Тема: О. Сулейменов «Одна война окончилась другой…»Цели: 1.обучающие: дать сведения учащимся об авторе, о его произведениях, раскрыть тему и идею поэтического текста;2.развивающие: расширить знания учащихся по истории; развитие диалогической речи учащихся;3.воспитательные: дать уроки нравственности, воспитывать чувство патриотизма;Оборудование: запись песен «Священная война», «День Победы», портрет О.Сулейменова , сборники стихов, интерактивная доска, слайды.Методические приемы: лекция с элементами беседы, выразительное чтение, анализ стихотворения, постановка вопросов, комментарий учителя, диалог.Применяемая технология: интерактивное обучение, таксономия Б.Блума.Межпредметная связь: история.Тип урока: урок-диалог.Эпиграф урока: Прошла война, прошла страда Но боль взывает к людям: Давайте, люди, никогда Об этом не забудем. А.Т.Твардовский
Ход урока:
1.Организационный момент. Класс разделен на 3 группы. Описание метода деления на группы: на столе лежат перевернутые карточки, на которых написаны цифры 1,2, 3. Каждый ученик соответственно выбирает одну карточку. Звучит песня «Вставай, страна огромная». Стратегия «Мост»2. Слово учителя: Начнем наш урок. Продолжим изучение произведений по разделу «Казахстанцы в годы Великой Отечественной войны». Вы уже знакомы с подвигами 28-панфиловцев, подвигом казахского народа в тылу, о вкладе казахстанцев в Великую победу. Знакомились с отрывками произведении А. Бека, К.Кайсенова, Б.Момышулы. И сегодня мы продолжим эту тему.3. Проверка домашнего задания. Ученики задают вопросы друг другу по творчеству К.Кайсенова (страница 214 учебника)4. Индивидуальное задание. Ученик данного класса (Есибай Акарыс) рассказывает о жизни и творчестве Олжаса Омаровича Сулейменова 5. Выразительное чтение стихотворения О. Сулейменова «Одна война окончилась другой…» учителем. 6. Анализ стихотворения учащимися. Запись в тетради выделенных слов. Словарная работа:Угрюмый-түнерген, қабағы ашылмайтынПолустанок-шағын теміржол бекеті Зной - аптап ыстықБесхлебье –жұт,аштықОстовы - танк қаңқаларыВорье –ұры-қарыПорыжелых –сарғайып кеткенМоросящие –сіркірегенГлазел-таңдана қарадыБешмет – сырылып тігілген сырт киімВонзил – қадады7. Каждая группа получает задание: прочитать самостоятельно отрывок из стихотворения и рассказать о том, что они поняли из прочитанного. Вопросы по тексту стихотворения (страница 217 учебника)1-ая группа: читает отрывок от слов «Мой дядя, брат отца, ушел на фронт» до слов «Дед хмуро кашлял и плевал под ноги…».2-ая группа: читает отрывок от слов «Все реже в домик приходили письма» до слов «Дед не разрешал сынам своим лежать в чужой земле».3-я группа: читает отрывок от слов «Я помню полустанок, зной, бесхлебье» до слов «И злая, как соседка, я запомнил». 8. Беседа по содержанию стихотворения. Примерный план анализа:1- ая группа - Дядя ушёл на фронт. Однажды пришло письмо.2-ая группа - Решение деда. Картины войны в дороге.3-я группа - Дядина могила. Дед вонзил лопату в глиняный бугор. Вопросы к группам:- От чьего имени ведется рассказ в стихотворении? - Сколько героев в стихотворении?- Кто «ушел на фронт»? «Ушел ли он добровольно?»- С каким наказом мальчик провожал дядю на фронт?- Какие чувства испытывал дед, провожая сына на фронт?- Какое письмо пришло однажды с фронта? Что в нем говорилось?- Почему мальчик был «счастлив?» Как встретил это известие дед?- С какой целью старик «проехал полстраны» с внуком?- Какие картины войны предстали перед ними в дороге?- Где находилась могила воинов? Что больше всего запомнилось мальчику? - Какой была земля на могиле?11) Почему дед не стал копать могилу сына? 9. Работа по теории литературы. - Какие «ключевые» слова есть в тексте? (помню,запомнил).- Найдите слова-тюркизмы в тексте. (арык,бешмет,насвай).- Какова тема стихотворения? (тема войны).- Какова идея стихотворения? (Идея: чтобы больше никогда не повторились эти войны, у всех детей было счастливое детство, только благодаря сплочённости и единству, братству народов мы победили врага) - Как в этом стихотворении проявляется национальное мироощущение поэта?- Найдите тропы в тексте. (Оксюморон – хорошей смертью. Сравнение – злая, как соседка. Эпитеты – дубов заплесневелых, серых ливней, моросящие дожди, пустые вокзалы , застенчивый, угрюмый старик, разбитая земля. Повторы - я помню, я запомнил).10. Тема , идея стихотворения. Слово учителя: До Великой Отечественной войны была «война с народом», организованная И.Сталиным. Как отмечал Олжас Сулейменов в своем интервью в газете «Панорама»(2001,16.11)«На Казахстан ни одна немецкая бомба не упала, а мы потеряли столько же, сколько англичане и американцы, вместе взятые. Благодаря полководческому гению вождя, уничтожившему перед войной весь генеральский и офицерский корпус Красной Армии. Боялся военного переворота. Национальные части в 36-м году были расформированы. Казахский кавалерийский полк, где служил мой отец, потерял всех сержантов и офицеров не на войне. В конце 36-го, кого посадили, кого расстреляли. Так готовили тридцать седьмой в республиках... Сталин уничтожал всех, кто мог угрожать его самовластию»...Таковы жизненные основы стихотворения О.Сулейменова «Одна война окончилась другой». Оно имеет автобиографический характер.Будучи казахом, поэтически восстанавливающим богатую и трудную историю своего народа, Сулейменов всякий раз напоминает нам о том, что мир неделим на черных и белых людей, на русских и казахов, если людей объединяет одно дело, высокие идеалы добра и гуманизма. В стихотворении «Одна война закончилась другой» он рассказывает о распространенной во многих странах, и в Казахстане тоже, традиции хоронить погибших героев обязательно в родной земле. Во время войны смертью храбрых пал дядя Олжаса, брат его отца. Дед решил отыскать могилу сына и привезти его прах на родину, потому что «не разрешал сынам своим лежать в чужой земле» И вот, проехав полстраны с голодным внуком, он нашел то, что искал. «Дед помолился, пожевал, напевая, А я глазел на глиняную землю, Она была, земля, почти такою, как наша, только русской землею. Дед уже, было, взялся за лопату, но одна из женщин, жителей деревни, наблюдавших за ним, сказала: «Разве можно... Здесь восемнадцать человек лежат». И дед ее послушал: «он осторожно вытащил лопату, рукой погладил рану в черной глине», а потом, «плача, пел арабскую молитву». Горе старика понятно, и мы сочувствуем ему от всего сердца, но он в своем великодушии поднимается над горем своим, личным, потому что есть вещи более святые и значительные, чем национальные традиции, — военное братство мертвых.11.Составление кластера к слову «война»: Голод, холод, лишенияВОЙНА Разлука, потери Испытания, боль, смерть 12.Подведение итогов. Домашнее задание: страницы 215 -217; выразительное чтение стихотворения. Самооценка учащихся. Звучит песня «День Победы».