Материалдар / Ойын сценарийін әзірлеу 5 сынып
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Ойын сценарийін әзірлеу 5 сынып

Материал туралы қысқаша түсінік
Ойын сценарийін әзірлеу 5 сынып
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
08 Маусым 2019
285
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Методические рекомендации
по суммативному оцениванию
Русский язык
(с русским языком обучения)
8 класс

ПРОЕКТ
Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании,
организации и проведении суммативного оценивания за раздел по предмету «Русский язык»
для обучающихся в 8 классах. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной
программы по предмету «Русский язык» (в рамках обновления содержания среднего
образования) для основной школы (5-9 классы) (с русским языком обучения) и учебного
плана. Суммативное оценивание за раздел в 8 классе проводится в 1-4 четвертях.
Задания для суммативного оценивания за раздел/сквозную тему позволят учителю
определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть.
Для проведения суммативного оценивания за раздел/сквозную тему в методических
рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами.
Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений, учащихся (рубрики).
Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Для проведения суммативного оценивания за четверть предлагается спецификация со
схемой выставления баллов. Спецификация стандартизирована и обязательна для
проведения суммативного оценивания за четверть.
Методические рекомендации предназначены для учителей основной школы,
администрации школ, методистов отделов образования, школьных и региональных
координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки,
фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на
официальных интернет-сайтах.

2

ПРОЕКТ

Содержание
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ............................. 4
Раздел «Семья: права и обязанности».............................................................................................. 4
Раздел «Развлечение и спорт» .......................................................................................................... 8
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ........................... 11
Раздел «Мир профессий» ................................................................................................................ 11
Раздел «Космос»............................................................................................................................... 14
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ........................... 17
Раздел «Разнообразие форм жизни» .............................................................................................. 17
Раздел «Вода в жизни человека» .................................................................................................... 17
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ........................... 23
Раздел «Музыка в современном обществе» .................................................................................. 23
Раздел «Научные открытия и технологии» ................................................................................... 26

3

ПРОЕКТ
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Раздел «Семья: права и обязанности»
Подраздел
Цель обучения

Критерий оценивания

Уровень мыслительных
навыков
Время выполнения

Слушание и говорение
Чтение
8.1.1.1 Понимать содержание текста, определяя
открытую и скрытую (подтекст) информацию, цель
высказывания
8.2.1.1 Понимать основную информацию сплошных и
несплошных текстов (в том числе особенности
письменной формы речи), извлекая открытую и
скрытую (подтекст) информацию
Обучающийся
• Определяет открытую и скрытую информацию в
прослушанном тексте
• Определяет цель высказывания
• Определяет целевую аудиторию
• Понимает основную информацию прочитанного
текста
Знание и понимание
Применение
20 минут

Задания
Прослушайте текст 2 раза и выполните задания.
Повышенный интерес к самому себе – необходимое условие развития личности. Детей
волнуют вопросы становления: какой у них характер, как научиться пониманию людей,
хорошие или плохие они друзья, смогут ли они преодолеть свои недостатки, такие,
например, как лень, раздражительность, неаккуратность, необязательность.
Подростки вдруг начинают обостренно видеть свои и чужие недостатки: критичность
помогает им лучше оценить свои собственные способности и личностные качества других
людей и в результате получить более полное представление о человеческой природе. Опыт,
который получают подростки благодаря самопознанию, закладывает основы самовоспитания
и определяет вектор личностного становления.
В этом же возрасте по-новому звучит и потребность в самоутверждении. И не только в среде
сверстников (что чаще проявляется с внешней стороны, например, через одежду, манеры
поведения, принадлежность к какой-то конкретной группе), но и в мире взрослых: подросток
хочет быть таким, чтобы с ним считались взрослые, иметь свои собственные идеалы и
образцы, право на выбор. Он теперь по-новому смотрит на окружающих его взрослых.
( источник http://psylist.net/pedagog/trud.htm )
1. Укажите примеры открытой информации, имеющейся в тексте.
2. Укажите примеры скрытой информации.
3. Определите цель данного текста.
4. Определите целевую аудиторию.
Изучите таблицу, комментарии к ней и выполните задания.

4

ПРОЕКТ

Таблица основана на данных о ежедневном графике представителей взрослого населения
и подростков США в ходе недавних исследований. Распределение времени различается в
зависимости от возраста, пола, социальной принадлежности и личных предпочтений. В
таблице указаны минимальные и максимальные значения по каждому пункту. Один процент
соответствует приблизительно одному часу в неделю. Большинство приведенных
показателей подобны данным, полученным в других развитых странах.
(Источник: https://lib.rus.ec/b/593123/read )
5. Выберите правильный вариант ответа.
Изучив данную информацию, мы сможем узнать:
А) как необходимо тратить время
В) как люди проводят 16 часов, свободных от сна
С) как различается разделение времени в зависимости от пола респондентов
D) как тратят время только жители США
6. На какие категории можно разделить повседневные занятия?
7. Приведите примеры открытой информации.
8. Приведите примеры скрытой информации.

5

ПРОЕКТ
Критерий оценивания


Дескриптор
задания Обучающийся
Определяет открытую и
приводит примеры открытой информации;
1
скрытую информацию в
приводит примеры скрытой информации;
2
прослушанном тексте
Определяет цель
определяет цель текста;
3
высказывания
определяет целевую
определяет целевую аудиторию;
4
аудиторию
понимает основную
выбирает вариант ответа, соответствующий
5
информацию
основной информации;
прочитанного текста
называет категории повседневных занятий;
6
извлекает открытую и
приводит примеры открытой информации;
7
скрытую информацию
приводит примеры скрытой информации.
8
Всего баллов

Балл
1
1
1
1
1
1
1
1
8

Некоторые ключи для учителя
Вопрос 5: В.
Вопрос 6: 3 категории (производительные виды деятельности, поддерживающие виды
деятельности, досуг).
Вопрос 8: некоторые примеры скрытой информации - в производительные виды труда
включена учеба, потому что она для подростков равносильна работе взрослых; все
работающие или учащиеся тратят часть рабочего времени на дела, не имеющие отношения к
работе; люди вынуждены тратить много времени на то, чтобы обслужить тело и все, что с
ним связано; пассивный досуг преобладает над активным (спортом, занятиям музыкой,
походами в кино и рестораны).

6

ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям
по итогам суммативного оценивания за раздел «Семья: права и обязанности»
Критерий оценивания

Уровни учебных достижений
низкий
средний
высокий
Определяет открытую и скрытую Слабо определяет
Испытывает
некоторые Точно определяет открытую
информацию в прослушанном в прослушанном тексте открытую затруднения
в
определении скрытую
информацию
тексте
и скрытую информацию
открытой и скрытой информации в прослушанном тексте
прослушанном тексте

и
в

Определяет цель высказывания

Затрудняется с определением цели Допускает некоторые ошибки в Четко
определяет
высказывания
определении цели высказывания
высказывания

Определяет целевую аудиторию

Затрудняется
с
определением Неточно
определяет
целевую Точно и полно определяет целевую
целевой аудитории прослушанного аудиторию прослушанного текста
аудиторию прослушанного текста
текста

Понимает основную информацию

Демонстрирует
недостаточное Демонстрирует
достаточное Демонстрирует
глубокое
понимание основной информации понимание основной информации понимание основной информации
прочитанного несплошного текста прочитанного несплошного текста прочитанного несплошного текста

Извлекает открытую и скрытую
Слабо различает открытую
информацию в прочитанном тексте скрытую
информацию
несплошном тексте

и Достаточно ясно различает
в открытую и скрытую информацию
в несплошном тексте

7

цель

Четко различает открытую
скрытую
информацию
несплошном тексте

и
в

ПРОЕКТ
Подраздел
Цель обучения

Критерий оценивания

Раздел «Развлечение и спорт»
Чтение
Соблюдение речевых норм
8.2.4.1 Определять смешанные типы текстов, различать
характерные черты, языковые и жанровые особенности
публицистического, разговорного, научного, официальноделового стилей (репортаж, фельетон, статья, интервью,
очерк, обзор, послание, характеристика, биография,
автобиография, аннотация, тезисы, реферат, доклад,
комментарии в блоге, чате, форуме и др.)
8.4.3.1 Использовать правильно обособленные члены
предложения
Обучающийся
• Определяет тип и особенности стиля текста
• Определяет жанр текста
• Использует обособленные члены предложения
Применение
Навыки высокого порядка
20 минут

Уровень мыслительных
навыков
Время выполнения
Задания
Прочитайте текст и выполните задания.
Мы ведем трансляцию матча по женскому хоккею с шайбой с Зимних Азиатских игр.
Четвертый, заключительный, матч отечественной сборной с дружиной из Китая решает
судьбу главной награды турнира. От его результатов зависит многое.
Напомним, что на этих Азиатских играх казахстанская сборная одержала победы во всех
проведенных матчах. Она обыграла сборную КНДР со счетом 3 : 0, сборную Южной
Кореи – 11 : 0, сборную Японии – 3 : 2.
Матч стартует, как и ожидалось, на очень высоких скоростях. Причем китаянки играют
довольно жестко, нередко идя встык, к тому же нередко ложась прямо под шайбу,
блокируя броски.
Но и наши девушки не уступают в отваге. Видно, что тренерская установка играть как
можно надежнее и строже исполняется со всем старанием. Все понимают, что на кону –
титул чемпионства.
И первый гол не заставляет себя долго ждать! Елена Штельмайстер, получив шайбу от
патнерши на приличном расстоянии от чужих ворот, приложилась по каучуковому диску
со всей душой. Яо Шине не сумела отразить дальний бросок, настолько удар был
хлестким. К тому же обзор китайской «ловухе» закрывали не только наши девушки, но и
партнерши по команде. 1 : 0.
После первого перерыва китаянки кинулись в атаку. Видимо, финский наставник
китайской сборной как следует объяснил, что нужно делать, но в завершении атак у
спортсменок из Поднебесной ничего не клеилось: Дарья Обыденнова парировала все
броски с удивительной легкостью. Атаки гостей захлебнулись, и нахрапом уже пошли
наши девушки. В концовке второго периода Зарина Тухтиева, получив шайбу от Вики
Сазоновой, не сбавляя скорости, прорывается к чужим воротам. Яо Ши проигрывает
дуэль, упав на лед. Зарина прошивает сеть ворот строго «в девять». 2 : 0! Трибуны рвут
глотки.
Женская сборная Казахстана по хоккею с шайбой одержала историческую победу! Наши
хоккеистки в третий раз подряд стали чемпионками, переиграв в решающем матче
сборную Китая.
(источник http://bibliofond.ru/view.aspx?id=670253)
1. Определите стиль текста.
2. Приведите доказательства стиля.
8

ПРОЕКТ
3.
4.
5.
6.
7.

Назовите языковые особенности текста.
Определите жанр текста.
Приведите 2 доказательства жанра.
Выпишите из текста 2 предложения с обособленными членами.
Используя полученную информацию, составьте предложение с обособленным
определением.

Критерий
оценивания
Определяет стиль
текста
Определяет жанр
текст
Использует
обособленные
члены
предложения


задания
1
2
3
4
5
6

7

Всего баллов

Дескриптор
Обучающийся
называет стиль текста;
приводит доказательства стиля;
называет языковые особенности текста;
называет жанр текста;
приводит 1-е доказательство жанра;
приводит 2-е доказательство жанра;
выписывает 1-е предложение с обособленными
членами;
выписывает 2-е предложение с обособленными
членами;
составляет предложение с обособленным
определением;
правильно расставляет знаки препинания в
составленном предложении.

Балл
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10

9

ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам
суммативного оценивания за раздел «Развлечения и спорт»
Критерий оценивания
Определяет стиль текста

Определяет жанр текста

Уровни учебных достижений
низкий
Затрудняется с определением
стиля,
не
может
привести
доказательства стиля и языковые
особенности текста

средний
Определяет
стиль
текста,
приводит доказательства стиля и
языковые особенности текста не в
полном объеме

высокий
Определяет
стиль
текста,
приводит
убедительные
доказательства стиля и языковые
особенности текста в полном
объеме

Затрудняется с определением Определяет жанр текста, приводит Определяет жанр текста, приводит
жанра текста, не может привести доказательства не в полном доказательства в полном объеме
убедительные
доказательства объеме
жанра

Использует обособленные члены Затрудняется в использовании
предложения
предложения с обособленными
членами,
допускает
частые
ошибки в расстановке знаков
препинания.

10

Использует
предложения
с
обособленными
членами,
допускает
1-2
ошибки
в
расстановке знаков препинания

Использует
предложения
с
обособленными
членами,
не
допускает ошибок в расстановке
знаков препинания

ПРОЕКТ
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Подраздел
Цель обучения

Критерий оценивания

Раздел «Мир профессий»

Слушание и говорение
Чтение
8.1.2.1 Определять основную мысль на основе
структурных элементов текста и целевой аудитории
8.2.5.1 Формулировать вопросы и собственные идеи на
основе прочитанного текста, различать факт и мнение
Обучающийся
• Определяет основную мысль на основе названия,
плана и целевой аудитории
• Формулирует вопросы
• Различает факт и мнение
Знание и понимание
Навыки высокого порядка
20 минут

Уровень мыслительных
навыков
Время выполнения
Задания
1. Определите основную мысль текста на основе названия, плана и целевой аудитории.
Аргументируйте свой ответ.
Кто такой биоинженер и чем он занимается?
План
I Биоинженерия: живые организмы можно проектировать.
II Биоинженеры совершают чудеса.
1. Белок интерферона спасает от гриппа.
2. Создали искусственный интерферон.
III В ГМО нет ничего страшного!
Целевая аудитория: возрастной диапазон широкий (от подростков 15 лет до пожилых
людей). Статья привлечет внимание подростков, стоящих перед выбором профессии, и
тех, кто заинтересован новыми профессиями, неравнодушен к научным открытиям в
области биологии.
Прочитайте текст и выполните задания.
Биологическая инженерия (сокращенно – биоинженерия) – термин парадоксальный,
противоречивый. Инженер – это тот, кто проектирует автомобили, станки, самолеты,
приборы, а биолог имеет дело с чем-то живым. Как же совместить эти понятия?
Веками люди имели дело с растениями, животными, грибами и другими живыми
организмами в том виде, в каком их создала природа. Максимум, что мог позволить себе
человек – это вывести породу с заданными признаками путем скрещивания и
естественного отбора, но это во многом оставалось лотереей, и даже если лотерея
оказывалась выигрышной, времени на это уходило немало. Но вот в XX веке развитие
биологических наук достигло такого уровня, что оказалось – живые организмы тоже
можно проектировать и конструировать! Как это делается, для чего это нужно?
Заболев гриппом, мы с вами можем без проблем купить в аптеке противовирусный
препарат, а ведь каких-нибудь 50 лет назад все, что мог врач прописать такому больному –
это общеукрепляющие средства и жаропонижающее, лекарств от гриппа и других
вирусных болезней не было, вирусы ведь нельзя травить антибиотиками, как бактерии.
Организм борется с ними сам, производя особый белок – интерферон, который мешает
вирусам проникать в клетки, и именно на этом веществе основаны все противовирусные
препараты. Одна беда: человеку поможет только человеческий интерферон, а чтобы
получить одну лечебную дозу, нужно два литра крови.
Обеспечить всех больных не получится, даже если все до единого жители Земли станут
донорами (а это невозможно хотя бы потому, что у многих людей есть противопоказания
к этому). По этой причине интерферон поначалу был очень дорогим лекарством –
11

ПРОЕКТ
например, в США курс лечения стоил 30 000 долларов, а мы сейчас покупаем
противовирусные препараты по вполне доступным ценам… кто же совершил такое чудо?
Биоинженеры! За синтез интерферона – как и любого белка – отвечает определенный ген.
Используя одни ферменты как «ножницы», другие как «клей», а вирус-бактериофаг – как
«буксир», ученые встроили этот человеческий ген в геном кишечной палочки – и бактерии
начали производить человеческий интерферон, передавая эту способность потомству.
Подобным образом была решена проблема производства инсулина для людей,
страдающих сахарным диабетом – ведь инсулин, полученный из поджелудочных желез
свиней, у многих больных вызывал побочные эффекты.
Это лишь один пример достижений биоинженерии, точнее, одной из ее отраслей – генной
инженерии, которой так боятся наши современники. Каких только сюжетов не
демонстрируют некоторые безответственные телеканалы – вплоть до людей, которые ели
какие-то продукты с генами кактуса, и у них на коже выросли колючки, как у этого
растения… разумный человек задался бы вопросом: столько лет мы едим картофель со
всеми его генами – однако картофельной кожурой до сих пор никто не оброс, за что же
генам кактуса такая честь? Впрочем, разумные люди такие телеканалы и не смотрят. В
действительности, ничего особенно страшного в генетически модифицированных
продуктах нет, правда, могут быть некоторые особенности. Возьмем, к примеру,
картофель с генами камбалы – он «не по вкусу» колорадскому жуку, для человека же
ничем не отличается от обычной картошки, но людям, страдающим аллергией на рыбу,
его действительно лучше не есть. Поэтому правы те, кто требует указывать на упаковке
генномодифицированных продуктов соответствующую информацию, но бояться их не
стоит, речь идет лишь об индивидуальных различиях. А сюжеты о страшных мутантах,
убегающих из лабораторий генных инженеров, оставим авторам фильмов ужасов.
источник http://www.topauthor.ru/kto_takoy_bioingener_i_chem_on_zanimaetsya_9a33.html
2. Сформулируйте 2 вопроса высокого порядка по тексту.
3. Приведите по 1 примеру факта и мнения из прочитанного текста.
Критерий
оценивания
Определяет
основную мысль на
основе названия,
плана и целевой
аудитории

Формулирует
вопросы
Различает факт и
мнение
Всего баллов


Дескриптор
задания Обучающийся
определяет основную мысль текста, опираясь на
1
план и целевую аудиторию;
приводит 1-е доказательство правильности
определения основной мысли;
приводит 2-е доказательство правильности
определения основной мысли;
приводит 3-е доказательство правильности
определения основной мысли;
соблюдает речевые нормы;
формулирует 1-й вопрос высокого порядка по
2
тексту;
формулирует 2-й вопрос высокого порядка по
тексту;
приводит пример факта и мнения из текста.
3

Балл
1
1
1
1
1
1
1
1
8

12

ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам
суммативного оценивания за раздел «Мир профессий»
Критерий оценивания

низкий
Определяет основную мысль Испытывает
затруднения
в
на основе плана и целевой определении основной мысли
аудитории
текста на основе данного плана,
приводит слабые доказательства
своего мнения, допускает речевые
ошибки

Уровни учебных достижений
средний
Определяет
основную
мысль
текста на основе данного плана,
затрудняется с представлением
доказательств
своего
мнения,
допускает 1-2 речевые ошибки

высокий
Определяет
основную
мысль
текста на основе данного плана,
представляет
четкие
доказательства своего мнения,
демонстрирует грамотную речь

Формулирует вопросы

Затрудняется в формулировании Испытывает
некоторые Формулирует вопросы высокого
вопросов высокого порядка
затруднения в формулировании порядка
в
соответствии
с
вопросов высокого порядка
требованиями

Различает факт и мнение

Слабо различает факт и мнение в В достаточной степени различает Различает факт и мнение в тексте
тексте
факт и мнение в тексте

13

ПРОЕКТ
Раздел «Космос»
Подраздел
Цель обучения

Письмо
8.3.3.1 Представлять информацию сплошных текстов в
виде рисунков, схем, таблиц, диаграмм и др. и наоборот;
8.4.2.1 Использовать профессиональные слова, термины,
неологизмы, инверсию, градацию

Критерий оценивания

Обучающийся
• Представляет информацию в виде сплошного и
несплошного текста
• Использует профессиональные слова и термины
Навыки высокого порядка


Уровень мыслительных
навыков
20 минут
Время выполнения
Задания
1. Прочитайте текст. Выбирая необходимую информацию, представьте ее в виде
несплошного текста (схемы/ таблицы). Используйте не менее 5 профессиональных
слов и терминов.
Нужен ли вообще полет человека на Марс? Казалось бы, все ясно: полет человека на Марс
стоит дорого. Каких-то заметных благ для землян он не сулит. А на самой Земле есть
много проблем, на решение которых требуются средства. Обеспечение земного населения
пищей представляется более приоритетной задачей, чем полет человека на Марс.
Наряду со всеми имеющимися различиями Марса и Земли (и разность силы тяжести, и
температура поверхности неосвоенной планеты, и низкое атмосферное давление), Красная
планета таит на пути в своем направлении целый букет опасностей. Здесь следует
отметить высокий уровень космической радиации, сезонные колебания температуры, ее
ощутимую разность за одни сутки. При полете и нахождении на Марсе никак не
разрешенным останется вопрос метеоритных дождей. Также человека подстерегает на
пути к красной обители перхлоративная и гипсовая пыль, в буквальном смысле
уничтожающая и заражающая все живое.
Современная наука и инженерия практически способны отправить ракету в Космос в
направлении Марса, но приземлить ее на планете с низким атмосферным давлением будет
чрезвычайно сложно. Для этого потребуется соблюсти такие пункты, как остановка
двигателей до того, как летательный объект войдет в атмосферу Марса, воспроизвести
торможение об атмосферу, а также начать его с помощью двигателей, находясь
непосредственно в атмосфере, и в довершение ко всему приземлиться на специальные
подушки.
Технические сложности - это лишь одна сторона медали. Полететь и приземлиться на
Марсе хоть и трудно, и дорого, но выглядит достижимой задачей. Однако выжить на
планете без кислорода и растений человеку с Земли будет крайне проблематично.
Тем не менее, если рассматривать колонизацию Космоса как неизбежную необходимость
для человечества, то лучше Марса нам ничего не найти. Полет до Красной планеты, по
расчетам ученых, должен занять не более девяти месяцев, а жизнь на Марсе потребует
меньших энергетических расходов, если сравнивать освоение планеты с другими
допустимо возможными.
Среди плюсов Марса относительно освоения его человеком выступают и его некоторые
сходства с нашей планетой. Например, у Марса, так же как у Земли, есть атмосфера,
правда, весьма разряженная, за счет чего человек сможет без специального костюма
прожить в ней не больше одной минуты, однако она все-таки защищает кое-как от
радиации, и может быть использована для торможения летательных аппаратов. Из
14

ПРОЕКТ
обнаруженных достоинств Марса явным плюсом стало подтверждение наличия воды на
планете. Правда, в замороженном виде, но сама по себе вода – это уже возможность
поддержания жизни, а не этого ли мы хотим?
Более того, пока что теоретически говорится о том, что на красной планете прямо в грунте
возможно выращивание растений. Исследования показали, что марсианский грунт по
химическому составу и соотношению ряда иных характеристик довольно-таки близок к
земному. Плюсов Марсу добавляет и в целом химический состав его поверхности –
обилие минералов, полезных ископаемых, которые позволят еще долго и счастливо
существовать землянам, если только мы научимся их добывать на Марсе и доставлять на
свою планету. Исследования Марса помогут в значительной степени прогнозировать
развитие Земли, продвинуться в понимании проблемы происхождения жизни и многом
другом.
Источники: https://www.nkj.ru/archive/articles/11014/ (Наука и жизнь, ПОЛЕТ ЧЕЛОВЕКА
НА МАРС)
http://droplak.ru/?p=1262
(Нужно ли колонизировать Марс: за и против)

Критерий
оценивания
Представляет
информацию в виде
сплошного и
несплошного текста
Использует
профессиональные
слова и термины

Всего баллов


задания

1

Дескриптор

Обучающийся
выбирает нужную информацию из текста;
представляет информацию в виде
схемы/таблицы;
использует 1-е профессиональное слово или
термин в сплошном и несплошном текстах;
использует 1-е профессиональное слово или
термин в сплошном и несплошном текстах;
использует 1-е профессиональное слово или
термин в сплошном и несплошном текстах;
использует 1-е профессиональное слово или
термин в сплошном и несплошном текстах;
использует 1-е профессиональное слово или
термин в сплошном и несплошном текстах;

Балл
1
1
1
1
1
1
1
7

15

ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам
суммативного оценивания за раздел «Космос»
Критерий оценивания

Уровни учебных достижений
низкий
в Демонстрирует слабый уровень
извлечения
необходимой
информации
из
сплошного
текста.
Затрудняется
представлять
ее
в
виде
несплошного схемы, рисунка,
таблицы и др., отражающих
основные понятия исходного
текста.

средний
В достаточной степени выбирает
основную
информацию из
сплошного
текста
для
преобразования ее в несплошной
текст, представляет информацию
в виде схемы, рисунка, таблицы и
др.,
отражающих
основные
понятия исходного текста.

высокий
Полностью выбирает основную
информацию
из
сплошного
текста для преобразования ее в
несплошной текст, представляет
информацию в виде схемы,
рисунка,
таблицы
и
др.,
отражающих основные понятия
исходного текста.

Использует профессиональные При составлении несплошного При составлении несплошного
слова и термины.
текста
не
использует текста
использует
профессиональные
слова
и профессиональные
слова
и
термины.
термины
в
недостаточном
количестве.

При составлении несплошного
текста
использует
профессиональные
слова
и
термины
в
достаточном
количестве.

Представляет информацию
виде несплошного текста.

16

ПРОЕКТ
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ

Подраздел
Цель обучения

Критерий оценивания

Раздел «Разнообразие форм жизни»
Раздел «Вода в жизни человека»
Слушание и говорение
Чтение
8.1.5.1 Участвовать в дискуссии по предложенной
проблеме, аргументируя собственные
утверждения, убеждая оппонента в правильности
своей позиции, делать выводы
8.2.7.1 Извлекать и синтезировать информацию из
различных источников, определяя ее актуальность,
противоречивость, достоверность, целевую аудиторию
• Обучающийся
• Участвует в дискуссии по предложенной проблеме
• Извлекает информацию из текста
Навыки высокого порядка

Уровень мыслительных
навыков
Время выполнения
Задания
1. Опираясь на предложенные несплошные тексты, определите проблему дискуссии.
2. Примите участие в дискуссии, аргументируя собственные утверждения.
Используйте предложенный материал.
3. Сделайте вывод, убеждая оппонента в правильности своей позиции.

источник http://plusiminusi.ru/vliyanie-cheloveka-na-biosferu-plyusy-i-minusy/
4. Прочитайте текст и выполните задания.
Всемирный день воды. Зачем и почему нужно экономить воду?
22 марта во многих странах отмечают Всемирный день водных ресурсов, он же Международный день.
Идея проведения Международного дня воды впервые прозвучала на Конференции ООН по
охране окружающей среды и развитию (ЮНСЕД), которая состоялась в 1992 году в Рио-деЖанейро. Отмечать этот день начали в 1993 году.
Международный день воды – отличный повод напомнить о том, насколько вода важна для
жизни. Без воды не смогут существовать ни человек, ни животные, ни растения. Тело
взрослого человека на 65% состоит из воды. Некоторые растения состоят из воды на 90%, а
животное, лишенное влаги, погибает в течение 4-8 суток.
17

ПРОЕКТ
Однако, используя воду каждый день, человек не задумывается о том, как она пришла в его
дом, сколько на планете осталось пресной воды и хватает ли воды на всех.
К середине XXI века проблема нехватки пресной воды может стать одной из важнейших. На
сегодняшний день от нехватки воды сегодня страдают около 700 миллионов человек – это
жители 43 стран мира. Ученые подсчитали, что к 2025 году эта цифра возрастет до 3
миллиардов и более. Запасы воды продолжают истощаться быстрыми темпами.
По данным экспертов, человеку ежедневно необходимо не менее 20 литров воды: на питье,
приготовление еды и для личной гигиены. Но из-за неравномерного распределения этого
жизненно важного ресурса многим жителям Восточной Африки приходится обходиться
лишь 5 литрами в день, а некоторым – всего 1 литром.
В Европе уже давно формируются традиции экономии воды, которые успешно применяются
в аграрной, промышленной и бытовой сферах.
Особое место в использовании водных ресурсов занимает водопотребление для нужд
населения. Вопрос экономии воды во многих странах решается на государственном уровне,
хотя внести свой вклад в решение проблемы водных ресурсов под силу любому человеку.
Так, даже временная остановка потока проточной воды при чистке зубов, бритье, при
разморозке продуктов и чистке овощей может привести к экономии десятков тысяч литров в
год на душу населения.
(источник http://www.aif.ru/society/science/32014)

4.1 Что сказано в тексте о прогнозах относительно водных ресурсов?
4.2 Приведите из текста 3 доказательства необходимости напоминать людям о
важности воды в жизни человека.
4.3 Прочитайте комментарий к тексту. Какие новые – по отношению к тексту сведения в нем содержатся?
«Своевременно накануне Всемирного дня воды напомнить всем о том, как важно бережно
относиться к использованию воды. Даже экономия в быту позволит сохранить тысячи литров
воды. Но наибольшую экономию воды могут обеспечить промышленные предприятия.
Некоторые российские компании успешно перенимают европейский опыт и обеспечивают
максимальную экономию воды при производстве той или иной продукции».
4.4 Дайте свой заголовок тексту, отражающий основную мысль.
Критерий

оценивания
задания
Участвует
в 1
дискуссии
по
2
предложенной
проблеме
3
Извлекает
4.1
информацию
из 4.2
текста

4.3
4.4
Всего баллов

Дескриптор
Обучающийся
определяет проблему дискуссии;
участвует в дискуссии по предложенной проблеме,
аргументируя собственные утверждения;
делает выводы;
называет прогнозы относительно водных ресурсов;
приводит
из
текста
1-е
доказательство
необходимости напоминания о важности воды;
приводит
из
текста
2-е
доказательство
необходимости напоминания о важности воды;
приводит
из
текста
3-е
доказательство
необходимости напоминания о важности воды;
указывает
новые
сведения,
имеющиеся
в
комментарии;
дает свой заголовок тексту, соответствующий
основной мысли текста.

Балл
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9

18

ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Разнообразие форм жизни»
Критерий оценивания
Оценивает
материал

низкий
прослушанный Затрудняется с определением цели
текста и целевой аудитории, не
может
указать
приемы
привлечения внимания, не делает
вывод по соответствию текста
целевой аудитории, демонстрирует
слабый лексический запас

Извлекает информацию из текста

Затрудняется
с
выбором
предложений,
соответствующих
содержанию
текста,
не
обосновывает
выбор
важных
данных, с трудом находит в тексте
доказательства по теме, не умеет
сравнить 2 текста с целью поиска
новых сведений, дает заголовок
тексту, не отражающий основную
мысль

19

Уровни учебных достижений
средний
Определяет цель текста и целевую
аудиторию, частично называет
приемы
для
привлечения
внимания, делает вывод по
соответствию текста и аудитории,
приводит
доказательства,
допускает нечастые нарушения
речевых норм,
демонстрирует
достаточный лексический запас

Обосновывает
выбор
важных
данных, частично находит в тексте
доказательства по теме, не в
полном объеме при сравнении
текстов находит новые сведения,
дает заголовок тексту, неточно
отражающий основную мысль

высокий
Определяет цель текста и целевую
аудиторию, в полном объеме
называет приемы для привлечения
внимания, делает вывод по
соответствию текста и аудитории,
приводит
убедительные
доказательства,
не
допускает
нарушения
речевых
норм,
демонстрирует
богатый
лексический запас

Обосновывает
выбор
важных
данных,
находит в тексте
доказательства по теме, при
сравнении текстов находит все
новые сведения, дает заголовок
тексту,
точно
отражающий
основную мысл
Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!