Конспект
открытого
занятия по
экспериментально-познавательной
деятельности в
старшей группе «Подсолнушки»
Тема:
«Удивительные свойства воздуха»
Воспитатель ДО №14
«Қонжық»
Задачи:
Познакомить
детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании
нагревается и поднимается вверх) и способами его
обнаружения.
Дать детям
элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о
значении чистого воздуха для нашего
здоровья.
Развивать
познавательную активность детей в процессе
экспериментирования;наблюдательность, умение делать выводы,
анализировать.
Воспитывать у
детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в
окружающем мире.
Материал:
воздушные шары
разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка,
трубочки, пластмассовые стаканчики, 2 баночки с плотными крышками,
мелкие камушки, 4 больших таза с водой, горячая вода в термосе, 2
пустые бутылки, технические средства обучения (компьютер, проектор,
мультфильм «Фиксики», наглядная физ.минутка «Злая тучка», слайды с
изображением городов).
Действующие
лица: клоун
Любознайка (к), дети (д),
воспитатель(в).
Ход:
Раздается стук
в дверь. (Входит клоун
Любознайка)
К: -
Здравствуйте, ребята! Как я рада видеть вас! Давайте познакомимся,
меня зовут клоун Любознайка. А тебя как зовут? Красивое имя. А
тебя? Миша! Очень приятно. А вы знаете, что сегодня праздник
воздушных шаров? Посмотрите, какие красивые шары я принесла:
красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? Он
какой- то стал грустный, маленький
(ответы).
К: - А что
нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и
упругим?
Д: - Надо его
посильнее надуть.
К: - Правда?
Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился!
Интересно, а что же у него внутри,
посмотрите?
Д: -
Воздух.
К: - Какой ещё
воздух? Я ничего не вижу! (ответы)
В: Ребята,
давайте поможем Любознайке узнать все о
воздухе.
Для
этого нам надо отправиться в научную
лабораторию:
-
Раз-два, повернись,
В
научной лаборатории очутись.
-
Давайте вспомним, чем занимаются в лабораториях (ответы детей:
экспериментируют, проводят различные
опыты).
В: А вы знаете, как называют людей, которые делают
опыты? Их называют исследователями. Хотите побывать в роли
исследователей? (ответы детей: да)
В: Уважаемые исследователи! Я приглашаю вас в
путешествие по дороге, которая ведёт к открытиям. В нашей
лаборатории есть всё необходимое для
этого.
В:
Ребята, как вы думаете, есть ли воздух в этой
комнате?
К: - А вы
видите воздух? А почему, как вы
думаете?
В: -
Получается, что воздух прозрачный, бесцветный и
невидимый?
В: - Ребята, я
придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой
он.
Возьмите
полиэтиленовый пакет. Посмотрите , что в нём? (он
пуст).
- Да, он
пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он
тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет.
Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он
полон воздуха. На что похож?
(ответы).
К: - Кажется,
что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. А если мы
развяжем пакет и выпустим из него воздух, что тогда
получится?
- Пакет опять
стал пустым. Интересно,
почему?
(ответы).
К: - Да,
ребята, вы правы , воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо
поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в
мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А
вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете?
(ответы).
В: - А давайте
проверим! Пподуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо,
тихо. И посмотрим, что
произойдёт.
К: - Ой,
ребята, что это происходит с
водой?
Д: Выходят
пузырьки.
К: - Пузырьки?
Как они там оказались? В стакане же только вода была
(ответы).
К: - Я поняла,
пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он
выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем
новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются
пузырьки.
Через нос
проходит в грудь,
И обратный
держит путь.
Он не видимый,
и всё же
Без него мы
жить не можем.
К: - А давайте
подуем сильнее и посмотрим, что
произойдёт.
- Вот это да,
пузырьки так быстро поднимаются. Что-то мне это напоминает, на что
похоже, ребята?
Точно, это
похоже на бурю. Когда на небе тучи, идёт сильный дождь - на лужах
тоже появляются пузырьки. Давайте прогоним эту тучку, и бурю
остановим.
Физминутка
«Злая туча» (дети смотрят на экран и под музыку повторяют
движения).
К: - Ой, ребята
совсем забыл. Когда я шёл в садик, по дороге нашёл сундучок.
Давайте вместе посмотрим, что же там есть (открывают,
смотрят).
К: - Что это?
(Камешки).
-Как вы
думаете, что с камешками можно делать?
(ответы).
- Да, я тоже
видела во дворе, как дети камни в лужу бросают. А давайте эти
камешки опустим в воду и посмотрим, что произойдёт, как вы
думаете?
- Ребята, что
мы видим, когда опускаем камешки в
воду?
В: - Интересно,
а почему камешки тонут?
(ответы)
К: -
Получается, что камешки тяжелые, поэтому они
тонут.
К: - Да, как
много я узнала о воздухе, а вот интересно, если мы шарики опустим в
воду, они утонут? (ответы)
- Почему вы так
думаете? (ответы)
В: - А давайте
проверим (опускают шарики в чашку с
водой)
- Странно,
камешки утонули, а шарики нет. Почему так происходит, ребята? Вы
как думаете? (ответы).
К: -
Оказывается шарик не тонет, потому что он легче воды, а камешки
тяжелее, поэтому они тонут, вытесняя воздух из воды, так появляются
пузырьки.
В: - Ребята, а
давайте посмотрим, что думают о воздухе наши друзья Фиксики
(смотрим отрывок из мультфильма «Фиксики», серия Воздушный
шарик).
К: - Интересно,
как же так получается? Фиксики утверждают, что если нагреть воздух
в шарике он подымится, а вы ребята, как думаете?
(ответы).
В: - А давайте
проверим так ли это. (Садитесь на стульчики, сейчас я вам покажу
интересный опыт: я беру пустую стеклянную бутылку, надеваю шарик, и
ставлю бутылку в горячую воду, посмотрим что
произойдёт).
- Посмотрите,
что происходит с шариком?
(ответы).
К: -
Действительно, шарик надулся, как вы думаете почему? Получается,
что воздух нагревается в бутылке, расширяется и поднимается вверх,
поэтому шарик надувается. Правы наши друзья Фиксики, что горячий
воздух легче холодного.
В: - Ребята,
давайте посмотрим, что ещё есть в нашем
сундучке.
К: - Что это?
Наверное, это волшебные
баночки.
В: -
Посмотрите, а в них что - ни будь есть?
(ответы).
К: - Правильно,
воздух , а как он вкусно пахнет , понюхайте чем
пахнет?
В: -
Действительно, пахнет
апельсином.
К: - Ребята, а
давайте проверим, что же лежит во второй
баночке.
В: - Чем пахнет
воздух в этой баночке?
(ответы).
Как вы думаете,
почему обе баночки пусты, а пахнут по - разному
(ответы).
К: -
Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух
ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним
соприкасались.
А я то думаю,
почему везде по разному пахнет, на улице один запах, в помещении
другой, а это воздух виноват: присваивает себе чужие запахи. Вот
недавно иду на остановку, а мимо машина проехала, а я давай чихать,
и так долго чихала, что нос опух. Отчего так происходит, ребята, вы
не знаете? (ответы).
- Это
получается, что я подышал грязным воздухом, и расчихался. Да,
теперь буду аккуратнее ходить по улицам, закрою рот, зажму нос и не
буду дышать грязным воздухом. Вы согласны со мной?
(ответы).
В: - А мы это
сейчас проверим, давайте закроем рот и зажмём нос, посмотрим, как
мы себя будем чувствовать.
К: -
Действительно, без воздуха мы чувствуем себя
плохо.
- Ребята, а как
вы думаете, какой воздух необходим для жизни человека?
(ответы).
В: - Посмотрите
на фотографии, и выберите, в каком городе каждый из вас хотел бы
жить. Почему? (ответы).
К: - А сейчас я
предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы
все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и
рассказывать всё, что узнали сегодня о
воздухе.
- Молодцы!
Ребята, мне с вами было так интересно, а вам понравилось со мной
играть? Я вам дарю волшебные шарики. А какой же праздник без
веселья? Предлагаю вам потанцевать!
Ақтобе қалалық білім
бөлемі
№14 «Қонжық» мектепке дейінгі
ұйымы
Конспект
открытого
занятия по
экспериментально-познавательной
деятельности в
старшей группе «Подсолнушки»
Тема: «Знакомый
незнакомец воздух»
Воспитатель ДО №14
«Қонжық» Айтжанова
Ж.К.,
Актобе
2018-2019