Материалдар / «Народный фольклор»-как воспитание у детей устойчивого интереса к народному творчеству и возрождение духовных ценностей
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

«Народный фольклор»-как воспитание у детей устойчивого интереса к народному творчеству и возрождение духовных ценностей

Материал туралы қысқаша түсінік
Программ факультатива «Народный фольклор»-как воспитание у детей устойчивого интереса к народному творчеству и возрождение духовных ценностей для учащихся 5-6 классов
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
27 Қырқүйек 2021
352
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождения и расцвета культурных традиций. Данное направление развития четко отображено в государственной программе «Рухани жаңғыру». Программа «Рухани жаңғыру», ориентированная на возрождение духовных ценностей казахстанцев с учетом всех современных рисков и вызовов глобализации, призвана повысить конкурентоспособность Казахстана в мире, сохранить национальную идентичность, популяризовать культ знания и открытость сознания граждан. Эти качества должны стать основными ориентирами современного казахстанца. Становление такого поколения – это, прежде всего, воспитание подростающего покаления на основе народной культуры. Одним из путей решения данной задачи - факультативные заняти по народному фольклору в школах.

Народный фольклор – это уникальная, самобытная культура наших предков – осознается современным обществом как значительный фактор духовности преемственных поколений, приобщение к жизненным национальным истокам. Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетеического воспитания, развития творческих способностей подростающего поколения. Вот именно в этом заключается актуальность данной темы. Внедрение элементов фольклора в процесс нравственного и эстетического воспитания, изучение традиций и обрядов своего народа является важнейшим звеном в процессе формирования у учащихся высокой художественной культуры.

Цель факультативных занятий заключается в обосновании значимости народного фольклора в жизни подростающего поколения и его влияние на творческие способности школьника.

Задачи:

  • развитие творческого начала у школьников средствами народного фольклора;

  • систематическое использование фольклорного материала в образовательном процессе и создание комфортных психолого – педагогических условий для становления гармонично – развитой подростающей личности;

  • привить любовь и уважение к наследию и традициям своего народа.


Программа расчитана на 1 год обучения и содержит в себе 6 разделов. Рекомендуемый возрост – 5 – 6 классы.


I раздел – «Народные праздники и игры» (12 часов)


  1. «Шилдехана», «Бесик той», «Кыркынан шыгару», «Сундет той» - праздники связанные с рождением ребенка (3ч).

  1. «Наурыз», «Ораза айт», «Курбан айт», «Кыз узату», «Келин тусиру» - нородные торжества (3ч).


  1. Игры «Алман байга», «Байга», «Жарга дарыс», «Сайыс», «Аудары спак», «Кокпар тарту», « Жамбы ату», «Кыз куу» - конные состизания. Почитание к лошоди и любовь к конным играм стали традицией, сохраившейся до наших дней (3ч).


  1. «Казакша курс», «Алтыбакан», «Ак суйек», «Асык», «Тогыз кумалак», охота ловчими птицами – развлекательные молодежные и детские игры.


II раздел – «Устное народное творчество»


  1. Ритуальные песни – «Жар-жар», «Сынсу», «Беташар», «Жоктау» (4ч).


  1. Жыршы, анши, акын, айтыс - яркие предстовители устногонародного творчества (4ч).


III раздел – «Традиционная музыка» (3ч)


  1. Народные песни – традиционно песенно – поэтическое наследие (1ч).


  1. Народные инструменты (1ч).


  1. Кюи – легенды – отражение рассказов и народных легенд (1ч).


IV раздел – «Письменное наследие» (5ч)


  1. Пиктография и картинно – синкретическое письмо (1ч).

  2. Абу Насыр Аль Фараби – выдающийся ученный – энциклопедист (1ч).

  3. Юсуф Баласугуни – «Основа благоденствия - знания» (1ч).

  4. Кадыргали Джалаир – «Сборник летописей» (1ч).

  5. Хайдар Дулати – «Тарихи Рашиди» (1ч).


V раздел – «Народные знания» (1ч)


  1. Народные календари и астрономия – народные знания казахов об окружающей природе и самом человеке6 проявляющегося в материальной и духовной жизни людей (1ч).


VI радел – «Изобразительное исскуство» (5ч)


  1. Хлудов Н.Г. – первый учитель многих отечественных художников (1ч).

  2. 20 – 40-е годы XX века – заложение основ профессиональной школы (1ч).

  3. 50 – е годы – казахстанский советский академизм (1ч).

  4. 60-е годы – «суровый стиль» (1ч).

  5. Творчество выдающихся казахстанских художников (1ч).

В качестве приемов для воспитания у детей устойчивого интереса к творчеству на занятиях может использоваться личный пример учителя, использование атрибутов, костюмов, театрализация, показ, игры, видео материал. Встречи с интересными людьми. В подобной деятельности дети учатся общаться6 приобщаются к народным традициям6 проявляют взаимовыручку, знакомятся с малым жанром народного творчества.

Область фольклора заключает в себе весь комплекс духовной сущности народной жизни, мировосприятия и эстетический идеал народа, его нравственные нормы, психологию и поэтому служит важной и необходимой базой в целях воспитания подрастающего поколения, освоение культурных ценностей.

Народный фольклор выступает как некая система взглядов и жизненных установок человека, выработанных на протяжении многих сотен лет.

Для развития духовно – нравственных качеств, коммуникативных способностей, творческих, физического развития детей необходимо единство процесса обучения и воспитания, разнообразие форм и методов деятельности, наличие благоприятных условий. Воспитание детей на основе народной культуры очень значимо для подрастающего поколения и способствует возрождению духовных ценностей.


































Областная казахская гимназия-интернат для одаренных детей им. И.Алтынсарина

















Программ факультатива «Народный фольклор» - как воспитание у детей устойчивого интереса к народному творчеству и возрождение духовных ценностей .

































Павлодар

Список литературы:

  1. «Народная песня как средство духовно – нравственного воспитания» Дериглазова Елена Николаевна

  2. Программа «Рухани жаңғыру» – взгляд в будущее Сатбаев Университет



Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!