Материалдар / Интересности Казахской интилегенции
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Интересности Казахской интилегенции

Материал туралы қысқаша түсінік
В условиях строительства суверенного государства Казахстан проблема интеллигенции приобретает особую актуальность. В связи с этим необходимо изучить ряд явлений, происходивших в период становления и развития казахской интеллигенции и ее роли в обществе в конце ХХ-ХХI вв. и начале ХХ-ХХI вв.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
07 Маусым 2022
242
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

В условиях строительства суверенного государства Казахстан проблема интеллигенции приобретает особую актуальность. В связи с этим необходимо изучить ряд явлений, происходивших в период становления и развития казахской интеллигенции и ее роли в обществе в конце ХХ-ХХI вв. и начале ХХ-ХХI вв.

По мнению историка Гурмилы Султангалиевой, на начальном этапе программа национального движения соответствовала социальной структуре его участников. В Казахстане это движение во второй половине XIX века было представлено выходцами из традиционной элиты, окончившими первые светские учебные заведения.

Ч. Валиканов, Т. Сейдалин, М. Бабаджанов и С. Жантулин.

Турал Рисков, известный казахский политик и партийный деятель, писал: "До революции 1905 года среди казахского народа выделялись два типа интеллигенции. Одна из них - интеллектуалы, такие как Чокан Валиханов и Ибрай Алтынсалин, которые были немногочисленны, но получили образование в России и в разное время при помощи российских властей пытались приблизить казахов к европейской культуре. Были и те, кто получил образование в исламских школах, например, татары и башкиры, и пытались просвещать казахский народ, распространяя восточную культуру.

До Октябрьской революции казахская интеллигенция была очень разреженной: около 100 человек имели высшее или среднее образование, около 1 000 окончили гимназии, прогимназии и университеты, несколько тысяч - восточные учебные заведения. Люди с европейским образованием сформировали уникальный политический климат в начале 20-го века. В общем контексте Центральной Азии казахская интеллигенция оказалась качественно и количественно важной. Таким образом, казахская интеллигенция играла важную роль в судьбе Центральной Азии в то время.

В своей статье "Казахи" Алихан Бухайханов, крупнейший политический деятель начала XX века, указал на существование двух политических течений в казахской степи. Одним из них было традиционное панисламское течение, ориентированное на Бухару и Туркестан. Это направление проповедовали различные мусульманские деятели, получившие образование в исламских семинариях Казани, Бухары и Уфы. Они стремились обратить взоры казахов на восток.

Второй тенденцией был модернизм, ориентированный в первую очередь на цивилизованный Запад. Это направление включало представителей казахской интеллигенции, выросших в российской среде, таких как Алихан Бухайхаиханов, Ахмет Бытулсинов, Мирзакип Дуратов, Чакип Акпаев и Алимхан Ермеков. Эта группа осторожно реагировала на действия царского правительства, но при этом проявляла политическую сдержанность, прежде всего для того, чтобы повысить самосознание людей и дать им возможность действовать в ситуациях целесообразности. Они возлагали свои надежды на возможность соглашения с российскими либеральными силами и левыми партиями.

Таким образом, в начале XX века на историческую сцену вышел прогрессивный казахский интеллигент, поставивший в центр своей политической деятельности защиту национальных и общенародных ценностей. Алихан Бухайханов - академик и экономист, член ЦК Конституционно-демократической партии России, депутат первой и второй Думы; Ахмет Байтрушинов - поэт, переводчик, лингвист, главный редактор газеты "Казах", стал лидером движения; Мыржакып Дулатов, Жакып Акпаев Мустафа Шокай, Мухамеджан Тынышбаев, Бахытжан Каратаев, Халел и Джанша Досмухамедовы и другие, большинство из которых из Петербурга, Москвы, Варшавы, Казани, Томска, Омска. и Оренбурга, выпускники высших учебных заведений и школ.

В августе 1886 года Алихан Бухийханов поступил в Омское техническое училище. Окончив его с отличием, он поступил в Императорскую лесную академию в Санкт-Петербурге, которую окончил в 1894 году. По словам Алимхана Ермеханова, известного политика, профессора и члена движения "Алаш", Алихан Бухиханов был зачислен иностранным студентом в то же время, когда Ленин окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Свободно владеющий несколькими иностранными языками, он был 24 лет от роду, имел два высших образования в столичных вузах и был известным специалистом по марксистской теории. После окончания университета он стал активно участвовать в общественной, политической и научной деятельности. Исследование, проведенное Бухийхановым в составе экспедиции Ф. Шалбиной и С. Швецова - объективный анализ жизни казахских кочевников - свидетельствует о его глубоких познаниях в этой области.

Казахский интеллектуал считал одной из главных задач своей деятельности не только поддержание казахской этнической идентичности, но и реконструкцию прошлой истории и воспитание этнических чувств.

Казахские депутаты Алихан Бухийханов, Ахмет Беремжанов, Бакитсан Каратаев и Мухаметсан Тинишбаев участвовали в работе Национального собрания, и их парламентский опыт сыграл важную роль в их общественно-политической деятельности.

Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!