Материалдар / Как научить учащихся применять свои знания по русскому языку при решении грамматических заданий
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Как научить учащихся применять свои знания по русскому языку при решении грамматических заданий

Материал туралы қысқаша түсінік
Орыс тілі пәні ұстаздарына методикалық көмек ретінде қолдануға болады
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
09 Қараша 2018
287
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады





Туркестанская областьСарыагашский район№22 осш имени Елшибек батыра





Доклад на тему:«Как научить учащихся применять свои знания по русскому языку при решении грамматических задач»





Учитель высшей категории: Абжанова Гульжан Онлабековна





2018 год









Как научить учащихся применять свои знанияпри решении грамматических заданий по русскому языку

Сегодня мы не станем говорить о том, что русский язык в казахских школах – это предмет с низким показателем качества знаний, о том, что дети не заинтересованы в качественном решении заданий по русскому языку. Не будем говорить и о том, что в селе не хватает языковой среды, способствующей повышению уровня владения русским языком. Не нужно напоминать и о том, что подготовка к итоговой аттестации должна начинаться уже с 5 класса. Об этом уже много раз говорилось, и на семинарах разного уровня мы поднимали данные вопросы и предлагали свои пути решения.Сегодня я хочу рассказать о том, что можно сделать для того, чтобы облегчить, так сказать, «упростить» решение грамматической задачи для выпускника школы. Что сделать для того, чтобы поднять качество знания русского языка и качество выполнения задания учащимся непосредственно на итоговой аттестации. Ведь главная наша задача конкретно в 11 классе не столько «дать знания», сколько «научить их применять», а именно «уметь решать грамматические задачи». Ведь настолько, насколько ученик обладает определёнными навыками решения той или иной грамматической задачи, и зависит конечный результат. Разумеется, что ни о каком решении тестовых заданий не может быть и речи без полного повторения учащимися теоретических сведений всех разделов языкознания, организованного в форме лекционно-семинарских занятий, зачётов, тематического мониторинга или других форм обобщения и систематизации знаний. Естественно, невозможна качественная подготовка и в том случае, если учитель сам в совершенстве не владеет языковым материалом, а также не провёл апробацию сборников тестовых заданий последних лет. Только после того, как проведена данная трудоёмкая и кропотливая работа, можно приступать к обучению ребят техническим аспектам работы с тестами. И на данном этапе подготовки учитель должен продемонстрировать определенный набор средств, приёмов, навыков, помогающих учащимся "легко" решать лингвистические задачи. Причём ориентирована такая работа не на «отличника», а на самого «среднего», рядового ученика, так как именно его результаты и будут влиять на средний балл по предмету.Приведу несколько таких «приёмов», которые я использую при подготовке учащихся к аттестации. И продемонстрировать их хотелось бы на заданиях повышенной трудности, которые сразу заводят рядового ученика «в тупик».«Приём исключения» незаменим в случаях, когда ученик не сразу "видит" верный ответ или не имеет достаточных знаний по данному вопросу. Исключением неверных вариантов определяется истинный.Например,Укажите ряд модальных частиц:
  • даже, вот, ни, именно
  • ли, разве, всё-таки, вон
  • именно, как раз, не, уж
  • ведь, же, да, почти
  • вот, именно, пусть, лишь
Простое решение: То, что частицы по значению и роли в предложении делятся на три разряда (отрицательные, формообразующие и модальные), ученики знают с 8 класса. Отрицательных всего 2 - НЕ и НИ; формообразующих - 6, и они синонимичные (что облегчает запоминание): Б, БЫ, ДА, ДАВАЙ, ПУСТЬ, ПУСКАЙ. Следовательно, исключаем варианты с известными частицами, и тот вариант, который останется, и будет верным.Логическое рассуждение:Укажите сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом, относящимся к обоим предложениям (знаки препинания не расставлены):
  • Солнышко село и зорька погасла.
  • Направо белела низменная песчаная коса и темнела груда дальних гор.
  • Подул ветерок с заречья и сразу стало свежо.
  • Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.
  • Все ушли и разговоры спрятала ночная мгла.
Простое решение: Рассуждаем логически. Если в ССП присутствует общий второстепенный член предложения, то он должен занимать позицию в самом начале конструкции. Следовательно, верный вариант предложения не может начинаться ни с подлежащего, ни со сказуемого. Исключаем те варианты, где предложения начинаются со слов, представляющих грамматическую основу предложения (Нахождению грамматической основы предложения учащиеся учатся с 5 класса).«Приём слов-помощников» основан на психологических особенностях процессов запоминания нашим мозгом, таких как строение ассоциативных цепочек при запоминании необходимой информации.Пример:Укажите слова, образованные с помощью суффикса -чик-:
  • рассказ...ик, камен...ик, барабан...ик
  • доклад...ик, перевод...ик, лёт...ик
  • груз...ик, свар...ик, кранов...ик
  • экскаватор...ик, камен...ик, закрой...ик
  • водопровод...ик, бетон...ик, рассказ...ик
Простое решение: В выполнении данного задания помогут мнемотехнические приёмы, так называемые "слова-помощники", используемые в занимательной грамматике. Мы условно называем это правило "Правилом джазиста". Объясняем ученикам, что обозначает слово "джаз" и кто в него играет (тем самым строим "цепочку ассоциативных связей", способствуя процессу запоминания самого "слова"). Затем иллюстрируем на примерах, что в слове "ДЖаЗиСТ" имеются все согласные, после которых пишутся суффикс ик-. Ребята сразу поминают слово-помощник и применяют его в решении подобных заданий.«Строгая последовательность действий» Несмотря на то что предмет "русский язык" относится к гуманитарным наукам, правила его грамматики построены по строго математическим законам. Пропуск одного действия в цепочки рассуждения, приводит к ошибочному ответу. Поэтому необходимо придерживаться строгой последовательности действий при выполнении любого задания.

Правописание наречий на о – а В, на, за (окнО) на конце О : влево, нарочно, запросто.Из, до, с (окнА) на конце А: издавна, добела, справа

Комментарий: Правописание суффиксов О-А на конце наречий затрудняется запоминанием. Помогает слово окно, при склонении какое окончание в слове окно, такой же суффикс в наречии: в окно-влево, на окно-нарочно, за окно-запросто; из окна-издавна, до окна-добела, с окна- справа.

«Алгоритм действия»:Укажите вид подчинения (знаки препинания не расставлены).Но я всё-таки верю что наступит момент когда он устыдится страха и объявит ему войну.Комментарий: Предлагаемое решение сразу отвечает на три вопроса, которые встречаются в тестовых заданиях:
  • Расстановка знаков препинания в сложном предложении
  • Построение схемы СПП
  • Вид подчинения придаточных
  • Итак, последовательность действий при ответе: Определяем граматические основы предложения → выделяем скрепы (подчинительные союзы) → где скрепа, там и придаточное предложение (где его нет - там главное) → расставляем запятые → строим схему.






Проведение тематических тестов - самая главная и необходимая часть подготовки учащихся к успешной сдаче экзамена. На каждом уроке после повторения темы возможно проведение экпресс-тестов, в которые входят вопросы теоретического и практического характера.Задача учителя при подготовке к аттестации по русскому языку именно в 11 классе - вручить ученикам "ключ" к знаниям, который отпирает все самые сложные "замки" русского языка.



Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!