ГККП НА ПРАВЕ ОПЕРАТИВНОГО
УПРАВЛЕНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМЕНИ АБЫЛА ТАРАКУЛЫ»
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГОРОДУ АКТАУ УПРАВЛЕНИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
МАНГИСТАУСКОЙ ОБЛАСТИ
Методический доклад
На тему:
«Использование инновационных методов обучения на
уроке музыкальной литературы» (из опыта работы).
Актау 2022 г.
Утверждаю:
Директор
ДШИ имени Абыла Таракулы
____________________Мырзагалиева
Ж.М.
«_____»______________________2022г.
-
Предмет: Мировая
музыкальная литература.
-
Педагог Имангалиева Г.М.
-
Класс: 1-7 кл.
-
Тема: «Использование инновационных методов обучения на
уроке музыкальной литературы» (из опыта работы).
-
Цель: Сформировать навыки активного восприятия музыки,
привить знания, обогатить музыкальный опыт учащегося, а так же
раскрыть потенциал его творческих способностей.
-
Материально техническая база: ноутбук, экран,
мультимедиа
проектор, принтер.
План методического доклада:
-
Введение_____________________________стр
4.
-
Основная часть________________________стр
5.
-
Заключение__________________________
стр 8.
-
Список использованной
литературы______стр.9.
«Использование инновационных методов обучения
на уроке музыкальной литературы» (из опыта
работы).
Введение
XXI
век - время цифровых технологий, что
подразумевает широкое применение инновационных форм обучения,
благодаря которым заинтересованность учащихся к уроку станет выше,
что соответственно будет мотивировать к развитию их творческого
мышления.
Учащиеся зачастую знакомятся с материалом, не
вникая в него, не заинтересовываясь биографией или
произведениями
композитора. Они бегло прочитав материал с
учебника или конспекта педагога, пытаются зазубривать
сухой
текст, не прикасаясь душой к мыслям и чувствам
композитора, который сотворил то или иное музыкальное сочинение. Так
и проявляется низкий уровень
интереса к предмету, то есть «не привитие» к
музыке. Исходя из этого главной
задачей педагога, ведущего предмет Мировая музыкальная литература
становится повышение заинтересованности учащихся в предмете,
формирование специальных музыкальных навыков и, в том числе,
аналитического и креативного музыкального
мышления.
Благодаря использованию на уроке
информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), а также модульных
технологий обучения и применения
элементов технологии критического мышления я на своем опыте
с этой задачей справилась. Использование данных технологий на
практике принесло определенные положительные результаты. Владея ими
я преподношу учебный материал более эффектно, даю возможность как
можно ближе «соприкасаться» с музыкой, к биографии композитора, а
так же тиражировать и хранить дидактические материалы к уроку в
цифровом формате, формируя личную методическую
базу ЦОР- цифровых образовательных
ресурсов.
Благодаря материально технической оснащенности
нашей Детской школы искусств имени Абыла Таракулы, я
имею возможность использовать свои информационно-коммуникативные
навыки на уроке и уверена в эффективности и
результативности работы.
Основная часть.
«Как пробудить
интерес к предмету? Подать урок более
интересно?» -
этими вопросами задается каждый педагог, не
зависимо от специализации.
Из
собственного педагогического опыта, в частности,
преподавания Мировой музыкальной литературы, хочу привести
примеры форм и методов работы.
Чтобы заинтересовать учащихся,
сконцентрировать внимание и активность группы педагогу необходимо
периодически варьировать методы работы, применять моменты
театрализации в процессе подачи материала.
ИКТ
значительно расширяют круг поиска дополнительной информации при
подготовке к уроку, дают возможность педагогу подготовить
презентации иллюстративного и информационного характера. Ученик на
уроке может просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи,
музыкальные отрывки и даже побывать на виртуальной
экскурсии.
Одним из оптимальных средств
решения поставленных выше
задач является применение интерактивных форм урока. Ведь содержательный,
«оригинально» построенный урок запечатлится в
памяти учащегося надолго
и,
соответственно,
повысит эффективность учебно-воспитательного
процесса, его результативность.
Что
касается выбора конкретных форм работ на
уроке, то к активным средствам обучения относятся
заочная экскурсия, исследование, диспут, литературная композиция, а
так же соревновательные игры, ролевые игры (урок-суд, урок-театр и
прочее), урок-литературное кафе и другие. Выбор очень богат и
разнообразен, но есть одна общая основа-это ИГРА!
Урок –игра уместен лишь в том случае, если он
соответствует задачам, которые перед ним стоят. Иногда его проводят
в начале изучения материала, что бы вызвать интерес. Чаще- при
закрепления материала. Впрочем, каких-то нормативных требовании
здесь нет. Все зависит от самого учителя, от
целей урока. Но нужно знать меру, нельзя превращать учебу в
сплошную развлекательность.
Итак, в процессе обучения предмета мировой
музыкальной литературы мною используются элементы информационных
технологии, оптимальные для нашей специфики, которые прошли
определенную апробацию временем.
Предлагаю вашему вниманию методы и формы
активного обучения, используемые на моей практике на
основе авторской методики кандидата
педагогических наук Марал Маденовны Жанпеисовой
- «Модульная технология обучения
как средство развития ученика».
«Урок –экскурсия», «Части текста», «Пересказ
по кругу». Подготовить презентацию по теме урока. Материал
просматривают на мультимедиа экране.
Урок –лекция-провокация.
Форма подачи материала с запланированными заранее
ошибками. Используется в закреплении урока. Это делается для того,
чтобы стимулировать учащихся к постоянному контролю им информации и
поиску неточностей в ней.
Урок-диспут «Узнай
личность». Практикую в старших классах, учимся отстаивать
свое мнение, развиваем устную речь, прививаем культуру дискуссии. В
виде примера Тема: Глинка опера «Иван Сусанин» на тему «Любовь к
Родине». Учащиеся заранее получили вопросы и подготовили ответы. На
уроке не окажутся равнодушные, все отстаивали свою точку зрения,
или же поддерживали чью то правоту.
Урок-соревновательная игра.
Здесь не требуется вхождения в роль, применяю для
проверки и актуализации знании. «Музыкальный турнир», «Даты
наизусть», «Древо мудрости», «Счастливый случаи» и др. не смотря на
пестрый калейдоскоп названии, сущность их сводит к противостоянию двух сторон:
ведущий-команда или команда-команда. Здесь ребята проявляют
командную работу, учатся быть один «за всех и все за одного».
Пример Конкурс «Амадей». и др.
Прием «Учебный мозговой
штурм». Он
известен как «Экспресс-опрос». Отвечать сразу на
вопросы.
Прием «Синквейн».
Применяю в составлении характеристики образа
героев в опере или балете.
Диаграмма Венна. Широко использую в приеме сравнении двух
персонажей, терминов, композиторов.
Тесты имеют так же несколько
видов:
Творческая работа.
Ролевые игры- «Базар головоломок»,
«Киностудия».
Ролевая игра помогает создать творческую атмосферу.
Учащийся расскрывает свои актерские таланты, они соприкасаются с
жизнью композиторов, проживая их роль. Пример «Ф.Шопен». «Жизнь
Бетховена», «Иван
Сусанин»и др.
Отдельно нужно отметить игровые формы-зарядки.
«Кактус», «Я фотоапарат» «Рисуем цифры» и др. Они
являются рефлексивным моментом урока. Они не касаются темы урока,
во избежание переутомления.
Оценивание деятельности ученика по учебному
модулю.
Самооценка- является тоже средством саморегуляции
человека. Она способствуют формированию у учащихся критического
отношения к получаемому результату, составлению верного
представления об уровне своих возможностей в
учении.
При
групповой форме работы использую часто метод взаимооценки.
Необходимо заранее подготовить бланки с правильными ответами и
раздать вовремя само- или взаимопроверки.
Заключение.
Методы и элементы различных
информационных технологий,
которые я использую на уроках музыкальной
литературы, дали не только ориентир на усвоение знаний, а так же на
развитие познавательных способностей личности и познавательных
процессов: различных видов памяти (зрительной, слуховой итд),
внимания, самоутверждения в общении, игре, а так же на развитие
словарного запаса как в устной, так и в письменной
речи, построению
логически стройных предложений, умению свободно выражать свои
мысли.
Хочу отметить, что это не подразумевает
их /методов/ обязательное использование, но, вследствие
эволюции учебного процесса, выступает как необходимое средство
развития методики преподавания для педагога
и повышению профессионального
мастерства.
Список использованной
литературы:
-
«Методика преподавания музыкальной литературы в
ДМШ» Лагутин А. Москва,1982.
-
«Модульная технология обучения как средство
развития ученика» М.М.Жанпеисова Алматы, 2001.
-
«Философия и методы RWCT
в действии» под редакцией С.Мирсеитовой.
Алматы, 2006.
-
«Музыкальная литература в таблицах: полный курс
обучения» учебное пособие издание№4 стереотипное.
Сорокотягин. Ростов-на-Дону, 2013.