КГУ
"Средняя общеобразовательная школа имени А. Боранбаева отдела
образования акимата Амангельдинского района"
Программа факультатива
«Орфография русского
языка»
(3-4
класс)
Автор:
Аубакирова Гульнара
Таласовна
Село Амангельды,
2020-2020 жыл
Пояснительная
записка.
Программа
ориентирована на языковое развитие учащихся 3-4 классов.
Темы, рассматриваемые в
программе, не выходят за рамки обязательного содержания учебной
образовательной программы, однако они расширяют базовый курс.
Поэтому данная программа будет способствовать совершенствованию и
развитию знаний, умений и навыков, предусмотренных программой по
русскому языку.
Эти знания, умения, навыки, вызывая
познавательный интерес, позволят учащимся в дальнейшем успешно
пройти итоговую государственную аттестацию.
Актуальность программы определяется и тем, что
учащиеся должны понимать, что изучение орфографии и пунктуации
содействует формированию функциональной грамотности, развитию
интеллектуальных и творческих
способностей.
Будучи
формой хранения и усвоения различных знаний,
русский
язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и
влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в
перспективе способствует овладению будущей
профессией.
В
программе представлены все принципы современной русской орфографии
(морфологический, фонетический, традиционный,
лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический).
Принцип группировки тем соответствует определенным этапам усвоения
языкового материала.
Программой
также предусмотрено совершенствование и развитие следующих
общеучебных умений:
- коммуникативных (владение всеми видами речевой
деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми
умениями и навыками использования языка в жизненно важных для
учащихся сферах и ситуациях общения),
- интеллектуальных (сравнение и сопоставление,
соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и
классификация),
-информационных (умение
осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из
различных источников, умение работать с текстом),
- организационных (умение формулировать цель
деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль,
самооценку, самокоррекцию).
Структура факультативного курса сформирована с
учетом закономерностей усвоения русского
языка.
Это
объясняется стремлением создать более благоприятные условия для
успешного продвижения учащихся в освоении тематического
материала.
Так,
каждый год обучения (3-4) строится на основе двухступенчатой
структуры: закрепительно-углубляющий этап по материалам предыдущих
лет обучения и основной этап, реализующий учебный материал в логике
его развития.
Распределение часов по темам примерное и
корректируется учителем с учетом хода усвоения учебного материала
учащимися.
Цель программы:
Обеспечить
условия для успешного освоения учащимися трудных случаев пунктуации
и орфографии, для формирования и развития коммуникативной,
языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой
компетенций учащихся, для совершенствования метапредметных умений и
навыков.
Задачи:
- способствовать дальнейшему осмыслению учащимися
фонетических, традиционных, лексико-синтаксических,
словообразовательно-грамматических
написаний;
- содействовать формированию навыка относительной
орфографической и пунктуационной
грамотности;
- способствовать развитию метапредметных умений и
навыков.
- обеспечить развитие умения работать с
информацией, представленной в словарях (электронных и на печатной
основе).
Курс «Орфография русского языка»
имеет
познавательно-практическую направленность. Занятия проводятся в
виде практической работы, а также нетрадиционных форм: занятие –
путешествие, занятие – исследование, занятие – игра,
лингвистический эксперимент, творческие
мастерские
Программа факультатива
«Орфография русского
языка» разработана в связи с невысоким уровнем
грамотности некоторых учащихся 3-4 классов и с
недостаточностью времени на
уроке для орфографического и пунктуационного
тренинга.
Сроки реализации программы – 2 учебных
года.
Объем факультативного курса – 34
часа.
Количество часов в неделю – 1
час.
Наиболее острые проблемы, которые решает
данная программа:
1. повышение качества знаний учащихся по русскому
языку;
2. поддержка и развитие учащихся с высоким
уровнем мотивации к учению и изучению русского
языка;
3. подготовка к успешной сдаче
ВОУД.
4. формирование функциональной грамотности
учащихся, необходимой для дальнейшей жизни.
№
|
Тема
|
Форма занятий
|
количество часов
|
1
|
В
мире слов.Что такое ликсика
|
Беседа.
Логический эксперимент
|
1
|
2
|
Слова близнецы
|
Практическая работа
|
1
|
3
|
Как
дружат слова
|
Практическая работа
|
1
|
4
|
Орфограммы пасловицах и
поговорках
|
Практическая работа
|
1
|
5
|
Когда старость бывает к радость (устаревшие
слова)
|
занятие + путешествие
|
1
|
6
|
Упрямые слова. (антонимы)
|
Творческая мастерская
|
1
|
7
|
Практика. Прямое и переносное значение
слова
|
Практическая работа
|
1
|
8
|
Практика.
(словари
омонимов, синонимов иантонимов)
|
Практическая работа
|
1
|
9
|
Практика.
фразеологизм
|
Творческая мастерская
|
1
|
10
|
Все
ли слова для всех? (профессионализм)
|
занятие + путешествие
|
1
|
11
|
Сокровища живой народной
речи (диалектное
слово)
|
занятие + путешествие
|
1
|
12
|
Неологизм
|
занятие + путешествие
|
1
|
13
|
Откуда они пришли?
|
занятие + путешествие
|
1
|
14
|
Опасные согласные
|
Практическое занятие
|
1
|
15
|
Безударные гласные в корне слова проверяемые
ударением
|
Практическое занятие
|
1
|
16
|
Работа по индивидуальном карточкам по русскому
языку
|
Практическое занятие
|
1
|
2 полугодие
|
17
|
Крылатые слова
|
Презентация
|
1
|
18
|
Правописание сложных
существительных
|
Практическое занятие
|
1
|
19
|
Правописание сложных
прилагательных
|
Практическое занятие
|
1
|
20
|
Тест. «правописание сложных
слов»
|
Практическое занятие
|
1
|
21
|
Правописание наречий слитно раздельно через
дефис
|
Практическое занятие
|
1
|
22
|
Практика
|
Практическое занятие
|
1
|
23
|
Тест.
|
Практическое занятие
|
1
|
24
|
Омонимичные самостоятельные части речи и
предлоги
|
Практическое занятие
|
1
|
25
|
Омонимичных союзов и самостоятельные части
речи
|
Практическое занятие
|
1
|
26
|
Слитное и раздельное написание частиц НЕ и
НИ
|
Практическое занятие
|
1
|
27
|
Правописание не с различными частями
речи
|
Практическое занятие
|
1
|
28
|
Итоговый тест.
|
Практическое занятие
|
1
|
29
|
Проект. «Путешествие по стране»
«Лексика»
|
Практическое занятие
|
1
|
30
|
Проект. «Путешествие по стране»
«Лексика»
|
Практическое занятие
|
1
|
31
|
Проект. «фразеологизмы-это
интересно»
|
Практическое занятие
|
1
|
32
|
Проект. «фразеологизмы-это
интересно»
|
Практическое занятие
|
1
|
33
|
Пишем грамотно без подсказок
|
Практическое занятие
|
1
|
24
|
Пишем грамотно без подсказок
|
Практическое занятие
|
1
|
Литературы:
1.Александрова З.Е. Словарь синонимов
русского языка. Под. ред. Л.А. Чешко. Изд. 3 – е, стереотип. М.;
Сов. Энциклопедия,1971.
2.
Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка.
3 – е изд., стереотип. М.; Просвещение, Русский язык,
1986.
3.Быстрова Е.А. и др. Учебный
фразеологический словарь русского языка: пособие для учащихся
национальных школ. Е.А. Быстрова, А.П. Окунева, Н.М. Шацкий. М.;
Просвещение, 1984.
4.Введенская Л.А.
Пословицы и поговорки в начальной школе. Пособие для учителя. М.;
Просвещение, 1963.
5.
Русские народные загадки, пословицы, поговорки. /
Сост. Ю.Г. Круглов. М.; Просвещение,
1990.
6.
Львов
М.Р. Учусь различать слова и их значения. ООО
«Дрофа», 2003.