КГУ «Валерьяновская
основная школа отдела образования акимата района Беймбета
Майлина»
Доклад по
теме:
«Методы работы с одаренными
детьми.
Помощь родителям и педагогам при работе с
такими детьми».
Подготовил(а):
Заместитель руководителя по
УР
Ерменова Салима
Собетовна
2020 г.
Одной из приоритетных задач
современной педагогики является определение и создание условий,
обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализацию их
потенциальных возможностей в образовательном
процессе.
Задача семьи состоит в том,
чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы
– поддержать ребёнка и развить его
способности.
Организация работы с
одарёнными детьми характеризуется многообразием методов, форм и
приёмов педагогической деятельности, альтернативностью и гибкостью,
динамичностью, целостностью и интегративностью образовательного
процесса.
В обыденной жизни
одаренность - синоним талантливости. Существует формулировка, что
это качество личности, которое выражается в исключительной
успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов
деятельности, сочетающиеся с интересом к ним.
Выявление одарённых детей –
важное звено в согласовании процесса обучения с индивидуальной
траекторией развития одарённости, контроле за результативностью
обучения и оказании своевременной психологопедагогической
помощи.
Какими же должны быть
основания, чтобы ребенок считался одаренным? Ответ не так прост,
как кажется. В психологии до сих пор нет общего представления о
природе одаренности, а есть альтернативные подходы к решению
проблемы.
Первый
подход понимает, что все дети
талантливы. Каждый человек по-своему одарен. Этот подход отражает
гуманистические тенденции в науке и является идеологической базой
всеобщего образования и права каждого ребенка на развитие своих
способностей. Однако такой подход размывает специфику понятия
«одаренность». Акцент смещается в сторону поиска «ключика» к
способностям ребенка и методам их развития. С этой точки зрения
вопрос о выявлении одаренных детей выглядит нелепым. Но при этом
неясно, почему дети, блиставшие в детстве, далеко не всегда
сохраняют свой талант.
Второй
подход понимает одаренность
как дар «свыше» (Богом, родителями и т. п.), которым
наделены единицы, избранные. Если следовать второму подходу,
становится актуальной проблема выявления одаренных детей, но
ставится под сомнение возможность развития
одаренности.
В мировой
психолого-педагогической науке существуют различные концептуальные
модели одаренности. Одной из наиболее популярных теоретических
моделей одаренности является концепция, разработанная американским
исследователем Джозеффом.Рензулли. Он считает, что одаренность есть
сочетание трех основных характеристик:
интеллектуальных
способностей (превышающих средний
уровень);
креативности; настойчивости
(мотивация, ориентированная на задачу)
Кроме того, он выделяет
знания (эрудицию) и благоприятную окружающую среду. Фактически, он
предлагает относить к категории одаренных тех детей, которые
проявили высокие показатели хотя бы по одной из этих
характеристик. К сожалению, в школьной практике достаточно
часто ограничиваются оценкой коэффициента интеллекта (IQ), который
определяется с помощью психометрических тестов интеллекта. Именно
эти тесты (нередко вместе с тестами креативности, применяемыми для
измерения творческих способностей) чаще всего используются при
отборе детей в классы и школы для одаренных. При этом игнорируется
тот факт, что применение тестов интеллекта и креативности имеет ряд
ограничений. Как считают авторы Рабочей концепции одарённости,
любая форма отбора (селектирования) детей на основе показателей
психометрических тестов оказывается несостоятельной с научной точки
зрения, поскольку тесты интеллекта и креативности по определению не
являются инструментом диагностики одаренности вообще и
интеллектуальной либо творческой одаренности в
частности.
Одарённость должна
устанавливаться профессионально подготовленными людьми, которые
могут выявить выдающиеся способности и потенциальные возможности в
достижении выдающихся результатов. В связи с этим возрастает роль
социального педагога и педагога-психолога образовательного
учреждения, которые помогут педагогам выявить потенциальные
возможности учащихся.
Одарённость может
проявляться:
как одарённость
явная (проявленная), которая
“у всех на виду”. Обычно в этом случае подразумевается высокая
одарённость;
как одарённость
возрастная, (т.е. в одном возрасте
ребёнок показывает явную одарённость, а потом по истечении
нескольких лет, эта одарённость куда-то
исчезает);
как одарённость
скрытая (потенциальная,
непроявленная), т.е. одарённость, которая по каким-то причинам не
проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребёнка, но
существует как потенциальная перспектива развития его способностей.
Детей со скрытой одарённостью примерно 20-25% от общего числа
учащихся.
По критерию «широта
проявлений в различных видах деятельности» можно
выделить:
- общую
одаренность;
- специальную
одаренность.
Общая одаренность
проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает
как основа их продуктивности.
Специальная одаренность
обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно
определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика,
спорт, общение и т.д.).
По критерию «особенности
возрастного развития» можно
дифференцировать:
- раннюю
одаренность;
- позднюю
одаренность.
Решающими показателями
здесь выступают темп психического развития ребенка, а также те
возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном
виде.
Примером ранней одаренности
являются дети, которые получили название
«вундеркинды». Одарённые
дети или вундеркинды (от
нем. Wunderkind,
дословно — чудесное
дитя) — дети, которые
признаны образовательной системой превосходящими уровень
интеллектуального развития других детей своего возраста.
Вундеркинды, как правило проявляют свои способности уже в раннем
возрасте. Эти способности относятся ко всем интеллектуальным сферам
деятельности: математике, физике, музыке, энциклопедическим знаниям
и так далее. Уже в раннем возрасте — они могут поступить в
институт, закончить его и защитить диссертацию, тогда как их
сверстники еще учатся в школе; одаренные дети с музыкальными
способностями пишут оперы; со способностями к шахматам —
становятся чемпионами.
Основные направления
работы с одаренными детьми
могут быть только личностно-ориентированными. В настоящее время не
существует единых утвержденных программ для работы с особенно
выдающимися способностями. Невозможно и составить единый план для
всех одаренных детей. Работа может проводиться по авторским
методикам, усложненным задачам, собственным моделям ситуаций, из
которых ребенок должен найти выход. Важно развивать в учащихся
способность составлять собственные суждения, правильно оформлять
свои мысли, развивать наблюдательность, исследовательский подход к
обучению.
Второе
направление работы с
одаренными детьми – студийно-кружковая деятельность. Занятие в
специальных кружках и студиях позволят не только углубить свои
знания, но и научиться взаимодействовать с ровесниками. Немаловажно
для ребенка научиться дискутировать, отстаивать свою точку зрения,
вести конструктивный научный спор. Профильные кружки как нельзя
лучше подходят для этих занятий.
Третье направление
работы с одаренными детьми -
формирование у учащихся высокой самооценки, уверенности в своих
интеллектуальных или физических возможностях. Важно учить их
активно использовать творческое начало в научной
деятельности.
Одаренность – качество
психики. При неблагоприятных условиях выдающиеся способности
ребенка быстро затухают. Поэтому все занятия должны проводиться в
доброжелательной обстановке. Чувство юмора – верный помощник в
любой познавательной деятельности. Оно помогает поддерживать
интерес к научной или другой работе, позволяет легко переключаться
на учебу или отдых. Но учитель должен знать, что одаренные дети
особенно ранимы и чувствительны. Неосторожная шутка может сильно
ранить ребенка, выбить его из привычной колеи. Работа с одаренными
детьми - тяжелый, но благодарный труд.. Если не разглядеть талант,
не развить, этот дар природы так и останется не
востребованным. Вырастет ли из
ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность,
зависит от многих обстоятельств. Одаренных детей отличает
исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой
скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим
такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневной
деятельности. Работать с такими детьми интересно и трудно; в
классе, на уроке они требуют особого
подхода.
. Поэтому в возрасте от 3
до 16 лет (условное ограничение) речь должна вестись, скорее всего,
о развитии склонностей, а затем и способностей, которые в
дальнейшем могут перерасти в одаренность. Поэтому задача педагога -
выявление склонностей, а затем в процессе их совершенствования -
развитие способностей.
Организация работы с
одарёнными детьми предполагает, что педагог будет преодолевать
педагогические и психологические трудности, обусловленные
разнообразием видов одаренности, множеством противоречивых
теоретических подходов и методов, вариативностью современного
образования, а также чрезвычайно малым числом специалистов,
подготовленных к работе с одаренными
детьми.
Чтобы раскрылись в полной
мере таланты и способности ребенка, работа с одаренными детьми не
должна заканчиваться в стенах учебного заведения. Роль семьи в
гармоничном развитии личности огромна. Семья, в которой воспитывается одарённый ребёнок,
является одним из существенных факторов, влияющих на развитие его
потенциальных возможностей. Это обусловлено следующим: -
источниками одарённости могут являться как наследственность, так и
среда, в которой растёт и воспитывается одарённый ребёнок; -
условия и установки, свойственные родителям и семье в целом,
оказывают влияние на интеллектуальные и творческие способности
ребёнка. Родители должны
осознавать, что талант раскрывается только тогда, когда обучение
доставляет удовольствие. Участие папы, мамы, других родственников в
познавательной деятельности, совместная исследовательская работа с
одаренными детьми, творческий подход к решению задач поможет
ученику раскрыть свой потенциал в полной мере и приобрести
уверенность в семейной поддержке. А это необходимо любому ребенку
без исключения.
В психологии семейного
воспитания выдвинуто представление об оптимальной родительской
позиции. Позиция родителей в воспитании детей является оптимальной,
если они принимают ребёнка таким, какой он есть, тепло относятся к
нему, объективно оценивают его и воспитывают на основе этой оценки,
если они способны изменять методы и формы воздействия в
соответствии с изменением обстоятельств жизни ребёнка, если их
воспитательные усилия нацелены на будущее и соотносятся с
требованиями, которые поставит перед ребёнком его дальнейшая жизнь.
Оптимальная родительская позиция должна быть направлена на благо
ребёнка, она предполагает также критическое отношение родителей к
своим ошибкам и разумное проявление ими своей любви к детям. Таким
образом, родителям следует принимать детей такими, какие они есть,
а не рассматривать их в качестве носителей талантов. Их таланты
произрастают из индивидуальности личности, а достижения зависят от
того, как эта личность разовьется. Даже самые лучшие побуждения
родителей могут играть как положительную, так и отрицательную роль
в развитии одаренного ребенка, поэтому педагогам, работающим с
такими детьми, нужно уделять особое внимание работе с
семьей.Существует множество методов взаимодействия педагогов и
психологов с семьями, имеющими одаренных
детей:
- просветительская работа,
включающая беседы и семинары, раскрывающие особенности одаренного
ребенка, роль понимания взрослыми одаренности, ступени становления
интеллектуальной и творческой одаренности;
- деловые игры, в ходе
которых родители на своем опыте поймут и почувствуют собственные
ошибки, найдут пути решения проблем, так часто встречающихся при
воспитании талантливых детей;- индивидуальные консультации с
педагогами и родителями, направленные на создание для одарённого
ребенка такой развивающей среды, которая удовлетворяла бы его
интересы; - активное включение родителей в жизнь того коллектива,
который посещает ребенок. Сравнивая поведение ребенка дома и в
детском коллективе, оценивая его достижения на занятиях, взрослые
смогут по-иному взглянуть на своего ребенка, понять его
уникальность, особую чуткость к любым воздействиям, его потребность
в поддержке и поощрении.
В ходе
психолого-педагогического сопровождения необходимо ориентировать
родителей одаренного ребенка на:
- избегание сравнения
успехов ребенка с успехами других детей;
- возможность
самостоятельного принятия решения без боязни
ошибки;
- поощрение хорошей
организации работы и правильного распределения
времени;
- полезность совместных игр
и занятий с другими детьми;
- осторожность критики в
отношении ребенка;
- серьезное и внимательное
отношение к работе, проделанной ребенком;
- поощрение увлечений и
интересов в самых разнообразных областях;
- необходимость и важность
общения всей семьей.