Материалдар / Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы

Материал туралы қысқаша түсінік
Функциональная грамотность – результат образования, который обеспечивает навыки и знания, необходимые для развития личности, получения новых знаний и достижений культуры, овладение новой техникой, успешного выполнения профессиональных обязанностей, организаций семейной жизни
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
24 Мамыр 2020
614
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады


Учитель русского языка и литературы Ибрагимова А.Ж.

ОКСШИКОД №11 им. С. Сейфуллина г. Уральска



Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы

Функциональная грамотность – результат образования, который обеспечивает навыки и знания, необходимые для развития личности, получения новых знаний и достижений культуры, овладение новой техникой, успешного выполнения профессиональных обязанностей, организаций семейной жизни.

Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в мире. Объективной исторической закономерностью в настоящее время является повышение требований к уровню образованности человека. Какая должна быть система образования? Этот вопрос сейчас является актуальным, т. к. от правильного организованного учебного процесса, напрямую зависит результат учебы учащихся. Само время диктует свои правила.

В терминологическом словаре современного педагога функциональная грамотность трактуется, как умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности .

Таким образом, функциональная грамотность становится фактором, содействующим участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, способности творчески мыслить и находить стандартные решения, умению выбирать профессиональный путь, уметь использовать информационно-коммуникационные технологии в различных сферах жизнедеятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.

Функциональная грамотность – это индикатор общественного благополучия. Высокий уровень указывает на определенные социокультурные достижения общества; низкий – является предостережением возможного социального кризиса. Поэтому для Казахстана особую актуальность приобретает исследование уровня функциональной грамотности учащихся, т.к. все эти функциональные навыки формируются именно в школе.

Задача современной системы образования состоит не в передаче объема знаний, не в определении уровня освоения школьных программ, а в оценке способности учащихся применять полученные в школе знания в жизненных ситуациях.

Высокий уровень овладения функциональной грамотности у учащихся предполагает способность эффективно участвовать в жизни общества, способность саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации. Следовательно, обществу нужен человек функционально грамотный, который умеет работать на результат, способен к определенным

социально значимым достижениям, потому что он способен:

  1. Быстро читать печатный и рукописный текст;

  2. Глубоко понимать прочитанное;

  3. Формировать свой взгляд на полученную информацию;

  4. Умело выражать, убедительно обосновывать свое мнение;

  5. Применять новые идеи в жизни.

Поэтому, делая вывод из всего вышеизложенного, думаю, что формирование функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы возможно через использование интерактивных методов обучения.

Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы предполагает

главную задачу учителя - научить ученика учиться.

Интерактивные методы обучения (от англ. «Интерактив»- взаимодействие)- это такие методы и формы, при использовании которых процесс обучения «погружается» в процесс общения (взаимодействия), а активность обучаемых становится выше активности преподавателя.

Интерактивные методы позволяют:

1.Моделировать реальные жизненные ситуации и проблемы для совместного решения; 2.Способствовать формированию долгосрочных навыков и умений, выработке общих ценностей;

3.Создавать атмосферу сотрудничества, взаимодействия;

4.Осваивать учебное содержание не только через информацию,но и через чувства и действия.

Итак, в интерактивных методах и обучающиеся, и педагоги являются субъектами обучения, педагоги выступают в роли организатора процесса обучения, лидера класса, группы, консультанта, организуется взаимодействие всех обучающихся.

Нужно учитывать, что на уроках русского языка под формированием функциональной грамотности подразумевается свободное владение всеми видами речевой деятельности: чтения, письма, слушания и говорения.

Чтение и письмо является базовыми умениями грамотности. Обучение чтению и письму в школе должно включать функциональные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью. Оно постепенно будет ставить задачи, связанные с формированием грамотности в различных областях.

В новом веке « новая грамотность» как совокупность многих умений или многих грамотностей, неразрывно связанных с чтением и письмом, применяемыми в учебном и социальном контексте, уже имеет свое место в науке и педагогике.




Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!