Начало урока
|
Приветствие
Создание коллабаративной
среды:
«Паутинка ассоциаций»
Пошаговая инструкция проведения
«паутинки»:
— использовать большой лист бумаги (флипчарт вполне подойдет);
— взять набор цветных ручек, карандашей, фломастеров (чтобы были
тонкие и толстые линии);
— выбрать главную тему или объект, который вы хотите
«поштурмить»;
— начать с крупного изображения в центре листа, которое будет
изображать главное;
— вокруг главного изображения записать ключевые слова и наиболее
важные идеи, которые выскажут участники (в свободном режиме);
соединить их толстыми линиями с центром;
— от этих линий провести более тонкие линии, стимулировать
участников, пусть высказывают дополнительные идеи, детали, которые
вам следует записать на эти линии;
— где возможно, использовать рисунки;
Знакомство с темой и с целью
урока.
Показ
презентаций «Искусство». Учащиеся могут познакомиться с
произведениями художников от эпохи Возрождения до современного
искусства, а также с работами казахстанских художников. Обсуждение
презентаций.
-
Что
вы видите на картинах?
-
Чем
они отличаются друг от друга?
-
Каким
образом художники передают настроение в картине?
|
Ватман, маркеры и
фломастеры
Скульптура
https://ru.wikipedia.org/wiki/Скульптура
живопись
https://ru.wikipedia.org/wiki/Живопись
графика
https://ru.wikipedia.org/wiki/Графика
Примеры произведений искусства
по основными жанрами. Предлагаемые ключевые направления в
искусстве.
http://www.artalmaty.kz/gallery.php#102
http://www.wga.hu/frames-e.html?/html/h/heem/cornelis/vanitas.html
http://www.accessart.org.uk/tag/stilllife/
|
Середина урока
|
Жанры в изобразительном
искусстве.
– Предметом нашего разговора, конечно, будет
являться изобразительное искусство. Оно очень разнообразно и
поэтому делится на жанры.
– Что
такое жанр изобразительного искусства? Как вы
думаете? (Вид художественных произведений,
характеризующийся определенными
темами)
– Давайте познакомимся, какие существуют жанры
изобразительного искусства, рассматривая слайды
презентации.
Жанры возникли в разное
время.
Анималистка
– жанр изобразительного искусства, главные герои –
животные. Именно ему больше всего внимания уделяли
первобытные художники. В древнем мире изображения животных были
символичны. Сфинкс –
олицетворение единства животного и человека, в ассирийской культуре
– образ крылатого быка с головой человека, в греческой – кентавра.
Произведения анималистического жанра призывают беречь, любить и
изучать животный мир, природу.
Портрет – от франц. portrait, от portraire –
изображать –
изображение человека либо группы людей, существующих или
существовавших реально. Портрет – один из ведущих жанров живописи,
скульптуры и графики, а также фотоискусства. В основе жанра
портрета лежит увековечивание облика конкретного человека.
Важнейшим условием портретности является сходство изображения с
портретируемым, причем не только внешнее, здесь важно правдиво
раскрыть духовный мир конкретного человека как представителя
определенной исторической эпохи, национальности, социальной среды.
Портрет – один из самых распространенных жанров изобразительного
искусства. Он имеет разновидности: одиночный, подгрудный, поясной,
в рост, парный портрет, групповой,
автопортрет.
Пейзаж –
от франц. paysage, от pays – страна,
местность – в
изобразительном искусстве жанр или отдельное произведение, в
котором основным предметом изображения является природа. Начиная с
эпохи Возрождения пейзажные мотивы неотъемлемы от изображения
человека, они лишь указывают на место действия, часто довольно
условно (как, например, в русских иконах). Художники Ренессанса
обращаются к непосредственному изучению натуры, разрабатывают
принципы перспективного построения пейзажного
пространства.
Натюрморт – от франц. nature morte – мертвая
природа –
жанр изобразительного искусства (главным образом живописи и
графики), который посвящен изображению неодушевленных предметов,
размещенных, в единой среде и объединенных в группу. Натюрморт
может состоять из однородных предметов (например, только посуды)
либо сочетать разнородные (цветы, посуда, ткани и т. п.). В
натюрмортах могут изображаться и объекты живой природы, но
изолированные от своей естественной среды и тем самым обращенные в
вещь (рыба на столе, дичь и т. п.). Натюрморт оформился в
самостоятельный жанр лишь в XYII веке в Голландии. И хотя это слово
переводится с французского как “мертвая натура”, натюрморт
рассказывает о красоте жизни; созданных человеком удобных и
полезных вещах, о прекрасны, творениях природы – цветах, плодах,
дарах моря и т. д.
Бытовой жанр –
один из жанров изобразительного искусства, посвящённый повседневной
частной и общественной жизни, обычно современной художнику. К
бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и
скульптура, преимущественно небольших размеров. Бытовые сцены,
известные ещё с древних времён, выделились в отдельный жанр
искусства лишь в феодальную эпоху. Расцвет бытового жанра Нового
времени связан с ростом демократических и реалистических
художественных тенденций, с обращением художников к народной жизни
и трудовой деятельности простых людей, с постановкой в искусстве
важных социальных вопросов.
Родина бытового жанра, как и натюрморта, – Голландия ХVII века. К
бытовому жанру относятся: картины, рисунки, скульптуры,
рассказывающие о событиях повседневной
жизни. )
Особое место
принадлежит историческому жанру, который включает произведения на темы
большого общественного звучания, отображающие значительные для
истории народа события. Когда в картине, рисунке или скульптуре
рассказывается о жизни далекого или недавнего прошлого, он
сближается с бытовым жанром. Однако не обязательно произведение
должно быть посвящено минувшему: это могут быть какие-либо важные
события наших дней, имеющие большое историческое
значение..
Батальный
жанр (от фр. bataille — битва) — жанр
изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной
жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных,
морских сражений и военных походов. Художник стремится запечатлеть
особо важный или характерный момент битвы, показать героику войны,
а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает
батальный жанр с историческим. А сцены военного быта (в походах,
казармах, лагерях) зачастую связывают его с бытовым
жанром
Практическая
работа:
С помощью цветных карточек учащиеся
делятся на группы.
Лидеры групп вытягивают одну карточку с
названием разных времен.
Эпоха
возрождения, передвижники, Казахстанские
художники.
В
течений 10 минут проводят исследовательскую работу по художникам,
учитывая следующие моменты:
-
Художники
-
Направление в искусстве
-
Знаменитые работы
Раздать ученикам распечатанные (цветная
распечатка) картины художников (репродукции). Учащиеся
классифицируют репродукции по видам и жанрам изобразительного
искусства, аргументируя ответы примерами.
Например, картины художников
Леонардо/графика/,
А.
Галимбаева /живопись/ и т.д.
Предложить ученикам использовать полезные
выражения для диалога.
Презентация работ:
Для
презентаций своей работы каждой группе предлагается 4
минуты
Взаимооценивание с помощью смайликов и
обратная связь от учителя
|
Художница Анар
Абжанова
http://dorogoe.kz/journal/iskusstvo/2034
Творчество эпохи Возрождения
Леонардо да Винчи
http://ru.wikipedia.org/wiki/Леонардо_да_Винчи
http://www.foxdesign.ru/aphorism/biography/leonardo.html
Творчество Пабло
Пикассо
http://www.liveinternet.ru/community/3299606/post289812079/
http://www.liveinternet.ru/users/3166127/post163844619/
Анри
Матисс.
http://www.wikiart.org/ru/henri-matisse
|