 1) выявление уровня толерантности у школьников; 2) определение путей формирования толерантности в школьном возрасте на уроках истории. Работая над данной темой, я задалась вопросом: «Как понимают толерантность школьники?» Ведь в недалеком будущем эти подростки – выпускники школ - будут определять общественную и государственную жизнь нашей страны. Поэтому так важно знать отношение к толерантности современных школьников. Мной было проведено анкетирование на данную тему с учащимися 9 класса. На начало года на вопрос трактовки термина толерантность, большинство опрошенных (35%) считало, что это тактичность, понимание, воспитанность, то на конец года более 50% опрошенных считало, что толерантность это терпимость и сдержанность. И к концу года толерантными считали себя 80% учащихся, по сравнению с 50 % в начале года. Исходя из этого я считаю, что изучение истории дает чрезвычайно богатый материал по воспитанию толерантности у учащихся. Главной своей задачей поставила — постоянно работать в этом направлении, проводя из урока в урок идеи терпимости, устойчивости и компромисса. Формирование понятия толерантности проходит постепенно в зависимости от возрастных особенностей учащихся и особенностей изучаемого материала. Главной причиной успеха этого движения будет постоянная и кропотливая работа в этом направлении. На школьных уроках истории я стараюсь осторожно вести учащихся по ступенькам формирования толерантности. Так, рассматривая расселение казахских племен, ученики узнают, что на территории нашего края казахский народ соседствовал мирно с русским, китайским. Подобное сосуществование в целом не приводило к каким-либо значимым столкновениям и конфликтам. Терпимость к соседям, ведущим несколько иной образ жизни, закладывала основы национальной терпимости, присущей до известного момента, будущей казахской государственности. Ярким примером тому служит изучение жизни и деятельности хана Абылая, проводимого мудрую политику по отношению к соседним государствам, сохраняя национальную территорию. Изучая данную тему, использую прием «историческая личность», чтобы учащиеся выполняя задания, работая с документами, смогли охарактеризовать данного исторического деятеля. При изучении тем в 8 классе: «Казахстан в период джунгарского нашествия» и «Освободительная борьба казахского народа», так же работая с алгоритмом изучения учащимися подчеркивается, что это была борьба за возврат исконных земель народа. Вопрос о «Монгольском завоевании» подводит учащихся к формированию толерантности по отношению к носителям иных этнических, религиозных и культурных традиций. Подчеркивая негативные стороны монгольского завоевания, необходимо отметить, что и в этот период происходило взаимообогащение двух резко различных культур. При изучении материала о войнах и конфликтах необходимо продолжать работу над формированием толерантного сознания. Для этого я акцентирует внимание учащихся на фактах проявления толерантности даже в условиях человеческого ожесточения. Так, при изучении материала об Отечественной войне 1812 г. в 8 классе необходимо показать, что даже в условиях наступления французских войск наш народ проявляли толерантность по отношению к человеческой жизни. Учащиеся на уроке знакомятся с приказами по армии, в которых командование требовало не уничтожать пленных французов, а также солдат и офицеров, не оказавших сопротивления, а так же случаи , когда казахский народ, менял фамилии на русские и шел воевать против общего врага. Аналогичные примеры дают нам и сюжеты, относящиеся к истории Первой и Второй мировых войн.Тема «Великая Отечественная война» показывает примеры героизма и самоотверженности представителей всех народов Советского Союза в борьбе с общим врагом. В рамках этой темы хорошо себя рекомендуют выдержки из т.н. плана «Ост», в частности, по отношению к нашему населению. Ни в коем случае нельзя пройти мимо темы Холокоста, эвакуации, когда жители республик СССР принимали эвакуированных как родных и делились с ними последним куском хлеба. Все народы совместно восстанавливали разрушенное войной народное хозяйство, поднимали целину, строили Байкало-Амурскую магистраль. Росло число межнациональных браков, усиливалась миграция населения на добровольной основе и т.д. Опыт большой, и есть что из него взять применительно к современности. Поэтому использую в практике ситуации непосредственных встреч детей с представителями разных национальностей, жителями села, приглашая их на уроки. На уроках по истории Казахстана я не обхожу острые углы и деликатные темы, в частности темы, касающиеся oтношений между Казахским ханством и Российской империей, Декабрьские события 1986 г. Зачастую именно эта тема порождает острую полемику между школьниками русской и казахской национальностей. Как сохранить добрые отношения между детьми, не возлагая историческую ответственность ни на один народ? Урок начинается с постановки проблемы: 1731 год — присоединение или завоевание Казахского ханства Российской империей? Это был закономерный исторический процесс или случайность? Кто несет историческую ответственность за прошлое? В ходе обсуждения проблемы дается общая характеристика тенденций развития крупных держав Европы, отмечается экспансия как главное направление внешней политики. Российская империя стремительно расширяет свою территорию за счет завоеваний, в том числе земель Казахского ханства. Но несут ли современники ответственность за события, произошедшие более 300 лет назад? Изучая тему «Декабрьские события 1986 г» с учащимися 9 Класса проводим конференцию, где ученики становятся «очевидцами», высказывают свое мнение, работая с документами, СМИ, видеофрагментами и делают общий вывод, доказывая, что это выступление народа не имело националистический характер.В своей практической деятельности, я уделяю внимания роли «инородцев и иноземцев» в истории Казахстана, разъясняю что важное значение для формирования этнического толерантного сознания сыграли и рассказы о деятельности «неказахских сынов Казахстана». Учащимся показываю роль «инородцев» и «иноземцев» и даю задание, работая с дополнительными источниками, материалом подготовить небольшие сообщение, рефераты, своей работой доказав вклад представители других этносов в историю Казахстана. Защищая свои работы учащиеся убеждаются, что представители других этносов оставили заметный след в развитии практически всех отраслей государственного устройства, экономики, науки, техники, культуры и искусства.Созданию толерантной атмосферы в классе, в школе способствовали ролевые и деловые игры, в процессе которых учащиеся увлекательно играли роли представителей разных национальностей. Например, в ролевой игре «Суд над фашизмом», учащиеся 9-10 классов играя роль потерпевшего, могут понять, каково быть жертвой преступления, какова жестокость данной политики. Использую прием «Мозговая атака». Например, класс может начать изучение прав наций путем «мозговой атаки» вопроса «Как вы думаете, какие поводы может использовать правительство для дискриминации прав нации?» (курс «основы религиоведения» 9 класс)В курсе обществознания благодатных тем, подводящих школьников к мысли о богатстве и разнообразии человечества, также немало. Так, при изучении темы « Население Казахстана » в 9 классе на уроках обществознания ребятам предлагается выступить с мини-презентацией «Традиции и обычаи моего народа». Каждая группа, представляющая ту или иную этническую общность, за 7—10 минут старается дать самую интересную информацию. Очень важно, чтобы учащиеся выступали без стеснения, с чувством национальной гордости, а их одноклассники достаточно внимательно слушали, задавали много вопросов.Поэтому большое внимание стала уделять на уроках обществознания в старших классах и внеклассных мероприятиях среди среднего звена изучению основополагающих документов по правам человека («Декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка»). Так же считаю, что краеведение — это важное средство для формирования гражданской культуры школьников, одним из основных элементов которой является толерантность. В этом направлении в школе ведется большая работа базе школьного историко-краеведческого музея: Исследовательская работа учащихся старших классов “История нашего поселка», изучение документов по истории Великой Отечественной войны, которые находятся в архиве музея, встречи с ветеранами войны и труда, выпускниками школы, живущими в селе, проведение экскурсий для учащихся и гостей школы. Вместе с учащимися, работая в музее мы проделали огромную поисково-исследовательскую работу, посвященную участникам Великой Отечественной войны. Продолжается поисково-исследовательская работа по составлению биографий Героев Советского Союза — наших земляков — с последующим изданием и оформлением стенда в школе « Тут память, быль и боль и жизнь живущим». Огромная работа по формированию толерантности ведется во внеурочное время: экскурсионная работа, по углублению знаний по истории и культуре этносов, проживающих на территории Казахстана ( поездки с учащимися в этнодеревню г.Усть-Каменогорска), участие в районных конкурсах по вопросам толерантности. В 2012 году я вместе с учащимся 8 класса и его родителями принимали участие в районном семинаре « Религиозный экстремизм». В школе ведется работа исторического кружка, где огромное внимание уделяется темам и вопросам по формированию толерантного сознания.Уделяя на уроках истории место для изучения толерантности, я таким образом формирую чувства патриотизма у учащихся в независимости от национальности. Целенаправленная работа по формированию толерантности на уроках истории приводит к положительным результатам. Таким образом, понятие толерантности многогранно и включает в себя самые разные грани межчеловеческих, межличностных отношений. И работа по формированию толерантного сознания юного поколения также должна быть многогранна и разнонаправлена. Актуальность моей работы по формированию толерантности можно подтвердить словами Президента Н.А.Назарбаева: «Каждый казахстанец, независимо от его национальной принадлежности, должен сознавать, что Казахстан – это плоть от плоти его родное государство, всегда готовое защитить его права и свободы. Только в этом случае проявляется корневая основа для взращивания и воспитания чувства казахстанского патриотизма, только в этом случае сограждане испытывают чувство гордости за принадлежность государству, которое весь мир теперь знает как Казахстан». Литература: 1. Азимханов Т. Республиканский научно-методический журнал «История Казахстана». № 5, 2004, Алматы.2. Устинова Н. Формирование установок толерантного сознания: от морального долга к правовой потребности. - М.: МГУ, 2002.3. Доклад РК о состоянии толерантности и профилактики экстремизма в Казахстане. - Алматы, 2004.



Материалды сайттан тегін жүктеу
Жүктеу

Материал ұнаса парақшаңызға сақтап қойыңыз!



Өз пікіріңізді қалдыру үшін тіркелу қажет.