Материалдар / Доклад по теме: «Методы работы с одаренными детьми. Помощь родителям и педагогам при работе с такими детьми».
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Доклад по теме: «Методы работы с одаренными детьми. Помощь родителям и педагогам при работе с такими детьми».

Материал туралы қысқаша түсінік
Одной из приоритетных задач современной педагогики является определение и создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей в образовательном процессе.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
08 Желтоқсан 2020
240
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

КГУ «Валерьяновская основная школа отдела образования акимата района Беймбета Майлина»



















Доклад по теме:

«Методы работы с одаренными детьми.

Помощь родителям и педагогам при работе с такими детьми».























Подготовил(а):

Заместитель руководителя по УР

Ерменова Салима Собетовна





2020 г.


Одной из приоритетных задач современной педагогики является определение и создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей в образовательном процессе.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности. 

Организация работы с одарёнными детьми характеризуется многообразием методов, форм и приёмов педагогической деятельности, альтернативностью и гибкостью, динамичностью, целостностью и интегративностью образовательного процесса.

В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. Существует формулировка, что это качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним.

Выявление одарённых детей – важное звено в согласовании процесса обучения с индивидуальной траекторией развития одарённости, контроле за результативностью обучения и оказании своевременной психологопедагогической помощи.

Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? Ответ не так прост, как кажется. В психологии до сих пор нет общего представления о природе одаренности, а есть альтернативные подходы к решению проблемы.

Первый подход понимает, что все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен. Этот подход отражает гуманистические тенденции в науке и является идеологической базой всеобщего образования и права каждого ребенка на развитие своих способностей. Однако такой подход размывает специфику понятия «одаренность». Акцент смещается в сторону поиска «ключика» к способностям ребенка и методам их развития. С этой точки зрения вопрос о выявлении одаренных детей выглядит нелепым. Но при этом неясно, почему дети, блиставшие в детстве, далеко не всегда сохраняют свой талант.

Второй подход понимает одаренность как дар «свыше» (Богом, родителями и т. п.), которым наделены единицы, избранные. Если следовать второму подходу, становится актуальной проблема выявления одаренных детей, но ставится под сомнение возможность развития одаренности.

В мировой психолого-педагогической науке существуют различные концептуальные модели одаренности. Одной из наиболее популярных теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная американским исследователем Джозеффом.Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:

интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);

креативности; настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу)

Кроме того, он выделяет знания (эрудицию) и благоприятную окружающую среду. Фактически, он предлагает относить к категории одаренных тех детей, которые проявили высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик. К сожалению, в школьной практике достаточно часто ограничиваются оценкой коэффициента интеллекта (IQ), который определяется с помощью психометрических тестов интеллекта. Именно эти тесты (нередко вместе с тестами креативности, применяемыми для измерения творческих способностей) чаще всего используются при отборе детей в классы и школы для одаренных. При этом игнорируется тот факт, что применение тестов интеллекта и креативности имеет ряд ограничений. Как считают авторы Рабочей концепции одарённости, любая форма отбора (селектирования) детей на основе показателей психометрических тестов оказывается несостоятельной с научной точки зрения, поскольку тесты интеллекта и креативности по определению не являются инструментом диагностики одаренности вообще и интеллектуальной либо творческой одаренности в частности.

Одарённость должна устанавливаться профессионально подготовленными людьми, которые могут выявить выдающиеся способности и потенциальные возможности в достижении выдающихся результатов. В связи с этим возрастает роль социального педагога и педагога-психолога образовательного учреждения, которые помогут педагогам выявить потенциальные возможности учащихся.

Одарённость может проявляться:

как одарённость явная (проявленная), которая “у всех на виду”. Обычно в этом случае подразумевается высокая одарённость;

как одарённость возрастная, (т.е. в одном возрасте ребёнок показывает явную одарённость, а потом по истечении нескольких лет, эта одарённость куда-то исчезает);

как одарённость скрытая (потенциальная, непроявленная), т.е. одарённость, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребёнка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со скрытой одарённостью примерно 20-25% от общего числа учащихся.

По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить:

- общую одаренность;

- специальную одаренность.


Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.).

По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать:

- раннюю одаренность;

- позднюю одаренность.

Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде.

Примером ранней одаренности являются дети, которые получили название «вундеркинды». Одарённые дети или вундеркинды (от нем. Wunderkind, дословно — чудесное дитя) — дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Вундеркинды, как правило проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Эти способности относятся ко всем интеллектуальным сферам деятельности: математике, физике, музыке, энциклопедическим знаниям и так далее. Уже в раннем возрасте — они могут поступить в институт, закончить его и защитить диссертацию, тогда как их сверстники еще учатся в школе; одаренные дети с музыкальными способностями пишут оперы; со способностями к шахматам — становятся чемпионами.

Основные направления работы с одаренными детьми могут быть только личностно-ориентированными. В настоящее время не существует единых утвержденных программ для работы с особенно выдающимися способностями. Невозможно и составить единый план для всех одаренных детей. Работа может проводиться по авторским методикам, усложненным задачам, собственным моделям ситуаций, из которых ребенок должен найти выход. Важно развивать в учащихся способность составлять собственные суждения, правильно оформлять свои мысли, развивать наблюдательность, исследовательский подход к обучению.

Второе направление работы с одаренными детьми – студийно-кружковая деятельность. Занятие в специальных кружках и студиях позволят не только углубить свои знания, но и научиться взаимодействовать с ровесниками. Немаловажно для ребенка научиться дискутировать, отстаивать свою точку зрения, вести конструктивный научный спор. Профильные кружки как нельзя лучше подходят для этих занятий.

Третье направление работы с одаренными детьми - формирование у учащихся высокой самооценки, уверенности в своих интеллектуальных или физических возможностях. Важно учить их активно использовать творческое начало в научной деятельности.

Одаренность – качество психики. При неблагоприятных условиях выдающиеся способности ребенка быстро затухают. Поэтому все занятия должны проводиться в доброжелательной обстановке. Чувство юмора – верный помощник в любой познавательной деятельности. Оно помогает поддерживать интерес к научной или другой работе, позволяет легко переключаться на учебу или отдых. Но учитель должен знать, что одаренные дети особенно ранимы и чувствительны. Неосторожная шутка может сильно ранить ребенка, выбить его из привычной колеи. Работа с одаренными детьми - тяжелый, но благодарный труд.. Если не разглядеть талант, не развить, этот дар природы так и останется не востребованным. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств. Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневной деятельности. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода.

. Поэтому в возрасте от 3 до 16 лет (условное ограничение) речь должна вестись, скорее всего, о развитии склонностей, а затем и способностей, которые в дальнейшем могут перерасти в одаренность. Поэтому задача педагога - выявление склонностей, а затем в процессе их совершенствования - развитие способностей.

Организация работы с одарёнными детьми предполагает, что педагог будет преодолевать педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, множеством противоречивых теоретических подходов и методов, вариативностью современного образования, а также чрезвычайно малым числом специалистов, подготовленных к работе с одаренными детьми.

Чтобы раскрылись в полной мере таланты и способности ребенка, работа с одаренными детьми не должна заканчиваться в стенах учебного заведения. Роль семьи в гармоничном развитии личности огромна. Семья, в которой воспитывается одарённый ребёнок, является одним из существенных факторов, влияющих на развитие его потенциальных возможностей. Это обусловлено следующим: - источниками одарённости могут являться как наследственность, так и среда, в которой растёт и воспитывается одарённый ребёнок; - условия и установки, свойственные родителям и семье в целом, оказывают влияние на интеллектуальные и творческие способности ребёнка.  Родители должны осознавать, что талант раскрывается только тогда, когда обучение доставляет удовольствие. Участие папы, мамы, других родственников в познавательной деятельности, совместная исследовательская работа с одаренными детьми, творческий подход к решению задач поможет ученику раскрыть свой потенциал в полной мере и приобрести уверенность в семейной поддержке. А это необходимо любому ребенку без исключения. 

В психологии семейного воспитания выдвинуто представление об оптимальной родительской позиции. Позиция родителей в воспитании детей является оптимальной, если они принимают ребёнка таким, какой он есть, тепло относятся к нему, объективно оценивают его и воспитывают на основе этой оценки, если они способны изменять методы и формы воздействия в соответствии с изменением обстоятельств жизни ребёнка, если их воспитательные усилия нацелены на будущее и соотносятся с требованиями, которые поставит перед ребёнком его дальнейшая жизнь. Оптимальная родительская позиция должна быть направлена на благо ребёнка, она предполагает также критическое отношение родителей к своим ошибкам и разумное проявление ими своей любви к детям. Таким образом, родителям следует принимать детей такими, какие они есть, а не рассматривать их в качестве носителей талантов. Их таланты произрастают из индивидуальности личности, а достижения зависят от того, как эта личность разовьется. Даже самые лучшие побуждения родителей могут играть как положительную, так и отрицательную роль в развитии одаренного ребенка, поэтому педагогам, работающим с такими детьми, нужно уделять особое внимание работе с семьей.Существует множество методов взаимодействия педагогов и психологов с семьями, имеющими одаренных детей:

- просветительская работа, включающая беседы и семинары, раскрывающие особенности одаренного ребенка, роль понимания взрослыми одаренности, ступени становления интеллектуальной и творческой одаренности;

- деловые игры, в ходе которых родители на своем опыте поймут и почувствуют собственные ошибки, найдут пути решения проблем, так часто встречающихся при воспитании талантливых детей;- индивидуальные консультации с педагогами и родителями, направленные на создание для одарённого ребенка такой развивающей среды, которая удовлетворяла бы его интересы; - активное включение родителей в жизнь того коллектива, который посещает ребенок. Сравнивая поведение ребенка дома и в детском коллективе, оценивая его достижения на занятиях, взрослые смогут по-иному взглянуть на своего ребенка, понять его уникальность, особую чуткость к любым воздействиям, его потребность в поддержке и поощрении.

В ходе психолого-педагогического сопровождения необходимо ориентировать родителей одаренного ребенка на:

- избегание сравнения успехов ребенка с успехами других детей;

- возможность самостоятельного принятия решения без боязни ошибки;

- поощрение хорошей организации работы и правильного распределения времени;

- полезность совместных игр и занятий с другими детьми;

- осторожность критики в отношении ребенка;

- серьезное и внимательное отношение к работе, проделанной ребенком;

- поощрение увлечений и интересов в самых разнообразных областях;

- необходимость и важность общения всей семьей.










Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!