Материалдар / План урока по литературе в 7 классе на тему "Басня "Волк и Ягнёнок" И.А. Крылова"
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

План урока по литературе в 7 классе на тему "Басня "Волк и Ягнёнок" И.А. Крылова"

Материал туралы қысқаша түсінік
План урока по литературе
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
23 Қаңтар 2021
451
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Тема

И.А. Крылов. Басня "Волк и Ягненок"

Педагогическая цель

Познакомить с баснями Ивана Андреевича Крылова, познакомить с его биографией; учить отличать басню от других литературных жанров, находить главную мысль басни, мораль, подбирать пословицы и соотносить их с текстом, учить учащихся анализировать и делать выводы; развивать логическое мышление, творческие способности, память, внимание, речь; воспитывать интерес к чтению, трудолюбие, чувство взаимопомощи.

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые результаты (предметные)

Стр. 33 программа

Изучат особенности басенного текста. Научатся отличать басню от стихотворения и рассказа; соотносить пословицы и смысл басенного текста; определять в тексте красочные яркие определения (эпитеты); характеризовать героев басен; определять нравственный смысл басен.

Личностные результаты

Владеют навыками сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, проявляют познавательный интерес к изучению предмета.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Познавательные: умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами,

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать

различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и

аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осознанного построения речевого высказывания в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

Основные понятия и термины

Басня, композиция басни, мораль, аллегория.

Образовательные ресурсы

Учебники литературное чтение 2 класс/3 класс, м/м презентации, наглядные картинки, репродукции картин к басням, аудио-записи басен, наглядные карточки с терминами и понятиями, наглядность на магнитной основе «Герои басен».

Краткосрочный план урока

Этапы урока

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организация начала урока.

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству.

1. Приветствие учащихся, эмоциональный настрой на урок.


- Здравствуйте, ребята!

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Ваши ушки на макушке,

Глазки широко раскрыты.

Слушайте, запоминайте,

Ни минуты не теряйте!

Приветствует учащихся, эмоциональный настрой на урок.

Приветствуют учителя.

2. Проверка готовности к уроку.

- Проверим готовность к уроку: у вас на столах должны лежать учебники литературного чтения, простые карандаши и раздаточный материал.

Проверяет готовность учащихся.

Проверяют рабочие места.

II. Речевая разминка

Цель: развитие речи; готовность артикуляционного аппарат к чтению.

.

1. Дыхательно-артикуляционные упражнения

- Перед началом урока проведём дыхательную и речевую разминку.

1) Вдох носом, выдох через рот;

Вдох, задержка дыхания, выдох;

Глубокий вдох, задержка дыхания, выдох по порциям.

- У вас на партах лежат листочки с текстом. Послушайте, я сначала прочитаю, затем вы читаете хором:

2) Летела муха около уха: жжжжжжжжжж

Летела оса около носа: ссссссссссссссссс

Летел комар и звенел: ззззззззззз

Сел на лоб, а мы его хлоп!

И поймали. (Кулачек прижимается к уху)

Ззззззззз - пусть летит!

Проводит дыхательную и артикуляционную разминку.

Выполняют дыхательную и артикуляционную разминку.

III. Введение в тему урока

Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими цели урока.

1.Вступитель-ное слово учителя



Учитель читает:

Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,

Вы все мне зла хотите

И, если можете, то мне всегда вредите,

Но я с тобой за их разведаюсь грехи".-

"Ах, я чем виноват?"- "Молчи! устал я слушать,

Досуг мне разбирать вины твои, щенок!

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать".-

Сказал и в темный лес Ягненка поволок.


Чей диалог вы услышали? (Волка и Ягненка).

Это басня И.А. Крылова и ее название «Волк и ягненок).

- А вы знаете, что это за произведение (басня).

- Почему это басня, а не сказка или стихотворение? Назовите отличительные черты басен (Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки людей.).

Уточняет понятия и жанровые признаки басни.

Осознают значимость чтения для личного развития.

Владеют логическими действиями обобщения и построения рассуждений

V. Постановка учебной задачи.

Цель: Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей уроков; актуализация субъективного опыта уч-ся

1.Самоопределе- ние к деятельности.

- Какую басню мы будем изучать сегодня? («Волк и ягненок»).

- Как вы думаете, какой главный вопрос может возникнуть при изучении этой басни? (Предположения учащихся).


Главные понятия урока:

Ребята, вам потребуется осознать на уроке, такие нравственные понятия, как справедливость, честность, научиться определять, кто прав, а кто виноват.


Подводит учащихся к формулированию темы и целей урока.

Формулируют тему урока и планируют учебные действия в соответствии с поставленной задачей.


VI. Усвоение новых знаний
и способов действий.

Цель: обеспечить восприятие осмысление и первичное усвоения учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу; создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.


1.Понятие о басне, выявление жанровых признаков басни.

-В литературоведении басня определяется как аллегорический рассказ нравоучительного характера.

Сл.2 (термин «Аллегория»)

Аллегория – это сравнение чего-либо или кого-либо с кем-то или чем-то. Например: лиса в произведениях сравнивается с хитрым и коварным человеком, а муравей – с сильным и трудолюбивым человеком.

- В России наибольшего совершенства басня достигла в творчестве И. А. Крылова.

Уточняет понятия и жанровые признаки басни.

Принимают
и сохраняют учебную задачу. Формулируют ответы на вопросы учителя, доказывают свою точку зрения.

2. Подготовка к восприятию (знакомство с автором)

Сл.3 (Портрет Крылова)

Имя И. А. Крылова стоит в первых именах любимых народных поэтов. То есть в 2009 году наша страна будет отмечать 240 лет со дня рождения великого русского баснописца.

Мы говорим – “русского”, потому что он любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство.

Мы говорим - “великого”, потому что он написал более 200 басен, обогатил русский язык крылатыми, остроумными, образными выражениями, сравнениями.

Басни Крылова широко известны не только в нашей стране, но и в других странах. Они переведены более чем на 50 языков.

Сл.4 (Выставка произведений)

В баснях Крылова (их 200) отразилась современная ему русская жизнь. По тематике и идейной направленности басни И. А. Крылова чрезвычайно разнообразны. Патриотизм русских людей в войне 1812 года, социальное неравенство, произвол имущих, неправый суд, быт русского общества — вот только некоторые примеры того, что находит мастерское отражение в баснях И. А. Крылова.

Крылов обращается к своим читателям не как моралист, а как лукавый и простодушный рассказчик. Иногда он прямо высказывает свою оценку, а чаще выступает как посторонний наблюдатель и предоставляет читателям возможность самим понять скрытый смысл басни.

- В оценке героев Крылов исходит из народного представления о добре и зле, о правде и лжи, о справедливости и несправедливости. Он осуждает ложь, вражду, безделье – разные пороки человеческие.

Учитель знакомит учащихся с биографией автора и его творчеством.

Принимают
и сохраняют учебную задачу. Слушают рассказ учителя и понимают творчество И. А. Крылова как явление национальной и мировой культуры.

3. Первичное восприятие

- Обратите внимание на название басни «Волк и ягненок». Автор в названии чётко определяет предмет сатирического изображения.


- Послушайте и скажите, какая история приключилась с героями басни? (Читает учитель наизусть)

Даёт целевую установку перед чтением; выразительно читает басню.

Воспринимают на слух художественное произведение.

4. Проверка эмоционально-образного

восприятия конкретного содержания.

  • О чем это басня? (о Волке и Ягненке, о взаимоотношениях, о несправедливости)

  • Сформулируйте тему басню (несправедливость и нечестность в отношениях).

  • Сколько персонажей в басне? Назовите их (Волк, Ягненок, автор-повествователь).

  • Определите характер каждого персонажа (Волк – грубый, злой, может, обиженный, несправедливый, жестокий; Ягненок – слабый, наивный, беспомощный; Автор – осуждает поведение волка, но ничем не может помочь ягненку).

  • Сформулируйте идею басни (Того, кто имеет силу и власть, не интересует справедливость и честность).

- Каких людей олицетворяют герои басни «Волк и ягненок»?

Сл.5 (Изображение волка и ягненка)

В этом произведении Волк олицетворяют людей сильных, злых, грубых. ягненок показывает глупых, доверчивых, эгоцентричных людей, которые любят похвалу и внимание к своей персоне.

Проверяет уровень эмоционально образного восприятия произведения учениками.

Владеют навыками логических действий в построении рассуждений.

5. Словарная работа


- Давайте вместе определим значение некоторых слов, используя толковые словари.

Сл.6 (Словарная работа)

Посмотрите на слайд и проверьте, правильно ли вы определили значения слов.

закон – произошло (этимология) от слов начало, обычай, традиция;

тьма – много;

надобно – надо;

рыскать – бегать в надежде найти что-нибудь;

на добычу – на добычу;

светлейший – в царской России почётное обращение к князю;

донесть – донести, доложить, сказать, заявить;

в запрошлом лете – два года тому назад;

разведаться – рассчитаться, отомстить;

досуг – свободное время, здесь употреблено в значении “недосуг” - некогда, нет времени;

гневаться – сердиться, возмущаться;

дерзкий – 1) смелый, отважный, 2) оскорбительный, непочтительный.

Даёт задание определить значения слов представленных на слайде.

Используют различные способыпоиска информации в учебниках и словарях в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

6. Повторное чтение и анализ басни

(раскрытие композиции)




- Композиционно басня состоит из двух частей: основной части (повествования) и вывода (морали).

(Чтение с заданием поделить басню на три части. Учащиеся делят текст на части, обосновывают деление и тем самым уточняют для себя композицию басни, развитие действия).

  • Сформулируйте идею басни (Того, кто имеет силу и власть, не интересует справедливость и честность).

  • Посмотрите: в каких строках заключена идея? Как называется этот элемент басни? (мораль - «У сильного всегда бессильный виноват»)

  • Рассмотрите композицию: определите завязку событий, кульминацию и развязку (завязка – Волк увидел Ягненка, кульминация – разговор Волка с

    Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
    Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
    Ресми байқаулар тізімі
    Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!