Операционный этап:
Люди с давних пор делились на
скотоводов-кочевников и земледельцев. Вспомните, от чего зависели
занятия и образ жизни людей.
Учащиеся. От климата.
Учитель. Да, вы уже знаете, что 3000 лет назад на
земле Казахстана установилась засушливая погода.
Дожди
выпадали редко, и растения засыхали из-за сильной
жары. Люди могли погибнуть от голода. Чтобы выжить,
надо
было приспособиться к природным условиям. И наши
предки перешли к кочевому скотоводству. Это было
очень
непросто – вести кочевое хозяйство. Кочевник
должен был многое знать и уметь.
Читаем текст учебника со слов «Земледельцы...» и
до «... верблюдов».
Рассмотрите схему. Ответьте на
вопросы:
–
Как назывались сезонные
пастбища?
–
Каким временам года они
соответствовали?
–
Где находились жайлау, а где –
кыстау?
(Г) Задание «Кочевники».
Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Представьте,
что вы кочевники. На
что вы обратите внимание при выборе жайлау и
кыстау?
На плакате написано:
Кыстау Жайлау
_____________
_____________________
_____________
_____________________
_____________
_____________________
_____________
_____________________
_____________
_____________________
Отберите слова, относящиеся к жайлау или кыстау.
Объясните свой выбор.
Опорные слова: север, юг, обилие сочной травы,
источники водопоя, неглубокий снежный покров,
подножие
горы или холма, укрытие от
непогоды.
В речных долинах жили земледельцы. Читаем текст
учебника со слов «В долинах рек...» и до
«...овец».
Решаем проблему. Есть мнение ученого (английского
историка Арнольда Тойнби): «Пастух больший
виртуоз,
чем земледелец...». Слово «виртуоз» означает
мастера, блестяще владеющего своим делом.
Так ли это? Прав ли ученый? Чтобы доказать или
опровергнуть его слова, перенесемся в прошлое. Для
этого,
работая в группах, вы должны представить классу
занятия и образ жизни кочевников и земледельцев.
Выполнение заданий в тетради ученика. с
18
(И) Заполни таблицу
«Что выращивают земледельцы?» или «Что производят
скотоводы?»
(П) Запиши в табличках какими товарами обменивались
между обой кочевники и земледельцы
Дифференциация по усмотрению
учителя.
|