Материалдар / «Дыбыс айту бұзылысын түзету әдістемесі»
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

«Дыбыс айту бұзылысын түзету әдістемесі»

Материал туралы қысқаша түсінік
Дыбыс айту бұзылысын түзету
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
13 Қаңтар 2021
1534
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Тақырыбы: «Дыбыс айту бұзылысын түзету әдістемесі»

Дыбыс айту бұзылысын түзету ұзақ әрі күрделі үрдіс болып табылады. Дыбысты дұрыс айтуға бағытталған жұмыс барысында жаңа шартты байланыстарды меңгерудегі қиыншылықтар, барлық ойлау процестерінің әлсіздігі сияқты психикалық дамуы тежелген балаларға тән қиыншылықтар орын алады. Психикалық дамуы тежелген балаларда дыбысты сөйлеу тіліне енгізу, яғни дыбысты машықтандыру үрдісі өте ұзаққа созылады. Осыған байланысты логопедиялық жұмыс барысында қойылған дыбысты түрлі жағдайларда сөйлеу тіл қарым-қатынасы барысында өндеуге аса назар аударылуы тиіс.

Дыбыс айту бұзылысын түзету барысында танымдық қызмет, анализ, синтез, салыстыру сияқты дағдылардың дамуы жүзеге асырылады. Дыбыс айту бұзылысын түзету жұмыстарының барлық кезеңдерінде салыстыру тәсілі кеңінен қолданылады. Мысалы, дыбысты қою кезеңінде дыбыстың дұрыс және дұрыс емес айтылу қалпы салыстырылады. Дыбысты машықтандыру кезеңінде фонетикалық жағынан алыс дыбыстармен салыстырылады. Кейін дыбыстарды ажырату кезеңінде өңделген дыбыстарды фонетикалық жақын дыбыстармен сәйкестендіру жұмыстары жүргізіледі. Дыбыс айту бүзылысын түзету процесінде дыбыстар санына байланысты түрлі сөздер, өңделген дыбыстың сөздегі орны бойынша талданады.

Жалпы және сөйлеу моторикасын дамытуға, естіп қабылдауын, назарын, есте сақтауын және дыбыс айту бұзылысының негізінде жатқан барлық процестерді қалыптастыруға аса назар аударылады.


Дайындық кезеңі


Дыбыс айту бұзылысын жоюда дайындық жұмысы көбінесе 1 сыныпта жүргізіледі. Бұл кезеңде жалпы, қол, сөйлеу тіл моторикасын, естіп қабылдау, назар, гнозис пен мнезисін дамыту жұмыстары жүргізіледі. Психикалық дамуы тежелген балалардың сөйлеу тілінің просодикалық компоненттерінің ерекшеліктерін ескере отырып осы кезеңде сөйлеу тіл кезінде дұрыс демалу, ұзақ бірқалыпты дем шығаруды қалыптастыру бойынша да жұмыс жүргізіледі.


Дыбысты қою кезеңі


Мақсаты: баланың артикуляциясын қалыптастыру, дыбысты жеке дұрыс айтуға үйрету. Артикуляцияны көру арқылы қабылдап, дыбыстың кинестетикалық бейнесін қалыптастыру. Сөйлеу тілін дамыту, фонематикалық анализін қалыптастыру, артикуляциялық моторикасын дамыту.


Дыбысты қою кезеңінде лоопедиялық жұмыс келесі бағыттар бойынша жүзеге асырылады:

  1. Сөйлеу тілін қабылдауын дамыту.

  2. Фонематикалық анализін қалыптастыру.

  3. Артикуляциялық моторикасын дамыту.

  4. Дыбысты қою бойынша жұмыс.


  1. Сөйлеу тілін қабылдауын дамыту:

Буындарды айтуға еліктеу тапсырмаларын қолдану арқылы жүреді. Дауыссыздар қатар келген буындар ұсынылады (тек дыбыстарды дұрыс айтқан жағдайда ғана). Мысалы, «с» дыбысын қоярда мына буындарды қайталау ұсынылады: трит, ртух, трен, кром. Алайда бала р-р дыбыстарын дұрыс айтуы тиіс.


  1. Фонематикалық қабылдау, анализ бен синтезін дамыту:

Өңделіп жатырған дыбысты сөзден бөліп алу білігін қалыптастыру, оның орның анықтау, басқа дыбыстардан ажырату бойынша жұмыс жүргізіледі. Мысалы, «ш» дыбысын қоярда келесі тапсырманы беруге болады: сөзден «ш» дыбысын естісең жалаушаны көтер; «ш» дыбысы атауында бар суреттерді бөліп алу, «ш» дыбысының сөздегі орның анықтау (басында, ортасында, аяғында): шал, моншақ, қарындаш, шаш). Сөйлеу тілінің фонематикалық жағын меңгеру деңгейіне байланысты фонематикалық анализдің күрделі түрлерімен де жұмыс жасауға болады. Мысалы, балаларға «ш» дыбысы сөзде нешінші тұрғаның анықтау ұсынылады (шана, ағаш, шанышқы, шаш). Сөздің графикалық сызбасын салып, «ш» дыбысын белгілеу ұсынылады.


  1. Сөйлеу тіл моторикасын дамыту. (артикуляторлық қимыл-қозғалыстың кинестетикалық және кинетикалық негізі)

Бірінші сыныпта бұл кезеңде сөйлеу тілдік демалу дағдыларын бекіту,дауысын дамыту, артикуляторлық қимыл-қозғалысын дамыту бойынша жұмыс жалғасады.

Артикуляциялық моторикасын дамыту артикуляциялық гимнастика түрінде жүргізіледі. Артикуляциялық гимнастика дыбыстарды дұрыс айтуға дайындайтын тіл, ерінге арналған белгілі жаттығулар кешенінен құралады. Артикуляциялық гимнастииканың мақсаты артикуляторлық қалыптың әрбір элементін өңдеу болып табылады. Мысалы, «ш» дыбысы үшін-еріндер түтікше жасайды, жалпақ тіл, бүйір жақтары көтеріңкі, тілдің ортаңғы жағы түсіңкі, тілдің ұшы көтерілген, тілдің пішіні кесеге ұқсайды.

Артикуляциялық жаттығулардың кешені дыбыстың қалыпты артикуляциясымен немесе дефекттің сипатына қарай анықталады. әрбір дыбыс үшін артикуляциялық жаттығулардың белгілі жүйесі ұсынылады. Мысалы, «р» дыбысын қою үшін тілдің ұшын жоғары көтеруге, оны қозғалтып дірілдеуіне бағытталған артикуляциялық жаттығулар қажет, ал бұл «с» дыбысын қоюға мүлдем қажет емес.

Дыбыстарды дұрыс айтуға дайындайтын артикуляциялық жаттығулар кешенімен жұмыс.

Артикуляциялық жаттығулар еліктеу арқылы айнаның алдында санақ бойынша жүргізіледі. Егер жаттығуларды орындай алмаса, онда механикалық көмек қолданылады. Кейін қимыл-қозғалысты пассивті (баяу) орындаудан белсенді (активті) іс-әрекетке көшеді.

Қимыл-қозғалыстың жеткілікті көлеміне, артикуляциялық мүшелердің қалпын белгілі уақытқа дейін ұстап тұру біліктілігіне, бір қимылдан екінші қимылға ауысуыңа көңіл бөлінеді.

Қимыл-қозғалыстың бөлек элементтерін өңдегеннен кейін ол бірігіп, біртұтас артикуляциялық қалыпты құрайды.


  1. Дыбысты қою бойынша жұмыс.

Дыбысты қоюдың негізгі тәсілдері келесілер:

  • Еліктеу бойынша-есту бейне, артикуляцияны көріп қабылдауға сүйену бойынша. Бұл балаларда еліктеу жеткілікті дамығандығымен байланысты. Алайда еліктеу арқылы дыбыс жоқ болған кезде қою сирек кездеседі.

  • Қосымша құралдарды пайдалану арқылы қоюдың механикалық тәсілі.(шпатель, зонд). Механикалық көмек арқылы артикуляциялық мүшелерге белгілі қалып сақталады. Мысалы, «с» дыбысын ерін-тістік айту кезінде төменгші ерінді саусақтың көмегімен төмен қарай итереді.

  • Механикалық көмексіз дұрыс айтылатын басқа дыбыстардан қою. Мысалы, «с» дыбысын «и» дыбысынан қоюға болады. «И» дыбысын айтып, тілдің арқасына үру ұсынылады.

  • Артикуляциялық қалып арқылы дыбысты қою. Мысалы, «ш» дыбысын «кесе» жаттығуынан қоюға болады. Балаға ауыздан тілін шығарып, «кесе» жаттығуын жасап, кейін оны ауыздың ішіне кіргізіп тілін үруді ұсынады.

  • Түрлі тәсілдер қолданылатын дыбысты қоюдың аралас тәсілі.



Дыбысты машықтандыру кезеңі.


Мақсаты: _ дыбысын буынға, сөзге, сөйлемге, байланыстырып сөйлеу тіліне енгізу. Дұрыс және дұрыс емес артикуляциялық қалыпты ажырату біліктілігін дамыту. Дыбысты сөзден бөлу, оның орның анықтау қабілеттілігін арттыру. Сөздің дыбыстық құрамын тез және нақты анықтау біліктілігін жетілдіру. Сөз қорын молайту, оны жүйелендіру, сөйлеу тілдің грамматикалық қатарын қалыптастыру. Сөйлеу тілінің просодикалық жағымен жұмыс.


Физиологиялық тұрғыдан дыбысты машықтандыру кезеңі шартты-рефлекторлық сөйлеу қимыл-қозғалыстың байланыстарды түрлі сөйлеу тілдік материал негізінде бекітуді анықтайды. Қойылған дыбыс әлі әлсіз, шартты-рефлекторлық байланысты бекітусіз тез бұзылуы мүмкін. Дыбысты машықтандыру дегеніміз оны буынға, сөзге, сөйлемге, байланыстырып сөйлеу тіліне енгізу болып табылады.Дыбысты айтуында кемшіліктері бар балаларда сөздерді, сөйлемдерді қате айту стереотиптері бекітілген. Дыбысты машықтандыру дұрыс және дұрыс емес артикуляциялық қалыпты ажырату біліктілігін қажет етеді. Ол жеңілден күрделіге, қарапайымнан күрделіге принціпі бойынша жүзеге асырылады.

Алдымен, дыбысты буынға қосу бойынша жұмыс жүргізіледі. Буын-ең қарапайым сөйлеу тіл бірлігі. Сонымен қатар буындардың мағынасы жоқ.

Сөздерде дыбысты машықтандыру буындарға сүйеніп жүргізіледі. (ба-ла). Сол дыбыс сөздің басында, кейін ортасында, аяғында келетін сөздермен жұмыс жасалады. Алдымен, дыбыс буындық құрамы қарапайым, кейін дауыссыздармен қатар келген сөздерде машықтандырылады.

Кейін дыбыс сөз тіркестерінде, өлеңдерде, сөйлемдерде, байланыстырып сөйлеу тілінде машықтандырылады. Алдымен, дыбыс аз көлемдегі сөйлемде беріледі, кейін сол дыбыс көп көлемдегі сөйлеу тіл материалында машықтандыру жүргізіледі.

Осы кезеңде дыбыстық анализ бен синтездің күрделі формасымен, дыбысты сөзден бөлу қабілетін қалыптастыру, оның орның анықтау (қай дыбыстан кейін, қай дыбыстың алдында екенін) бойынша жұмыс жүргізіледі. Бұл жұмыс машықтандыру процесіне әсерін тигізеді. Сөздің дыбыстық құрамын нақты және тез анықтау біліктілігі машықтандыру кезеңінің дұрыс және жылдам өтуіне қажет болып табылады. Психикалық дамуы тжелген балалар үшін дыбыстарды машықтандыру өте қиын, өйткені олар сөздегі дыбыстың орның анықтай алмайды. Ал, егер бала дыбыстың сөздегі орның нақты білмесе, онда артикуляциялық мүшелерін дыбысты дұрыс айтуға уақытында дайындай алмайды, әсіресе дыбыс сөздің ортасында немесе соңында болған жағдайда.

Дыбыстарды машықтандыру барысында сөйлеу тілінің просодикалық жағымен жұмыс жүргізіледі: буында және сөзде дыбысты машықтандыу кезінде екпінмен, дыбысты сөйлемде машықтандыру барысында логикалық екпінмен, дыбыстың айтылуын сөйлемде, байланыстырып сөйлеу тілінде бекіту барсында интонациямен жұмыс.

Сөйлеу тілінің фонетико-фонематикалық жағының дамуына байланысты дыбыстарды машықтандыру кезеңінде сөз қорын молайту, оны жүйелендіру, сөйлеу тілінің грамматикалық қатарын қалыптастыру бойынша жұмыс жүргізіледі.


Дыбысты ажырату кезеңі


Сөйлеу тіліндегі дыбыстарды ажырату кезеңі дыбыс айту бұзылысын түзетуде міндетті кезең болып табылады.

Дыбыстарды ажырату жұмысы келесі бағыттарда жүзеге асырылады: естіп ажыратуын дамыту, айтып ажыратуын бекіту, фонематикалық анализ бен синтезін қалыптастыру.

Әсіресе, фонетикалық жақын дыбыстарды (жуан және жіңішке, үнді және үнсіз, ызың және ысқырық) ажырату жұмысын жүргізу маңызды. Дыбыстарды ажыратудың келесі кезектілігі анықталды: б-п, д-т, г-к, з-с, ж-ш, с-ш, з-ж, ц-с, ч-т, ч-щ.

Шатастыратын дыбыстарды ажырату бойынша лоопедиялық жұмыс екі кезеңнен тұрады: 1. Шатастыратын дыбыстардың әрқайсысымен жүргізілетін дайындық кезеңі. 2. Шатастыратын дыбыстарды естіп және айтып ажырату.

Бірінші кезеңде шатастыратын дыбыстардың әрқайсысының есту және айту бейнесі нақтыланады. Жұмыс келесі жоспар бойынша жүргізіледі: а) кинестетикалық сезім, көру, есту, тактильдік қабылдауға сүйене отырып дыбыстың артикуляциясын нақтылау; ә) буыннан, сөзден дыбысты бөлу, өңделген дыбыстың орнын анықтау.

Екінші кезеңде нақты шатастырылатын дыбыстарайту және есту кезінде салыстырылады. Фонематикалық анализ бен синтезін дамытуға аса анзар аударылады.


1 способ постановки звука [Р]: Постановка  [Р] — быстро и эффективно. Этот способ помогает быстро вызвать вибрацию. Ребенок кладет голову на колени логопеду, присасывает язык к нёбу («Грибок»), в это время логопед большим и указательным пальцами  (чистыми) прижимает боковые края языка к нёбу (не кончик!), ребенок с силой дует на язык и …частенько сразу же появляется вибрация! 2 способ постановки звука [Р]: Ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произносить звук похожий на «зж»  (слышится что-то cреднее между этими звуками: [з] с призвуком [ж] или наоборот) или многократно проговаривать звук [д] (но язык не у зубов, а на альвеолах, поэтому звук [д] не четкий). 3 способ постановки звука [Р]:   Следите за тем, чтобы язык был широким и сильно напряжен. В это время прямым (чисто вымытым, с коротко остриженным ногтем, чтобы не поцарапать язык) указательным пальцем самого ребенка или своим пальцем, обернутым в носовой платок, подложенным под кончик языка, производите частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук. (Можно использовать пустышку, плотно набитую ватой или сделать пластмассовый шпатель из зубной щетки, удалив щетину, получится удобная пластмассовая палочка, углы должны быть обязательно закругленными.) Когда рука у ребенка привыкнет, и язык не будет соскальзывать с пальца (шпателя), малыш сможет самостоятельно вызывать колебания языка. Если язык будет не широкий и не напряженный, палец увлечет его за собой и дрожания не будет. Язык будет раскачиваться вместе с пальцем, со звуком близким к «дл». Обратите особое внимание ребенка на то, что язык должен быть как стойкий оловянный солдатик и ни при каких условиях не уходить со своего поста. Можно сравнить язык со струной. Если струна натянута, то, тронув ее, мы вызываем ее дрожание, струна начинает звучать, но если струна ослаблена, звука не будет. Это упражнение очень нравится детям, и они с удовольствием его выполняют. Ребенку можно сказать, что Вы сейчас попробуете завести мотор. Добившись вибрации кончика языка с механической помощью, продолжительность вибрации удлиняют и постепенно переходят к тому, что ребенок начинает вибрацию с механической помощью, а продолжает без нее. Со временем бывает достаточно того, чтобы ребенок подносил палец ко рту, как кончик языка начинает вибрировать самостоятельно (палец в данном случае служит самоуспокоением, ребенок еще не уверен в своих силах), постепенно и в этом надобность отпадает. Если же самостоятельная вибрация кончика языка не вырабатывается очень долго, начинают автоматизацию звука [р] в слогах и в словах, добиваясь раската с механической помощью. 4 способ постановки звука [Р]:   Можно вызвать вибрацию кончика языка следующим образом: предложите малышу при открытом рте присасывать язык к небу, затем, не отпуская языка, подуть на него. В момент отрыва языка от нёба сильным толчком выдыхаемой струи воздуха вызывается короткая вибрация кончика языка. Это упражнение закрепляет у ребенка ощущение вибрации кончика языка, и далее он может вызвать этот звук самостоятельно, без механической помощи. Второй вариант этого же способа (с механической помощью). Поднять язык к небу, до предела растянув «уздечку». Затем большим указательным пальцами плотно прижать к небу боковые края языка. Срединная часть языка и «уздечка» должны оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Язык «набухает», и слышится звукосочетание «тж» (у некоторых детей сразу получается сочетание «тр» (др)). Зубы в упражнении открыты на расстоянии полутора — двух пальцев. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание «тж» постепенно перейдет в «тр» (др), Обязательно следите за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у неба, а края языка прилегали к боковым краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается короткое «тр-тр» (др — др). Могут быть следующие неточности: пальцы схватывают «уздечку», и вибрации при выдувании воздуха не получается; воздух проходит не вдоль языка, а в нос, поэтому язык не «набухает» и не «трыкает»; недостаточно сильная струя выдыхаемого воздуха; вместо звукосочетания «тр» (др) слышится «тл», это означает, что произвольно работает сам язык (работать, т. е. вибрировать, язык должен под напором сильной струи воздуха), язык же должен плотно прилегать к небу и быть неподвижным; следует воздержаться от постановки звука [р] по подражанию. При правильном произношении звука вибрирует кончик языка, а при неправильном подражании очень часто начинает вибрировать либо «язычок», либо корень языка, соприкасающийся с мягким небом. После закрепления произнесения короткого «тр» (др) необходимо тренировать раскатистое длительное «тр» (др) — вначале с помощью пальцев, а затем без пальцев. На любом из данных этапов не следует торопиться. У ребенка может получится раскатистый р с первого раза, и может понадобиться на это несколько месяцев. Основная задача, которая стоит перед Вами, выполнять данные упражнения регулярно, желательно, каждый день. Начав постановку [р] одним способом, не спешите в нем разочаровываться и переходить к другому. Проявите терпение в данной работе. 5 способ постановки звука [Р]: Постановка от звука [З]. Обычно Р от звука З не ставят, т.к. считается, что они очень различны по артикуяции и не могут быть друг для друга опорными. Но попробовать можно. Секрет в том, что ребенок произносит [З] очень кратко, лишь дотрагиваясь языком до альвеол и при этом сильно дует на язык.  Будет четко слышен сначала одноударный [Р], который потом сравнительно легко переходит в вибрант. Этот способ очень легкий и быстрый, особенно при горловом [Р]. Желаю успехов в его применении! 6 способ постановки звука [Р]:  При прогении: прижать кончик языка к нижним резцам и протяжно произносить гласный «ААААА», попеременно открывая и закрывая рот. При закрытом положении рта ребенок будет ставить верхние резцы на прижатый к нижним резцам кончик языка, т.е. ребенок будет постукивать по языку верх.   Когда классических приемов постановки [Р] недостаточно. 7 способ постановки звука [Р]:    В особо стойких случаях, когда классических приемов постановки [Р] недостаточно, использую следующие упражнения — слоги, которые надо произносить быстро и ритмично: дыдыдыдыдыды….адыдыадыды….тыдытыдытыды. дыдадыдадыда…адыдаадыда…тыдытыдытыды…. дыдодыдодыдо…адыдоадыдо… 8 способ постановки звука [Р]: Игры-упражнения для вызывания звука [р]. Упражнения очень просты и хорошо подходят для тренировки подъема языка к альвеолам, а заодно тренируется и мелкая моторика. а) Упражнение «Веселый дождик» Произнеси твердо звуки [т-д].Слышишь, как будто капельки падают и ударяются обо что-то твердое? Подставь левую ладошку, а пальцами показывай ,как капли дождя падают на твою руку, сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее. Дождик капнул на ладошку -т-д,т-д… (правой рукой изобрази падающие капельки дождя) На цветок —т-д,т-д…(левой рукой изобрази цветок) И на дорожку т-д,т-д….( из левой руки сделай дорожку) Застучал по крыше он- -т-д,т-д…. И раздался частый звон— т-д,т-д,т-д…(дождик пошел сильнее). Играя, попробуй поменять руки и выучить стишок наизусть. Т-Д произносим утрированно (подчеркнуто). Исключаем работу челюсти. б) Упражнение «Песня Крокодила Гены» Мелодия песни хорошо подходит для тренировки подъема языка к альвеолам. Вначале песню поем только на слог ДА. В дальнейшем полезно использовать слоги ДЫ,ДЭ, ДО, ДУ. Можно чередовать слоги, учитывая желание ребенка. При закреплении звука [р] поем песенку на слог РА. 9 способ постановки звука [Р]:     Постановка [Р[ из межзубного положения. Предварительно отрабатывается положение «язык на верхней губе» и направленная воздушная струя. • Широкий край языка на верхней губе. В этом положении ребёнку предлагают дуть на кончик носа гудящим звуком, похожим на «В-В-В». • В дополнение к предыдущей позиции логопед указательным пальцем «играет» на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Этот эффект необходимо как следует отработать. Детям постарше можно предложить самостоятельное «исполнение» пальцем на губе. • Затем постепенно сокращать длительность прикосновения пальца, то убирая его, то возвращаясь. Добиваться вибрационного звучания от малейшего прикосновения к нижней губе (что-то похожее на «в-в-р-р-э-э…») • Сохраняя ту же конфигурацию языка, во время выработанного вибрационного звучания, легко передвинуть язык за верхние зубы. Важно не терять форму языка! Этот приём взят из арсенала Смирновой Ирины Анатольевны, логопеда из Санкт-Петербурга. Она рекомендовала его для детей с дизартрией, так как в данном случае от ребёнка не требуется больших мышечных усилий, а, следовательно, не увеличивается спастика органов артикуляции. 10 способ постановки звука [Р]:  Постановка звука [Р] на вдохе. Условие – правильное и четкое произнесение звука [С]. Ребенок произносит длительно ССССС, а потом делает короткий вдох через рот, резко подняв и прижав язык к альвеолам, всасывает язык «как улитку в раковину». Если ребенок не коснется языком альвеол при вдохе, то звук не получится. Способ очень неожиданный, парадоксальный (ведь все нормальные логопеды ставят звуки «на выдохе») 11 способ постановки звука [Р]:   Постановка звука [Р] от упражнения «БОЛТУШКА». Есть интересный игровой способ постановки звука [Р] от упражнения «Болтушка», хорошо знакомого детям. Способ доступен любому начинающему логопеду. Ребенок делает упражнение «Болтушка» (или «Индюк»): высунутый широкий язык на звуке [А] выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу.  В тот момент, когда язык касается альвеол слышен одноударный [Р]. Теперь осталось зафиксировать эту позицию и приступить к автоматизации [Р]. Как правило, очень скоро одноударный звук сам переходит в вибрант (дрожит кончик языка). 12 способ постановки звука [Р]: Постановка [Р] от звука [Ж]. Все новое — это хорошо забытое старое. Способ постановки [Р], активно использовавшийся 30-40 лет назад. Все логопеды обожают вызывать звук [Р] с помощью всевозможных вибраций («моторчик» и ему подобные). Но есть дети, которые панически боятся зондов, палочек, сосок, чайных ложек и других подручных средств. Для них очень хорош следующий способ: ребенок произносит звук [Ж], длительно, на одном выдохе и при этом отодвигает кончик языка глубже в полость рта. Через секунду можно услышать одноударный [Р]. После закрепления изолированного произнесения этого звука сразу переходят к проговариванию слогов со стечением ТР, ДР, НР, ЖР. Это способствует быстрому переводу одноударного [Р] в состояние вибрирующего звука. Способ себя оправдывает. 13  способ постановки звука [Р]:   Способ постановки звука [Р] — старый и простой, как мир. Выполняется в 3 приема: 1) присосать язык к твердому небу («Грибок») 2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении) 3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос. Описывать все это долго, но способ очень простой. Эффект достигается на контрасте (напряжение языка при присасывании и расслабление при резком выдохе). Это способствует вызыванию вибрации кончика. 14 способ постановки звука [Р]:  Постановка [Р] при недостоточной воздушной струе. Способ подходит для тех детей, у кого отсутствует воздушная струя достаточной мощности, необходимая для вибрации кончика языка. В основе лежит традиционный способ постановки с помощью шарикового зонда. А особенность в том, что ребенок находится в полулежачем положении, со слегка запрокинутой назад головой Язык поднят вверх, к альвеолам, ребенок произносит звук [Д] или сочетание ДЫ в быстром темпе. Зондом осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево. Эффект достигается тем, что в положении лежа язык слегка оттягивается назад и ребенок вынужден более интенсивно выдыхать воздушную струю, что и заводит вибрацию в сочетании с манипуляциями зонда. Время на постановку звука уменьшается вдвое.













Занятие 2

Занятие 3

Занятие 4

Занятие 5

Занятие 6

Занятие 7

Психогимнастика
— Изобрази неуклюжего моржа на суше и грациозного — в воде, изобрази кита в ледовом плену.
Упражнения на дыхание
Выработка сильной воздушной струи.
«Кит выбрасывает фонтан воды». Вибрация губ и языка.
Мимические упражнения
— Представь, что мы с тобой попали в Арктику. Очень замерзли. 
Набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы с включением голоса: брррр.
Упражнения для губ
«Морж». В Арктике увидели моржа. Опустить уголки губ вниз.
Чередование улыбки и «трубочки». Из Антарктиды приплыл морской слон в гости к голубому киту. У него рот похож на раскрытый хобот слона. Голубой кит цедит воду сквозь усы. Растянуть губы в улыбке.
«Кашалот открыл рот и ловит планктон». Чередование широкой и узкой «трубочки».
«Полынья». Приоткрыть рот. Втянуть губы внутрь рта (губы напряжены). Вернуться в исходное положение и произнести несколько раз звук [п]. Губы расслаблены.
Упражнения для языка
«Киты подают сигналы». Цоканье с переменным темпом и со сменой положения губ. Расстояние между зубами должно быть не менее 1,5 пальцев.
«Киты качаются на волнах». Широко открыть рот, прижать боковые края языка к боковым верхним зубам почти до клыков, поднимать и опускать кончик языка, касаясь верхней и нижней десен.
Касаться кончиком языка то внутренней, то внешней поверхности резцов.
«Кит-нарвал пробивает лед своим длинным рогом». Прижать язык к верхним деснам, произносить звуки тттт, дддд, тд, тд, тд, тд.
«Киты плещутся». Они то поднимают, то опускают хвосты. Чередование «чашечки» и распластанного языка.
Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата
«Пароход на волнах». Произнесение слогов пта-пто, пты-пту, бда-бды, бду-бдо, пты-пту-пто, пты-пто-пту-пта в сочетании с волнообраз-ным движением пальцев рук.
Развитие фонематического восприятия
— Есть ли звук [р] в словах морж, рак, кальмар?
Отстукивание ритмического рисунка слов кальмары, морж, нарвал.
Игра «Поймай звук». Различение слов, близких по звучанию: ров — лов, жарко — жалко, рожки — ложки, рама — лама.

Развитие пространственного восприятия
— Куда пойдешь, что найдешь? Направо пойду — подосиновик найду, налево пойду — масленок найду.
Упражнение на дыхание
«Спутник». Дутье на маленький кусочек ваты («спутник»). Чей «спут-ник» поднимется выше?
«Буря». Улыбнуться, просунуть распластанный язык между зубами. Сильно выдувать воздух, заставляя вибрировать губы и язык.
Мимические упражнения
«Собираемся в отпуск». Изобразить грусть. Жаль расставаться с любимыми игрушками.
Упражнения для губ
«Поцелуй». Прощаемся с мамой. Вытягивание вперед сомкнутых губ.
«Шли-шли, к яме подошли». Втянуть губы «воронкой».
Упражнения для языка
«Поедем опять за грибами на лошадке». Лошадка цокает копытцами по мостовой. Цоканье с переменным темпом, язык вначале присасывается, а затем падает вниз.
— Широко открой рот, придержи рукой нижнюю челюсть, пощелкай языком. Останови лошадку.
Вибрация губ и языка.
«Белочка зовет бельчат».
— Увидели белочку. Послушай, как она зовет бельчат.
Кончик языка подводится под верхнюю губу и со щелканьем отрывается, втягиваясь вниз и назад.
«Грибок».
— Поможем белочке собрать грибов на зиму. Соберем грибки и повесим на сучок.
Присасывание языка к небу.
— Срезаю и кладу в корзинку лисичку, боровик, моховик, подосиновик (выкладываются картинки с изображением грибов).
«Сдуем листок с грибка». Сделать «грибок» и произнести звук [ц].
«Чашечка».
— Приготовь чашечку, я налью тебе чаю.
Округлить губы, высунуть язык изо рта и удерживать его в положении «чашечки».
«Дятел».
— Нас снова встречает дятел.
Открыть рот, поднять язык за верхние зубы и постучать по альвеолам, произнося звук [т].
Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата
— Обратно поедем на электричке. Слышу стук колес.
Произнесение звуков т-д-т-д, т-д-т-д.
Произнесение слогов та-да, та-да, та-да, та-да, ты-ды, ты-ды, ты-ды в сочетании с ритмичными постукиваниями указательными пальцами обеих рук по столу, а затем рисованием указательным пальцем правой руки ломаных линий.
Развитие фонематического восприятия
Определение позиции звука [р] в словах рысь, трава, бугор. Переме-щение кружочка — символа звука [р] в нужное окошко «звукового домика».

Развитие пространственного восприятия
— Между кем ты сидишь? Кто сидит справа от тебя? Кто сидит слева от тебя?
Упражнения на дыхание. Развитие продолжительного плавного выдоха
«Наслаждаемся запахами духов». Вдох через нос и ровный, медленный выдох через рот.
«Футбол». Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы «

Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!