Проектная работа на
тему:
«Применение современных педагогических
технологий в обучении детей с особыми образовательными
потребностями»
2021
год
Аннотация.
Данная статья посвящена проблеме
необходимости поиска и применения педагогами в своей
профессиональной деятельности новых, инновационных технологий и
носит обзорный характер теоретического материала по данной теме, а
также содержит выводы из личного профессионального
опыта.
Цель проектной
работы: Ознакомить с
современными педагогическими технологиями в обучении детей с
особыми образовательными потребностями и выявить наиболее
эффективные технологии.
Введение
Важным этапом
на пути формирования инклюзивного подхода в образовании является
модель образовательной и социальной интеграции обучающихся с
особыми образовательными потребностями в систему
образования.
В
педагогической деятельности необходимо руководствоваться словами
великого педагога В.А. Сухомлинского, который утверждал что «в душе
каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой
рукой, они красиво зазвучат». Но как подобрать эти струны? Как
найти эти струны, чтобы ребенок почувствовал поддержку и поверил в
себя? А, если ребенок инвалид или лицо с ограниченными
возможностями здоровья?
Основная задача
в педагогической деятельности - помочь обучающимся найти себя в
будущем, стать самостоятельными, уверенными в себе людьми,
подготовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире, к
успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке
труда.
Общепринятым
считается, что инклюзивное образование – это процесс развития
общего образования, подразумевающий доступность образования для
всех, что и обеспечивает доступ к образованию детям с особыми
потребностями. Термин «инклюзивное образование» является более
современным, отражающим новый взгляд не только на систему
образования, но и на место человека в
обществе.
Таким образом,
создание условий для полноценного воспитания и образования
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, адекватного
их состоянию здоровья, в частности, введение инклюзивного
образования выделено в один из приоритетов социальной̆ политики в
мире.
Включение детей
с особыми потребностями в массовые образовательные учреждения
предусматривает специализированную коррекционную помощь и
психологическую поддержку, задачами которых являются контроль за
развитием ребенка, успешность его обучения, оказание помощи в
решении проблем адаптации в среде здоровых
сверстников.
Внедрение
инновационных технологий в профессиональную подготовку будущего
специалиста является необходимым элементом формирования основ
профессионализма. Инновационные технологии в профессиональном
образовании способствуют повышению качества обучения. Инновации в
деятельности системы профессионального образования – это
совокупность новых знаний, подходов и технологий для получения
результата в виде услуг
образования.
Инновационные
педагогические технологии в образовании играют существенную роль и
предполагают взаимосвязанную деятельность преподавателя с
обучающимися и студентами.
Главной целью
инновационных технологий образования является подготовка человека к
жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит
в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности
человека и их реализацию.
Внедрение
инновационных технологий в подготовку будущего специалиста является
необходимым элементом формирования основ
профессионализма.
Инновационные
технологии в образовании способствуют повышению качества обучения.
Инновации в деятельности системы профессионального образования –
это совокупность новых знаний, подходов и технологий для получения
результата в виде услуг
образования.
«Применение современных
педагогических технологий в обучении детей с особыми
образовательными потребностями»
Главная задача образования
- обеспечение
современного качества образования на основе сохранения его
фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным
потребностям личности, общества и государства.
В специальной педагогике в настоящее время
разработаны новые подходы к содержанию образования детей с ОВЗ, к
технологиям их образования и воспитания, современным моделям
коррекционно-развивающего педагогического процесса и сопровождения
учащихся с особыми образовательными потребностями, направленные на
решение задачи приближения специального образования к
требованиям современного общества.
В данное время в образовательных
учреждениях интенсивно внедряют в работу современные педагогические
технологии, которые направлены на реализацию государственных
образовательных стандартов.
Сегодня мы поговорим о педагогических
технологиях и их эффективном использовании в нашем учреждении.
Вначале давайте вспомним, что же означает сам термин
«технология».
Технология –
это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле,
мастерстве, искусстве (толковый
словарь).
Определение «педагогическая технология»
- множество, но мы остановимся на определении
Бориса Тимофеевича
Лихачёва:
Педагогическая
технология -
это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих
специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов
обучения, воспитательных средств; она есть организационно -
методический инструментарий педагогического
процесса
Вообще, само слово «технология»
происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение.
Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе
означает учение о педагогическом искусстве,
мастерстве.
Сегодня насчитывается больше
сотни образовательных технологий, и мы можем взять, те
которые нам необходимы, которые приемлимы в нашей работе и
применимы для наших учащихся.
Вспомним основные критерии
технологии.
Основные требования (критерии)
педагогической технологии:
-
Концептуальность - опора на определенную научную
концепцию,
включающую философское, психологическое, дидактическое и
социально-педагогическое обоснование достижения образовательных
целей.
- логикой
процесса,
- взаимосвязью его
частей,
-
целостностью.
-
Управляемость
– возможность диагностического
целеполагания, планирования, проектирования процесса
обучения,
поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью
коррекции результатов.
-
Эффективность
– современные
педагогические технологии, существующие в конкретных условиях,
должны быть эффективными по результатам и
оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта
обучения.
-
Воспроизводимость
– возможность применения (повторения,
воспроизведения) образовательной технологии в образовательных
учреждениях, т.е. технология как педагогический
инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках
любого педагога,
использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и
личностных особенностей.
Структура образовательной
технологии
Структура образовательной технологии
состоит из трех частей:
-
Концептуальная
часть – это научная база
технологии,
т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее
фундамент.
-
Содержательная
часть – это общие, конкретные цели
и содержание учебного
материала.
-
Процессуальная
часть – совокупность форм и методов учебной
деятельности детей, и методов и форм работы педагога,
деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала,
диагностика обучающего процесса.
Таким образом,
очевидно: если некая система претендует на
роль технологии,
она должна соответствовать всем перечисленным выше
требованиям.
Описание (анализ)
педагогической технологии можно представить в следующей
структуре.
-
Идентификация
данной педагогической технологии в
соответствии с принятой систематизацией (классификационной
системой).
-
Название
технологии, отражающее основные качества, принципиальную
идею, существо применяемой системы обучения, наконец, основное
направление модернизации учебно-воспитательного
процесса.
-
Концептуальная
часть (краткое описание руководящих идей, гипотез,
принципов технологии, способствующее пониманию, трактовке ее
построения и функционирования)
-
целевые установки и
ориентации;
-
основные идеи и принципы
(основной используемый фактор развития,
научная концепция усвоения);
-
позиция ребенка в образовательном
процессе.
-
Особенности содержания
образования:
-
ориентация на личностные структуры
(ЗУН, СУД способы умственных действий, СУМ самоуправляющие
механизмы личности, СЭН сфера эстетических и нравственных качеств
личности, СДП действенно-практическая
сфера);
-
объем и характер содержания
образования;
-
дидактическая структура учебного плана,
материала, программ, формы
изложения.
5. Процессуальная
характеристика:
-
особенности методики, применения
методов и средств обучения;
-
мотивационная
характеристика;
-
организационные формы образовательного
процесса;
-
управление образовательным процессом
(диагностика, планирование, регламент,
коррекция);
-
категория учащихся, на которых
рассчитана технология.
6. Программно-методическое
обеспечение:
-
учебные планы и
программы;
-
учебные и методические
пособия;
-
дидактические
материалы;
-
наглядные технические средства
обучения;
-
диагностический
инструментарий.
7. Критерии оценки педагогической
технологии:
-
эффективность;
-
результативность.
-
Экспертиза педагогической
технологии является многоаспектной.
-
Концептуальная
часть рассматривается с позиции новизны
(инновационности), альтернативности, гуманизма и демократизма,
современности.
-
Содержание
образования в рамках технологии рассматривается с позиций
современных теорий общего среднего образования, принципов
системности, идей развивающего обучения и социального
заказа.
-
В процессуальной
характеристике прежде всего определяется целесообразность и
оптимальность отдельных элементов, комплексность всех методических
средств, управляемость, адекватность содержанию образования и
контингенту обучаемых.
-
Программно-методическое
обеспечение должно удовлетворять требованиям научности,
технологичности, достаточной полноты и реальности
осуществления.
-
Главным критерием
оценки педагогической технологии является ее
эффективность и результативность.
-
-
Выполнение этих
требований рассматривается в приложении к учителю, ученику и
общественно-родительскому контингенту лиц.
Педагогические
технологии классифицируются как:
-
Традиционные
технологии
-
Инновационные
технологии
Традиционная технология
обучения – это
объяснительно-иллюстративное обучение.
Главные методы данного обучения – объяснение в
сочетании с наглядностью, а виды деятельности учащихся – слушание и
запоминание.