Материалдар / Семинар - практикум «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях детского сада и семьи»
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Семинар - практикум «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях детского сада и семьи»

Материал туралы қысқаша түсінік
Цель семинара-практикума: учить воспитателей ДО формировать у детей дошкольного возраста потребности в здоровом образе жизни.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
21 Қазан 2019
752
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады















Семинар - практикум

«Формирование здорового образа жизни дошкольников

в условиях детского сада и семьи»







Подготовила:

воспитатель Манкеева К.М.























Семей қаласы

2019-2020 оқу жылы


Дата и время проведения: 14.10.2019 г.

Место проведения: музыкальный зал

Целевая группа: воспитатели дошкольного учреждения.

Форма проведения: семинар-практикум в форме круглого стола (мини-лекция, круглый стол, работа творческих групп).

Цель семинара-практикума: учить воспитателей ДО формировать у детей дошкольного возраста потребности в здоровом образе жизни.

Задачи:

1. Формировать у педагогов мотивации здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей, воспитанников.

2. Повышать педагогическое мастерство воспитателей по использованию здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении и домашних условиях.

План семинара-практикума:


1. Введение

1.1. Приветствие участников семинара-практикума. Сообщение темы, цели и плана семинара-практикума.

1.2. Упражнение «Ассоциации».

2. Теоретическая часть

3. Практическая часть

3.1. Мозговой штурм. Работа в группах.

3.2. Игра-пантомима «Предметы личной гигиены».

3.3. О гимнастике. Ее разновидности.

3.4.. Рефлексия «Волшебная шкатулка»

4. Заключительное слово.


Ход семинара-практикума:


1. Введение

1.1 Приветствие участников семинара-практикума. Сообщение темы, цели и плана семинара-практикума

1.2 Упражнение «Ассоциации»

Цель: настрой на совместную работу, сближение участников, снижение эмоционального напряжения.

Ход упражнения: участники стоят в кругу, взявшись за руки, при этом правая рука находится сверху, левая – снизу. По очереди, касаясь ладони соседа, участники озвучивают возникшие ассоциации с темой семинара-практикума

2. Теоретическая часть

«Всесторонне развитый ребенок –

это ребенок, который интересуется всем:

и спортом, и музыкой, и трудом»

Народная мудрость

Наш семинар хотелось бы начать с одной очень известной «Легенды о человеке»: «Давным-давно на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и задумали они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть житель Земли.

Один из богов предложил: «Человек должен быть сильным». Другой добавил: «Человек должен быть умным». Третий сказал: «Человек должен быть здоровым». Но тут кто-то из богов возмутился: «Если все это будет у человека, он будет как мы». Тогда решили они спрятать главное, чем хотели наградить человека, – его здоровье. Да вот только куда спрятать-то? Одни предлагали глубоко в синее море, другие – за высокие горы. А кто-то из богов придумал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живет с давних времен человек, пытаясь найти свое здоровье. Да вот не каждому дано сберечь бесценный дар богов».

Здоровье для человека – это самая главная ценность, но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье лишь тогда, когда его теряем. Сегодня, мы говорим о здоровье наших детей. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, формируются основные движения, осанка, а также необходимые привычки, приобретаются физические качества, без которых невозможен здоровый образ жизни. Вот мы часто говорим – «Дети – цветы жизни», а чтобы эти цветы росли здоровыми и счастливыми, нам необходимо создать и поддерживать благоприятные условия.

Видеть красивого, умного, здорового ребенка – желание каждого, кто находится с ним рядом, кого волнует и заботит его будущее. Папы, мамы, бабушки и дедушки постоянно размышляют над тем, как, когда и сколько нужно заниматься с ребенком, чтобы быстрее научить его ходить, говорить, считать. Эти заботы порой мешают заметить рядом верного и надежного помощника. Название ему – движение, развитие моторики, что способствует укреплению здоровья.

На сегодняшний день в соответствии с государственными стандартами направление «Физическое здоровье»  занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников. И это не случайно!

Много лет в практике дошкольного образования проповедуется необходимость комплексного подхода к оздоровлению детей, эта проблема до сих пор должным образом не решена. Поэтому приоритетным направлением деятельности ДО является сохранение и укрепление здоровья воспитанников, педагоги ищут эффективные способы сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Это в свою очередь предусматривает повышение роли родителей в вопросах оздоровления детей, приобщение их к здоровому образу жизни, создание семейных традиций физического воспитания. Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели педагогического процесса, а его активные участники, т. е. включение родителей в деятельность дошкольного учреждения. Лишь при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении и семье, целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующая здоровье детей.

Цели работы с родителями:

формирование у родителей здорового образа жизни, как ценности;

- знакомство родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении;

информирование их о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка;

- привлечение родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

Ответственность человека за свое здоровье — оно в руках каждого из нас, и каждый сам выбирает тот образ жизни, который или обеспечит ему здоровье, или приведет к болезни. Именно эту идею мы - педагоги обязаны донести до сознания своих воспитанников и их родителей. Родители так же должны понять, что дошкольник не эстафета, которую семья передает в руки педагога и перекладывает всю ответственность за здоровье ребенка, приведя его в детский сад. Очень важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. И нам нужно научиться взаимодействовать с родителями в интересах ребенка.




Деловая игра с педагогами

Цель: развивать у педагогов чувство коллективизма, чувство единства, сплоченности; формировать у педагогов ответственность за свое здоровье, мотивацию на здоровый образ жизни.


3. Практическая часть.

3.1. Мозговой штурм. Работа в группах.

Разделиться на 3 команды.

- «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия», т. е. здоровье – это нормальное состояние организма, когда все наши органы работают дружно, ритмично, согласованно между собой и окружающей средой (вдох – выдох, сон – бодрствование).

1 задание:

- Команды, подумайте и ответьте, что такое физическое здоровье, психическое здоровье, социальное здоровье?

1 команде – физическое здоровье.

2 команде - психическое здоровье.

3 команде – социальное здоровье.

Рассмотреть три основных аспекта здоровья, которые составляют основу ЗОЖ.

2 задание:

- Назовите формы работы с родителями по формированию ЗОЖ.     (Лекции, консультации с привлечением медицинских работников, совместные досуговые мероприятия, тематические газеты, семинары-практикумы, родительские клубы, наглядная информация - листовки, буклеты, привлечение родителей к открытым занятиям). 

3 задание:

- Какие вы знаете нетрадиционные формы оздоровления детей? (Дыхательная гимнастика, психогимнастика, пальчиковая гимнастика, игровой массаж, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, корригирующая гимнастика, звуковая гимнастика, босохождение, фитотерапия, цветотерапия и т.д.

4 задание:

Каждой команде предлагается:

1 команде – игровой массаж.

2 команде – зрительная гимнастика.

3 команде – пальчиковая гимнастика.


ВЫВОД: Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении имеет огромное значение в процессе оптимизации двигательной акивности, способствует разностороннему развитию, укреплению здоровья детей, овладению навыками самооздоровления.


Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

• Занятия физкультурой, прогулки.

• Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна

Правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья. Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма, в предупреждении и лечении многих заболеваний.

Следующий фактор здорового образа жизни - закаливание. Практически всем известно изречение: "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья". И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды - переохлаждению и перегреву. Закаливание - эффективное средство укрепления здоровья человека. Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов:

- постепенность;

- систематичность;

- комплексность;

- учет индивидуальных особенностей.

Психическая закалка стимулирует и физиологические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез, Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье

• дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды

• бережное отношение к окружающей среде, к природе

• медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций

• формирование понятия "не вреди себе сам"

Физкультурно-оздоровительная деятельность включает в себя:

Создание системы двигательной активности в течение дня:

• утренняя гимнастика (ежедневно);

• физкультурные занятия;

• музыкально - ритмические занятия;

• прогулки с включением подвижных игр;

• оздоровительный бег (ежедневно);

• пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)

• зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях)

• оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);

• физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);

• эмоциональные разрядки, релаксация;

• ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение);

• спортивные досуги, развлечения, праздники.

Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой. Эти знания дети приобретают на специальных занятиях в нашем детском саду.


3.2. Игра-пантомима «Предметы личной гигиены».

Цель: Развитие логического мышления, творческих способностей.
Ход игры: Один из участников показывает с помощью пантомимы предметы личной гигиены, остальные должны догадаться и назвать предмет. Выигрывает команда, которая набрала больше очков.


3.3. Гимнастика.

Кроме утренней гимнастики, существуют и другие виды гимнастики для дошкольников. Какие вам известны?

Пальчиковая. Центр мелкой моторики рук в мозгу расположен рядом с речевым центром, поэтому развивая моторику рук, вы параллельно развиваете речь.

Утренняя. Помогает быстрее проснуться и восстановить все функции организма после длительного ночного сна. Воспитывает дисциплинированность, волю, приучает к полезной привычке делать по утрам гимнастику.

После дневного сна. Восстанавливает работоспособность после отдыха, тонизирует организм. В тоже время носит оздоровительный характер.

Дыхательная. Развивает легкие, участвует в профилактике против простудных заболеваний.

Лечебная. Общеоздоровительная гимнастика, направленная на исправление осанки или плоскостопия. Для коррекции врожденных заболеваний. Для быстрейшей реабилитации после перенесенных заболеваний.

Физкультминутки. Короткие паузы между занятиями, которые позволяют ребенку отвлечься, встряхнуться, размять мышцы. Физкультминутки не дают детям устать от однообразных занятий, поддерживают их интерес и работоспособность.

Артикуляционная. Разрабатывает органы речи.

Зрительная. Полезна всем современным детям, т. к. они слишком много времени проводят за телевизором, а некоторые, уже и за компьютером. Гимнастика приучает регулярно выполнять упражнения для глаз, что очень пригодится в школе.

Спортивная. Проводится в специализированных спортивных учреждениях под руководством тренера.


3.4. Рефлексия «Волшебная шкатулка»

Ход игры: Каждому участнику предлагается вытащить из «волшебной шкатулки» записку с пожеланием.

Хотим Вам пожелать: физического, духовного, психического, эмоционального, нравственного ЗДОРОВЬЯ! И удачи! Будьте здоровы!


4. Заключительное слово.

Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении имеет огромное значение в процессе оптимизации двигательной активности, способствует разностороннему развитию, укреплению здоровья детей, овладению навыками самооздоровления.

Поэтому в ДОУ необходим поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик оздоровления.

Наша главная цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать близких, заботиться о своем здоровье и здоровье своих родных.










-



































\








ПРИЛОЖЕНИЕ


1. Гимнастика после сна (гимнастика пробуждения) «Пингвины»

Шагает вразвалочку, крылья расставив,
По льду вся пингвинья огромная стая.

(Имитация передвижений пингвинов.)
Ныряя в море между льдин, за рыбкой плавает пингвин.
В море ловкий, словно кошка, он питается рыбешкой.

(Имитация ныряния и плавания в охоте за рыбами.)
Пингвинные папы яичко с птенцом носят сверху на лапах,
От холода спрятав под складками жира.
Там хватит тепла для его «пассажира»!

(Берем мячик и идем, зажав его между ног.)
Пингвина видеть захотите –
Его ищите в Антарктиде.
Среди снегов живет пингвин.
Он в Антарктиде не один.


2. Комплекс утренней гимнастики «У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде…»

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

(Хлопаем по всему телу ладонями.)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

(Щипаем себя, как бы собирая складки. )

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)

У котяток шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде.

У котяток шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде.

(Поглаживаем себя, как бы разглаживая шерстку.)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

(Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки).)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)



3. Народная подвижная игра «Пирожок».

Цель игры: развивать ловкость, быстроту движений. Упражнять в беге, умении играть в коллективе.

Правила игры. Играющие выделяют из своей среды покупа­теля, а остальные становятся в ряд, держась один за другого, как в игре «Волк и овцы». Передний называется булочником, прочие составляют печь, а последний объявляется пирожком.
Покупатель подходит к булочнику и спраши­вает:

- Где мой пирожок?

Булочник отвечает:

- За печкой лежит!

Покупатель бежит туда с правой стороны, а пирожок, крича:

«И бежит, и бежит», – торопит­ся стать перед булочником.

Если ему это удается, он делается булочником, задний – пирожком, а покупатель снова должен покупать.

578тг - Сатып алу
Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!