Материалдар / Открытый урок О.Сулейменов "Одна война окончилась другой"
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Открытый урок О.Сулейменов "Одна война окончилась другой"

Материал туралы қысқаша түсінік
Данный урок посвящен творчеству известного казахского поэта О.О.Сулейменова. В стихотворении «Одна война закончилась другой» он рас¬сказывает о распространенной во многих странах, и в Казахстане тоже, традиции хоронить погибших героев обязательно в родной земле. Во время войны смертью храбрых пал дядя Олжаса, брат его отца. Дед решил отыскать могилу сына и привезти его прах на родину, потому что «не разрешал сынам своим лежать в чужой земле»
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
09 Сәуір 2018
16672
2 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Тема: О. Сулейменов «Одна война окончилась другой…»Цели: 1.обучающие: дать сведения учащимся об авторе, о его произведениях, раскрыть тему и идею поэтического текста;2.развивающие: расширить знания учащихся по истории; развитие диалогической речи учащихся;3.воспитательные: дать уроки нравственности, воспитывать чувство патриотизма;Оборудование: запись песен «Священная война», «День Победы», портрет О.Сулейменова , сборники стихов, интерактивная доска, слайды.Методические приемы: лекция с элементами беседы, выразительное чтение, анализ стихотворения, постановка вопросов, комментарий учителя, диалог.Применяемая технология: интерактивное обучение, таксономия Б.Блума.Межпредметная связь: история.Тип урока: урок-диалог.Эпиграф урока:  Прошла война, прошла страда Но боль взывает к людям: Давайте, люди, никогда Об этом не забудем.             А.Т.Твардовский



Ход урока:

1.Организационный момент. Класс разделен на 3 группы. Описание метода деления на группы: на столе лежат перевернутые карточки, на которых написаны цифры 1,2, 3. Каждый ученик соответственно выбирает одну карточку. Звучит песня «Вставай, страна огромная». Стратегия «Мост»2. Слово учителя: Начнем наш урок. Продолжим изучение произведений по разделу «Казахстанцы в годы Великой Отечественной войны». Вы уже знакомы с подвигами 28-панфиловцев, подвигом казахского народа в тылу, о вкладе казахстанцев в Великую победу. Знакомились с отрывками произведении А. Бека, К.Кайсенова, Б.Момышулы. И сегодня мы продолжим эту тему.3. Проверка домашнего задания. Ученики задают вопросы друг другу по творчеству К.Кайсенова (страница 214 учебника)4. Индивидуальное задание. Ученик данного класса (Есибай Акарыс) рассказывает о жизни и творчестве Олжаса Омаровича Сулейменова 5. Выразительное чтение стихотворения О. Сулейменова «Одна война окончилась другой…» учителем. 6. Анализ стихотворения учащимися. Запись в тетради выделенных слов. Словарная работа:Угрюмый-түнерген, қабағы ашылмайтынПолустанок-шағын теміржол бекеті Зной - аптап ыстықБесхлебье –жұт,аштықОстовы - танк қаңқаларыВорье –ұры-қарыПорыжелых –сарғайып кеткенМоросящие сіркірегенГлазел-таңдана қарадыБешмет – сырылып тігілген сырт киімВонзил – қадады7. Каждая группа получает задание: прочитать самостоятельно отрывок из стихотворения и рассказать о том, что они поняли из прочитанного. Вопросы по тексту стихотворения (страница 217 учебника)1-ая группа: читает отрывок от слов «Мой дядя, брат отца, ушел на фронт» до слов «Дед хмуро кашлял и плевал под ноги…».2-ая группа: читает отрывок от слов «Все реже в домик приходили письма» до слов «Дед не разрешал сынам своим лежать в чужой земле».3-я группа: читает отрывок от слов «Я помню полустанок, зной, бесхлебье» до слов «И злая, как соседка, я запомнил». 8. Беседа по содержанию стихотворения. Примерный план анализа:1- ая группа - Дядя ушёл на фронт. Однажды пришло письмо.2-ая группа - Решение деда. Картины войны в дороге.3-я группа - Дядина могила. Дед вонзил лопату в глиняный бугор. Вопросы к группам:- От чьего имени ведется рассказ в стихотворении? - Сколько героев в стихотворении?- Кто «ушел на фронт»? «Ушел ли он добровольно?»- С каким наказом мальчик провожал дядю на фронт?- Какие чувства испытывал дед, провожая сына на фронт?- Какое письмо пришло однажды с фронта? Что в нем говорилось?- Почему мальчик был «счастлив?» Как встретил это известие дед?- С какой целью старик «проехал полстраны» с внуком?- Какие картины войны предстали перед ними в дороге?- Где находилась могила воинов? Что больше всего запомнилось мальчику? - Какой была земля на могиле?11) Почему дед не стал копать могилу сына? 9. Работа по теории литературы. - Какие «ключевые» слова есть в тексте? (помнюапомнил).- Найдите слова-тюркизмы в тексте. (арыкешмет,насвай).- Какова тема стихотворения? (тема войны).- Какова идея стихотворения? (Идея: чтобы больше никогда не повторились эти войны, у всех детей было счастливое детство, только благодаря сплочённости и единству, братству народов мы победили врага) - Как в этом стихотворении проявляется национальное мироощущение поэта?- Найдите тропы в тексте. (Оксюморонхорошей смертью. Сравнение – злая, как соседка. Эпитеты – дубов заплесневелых, серых ливней, моросящие дожди, пустые вокзалы , застенчивый, угрюмый старик, разбитая земля. Повторы - я помню, я запомнил).10. Тема , идея стихотворения. Слово учителя: До Великой Отечественной войны была «война с народом», организованная И.Сталиным. Как отмечал Олжас Сулейменов в своем интервью в газете «Панорама»(2001,16.11)«На Казахстан ни одна немецкая бомба не упала, а мы потеряли столько же, сколько англичане и американцы, вместе взятые. Благодаря полководческому гению вождя, уничтожившему перед войной весь генеральский и офицерский корпус Красной Армии. Боялся военного переворота. Национальные части в 36-м году были расформированы. Казахский кавалерийский полк, где служил мой отец, потерял всех сержантов и офицеров не на войне. В конце 36-го, кого посадили, кого расстреляли. Так готовили тридцать седьмой в республиках... Сталин уничтожал всех, кто мог угрожать его самовластию»...Таковы жизненные основы стихотворения О.Сулейменова «Одна война окончилась другой». Оно имеет автобиографический характер.Будучи казахом, поэтически восстанавливающим богатую и трудную историю своего народа, Сулейменов всякий раз напоминает нам о том, что мир неделим на черных и белых людей, на русских и казахов, если людей объединяет одно дело, высокие идеалы добра и гуманизма. В стихотворении «Одна война закончилась другой» он рассказывает о распространенной во многих странах, и в Казахстане тоже, традиции хоронить погибших героев обязательно в родной земле. Во время войны смертью храбрых пал дядя Олжаса, брат его отца. Дед решил отыскать могилу сына и привезти его прах на родину, потому что «не разрешал сынам своим лежать в чужой земле» И вот, проехав полстраны с голодным внуком, он нашел то, что искал. «Дед помолился, пожевал, напевая, А я глазел на глиняную землю, Она была, земля, почти такою, как наша, только русской землею. Дед уже, было, взялся за лопату, но одна из женщин, жителей деревни, наблюдавших за ним, сказала: «Разве можно... Здесь восемнадцать человек лежат». И дед ее послушал: «он осторожно вытащил лопату, рукой погладил рану в черной глине», а потом, «плача, пел арабскую молитву». Горе старика понятно, и мы сочувствуем ему от всего сердца, но он в своем великодушии поднимается над горем своим, личным, потому что есть вещи более святые и значительные, чем национальные традиции, — военное братство мертвых.11.Составление кластера к слову «война»: Голод, холод, лишенияВОЙНА Разлука, потери Испытания, боль, смерть 12.Подведение итогов. Домашнее задание: страницы 215 -217; выразительное чтение стихотворения. Самооценка учащихся. Звучит песня «День Победы».

Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!