В наше время с особой остротой стоит задача
формирования духовного мира человека третьего тысячелетия,
возрождения и расцвета культурных традиций. Данное направление
развития четко отображено в государственной программе
«Рухани
жаңғыру». Программа «Рухани жаңғыру», ориентированная на
возрождение духовных ценностей казахстанцев с учетом всех
современных рисков и вызовов глобализации, призвана повысить
конкурентоспособность Казахстана в мире, сохранить национальную
идентичность, популяризовать культ знания и открытость сознания
граждан. Эти качества должны стать основными ориентирами
современного казахстанца. Становление такого поколения –
это, прежде всего, воспитание подростающего покаления на основе
народной культуры. Одним из путей решения данной задачи -
факультативные заняти по народному фольклору в
школах.
Народный фольклор – это
уникальная, самобытная культура наших предков – осознается
современным обществом как значительный фактор духовности
преемственных поколений, приобщение к жизненным национальным
истокам. Фольклору отводится все более заметное место в выполнении
задач нравственного и эстетеического воспитания, развития
творческих способностей подростающего поколения. Вот именно в этом
заключается актуальность данной темы. Внедрение элементов фольклора
в процесс нравственного и эстетического воспитания, изучение
традиций и обрядов своего народа является важнейшим звеном в
процессе формирования у учащихся высокой художественной
культуры.
Цель факультативных занятий
заключается в обосновании значимости народного фольклора в жизни
подростающего поколения и его влияние на творческие способности
школьника.
Задачи:
-
развитие творческого начала у
школьников средствами народного фольклора;
-
систематическое использование
фольклорного материала в образовательном процессе и создание
комфортных психолого – педагогических условий для становления
гармонично – развитой подростающей
личности;
-
привить любовь и уважение к
наследию и традициям своего народа.
Программа расчитана на 1 год
обучения и содержит в себе 6 разделов. Рекомендуемый возрост – 5 –
6 классы.
I
раздел – «Народные праздники и игры» (12
часов)
-
«Шилдехана», «Бесик той», «Кыркынан шыгару»,
«Сундет той» - праздники связанные с рождением ребенка
(3ч).
-
«Наурыз», «Ораза айт», «Курбан айт», «Кыз узату»,
«Келин тусиру» - нородные торжества (3ч).
-
Игры «Алман байга», «Байга», «Жарга дарыс»,
«Сайыс», «Аудары спак», «Кокпар тарту», « Жамбы ату», «Кыз куу» -
конные состизания. Почитание к лошоди и любовь к конным играм стали
традицией, сохраившейся до наших дней (3ч).
-
«Казакша курс», «Алтыбакан», «Ак суйек», «Асык»,
«Тогыз кумалак», охота ловчими птицами – развлекательные молодежные
и детские игры.
II
раздел – «Устное народное
творчество»
-
Ритуальные песни – «Жар-жар», «Сынсу», «Беташар»,
«Жоктау» (4ч).
-
Жыршы, анши, акын, айтыс - яркие предстовители
устногонародного творчества (4ч).
III раздел – «Традиционная музыка»
(3ч)
-
Народные песни – традиционно песенно –
поэтическое наследие (1ч).
-
Народные инструменты (1ч).
-
Кюи – легенды – отражение рассказов и народных
легенд (1ч).
IV
раздел – «Письменное наследие»
(5ч)
-
Пиктография и картинно – синкретическое письмо
(1ч).
-
Абу Насыр Аль Фараби – выдающийся ученный –
энциклопедист (1ч).
-
Юсуф Баласугуни – «Основа благоденствия - знания»
(1ч).
-
Кадыргали Джалаир – «Сборник летописей»
(1ч).
-
Хайдар Дулати – «Тарихи Рашиди»
(1ч).
V
раздел
– «Народные знания»
(1ч)
-
Народные календари и
астрономия – народные знания казахов об окружающей природе и самом
человеке6 проявляющегося в материальной и духовной жизни людей
(1ч).
VI
радел – «Изобразительное исскуство»
(5ч)
-
Хлудов Н.Г. – первый учитель многих отечественных
художников (1ч).
-
20 – 40-е годы XX
века – заложение основ профессиональной школы
(1ч).
-
50 – е годы – казахстанский советский академизм
(1ч).
-
60-е годы – «суровый стиль»
(1ч).
-
Творчество выдающихся казахстанских художников
(1ч).
В качестве приемов для воспитания у детей
устойчивого интереса к творчеству на занятиях может использоваться
личный пример учителя, использование атрибутов, костюмов,
театрализация, показ, игры, видео материал. Встречи с интересными
людьми. В подобной деятельности дети учатся общаться6 приобщаются к
народным традициям6 проявляют взаимовыручку, знакомятся с малым
жанром народного творчества.
Область фольклора заключает в себе весь комплекс
духовной сущности народной жизни, мировосприятия и эстетический
идеал народа, его нравственные нормы, психологию и поэтому служит
важной и необходимой базой в целях воспитания подрастающего
поколения, освоение культурных ценностей.
Народный фольклор выступает как некая система
взглядов и жизненных установок человека, выработанных на протяжении
многих сотен лет.
Для развития духовно – нравственных качеств,
коммуникативных способностей, творческих, физического развития
детей необходимо единство процесса обучения и воспитания,
разнообразие форм и методов деятельности, наличие благоприятных
условий. Воспитание детей на основе народной культуры очень значимо
для подрастающего поколения и способствует возрождению духовных
ценностей.
Областная казахская
гимназия-интернат для одаренных детей им.
И.Алтынсарина
Программ факультатива
«Народный фольклор» - как воспитание у детей устойчивого интереса к
народному творчеству и возрождение духовных ценностей
.
Павлодар
Список
литературы:
-
«Народная песня как средство духовно –
нравственного воспитания» Дериглазова Елена Николаевна
-
Программа «Рухани жаңғыру» –
взгляд в будущее Сатбаев Университет