Учитель русского языка и литературы Ибрагимова
А.Ж.
ОКСШИКОД №11 им. С. Сейфуллина г.
Уральска
Формирование функциональной грамотности
учащихся на уроках русского языка и
литературы
Функциональная грамотность – результат
образования, который обеспечивает навыки и знания, необходимые для
развития личности, получения новых знаний и достижений культуры,
овладение новой техникой, успешного выполнения профессиональных
обязанностей, организаций семейной жизни.
Современному обществу требуются люди, умеющие
быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в мире.
Объективной исторической закономерностью в настоящее время является
повышение требований к уровню образованности человека. Какая должна
быть система образования? Этот вопрос сейчас является актуальным,
т. к. от правильного организованного учебного процесса, напрямую
зависит результат учебы учащихся. Само время диктует свои
правила.
В
терминологическом словаре современного педагога функциональная
грамотность трактуется, как умение человека грамотно,
квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой
деятельности .
Таким образом, функциональная грамотность
становится фактором, содействующим участию людей в социальной,
культурной, политической и экономической деятельности, способности
творчески мыслить и находить стандартные решения, умению выбирать
профессиональный путь, уметь использовать
информационно-коммуникационные технологии в различных сферах
жизнедеятельности, а также обучению на протяжении всей
жизни.
Функциональная грамотность – это индикатор
общественного благополучия. Высокий уровень указывает на
определенные социокультурные достижения общества; низкий – является
предостережением возможного социального кризиса. Поэтому для
Казахстана особую актуальность приобретает исследование уровня
функциональной грамотности учащихся, т.к. все эти функциональные
навыки формируются именно в школе.
Задача современной системы образования состоит не
в передаче объема знаний, не в определении уровня освоения школьных
программ, а в оценке способности учащихся применять полученные в
школе знания в жизненных ситуациях.
Высокий уровень овладения функциональной
грамотности у учащихся предполагает способность эффективно
участвовать в жизни общества, способность саморазвитию,
самосовершенствованию, самореализации. Следовательно, обществу
нужен человек функционально грамотный, который умеет работать на
результат, способен к определенным
социально значимым достижениям, потому что он
способен:
-
Быстро читать печатный и рукописный
текст;
-
Глубоко понимать
прочитанное;
-
Формировать свой взгляд на полученную
информацию;
-
Умело выражать, убедительно обосновывать свое
мнение;
-
Применять новые идеи в
жизни.
Поэтому, делая вывод из всего вышеизложенного,
думаю, что формирование функциональной грамотности школьников на
уроках русского языка и литературы возможно через
использование интерактивных методов
обучения.
Интерактивные методы обучения на уроках русского
языка и литературы предполагает
главную задачу учителя - научить ученика
учиться.
Интерактивные методы обучения (от англ.
«Интерактив»- взаимодействие)- это такие методы и формы, при
использовании которых процесс обучения «погружается» в процесс
общения (взаимодействия), а активность обучаемых становится выше
активности преподавателя.
Интерактивные методы
позволяют:
1.Моделировать реальные жизненные ситуации и
проблемы для совместного решения; 2.Способствовать формированию
долгосрочных навыков и умений, выработке общих
ценностей;
3.Создавать атмосферу сотрудничества,
взаимодействия;
4.Осваивать учебное содержание не только через
информацию,но и через чувства и действия.
Итак, в интерактивных методах и обучающиеся, и
педагоги являются субъектами обучения, педагоги выступают в роли
организатора процесса обучения, лидера класса, группы,
консультанта, организуется взаимодействие всех
обучающихся.
Нужно учитывать, что на уроках русского языка под
формированием функциональной грамотности подразумевается свободное
владение всеми видами речевой деятельности: чтения, письма,
слушания и говорения.
Чтение и письмо является базовыми умениями
грамотности. Обучение чтению и письму в школе должно включать
функциональные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой
деятельностью. Оно постепенно будет ставить задачи, связанные с
формированием грамотности в различных
областях.
В
новом веке « новая грамотность» как совокупность многих умений или
многих грамотностей, неразрывно связанных с чтением и письмом,
применяемыми в учебном и социальном контексте, уже имеет свое место
в науке и педагогике.