Материалдар / Идущие вместе.
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Идущие вместе.

Материал туралы қысқаша түсінік
Деятельность социального педагога в школе. Особенности организации работы социального педагога в школе
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
01 Ақпан 2018
279
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Идущие вместе!Деятельность социального педагога в школе. Сфера деятельности социального педагога — социум как ближайшее окружение личности, человеческие отношения, социокультурные условия развития. Какой социум мы имеем? В последний десяток лет пышным цветом расцвели такие социальные проблемы, как нужда и бедность, алкоголизм и наркомания, безработица, бродяжничество и социальное сиротство, преступность и жестокое поведение. А если говорить глобальнее то здесь и есть национальных конфликты и терроризм, экологические и техногенные катастрофы. Надо признать, что в современной жизни существует социальное дно. При этом не все определяется материальным благополучием. Большую роль здесь играет потеря ценностных ориентаций. Среда склоняет ее представителей быстро решить свои проблемы различными асоциальными, порой просто преступными методами. На социальное дно попадают целые слои населения: инвалиды, матери-одиночки, беженцы, безработные, многодетные. Семья в целом в настоящее время испытывает кризис, а ведь ценностные нормы и правила, любовь, забота, сочувствие, ответственность взращиваются именно в семье. Работа с проблемной семьей — приоритетное направление в деятельности социального педагога. Эффективность психолого-педагогической поддержки зависит от грамотно построенной работы с социально-уязвимой семьей. Как правило, такая семья имеет проблемы, трудно поддающиеся психологическому вмешательству извне. Поэтому широко распространена профилактическая работа в виде родительских лекториев, информации на интерактивных сайтах, в печати. Психолого-педагогическая, воспитательная и психокоррекционная помощь, которая нейтрализует негативные факторы, влияющие на развитие ребенка, начинается, едва ребенку исполнится 2–3 года.Сопровождение семьи проблемного ребенка позволяет снизить уровень социальной и школьной дезадаптации, ведущей к девиантному поведению.В то же время в мире, в основном в развивающихся странах, не везде найдены деликатные, реальные и конструктивные подходы к работе с семьей. Об этом говорит и все увеличивающееся число фактов жестокого отношения к ребенку в семье. Цели деятельности социального педагога — содействие саморазвитию личности, организация профилактической работы и защита прав ребенка.В каждом образовательном учреждении имеется такая ставка. Основные направления социально-педагогической работы в образовательном учреждении определяются проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания детей.Хотя направления работы и перечислены в квалификационной характеристике, но практически их круг значительно шире. Социальный педагог должен быть главным посредником между ребенком и теми, кто его окружает: учителями, классным руководителем, администрацией, представителями полиции, суда, других ведомств, а иногда и родителями или опекунами.Основные направления деятельности социального педагога: Постановка социального диагноза. Определение социокультурной ситуации, социальных и личностных проблем детей и взрослых, попадающих в сферу влияния социального педагога. Информация может быть из разных источников (педагогическая, родительская, психологическая, медицинская, другая). Выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций. Помощь семье в проблемах, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком. Посредничество между различными специалистами и организациями (учреждением образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры и пр.). Помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещение учебного учреждения. Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка. Предотвращение серьезных последствий развития сложных для ребенка событий.Профилактика правонарушений, девиантного поведения детей и подростков, в том числе алкоголизма, наркомании, курения, ранних интимных связей. Пропаганда здорового образа жизни. Привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций. Организация разнообразной социально-значимой деятельности детей в социуме (досуг, отдых, воспитательные мероприятия). Включение в процесс творчества, поддержка социальной инициативы. Индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов и администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, воспитания детей в семье.Организация взаимодействия различных групп детей и взрослых, содействие налаживанию нормальных межличностных взаимоотношений в семьях, детских и взрослых коллективах. Помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми. Пропаганда и разъяснение прав детей, семьи и педагогов. В качестве особой функции может быть выделена защита прав ребенка на основе конвенции о правах ребенка и других правовых документов. Социальный педагог имеет полномочия быть представителем образовательного учреждения в суде, на конфликтных комиссиях, где решается судьба ребенка.Школа накладывает определенный отпечаток на деятельность социального педагога — он прежде всего педагог, а затем уже социальный работник. Поэтому для него актуальны традиционные педагогические и воспитательные методы работы: убеждение, разъяснение, совет, опора на положительный пример, использование общественного мнения, социума, национальных традиций, а также таких мощных социально-педагогических инструментов воспитания, как труд, спорт, игра, благотворительная деятельность, культурное просвещение.В то же время, учитывая особенности его деятельности, он должен быть компетентным по широкому кругувопросов. Прежде всего, этому работнику необходимо быть хорошо «подкованным» в области юриспруденции и права. Не только гражданские судебные дела, в том числе и уголовные, в которых фигурируют дети и подростки, требуют таких знаний и навыков. Профилактическая работа с семьями и детьми группы риска также предполагает правовое просвещение. Отдельная сторона деятельности социального педагога — изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности учащихся «группы риска», их социальной микросреды, условий жизни. В процессе индивидуального обследования проблемного ребенка социальный педагог может получить информацию о взаимоотношениях в семье, со сверстниками, учителями. Здесь ему понадобится знание проблем межличностного общения, а также основ возрастной и специальной психологии. Таким образом, взаимодействие с психологом школы становится еще актуальнее. Объединяет данных специалистов еще и тот факт, что оба должны соблюдать этический кодекс, так как их информация является строго конфиденциальной.Социальный педагог оформляет сберегательные вклады, решает вопросы использования имущества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Выступает их представителем в суде. Социальному педагогу необходимо не только знать законы, но и уметь очень хорошо разбираться в семейной ситуации, понимать глубинные проблемы семьи, чтобы не навредить ребенку в тех случаях, когда речь идет о лишении родительских прав или встает проблема, с кем останется ребенок после развода родителей. Здесь также неоценима помощь психолога. Она может быть оказана как семье или ребенку, так и самому социальному педагогу (в виде консультации).Принципиальное отличие профессиональной деятельности социального педагога от работы психолога заключается в активной позиции первого по отношению к ребенку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации.Психолог помогает ребенку или семье, как правило, тогда, когда к нему обратились. Навязывать помощь, вторгаться во внутренний мир без приглашения он не может, да в психологической работе это и неэффективно. Социальный педагог не только имеет право, но и обязан вмешиваться в ситуацию. Это делается в случаях, когда подвергаются опасности жизнь и здоровье ребенка. Например, при жестоком обращении с применением физического и психического насилия в семье или при безразличном отношении к ребенку, когда ему нечего есть и т.д.В таких ситуациях социальный педагог посещает дом ребенка, обследует условия его жизни. Делает он это как официальное лицо — вместе с классным руководителем и участковым милиционером. Далее он связывается с различными инстанциями: медицинские учреждения, приюты, суды и т.д. Указанное отличие в деятельности психолога и социального педагога наглядно демонстрирует, что совмещать эти должности одному человеку нецелесообразно, они требуют разных деловых и личностных качеств.







Байдрахманова Аида Капангалиевна социальный педагогГУ «Общеобразовательная гимназия имени И.Алтынсаринаотдела образования акимата города Аркалыка»
Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!