В условиях строительства суверенного государства
Казахстан проблема интеллигенции приобретает особую актуальность. В
связи с этим необходимо изучить ряд явлений, происходивших в период
становления и развития казахской интеллигенции и ее роли в обществе
в конце ХХ-ХХI вв. и начале ХХ-ХХI
вв.
По мнению историка Гурмилы Султангалиевой, на
начальном этапе программа национального движения соответствовала
социальной структуре его участников. В Казахстане это движение во
второй половине XIX века было представлено выходцами из
традиционной элиты, окончившими первые светские учебные
заведения.
Ч. Валиканов, Т. Сейдалин, М. Бабаджанов и С.
Жантулин.
Турал Рисков, известный казахский политик и
партийный деятель, писал: "До революции 1905 года среди казахского
народа выделялись два типа интеллигенции. Одна из них -
интеллектуалы, такие как Чокан Валиханов и Ибрай Алтынсалин,
которые были немногочисленны, но получили образование в России и в
разное время при помощи российских властей пытались приблизить
казахов к европейской культуре. Были и те, кто получил образование
в исламских школах, например, татары и башкиры, и пытались
просвещать казахский народ, распространяя восточную
культуру.
До Октябрьской революции казахская интеллигенция
была очень разреженной: около 100 человек имели высшее или среднее
образование, около 1 000 окончили гимназии, прогимназии и
университеты, несколько тысяч - восточные учебные заведения. Люди с
европейским образованием сформировали уникальный политический
климат в начале 20-го века. В общем контексте Центральной Азии
казахская интеллигенция оказалась качественно и количественно
важной. Таким образом, казахская интеллигенция играла важную роль в
судьбе Центральной Азии в то время.
В своей статье "Казахи" Алихан Бухайханов,
крупнейший политический деятель начала XX века, указал на
существование двух политических течений в казахской степи. Одним из
них было традиционное панисламское течение, ориентированное на
Бухару и Туркестан. Это направление проповедовали различные
мусульманские деятели, получившие образование в исламских
семинариях Казани, Бухары и Уфы. Они стремились обратить взоры
казахов на восток.
Второй тенденцией был модернизм, ориентированный
в первую очередь на цивилизованный Запад. Это направление включало
представителей казахской интеллигенции, выросших в российской
среде, таких как Алихан Бухайхаиханов, Ахмет Бытулсинов, Мирзакип
Дуратов, Чакип Акпаев и Алимхан Ермеков. Эта группа осторожно
реагировала на действия царского правительства, но при этом
проявляла политическую сдержанность, прежде всего для того, чтобы
повысить самосознание людей и дать им возможность действовать в
ситуациях целесообразности. Они возлагали свои надежды на
возможность соглашения с российскими либеральными силами и левыми
партиями.
Таким образом, в начале XX века на историческую
сцену вышел прогрессивный казахский интеллигент, поставивший в
центр своей политической деятельности защиту национальных и
общенародных ценностей. Алихан Бухайханов - академик и экономист,
член ЦК Конституционно-демократической партии России, депутат
первой и второй Думы; Ахмет Байтрушинов - поэт, переводчик,
лингвист, главный редактор газеты "Казах", стал лидером движения;
Мыржакып Дулатов, Жакып Акпаев Мустафа Шокай, Мухамеджан Тынышбаев,
Бахытжан Каратаев, Халел и Джанша Досмухамедовы и другие,
большинство из которых из Петербурга, Москвы, Варшавы, Казани,
Томска, Омска. и Оренбурга, выпускники высших учебных заведений и
школ.
В августе 1886 года Алихан Бухийханов поступил в
Омское техническое училище. Окончив его с отличием, он поступил в
Императорскую лесную академию в Санкт-Петербурге, которую окончил в
1894 году. По словам Алимхана Ермеханова, известного политика,
профессора и члена движения "Алаш", Алихан Бухиханов был зачислен
иностранным студентом в то же время, когда Ленин окончил
юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Свободно
владеющий несколькими иностранными языками, он был 24 лет от роду,
имел два высших образования в столичных вузах и был известным
специалистом по марксистской теории. После окончания университета
он стал активно участвовать в общественной, политической и научной
деятельности. Исследование, проведенное Бухийхановым в составе
экспедиции Ф. Шалбиной и С. Швецова - объективный анализ жизни
казахских кочевников - свидетельствует о его глубоких познаниях в
этой области.
Казахский интеллектуал считал одной из главных
задач своей деятельности не только поддержание казахской этнической
идентичности, но и реконструкцию прошлой истории и воспитание
этнических чувств.
Казахские депутаты Алихан Бухийханов, Ахмет
Беремжанов, Бакитсан Каратаев и Мухаметсан Тинишбаев участвовали в
работе Национального собрания, и их парламентский опыт сыграл
важную роль в их общественно-политической
деятельности.