Материалдар / Курстық жұмыс. ҰОІӘ Дене шынықтыру пәні. Қимылды ойындармен тәрбиенің арасындағы өз ара қарым қатынасы
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Курстық жұмыс. ҰОІӘ Дене шынықтыру пәні. Қимылды ойындармен тәрбиенің арасындағы өз ара қарым қатынасы

Материал туралы қысқаша түсінік
Бұл материал МДО оқып жатқандар үшін пайдасы тиеді
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
27 Ақпан 2021
283
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

МИНИСТЕРСТОВ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ШЫМКЕНТ


ШЫМКЕНТСКИЙ МНОГО ПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ КАЗРПОТРЕБСОЮЗА




0101000 «Дошкольное воспитание и обучение»,

0101013 «Воспитатель дошкольных организаций»



КУРСОВАЯ РАБОТА



По дисциплине: Теория и методика физического воспитания

Тема: Подвижная игра как средство воспитания

положительных взаимоотношений






Исполнитель:

Студентка группыДО3 (21)

Навирдинова .Г.А


Руководитель:

Оспанова.М.Д





Шымкент, 2021

Содержание

Введение

Глава 1. Подвижная игра как средство гармоничного развития дошкольников

1.1. Теоретические основы игры

1.1.1. Определение подвижной игры

1.1.2. Классификация подвижных игр

1.2. Методика проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста

1.3. Особенности проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста

1.4. Развитие самостоятельности в подвижной игре у дошкольников

Глава 2. Пути и средства повышения самостоятельности у старших дошкольников в подвижной игре

2.1 Анализ условий в ДОУ по физическому воспитанию

2.2 Исследовательская деятельность по теме

2.2.1 Констатирующий эксперимент

2.2.2 Формирующий эксперимент

2.2.3 Контрольный эксперимент

Заключение

Список использованной литературы







Введение

Ведущим видом деятельности в дошкольном учреждении является игра. А подвижная игра - наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи (А.П. Усова). Благодаря играм, обыденное становится необычным, а потому, особенно привлекательным.

На протяжении всего человеческого развития, в жизни ребёнка игра использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания и обучения. Поэтому игре отводится особое место в различных системах обучения, так как расцветает она в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1.Изучить теоретические основы подвижной игры.

2.Выделить особенности проведения подвижной игры с детьми старшего дошкольного возраста.

3.Подобрать и апробировать подвижные игры для формирования положительных взаимоотношений старших дошкольников.

4.Организовать и провести развивающую работу с детьми по формированию положительных взаимоотношений через подвижную игру.

Проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов: Хухлаева, Денисенко, Шишкина, Вавилова, Колесникова, Лейкина, Тимофеева, Потехина, но и философов, социологов, этнографов, искусствоведов. Все представители научных отраслей заинтересованы в изучении «своих» аспектов, но все они сходятся во мнении, что – игра неотъемлемая часть человеческой культуры. Ведь часть этой культуры, т. е. игра, очень созвучна природе ребенка, который от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм.

Игра для ребенка – не просто интересное времяпрепровождение, но и способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого ребенок вырабатывает схему взаимодействий со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.

В последние годы вопросы теории и практики (Как подвижные игры влияют на развитие детей? Какие эмоции вызывает игра? Связь игры с другими видами деятельности?) игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А. П. Усовой, А. И. Сорокиной, А. К. Бондаренко и другими. Как они объясняют происхождение и сущность игры? В роли чего может выступать игра?

На эти и многие другие вопросы исследователи дают интересные, очень познавательные ответы, которые не только нужно знать, но и практически применять в воспитании детей.







































Глава 1. Подвижная игра как средство гармоничного развития дошкольников

Игра была спутником человека с незапамятных времен. Прогрессивные р усские ученые – педагоги, гигиенисты (П.Ф.Лесгафт, А.П.Усова и многие другие) раскрыли роль игры как деятельности, способствующей качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывающей разностороннее влияние на формирование его личности.

Глубокий анализ педагогической и психологической литературы по вопросу исторического происхождения игры провел Д.А.Эльконин, который отмечал, что «вопрос об историческом возникновении игры тесно связан с характером воспитания подрастающих поколений в обществах, стоящих на низших уровнях развития производства и культуры». Занятость матерей и раннее включение детей в труд взрослых приводили к тому, что в первобытном обществе не существовало резкой грани между взрослыми и детьми, и дети очень рано становились действительно самостоятельными.

Интересные исследования по вопросу происхождения игры проведены Н.Фхилитисом. Он считал, что игра – это отдых от серьезной работы для восстановления сил. По этой теории, игры существуют для того, чтобы ребенок отдыхал в привычных, радостных, легких, не требующих большой затраты сил, упражнениях, позволяющих восстановить силы для трудового порядка, необходимые для поддержания жизни. Основатель российской системы физического воспитания. Ф.Лесгафт отводил игре большое место. Определяя игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни.

«Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами».

По определению П.Ф.Лесгафта, «подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни».

По мнению М.Н.Жукова, «подвижная игра – относительно самостоятельная деятельность детей, которая удовлетворяет потребность в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил».

А В.Л.Страковская считает, что «подвижная игра – это средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых качеств».

В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. Игра является незаменимым средством совершенствования движений; развивая их, способствует формированию быстроты, выносливости, координации движений. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность.

Велика роль подвижной игры и в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.

Таким образом, подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых и физических качеств.





























1.1 . Теоретические основы игры

Истоки подвижных игр уходят корнями в глубокую древность. История появления игр позволяет понять их воспитательное значение. Многие виды фольклора подтверждают предположение ученых о том, что истоки подвижных игр заложены в первобытнообщинном строе. Игра была спутником человека с незапамятных времен. В ней культуры разных народов демонстрируют сходства и огромное многообразие. Е.А. Покровский утверждал, что игры во все времена и у всех народов были непременно.

Множество игр разных народов имели между собой большое сходство, например, игры с мячом, в кости и.т. д.

Основатель российской системы физического воспитания П.Ф. Лесгафт отводил подвижной игре большое место. Определяя игру, как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни, П.Ф.Лесгафт отмечал, что в игровой самостоятельной двигательной деятельности развивается инициатива, воспитываются нравственные качества ребенка. П.Ф.Лесгафт указывал на наличие в подвижной игре определенной цели. Действия в игре должны соответствовать умениям ребенка управлять собой. Так же П.Ф.Лесгафт рекомендовал постепенно усложнять содержание и правила игры. Для этого создаются новые упражнения, условия, действия, т.е. вводятся варианты игры. Использование разнообразных игровых вариантов позволяет повторять знакомые ребенку действия, с более повышенными требованиями, способствует сохранению у него интереса к игре.

По утверждению П.Ф. Лесгафта, систематическое проведение подвижных игр развивает у ребенка умение управлять своими движениями, дисциплинирует его тело. Благодаря игре ребенок учится действовать ловко, целесообразно, быстро выполнять правила, ценить товарищество. Идеи П.Ф.Лесгафта успешно претворялись в жизнь его последователям и ученикам В.В. Гориневским, Е.А.Аркиным.

В.В.Гориневский рассматривал подвижную игру как средство формирования личности ребенка. Он придавал огромное значение оздоровительной направленности положительных эмоций, которые ребенок испытывает в игре. Радость, веселье он считал обязательным условием игровой деятельности, без них игра теряет свой смысл. Серьезные требования предъявлял воспитательной ценности сюжета игры, методике ее проведения. Он требовал от воспитателя эмоциональности, эстетики движений, индивидуального подхода к ребенку, точного соблюдения правил игры.

Е.А.Аркин считал подвижную игру незаменимым средством развития ребенка, основным рычагом дошкольного воспитания. Значительную роль в результативной игре, он отводил педагогу, его искусству заинтересовать ребенка, правильно объяснить игру, распределить роли, подвести итог.

Изучение происхождения игры как особого вида человеческой деятельности дает возможность определить её сущность: игра - образное, действенное отображение жизни; она возникла из труда и готовит молодое поколение к труду. К. Д. Ушинский доказывает, что содержание игры влияет на формирование личности ребенка.

Эта мысль подтверждается данными физиологии и психологии. Н. К. Крупская считает игру потребностью растущего орга¬низма и объясняет это двумя факторами: стремлением ребенка познавать окружающую жизнь и свойственной ему подражатель-ностью, активностью.

гра для дошкольников — способ позна¬ния окружающего». Ту же мысль высказывает А. М. Горький: «Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и ко¬торый призваны изменить». Эти высказывания подтверждаются данными физиологии. И М. Сеченов говорит о прирожденном свойстве нервно-психической организации человека — безотчет¬ном стремлении понимать окружающее. У ребенка это выражается в вопросах, с которыми он обычно обращается к взрослым, а также в играх. К игре ребенка побуждает и склонность к под¬ражанию.

Дошкольный возраст — первоначальный этап усвоения об¬щественного опыта. Ребенок развивается под воздействием воспи¬тания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни и работе взрослых. Игра — наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный спо¬соб переработки полученных впечатлений. Она соответствует на¬глядно-образному характеру его мышления, эмоциональности, активности.

Играя, ребенок действует самостоятель¬но, свободно выражая свои желания, представления, чувства. В отличие от повседневной жизни, где его постоянно учат, оберегают (не бегай, не упади, мой руки, не выдумывай), в игре ребенок может все: плыть на корабле, лететь в космосе, учить учеников в школе и т.п. Потребность в активных движениях удовлет¬воряется во всех видах игр, особенно в играх подвижных и дидактических с такими игрушками, как бильбоке, настоль¬ным крокетом, мячом и др. Это является возмож¬ностями для стимуляции двигательной активности, совершенствования качества движений обладают различные строительно-конструктивные материалы (крупный и мелкий строительные материалы, разного рода конструк¬торы, снег, песок и др.).

В играх развиваются творческие способности ребенка. Они проявляются в выстраивании замысла, в разыгрывании роли, при создании необходимых для игры игрушек-самоделок, элементов костюма. Перед педагогом стоит задача - стимулировать творческую активность детей в игре.

Воспитательные возможности всех видов игр чрезвычайно велики. Взрослым важно реализовывать их так, чтобы не нарушать естественный ход игры, не лишать ее «души» замечанием, указанием, нотацией, просто неосторожным словом. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повы¬шению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.

Игра — самостоятельная деятельность, в которой дети всту¬пают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания Игро¬вые переживания оставляют глубокий след в сознании ребен¬ка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным чле¬ном игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и прочее.

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.































1.1.1.Определение подвижной игры

Подвижная игра - это незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально- волевых качеств (Е.В. Шарова). По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, но и формирование новых качеств личности.

Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются, как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр- в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуру каждого народа.

Игры, требующие придумывания движений или мгновенного прекращения действий по игровому сигналу, побуждают детей к индивидуальному и коллективному творчеству. Игры типа «Замри», «Стоп», «Море волнуется» требуют от играющих прекратить движение по соответствующему сигналу. Одухотворенность и выразительность движений в таких играх чрезвычайно важны. В этих играх особое внимание уделяется выразительности придуманных детьми действий, которые активизируют психические процессы, осуществляют сенсорные коррекции, ролевой тренинг.

Играм с мячом отводится особая роль. Известный немецкий педагог Ф.Фребель, отмечая разностороннее воздействие мяча на психофизическое развитие ребенка, подчеркивает его роль в развитии координаций движений, кисти руки. Он считал, что почти все, в чем нуждается ребенок для своего разностороннего развития. Ему дает мяч. Особо важное значение имеют игры, в которых действия ребенка с мячом сопровождаются соответствующими моменту и настроению словами и песнями.

Игры с элементами соревновательности требуют правильного педагогического руководства или, которое предполагает соблюдение ими ряда условий: каждый ребенок участвующий в игре, должен хорошо владеть двигательными навыками (лазаньем, бегом, прыжками, метанием), в которых он соревнуется. Важно так же объективно оценивать деятельность детей: при подведении итогов игры необходимо оценивать достижения ребенка по отношению к самому себе.

Таким образом, играя и реализуя различные формы активности , дети познают окружающий мир, себя, свое тело, изобретают, творят, при этом развиваются гармонично и целостно.

1.1.2.Классификация подвижных игр

Подвижные игры классифицируются по разным параметрам:

по возрасту :

для детей младшего дошкольного возраста;

для детей среднего дошкольного возраста;

для детей старшего дошкольного возраста.

по степени подвижности ребенка в игре:

подвижные игры малой подвижности,

средней подвижности,

большой подвижностью,

по видам движений:

игры с бегом,

метанием;

прыжками и.т.д.

по содержанию:

подвижные игры с плаванием;

спортивные игры.

В теории и методике физического воспитания принята следующая классификация игр. Подвижные игры делят на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные ( игры-забавы, аттракционы).

Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и т. д.), игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех.

Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой). Игры этого вида используются во всех возрастных группах, но особенно они популярны в младшем дошкольном возрасте.

Бессюжетные подвижные игры («Ловишки», «Перебежки») не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве.

В дошкольном возрасте используются подвижные игры с элементами соревнования (индивидуального и группового), например: «Чье звено скорее соберется», «Кто первый через обруч к флажку» и др. Элементы соревнования побуждают к большей активности в выполнении двигательных заданий. В некоторых играх («Перемени предмет», «Кто скорее до флажка») каждый ребенок играет сам за себя и старается выполнить задание как можно лучше. Если эти игры проводятся с разделением на команды (игры-эстафеты), то ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды.

К бессюжетным относятся также игры с использованием предметов (кегли, серсо, кольцеброс, бабки, «Школа мяча» и др.). Двигательные задания в этих играх требуют определенных условий, поэтому они проводятся с небольшими группами детей (двое, трое и т. д.). Правила в таких играх направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий играющих. В этих играх наблюдаются элементы соревнования с целью достижения лучших результатов.

В играх-забавах, аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках и др.), остальные дети являются зрителями. Игры-забавы, аттракционы доставляют зрителям много радости.

К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В дошкольном возрасте используются элементы этих игр и дети играют по упрощенным правилам.

Подвижные игры различаются и по их двигательному содержанию: игры с бегом, прыжками, метанием и др. По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности. К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки. Играми средней подвижности называют такие, в которых тоже активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами. В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.

















1.2. Методика проведения подвижных игр в старшем дошкольном возрасте

Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею. Особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение. Стимулируя у ребенка интерес к игре, увлекая его игровой деятельностью, педагог замечает и выделяет существенные факторы в развитии и поведении детей.

Важно правильно организовать игру, в зависимости от содержания, очередности выполнения заданий. Педагог варьирует способы организации игр в зависимости от их структуры и характера движений. Он придумывает способы сбора детей на игру и внесение игровых атрибутов.

Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается во внимание также место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия. Нужно учитывать и степень организованности детей, их дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.

В методику подвижной игры входит: сбор детей на игру и создание интереса, объяснение правил игры, распределение ролей, руководство ходом игры, подведение итога.

Сбор детей на игру. Собрать детей на игру можно разными приемами. В младшей группе воспитатель начинает играть с 3—5 детьми, постепенно к ним присоединяются остальные. С детьми старших групп следует заранее, еще до выхода на участок, договориться, где они соберутся, в какую игру будут играть и по какому сигналу ее начнут (слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком и т. д.).

В старшей группе воспитатель может поручить своим помощниками — наиболее активным детям собрать всех для игры. Есть и другой прием: распределив детей по звеньям, предложить по сигналу собраться в установленных местах как можно быстрее (отметить, какое звено скорее собралось). Собирать детей надо быстро (1—2 мин), потому что всякая задержка снижает интерес к игре.

Создание интереса к игре. Прежде всего нужно создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Можно, например, прочитать стихи, спеть песн

Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!