Формирование диалога у глухих и слабослышащих
учащихся в процессе совместной игровой
деятельности
Одним из
наиболее эффективных средств формирования и активизации речевого
общения глухих и слабослышащих детей является сюжетно-ролевая
игра.
Исходя из
опыта работы, хочу рассказать, как ведется работа по формированию
диалога у учащихся начальных
классов.
Проведению
игры предшествует подготовительная работа: воспитателем подбираются
предметы, картинки, атрибуты; придумываем речевой материал и
готовим таблички с написанными на них словами, фразами, диалогами,
которые согласовываются с учителем. Таким образом, каждая игра
имеет соответствующее методическое обеспечение: подобран речевой
материал, опорные схемы диалога.
Перед
игрой проводим соответствующие экскурсии – в магазин, в
парикмахерскую и т.д., которые обогащают опыт детей новыми
впечатлениями и знаниями об окружающей действительности и
закрепляют то, что учащимся уже
известно.
Перед
экскурсией проводится подготовительная работа: мы сообщаем детям,
куда они пойдут, показываем соответствующие картинки, даем
необходимый речевой материал.
Собранный
материал систематизируется. По каждой теме мы
делаем папки, в которых мы пишем речевой материал,
загадки, картинки, стихи. Копилка периодически пополняется новым
речевым материалом.
Во время
экскурсии привлекаем внимание детей к взаимоотношениям между
людьми, к их действиям, к содержанию и форме речевого общения этих
людей (покупатель-продавец, парикмахер-клиент, кондуктор-пассажир).
Для того чтобы активизировать познавательную деятельность детей,
воспитатели побуждают учащихся спрашивать, обращаясь к взрослым о
том, что их интересует, что привлекло их внимание. («Я хочу купить
… », «Сколько стоит ….», Покажите, пожалуйста, …», и
т.д.).
Закрепление речевого материала происходит при
совместном заполнении с детьми тетради для экскурсий, в
которой ведутся записи, размещаются рисунки
детей.
Часто при
игре наблюдается молчаливое выполнение действий детьми, широкое
использование жестов при ограниченном словесном оформлении
выполняемых игровых действий (Таня З., Антон О.) Поэтому прежде чем
начать игру, необходимо познакомить учащихся с опорной схемой, дать
установку на запоминание
схемы-образца.
На первых
занятиях, во время игры воспитатель показывает, что следует делать,
говорить, т.е. являемся её участником. Потом игра повторяется, т.е.
здесь сначала учащиеся опираются на данный воспитателем образец и
играют под наблюдением воспитателя.
Если сюжет
игры сложный, то мы берём на игру не менее 2 занятий. Например,
игра «Парикмахерская». Детям необходимо, опираясь на таблицу,
выбрать из числа услуг, предлагаемых парикмахером, понравившуюся
услугу (покрасить волосы, сделать прическу, подровнять волосы) и от
этого в дальнейшем вести диалог.
Важно
поставить перед учащимися специальную цель – запомнить, заучить
содержание диалога, вопрос или ответ на него. Эта задача очень
сложна для неслышащих детей, что требует определенной
последовательности в её реализации.
Усвоение и
закрепление диалогов происходит путем последовательного
варьирования игровых ситуаций. Например, в играх: «Продуктовый
магазин», «Рынок», «Вокзал» (продуктовый киоск), «День рождения»
(покупка подарков), в которых закрепляется диалог продавца и
покупателя.
В занятия
по сюжетно-ролевой игре также включаем игры-драматизации. Они
способствуют формированию умений договариваться друг с другом,
распределять роли, передавать характер героя с помощью жеста,
мимики, движения. В ходе игр-драматизаций продолжается работа над
выразительностью речи (четкость, громкость,
темп).
Принимая
участие в театрализованных постановках, играх-драматизациях, дети
совершенствуют навыки общения: учатся передавать мимикой, жестами,
позой основные эмоции, понимать эмоциональное состояние другого
человека, выражать свое настроение.
На
внеклассном чтении применяем такой прием, как настольный
кукольный театр. Ребёнок при этом сам не является действующим
лицом, он создает сцены, играет роль игрушечного персонажа.
Использование настольного театра учит детей следить за действием,
сюжетом постановки, озвучивать своего героя (В.Бианки «Хитрый лис и
умная уточка», В. Осеева «Добрая
хозяюшка»).
При чтении
некоторых рассказов нравственного содержания (В. Осеева «Три
товарища», «Плохо», «Девочка с куклой») мы с детьми обыгрывали
разные модели поведения героев в конфликтных ситуациях, при этом
усваивая правила хорошего тона,
этикета.
На
занятиях мы, воспитатели, закрепляя ранее усвоенный материал,
предлагаем им новые слова и фразы по темам, выраженными
программными требованиями. Согласовываем речевой материал с
учителем. Мы учим детей понимать и выполнять поручения, отвечать на
вопросы, сообщать о выполнении задания, обращаться к взрослым с
просьбой.
Список литературы
1.
Алексеевских Д.Ю, Андрейкин А.А., Богданова Т.Г. Развитие детей с
нарушениями слуха во внеурочной деятельности: пособие для учителя и
воспитателя спец (коррекц) образоват. учреждений 1-2 вида.-М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
2. Багрова И.Т, Богданова Т.Г, Большакова Е.А. Сурдопедагогика./под
ред. Е.Г. Речицкой.-М.:ВЛАДОС,
2004.