Материалдар / Открытый урок по русской литературе в 6 классе. Тема: "Эпос с человечкиной душою" по произведению Н.С.Лескова "Левша"
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Открытый урок по русской литературе в 6 классе. Тема: "Эпос с человечкиной душою" по произведению Н.С.Лескова "Левша"

Материал туралы қысқаша түсінік
научить учащихся дать характеристику героя на основе его поступков и поведения; воспитать патриотизм, преданность своему делу, своей родине, трудолюбие и чувство собственного достоинства
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
17 Маусым 2018
521
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Урок по литературе в 6 классе.Тема: «Эпос с человечкиной душою» по произведению Н.С.Лескова «Левша»Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыковВид урока: урок-диалогЦели:Образовательная:- показать мастерство в построении и развитии сюжета;- провести наблюдения за языком произведения;- способствовать эмоциональному восприятию сказа.Развивающая:- научить учащихся давать характеристику героя на основе его поступков и поведения;- формировать навыки выразительного чтения, развивать речь;- обогащать словарный запас учащихся;- ознакомить учащихся с теоретическими понятиями как сказовая форма повествования, сатира, ирония.Воспитательная:Воспитать патриотизм, преданность своему делу, своей Родине, трудолюбие, чувство собственного достоинства.Оборудование урока: портрет Н.С.Лескова, иллюстрированный материал по произведению «Левша»Эпиграф: «Лесков – писатель будущего, и его жизнь в литературе глубоко поучительна». Л.Н.Толстой«Он прекрасно чувствовал то неуловимое, что называется душой народа». А.М.ГорькийХод урока:
  • Организационный момент
  • Вступительные слова учителя.
В наше сложное время, когда особенно ощутим дефицит духовности, мы вновь обращаемся к классике 19 века, выявляя непреходящее ее значение для восполнения безвозвратно ушедших от нас ценностей.Итак, ребята сегодня у нас урок-диалог, урок-обобщения по произведению Н.С.Лескова «Левша».Я не случайно взяла высказывания Л.Н.Толстого и А.М.Горького, потому что Николай Семенович Лесков – выдающийся русский писатель и его имя стоит рядом с великими именами Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского.Основная тематика творчества Лескова – изображение быта послереформенной России. Писатель всеми силами стремится уберечь национальную самобытность русского народа. Народ в произведениях Лескова показан таким, каким его видел писатель: нищий, малограмотный, со множеством пороков, привитых долгими годами рабства, но с живой благородной многострадальную родину. Тема самобытности, талантливости, самоотверженности русского народа находит воплощение в «Левше».Сам Лесков в первых изданиях в предисловии писал: «Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку».Рассказчик 2 года тому назад был еще в добрых силах и в свежей памяти, он охотно вспоминал старину, чествовал государя Николая Павловича, жил по «старой вере». Люди к нему относились с «почтением». Вскоре автор «разоблачил» себя: «Я весь рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и Левша есть лицо выдуманное»Учитель:- Как вы думаете, зачем Лесков ссылается на рассказ старого оружейника?- (Лесков хотел, чтобы легенда о Левше бытовала в народе).Учитель:-Жанр своего рассказа писатель определил сам: это сказ.- Что такое сказ? Заглянем в словарь.- (Сказ-жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи.Учитель:- О ком это сказ?- (Это сказ о тульском оружейном мастере, судьбе талантливого человека из народа, который не имел своего имени, а только прозвище – Левша).Учитель:- Опишите его, дайте портретную характеристику.- («Косой Левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при учении вырванные. Идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озимчик старенький, крючочки не застегиваются, порастерянный, а шиворот разорван, но ничего «не конфузится»).3. Словарная работа: опорочки – лохмотья; озимчик – кафтан, верхняя одежда.Учитель:- Если сказ опирается на народные предания, то какие элементы фольклорных произведений вы заметили? - (В сказе, как и в сказках, есть зачин: «царь захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть», есть повторы: «император удивляется чудесам». Концовка сказа содержит назидание: «а доведи левшины слова в свое время до государя – в Крыму на войне совсем бы другой оборот был», «День, два, три сидят и никуда не выходят (Долго ли, коротко ли…)», «Думал: утро ночи мудренее…»).Учитель:- Когда и где происходит действие?- (В России и в Англии, после окончания Венского совета…)Учитель:- Как вы считаете, кем был рассказчик?- (Рассказчик был простым человеком, мастеровой. Это проявляется в речи).- Лесков любил сказовую форму, так как разговорная речь придает повествованию достоверность и убедительность. Сам он говорил: «язык, которым написаны многие страницы моих произведений сочинены е мною, а подслушаны от мужиков…Ведь я собирал его много лет по словечкам, по пословицам и отдельным выражениям, схваченным в толпе.- Обратим внимание на необычные слова сказа: например, мелкоскоп – микроскоп, кислярка – кислая, долбица – таблица, двухсестная – двухместная, преламут – перламутр.- ( Иллюстрированный материал по интерактивной доске).Учитель:- Ребята, а с какими неизвестными словами мы встретились в тексте? Если вы заметили, там много диалектных и просторечных слов:Кунсткамера – собрание редкостей, музей;Складень – складная икона;Буреметр – барометр;Монтоны – пальто;Укушетка – кровать;В хороминке - в домике;Персты – пальцы;Пищеприемник – столовая;Пистоли – пистолет;Нимфузория – инфузория (одноклеточное простейшее животное, можно рассмотреть под микроскопом).Учитель:- Когда проявляется главный герой сказа? - (Этот герой появляется в 6 главе среди 3 самых искусных тульских оружейников).Учитель:- Как он держится с царем и его окружением?- (Царь внимательно слушает Левшу, несмотря на его жалкий вид, разговаривает с ним почти на равных, «обнял и поцеловал неумытого, неубранного Левшу». Левша ведет себя довольно уверенно, не «конфузится», разговаривая с царем смело, просто).Учитель:- Как наградили Левшу за его удивительное мастерство?- Платов ему дает 100 рублей, а государь отправляет Левшу к англичанам, чтобы «показать работу и каковые в Туле мастера есть»).Учитель: - Расскажите о приключениях Левши в Англии. Почему англичане стараются напоить Левшу? Чем он удивляет иностранцев? Что его поразило у английских мастеров?- (Англичане хотят выведать секрет тульских мастеров, они предлагают остаться ему, «мы вам большую образованность передадим». Левшу водят по заводам, показывают все. Левша же «больше всего внимание обращал как старые ружья в каком виде стоят»).Учитель: - Почему Левша заскучал в Англии и заторопился домой?- (Левша осматривает старые ружья и разгадывает тайну английского оружия. Уже перед смертью Левша велит передать государю, «что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то они стрелять не годятся»).Учитель:-Какие качества Левши проявляются в этих эпизодах?- (Герой сказа голоден, оборван, всеми бит, но верен одной мысли, одному чувству: благополучие отечества. «Мы в науках не занимались, но только своему Отечеству верно преданные…», - отвечает Левша на уговоры англичан остаться в Англии. Патриотизм, преданность своему делу, своей родине, трудолюбие, смекалка, чувство собственного достоинства, удивительная одаренность).Учитель:- Почему английский «полшкипер» держал пари с Левшой?- (Он хотел выведать, какой секрет везет в Россию Левша и поэтому решил напоить).Учитель:- Какова была судьба участников пари после прибытия в Петербург?- (Англичанина привезли в посольский дом, лечили его и ухаживали за ним. А Левшу, у которого не было документов, отвезли в полицейский участок, свалили на пол, обыскали, отобрали часы и деньги и повезли в простонародную Обухвинскую больницу умирать).Учитель:- Почему предсмертные слова Левши не передали государю? - (Военный министр не выслушал предсмертный наказ Левши и из-за этого Россия потерпела поражение в Крымской кампании).Учитель:- Кто же виноват в страшной судьбе Левши?- Виноваты безответственные люди, представляющие власть, высокомерные и неблагородные, не умеющие ценить талант).Учитель:- Какое впечатление оставил у вас рассказ Лескова?- (Несмотря на то что сказ кончается трагически – Левша умирает в больнице для бедных, все же рассказ несет в себе и оптимистическое, выражает гордость за таланты, которыми богата Русская земля, за патриотизм народа).Учитель:- Как вы могли бы определить идею сказа?- (С одной стороны гордость за талантливость и патриотизм русского народа, с другой – горькое чувство от его униженности и бесправия, безответственного и преступного к ним отношения со стороны властей).Учитель:-Сказ о Левше – это сатира на весь общественны уклад России. Царь и его придворные изображены сатирически и иронически. Они далеки от народа, чужды ему, защищают строй, при котором люди живут в нищете.Учитель:-Ребята давайте познакомимся с такими понятиями как сатира, ирония(записывают).- Сатира – художественные произведения, которые гневно осуждаются или резко высмеиваются порочные явления общественной и личной жизни.Ирония – тонкая затаенная насмешка, один из видов юмора. Ирония может быть добродушной, грустной, злой, гневной, едкой.- Следует обратить внимание на заключительную фразу главы 19: «Это их эпос, и притом с очень «человечкиной душою». «Человечкиной..» Странное словцо: тихое, хрупкое, робкое какое-то (Учитель читает главу 19). С каждым годом растет популярность Лескова. Все больше и больше мы постигаем мудрость и очарование его книг. Произведения писателя переведены на многие языки мира и такие мастера, как Левша, есть и в наше время, которые встречаются на выставках прикладного искусства.4. Закрепление урока:- Ребята, о ком и о чем мы сегодня говорили на уроке? (О Лескове, о его герое Левше, о сказе Лескова).5. Комментирование оценокУчитель ставит оценки за ответы учащихся.6. Домашняя работа: Ответить на вопросы после текста по учебнику, нарисовать предмет, который вам запомнился из сказа «Левша», дать характеристику на Левшу.



Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!