Материалдар / Интерактивные методы на занятиях хореографии в школе на примере русского народного танца
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Интерактивные методы на занятиях хореографии в школе на примере русского народного танца

Материал туралы қысқаша түсінік
В данном пособии предлагается материал для обучения с применением инновационных технологий. Пособие может быть полезным для преподавателей ритмики, хореографов студий народного танца и кружков детской художественной самодеятельности
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
03 Мамыр 2021
351
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

УДК 793.3

Интерактивные методы на занятиях хореографии в школе на примере русского народного танца


Курумбаева Жанат Мирзагуловна

Тараз, Казахстан


Интерактивное обучение  — это организация обучения, при которой учитель и ученики активно взаимодействуют друг с другом, это так называемое диалоговое обучение. Использование интерактивных форм и методов обучения помогает педагогу увлечь учеников уроком, замотивировать их на активное участие, достижение результатов, коллективную работу и побудить их к осознанному усвоению знаний и навыков. Предлагается пример применения интерактивных методов в хореографиии нестандартная разработка урока, акцентированная на поисковую основу и активизацию познавательных интересов у школьников. На одном занятии можно использовать несколько интерактивных методов. Например, тема урока: «Разнообразие русского народного танца». Для эффективного освоения русского народного танца обязательным является постоянные занятия у станка. Экзерсис у станка состоит из комплекса основных упражнений, необходимых для развития силы, техники и эластичности ног, устойчивости, рационального распределения физической нагрузки. Упражнения у станка полностью базируются на методике классического танца. Затем предлагается пример композиции русского танца. Танец построен в форме перепляса. Танцуют девушка и юноша, показывая свое мастерство и находчивость, ни в чем не уступая друг другу. В танцевальных движениях девушки ярко раскрываются ее характер: жизнерадостный, задорный, независимый. То легкой походкой походкой она заставляет партнера любоваться собой, то звонкой «дробушкой» энергично наступает на него, то крутится «волчком». Движения юноши находчивого, не лишенного удали и мастерства, сочетаются с его веселой и вместе с тем задушевной игрой на гармошке. Девушка подзадоривает юношу своей игрой на глиняном петушке и звонкой дудочке. Под звуки гармошки танцующие соревнуются в пляске, которая начинается в среднем темпе, но постепенно становится все быстрее. Этюд построен на русских танцевальных движениях: ходах, проходах, дробях, хлопушках, присядках, вращениях, «моталочкках», «ковырялочках» [1].

1.Метод «Воображаемая прогулка» - состоит в моделировании определенной образовательной среды, посредством которой возможно обучение в виртуальной реальности (например, путешествие к центру Земли, путешествие в глубь живой клетки, полет на Юпитер и т.д.). В хореографии можно предложить учащимся отправиться в путешествие в какую-либо страну, например в Россию. Педагог вместе с детьми изучают историю и традиции русского народа. В основном народный танец был привязан к массовым и большим церковным праздникам. Из самых грандиозных можно выделить: свадьбы, Рождество, Масленицу, Ивана Купала и еще много других, ведь русский народ еще славится и своим огромным количеством празднеств Дети отмечают, что образованию русского танца послужили народные массовые пляски и гуляния, веселые большие хороводы и т.п. Все эти задорные мероприятия были неотъемлемой частью жизни русского человека. Весь материал демонстрируется на экране, также идет прослушивание музыки плясовой, хороводной, лирической.

2.Метод «Шкала мнений». Посредством этого метода возможно высказать свое мнение, аргументируя его серией научно-обоснованных концепций, теорий собственного индивидуального жизненного опыта. Демонстрируется видеоматериал с исполнением русского танца детским коллективом. Школьники высказывают свое мнение, отмечая положительные стороны танцевальной композиции, технику исполнения и артистизм. Также дети могут отметить погрешности в исполнении танца.

3. Метод «Работа в малых группах» – это один из лучших способов активизации деятельности учащихся на занятиях. Дети разделяются на две группы. Одной группе дано задание сочинить и исполнить хоровод. Второй группе надо сочинить и исполнить перепляс. Когда дети готовы к исполнению, то начинает выступать первая группа, вторая группа оценивает исполнение хоровода первой группы. Затем дети меняются ролями. Вторая группа исполняет перепляс, а первая группа их оценивает. Чтобы урок проходил более интересно и насыщенно, педагогу необходимо разработать критерии оценивания. Затем педагог подсчитывает баллы обоих групп и выигрывает та группа, которая набрала наибольшее количество баллов.

Критерии оценивания

а) Учащиеся, представившие интересный хореографический номер и исполнившие его на высоком уровне, при этом умело передает характер и манеру исполнения композиции получают 9-10 баллов.

б) Учащиеся, представившие интересный хореографический номер, эмоционально и артистично исполнившие его, но при этом допустившие ошибки в технике исполнения танца, получают 7-8 баллов.

в Учащиеся, допустившие ошибки при исполнении танца и слабо запомнившие последовательность движений танца, а также не эмоционально исполнившие танец, получают 4-6 баллов.

г) Учащиеся, показавшие слабые хореографические способности, получают е 2-3 баллов.

Во время занятия ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приемы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией: «Что нового?», «Что запомнилось?», «Что было трудно?»

Активизация познавательной деятельности рассматривается как активный саморегулируемый и в тоже время управляемый процесс, источником которого выступают стремления и, в первую очередь, активности самого человека [2].

В настоящее время всё серьезнее встает вопрос о потребности ребенка в хорошей физической форме, в связи с тем, что XXI век – это время высокой умственной активности, «век гиподинамии» (недостаточности движения) хореография является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, положительных эмоций, повышения работоспособности, разрядки умственного и психического напряжения.

Симбиоз традиций и инноваций в педагогических подходах на занятиях с хореографическим коллективом сегодня заслуживает особого внимания.

Традиционные методы - это пояснения и разъяснения по изучению танцевальной техники, построения и разучивания хореографических этюдов, изучения истории становления и развития танцевального искусства, общее эстетическое развитие обучающихся.

Инновационные методы - это современные технологии  развития хореографических способностей, в основе своей использующие интерактивные и интернет ресурсы для развития профессиональной и творческой активности, сплочения коллектива.

Теоретический анализ работ по проблеме интерактивных методов на занятиях хореографии на примере русского народного танца позволяет сформулировать следующие выводы:

1.Хореографическое искусство является одним из самых действенных факторов формирования гармонически развитой, духовно богатой личности и в настоящее время оно приобретает все большее значение, так как является массовым, доступным для всех.

2.Русский танец является одним из наиболее распространённых и древних видов народного творчества.

3. Основная задача современного образования — не просто дать ученику базовые знания, а обеспечить для него все необходимые условия для дальнейшей социальной адаптации, развить склонность к самообразованию.

Занятия  хореографией способствуют  развитию музыкальных и танцевальных способностей обучающихся, формированию их художественного вкуса, выражению через музыку и танец своего творческого начала. Кроме того, приобщение детей к искусству танца позволяет не только постичь эстетику движения, но и способствует решению одной из важных проблем эстетического воспитания обучающихся – проблемы современного танца.

Список использованных источников:


  1. Петровский В.А. Личность: феномен субъектности. Ростов-на-До­ну, 1993

  2. Г.П.Гусев Методика преподавания народного танца. Этюды - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2004г.,с.29

  3. Телегин А.А. Народно-сценический танец и методика его преподавания: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений культуры и искусств/ А.А. Телегин. - Самара, 2005 г.


Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!