Материалдар / Развитие функциональной грамотности на уроках географии через использование контекстных заданий и цифровых ресурсов.
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Развитие функциональной грамотности на уроках географии через использование контекстных заданий и цифровых ресурсов.

Материал туралы қысқаша түсінік
Поделиться опытом работы по составлению контекстных заданий и использованию цифровых ресурсов для развития функциональной грамотности у учащихся на уроках географии
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
10 Наурыз 2022
389
2 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Оспанова Галия Рыспаевна,

учитель географии

СШ им. Н. Алдабергенова

п. Карабулак

Ескельдинского района

Алматинской области


Тема мастер класса


Развитие функциональной грамотности на уроках географии через использование контекстных заданий и цифровых ресурсов.

Цель

Поделиться опытом работы по составлению контекстных заданий и использованию цифровых ресурсов для развития функциональной грамотности у учащихся на уроках географии

Задачи

  1. Познакомить с 2-мя видами текста используемых при составлении контекстного задания;

  2. Поделиться алгоритмом составления контекстного задания;

  3. Продемонстрировать контекстные задания собственной разработки с использованием местного компонента;

  4. Поделиться опытом составления контекстных заданий с использованием цифровых ресурсов: Гугл Жер, Piktochart, 2ГИС

  5. Показать какие навыки развивает использование контекстных заданий и цифровых ресурсов у учащихся на уроках географии.

Ожидаемый результат

Участники мастер класса:

  • узнают о том, как составлять контекстные задания, с использованием местного компонента направленные на развитие функциональной грамотности у учащихся на уроках географии;

  • узнают о том, как составить контекстные задания с использованием цифровых ресурсов: Гугл Жер, Piktochart, 2ГИС;

  • пополнят методическую копилку контекстными заданиями с использованием местного компонента по географии за 9 класс;

  • узнают о том какие навыки развивает использование контекстных заданий и цифровых ресурсов на уроках географии.

Ход мастер класса

Приветствие:

-Добрый день уважаемые участники мастер класса, сегодня я бы хотела поделиться опытом своей работы по составлению контекстных заданий с использованием местного компонента и цифровых ресурсов для развития функциональной грамотности на уроках географии.

Что же такое контекстное задание?

Контекстное задание – это задание мотивационного характера, в условии которого описана конкретная жизненная ситуация. Требованием такого задания является анализ, осмысление и объяснение ситуации или выбор способа действия в ней, а результатом решения является встреча и осознание ее личностной значимости.

Для составления контекстных задания я использую два вида текста: сплошной текст и не сплошной текст.

Shape2

Виды текста, используемые при составлении контекстного задания





Shape3 Shape4

Сплошной текст

Не сплошной текст




Использование сплошного текста на уроках географии позволяет развивать такие навыки у учащихся как умение внимательно и осознанно читать текст, выуживать главную информацию, сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Применение же не сплошного текста учит школьников получать информацию из картинок, символов, знаков, легенды карты, цветовому фону. Ребята сравнивают географические объекты и явления, выдвигают гипотезы, оценивают ситуацию, принимают нестандартные решения.

Каков же алгоритм составления контекстных заданий?

  1. Определить цель обучения

  1. Выбрать вид текста

  1. Выбрать вид цифрового ресурса

  1. Использовать конкретную жизненную ситуацию

  1. Разработать задание с использованием местного компонента

Собственные примеры контекстных заданий по географии для учащихся 9 класса:

Задание№1

География 9 класс

Раздел: Картография и географические базы данных

Тема урока: Методы дистанционного зондирования Земли.

Цели обучения:

9.2.2.1 на основе характеристики методов дистанционного зондирования Земли объясняет их значение и особенности

Изучи текстовую информацию и проанализируй снимки из космоса, составь письменный анализ о чрезвычайном происшествии в Туркестанской области:

в Узбекистане 1 мая после сильного дождя и штормового ветра произошел прорыв одной из дамб Сардобинского водохранилища. 2 мая в 04.30 на границе Мактааральского района произошел разлив из коллектора, в связи с чем последовало подтопление населенных пунктов Туркестанской области Казахстана. Из-за смыва части дамбы Сардобинского водохранилища в Сырдарьинской области Узбекистана и сброса воды для снижения уровня в водохранилище наполнились водой приграничные коллекторы Мактаральского района Туркестанской области Казахстана. Из-за притока воды произошел разлив из коллектора на границе Мактаральского района, что привело к подтоплению 631 дома в пяти населенных пунктах: Жана Турмыс — 46 домов, Женис — 130 домов, Фирдоуси — 250 домов, Оргебас — 194 дома, Достык — 11 домов.


Какую информацию можно получить из 1 и 2 космического снимка?


Как ты думаешь, чем помогли космические снимки Департаменту по ЧС Казахстана и Узбекистана?


На твой взгляд можно ли было не допустить прорыва дамбы Сардобинского водохранилища?


Сделай выводы о том, как помогают системы навигации в чрезвычайных ситуациях?



Задание№2

Раздел: Социальная география

Тема урока: Миграция населения в Казахстане.

9.4.1.3 на основе анализа миграционных процессов в Казахстане определяет основные направления миграций.

Айжан вместе с бабушкой жила в маленьком городе Акколь расположенном в Акмолинской области. Своих родителей она видела только раз в 3 месяца, когда они возвращались с командировки из Москвы. Девочка очень грустила и скучала по родителям, но бабушка её успокаивала и рассказывала истории о своём детстве. Как в годы войны она была угнана в Германию, а после её завершения возвращена на родину.

Однажды вернувшись с командировки, родители Айжан сказали, что они целый месяц будут рядом с девочкой. Папа предложил провести совместный отдых в Турции, и семья целый месяц любовалась достопримечательностями Стамбула.

С тех пор прошло 5 лет и Айжан закончила школу. Перед девочкой стоял выбор будущей профессии. Айжан не раздумывая, решила поступать в Евразийский национальный университет имени Л. Гумилёва в Нур-Султане. Только во время каникул ей удавалось повидаться с бабушкой и родителями в своём родном городе Акколь.

После окончания университета Айжан была предложена хорошая работа в столице. Девочка, не задумываясь, согласилась и переехала на постоянное место жительство в Ну-Султан.


Какое количество миграций совершили участники рассказа.


Отметь на карте основные направления миграции Айжан


Укажи основные причины миграции участников рассказа


Какие типы миграции встретились в рассказе?


Почему город Нур-Султан является одним из лидеров по приёму мигрантов?


К каким последствиям может привести данный факт?





Задание№3


Очень часто на мобильный телефон граждан РК приходят сообщения от службы спасения 112. С начала июня по 5 августа 2021 года пришли порядка 100 сообщений жителям Алматинской области об оповещении разного рода природной опасности. Изучи текст сообщений. Письменно ответь на вопросы.



Задание А

Определи о каких неблагоприятных природных явлениях идёт речь в сообщениях.

Задание В

Составь рекомендации для туристов, посещающих достопримечательности Алматинской области в период с 23 по 31 июля 2021 года.

Задание С

К каким последствиям может привести сообщение от 30.07.2021 года. Какие советы ты можешь дать аграриям Алматинской области.


Задание №3

География 9 класс

Раздел: Атмосфера

9.3.2.4 показывает на карте территории формирования и распространения неблагоприятных и опасных атмосферных явлений и предлагает меры защиты от них

Территория Казахстана подвержена различным стихийным бедствиям, и это диктует необходимость изучения причин их возникновения, для разработки проектов по защите населения, объектов национального хозяйства и территорий.

К неблагоприятным и опасным природным явлениям метеорологического характера относятся: буря, ураган, смерч, снегопад, метель, заморозки, которые могут нанести большой урон, как хозяйству, так и здоровью человека. Поэтому существуют специальные службы мониторинга, которые следят за ситуацией каждого региона и в целом страны. Предлагаю вам изучить карту «Степень интенсивности опасных явлений» на период 14.01.2021 года и определить:


Shape8 Shape7 Shape6 Shape5

Какие советы ты можешь дать автомобилистам Северо-Казахстанской области?


3Определи, какова степень опасности погодных явлений характерна вашей области?

2Перечислите области Казахстана погода, в которых стабильная и оповещений об опасности не требует

1Перечислите области Казахстана погода, в которых опасна и имеет вероятность стихийных бедствий


Задание №4

География 9 класс

Раздел: Методы географических исследований

9.1.1.3 определяет особенности номинации географических объектов и явлений

Изучи маршрут путешествия, проведи расчеты

Задание1

Рассчитай сколько киллометров составляет маршрут турпохода от побережья озера Алаколь, до предгорий Заилийского Алатау. Определи какое количество дней займет весь поход, свой ответ обоснуй.

Задание 2

Проанализировав карту турпохода определи какие топонимы встретятся ребятам на пути, проведи классификацию.

ОРОНИМЫ


ГИДРОНИМЫ


ОЙКОНИМЫ


Задание №3

Во время турпохода учащиеся посетили большое количество разных географических объектов, подумай какой из географических объектов, тебе запомнился больше всего, свой ответ обоснуй. (Напиши рас сказ из 10 предложений)

Задание№5

География 9 класс

Раздел Физическая география, Гидросфера

9.3.3.4 с дополнительным охватом местного компонента предлагает пути решения экологических проблем водных ресурсов на основе их анализа

Прочитай текст, рассмотри картинки, письменно ответь на вопросы:

Студенты экологического факультета Алматинского аграрного колледжа осенью 2020 года посетили экологический форум организованный 3 государствами: Казахстаном, Узбекистаном и Китаем. Во время проведения форума участникам была предложена экскурсия. В ходе экскурсии в одном из залов студенты увидели выставку фотографий, в последующих залах они принимали участие в слушаниях и обсуждениях проблем. После окончания форума студентам необходимо было сдать зачёт по данной проблеме. Помоги студентам колледжа сдать зачёт по экологии.


Задание:

  • Помоги студентам определить каким двум озёрам Казахстана посвящена эта выставка?

  • Какая экологическая проблема их объединяет?

  • Почему в этом форуме приняли участие Казахстан, Узбекистан и Китай?

  • На ваш взгляд может ли Балхаш настигнуть проблема Арала?

  • Придумай 5 предложений призывающих народ Казахстана не повторить ошибки Арала.


Как же я разрабатываю контекстные задания с использованием цифровых ресурсов: Гугл Жер, Piktochart, 2ГИС?

Задание №1

География, 7 класс

578тг - Сатып алу
Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!