Материалдар / Статья «Формирование гражданственности и патриотизма учащихся с нарушением слуха в современных условиях обучения»
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Статья «Формирование гражданственности и патриотизма учащихся с нарушением слуха в современных условиях обучения»

Материал туралы қысқаша түсінік
Патриотическое воспитание учащихся
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
30 Наурыз 2023
206
1 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Ветрова Надежда Михайловна, Республика Казахстан, г. Уральск, Областная специальная школа-интернат для детей с нарушением слуха


«Формирование гражданственности и патриотизма учащихся с нарушением слуха в современных условиях обучения»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

В условиях развития суверенного Казахстана особую актуальность приобретает проблема патриотического воспитания школьников. В настоящее время эта проблема активно обозначена во всех школах республики.

Цель гражданско-патриотического воспитания есть формирование гражданственности и патриотизма как интегративного качества личности. Особенно трудно выполнять поставленные цели и задачи у детей с нарушениями слуха. Это связано с рядом обстоятельств.

Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наша вина перед другими людьми, перед всей нашей страной, повторяем мы сегодня вслед великим педагогам.

Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности подрастающего поколения возрастает многократно. Опыт работы в школе для детей с проблемами слуха показывает, что в сложных современных условиях воспитывать у глухих и слабослышащих детей и подростков моральные качества, соответствующие достойному гражданину Родины, очень трудно. Дети с проблемами слуха испытывают трудности в восприятии информации, у них ограниченные представления о мире и своём месте в нём. Поэтому возникают трудности социализации и адаптации в слышащем обществе.

Содержание работы по патриотическому воспитанию в школе – интернате детей с нарушением слуха включает в себя следующие элементы:

  • культурно-историческое;

  • гражданско-правовое;

  • военно-патриотическое.

Культурно-историческое воспитание — это формирование у учащихся любви к своей «малой» Родине, родному краю, её замечательным людям. Вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы. Воспитание чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.

Гражданско-правовое воспитание — это изучение государственной системы РК, знание её Конституции, Гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина Казахстана. Формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам Казахстана, её суверенитету, независимости и целостности. Развитие культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм.

Формы работы: мероприятия по разъяснению и пропаганде государственных символов Республики Казахстан: классные часы, беседы, презентации. В рамках республиканской акции «Я - патриот», «Наш Флаг», «Наш гимн», «Наш Герб»; игра - путешествие «Символы Отечества»; конкурс сочинений «Процветай, мой Казахстан!»; конкурс рисунков и плакатов «Мир глазами детей»; «Моя Родина – Казахстан» викторина; проект «Я патриот своей страны»; фестиваль, посвященный Дню языков народов Казахстана: «Язык - душа народа», конкурс чтецов «Живи и процветай мой Казахстан!», конкурс сочинений на тему «Наша столица», экскурсии родительские собрания по во­просам патриотического воспитания, беседы, часы памяти, уроки мужества.  


Военно-патриотическое воспитание — это изучение истории Казахстана, знание боевых и трудовых подвигов казахстанцев в годы Великой Отечественной войны, сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с Ветеранами войны и труда. В этом году в Казахстане широко отмечаются две знаменательные даты это 25-летие Ассамблеи народа Казахстана, 75-летие Победы, что отражается в проводимой работе по гражданско- патриотическому воспитанию, которая включена в воспитательную систему нашей школы и является частью её образовательной среды, реализуется через интеграцию урочной и внеурочной деятельности. В нашей школе есть музей известной пулемётчице Казахстана Маншук Жиенгалиевне Маметовой, которая училась в здании нашей школы. Мы не забываем о наших ветеранах-учителях, которые у нас работали: Черныхаева Анастасия Фёдоровна и Котова Зоя Петровна. На каждый праздник мы вручаем им памятные подарки, ходим в гости с учащимися, устраиваем для них школьные концерты.

Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народами всех стран. В этом процессе велика роль подлинно народной многонациональной культуры, верной правде жизни. С этой целью в нашей стране была организована Ассамблея народа Казахстана, которая стремится к обеспечению межэтнического согласия в Республике Казахстан в процессе формирования казахстанской гражданской идентичности и конкурентоспособной нации на основе казахстанского патриотизма, гражданской и духовно-культурной общности народа Казахстана при консолидирующей роли казахского народа.

В рамках празднования юбилея Ассамблеи в школе проводятся конкурсы и выставки, мероприятия художественно-эстетического характера, наши учащиеся участвуют в общегородских мероприятиях. Основным видом работы в классе является беседа, классный час и эмоциональный рассказ учителя, подкрепляемый демонстрацией яркой иллюстраций. В ходе проводимых бесед, о различных традициях народов, проживающих в Казахстане, педагоги обогащают словарный запас учащихся с нарушением слуха, развивают познавательный интерес. Особое место в этих мероприятиях занимает формирование толерантного сознания, чувств единства, равенства, объединяющих народы Казахстана, культуры межнационального согласия.

В процессе преподавания гуманитарных предметов педагогами используются знания, приобретенные на внеклассных мероприятиях. Ребята узнают новые слова, работают с пословицами, поговорками, составляют не большие рассказы, пишут диктанты и изложения, расшифровывают ребусы и анаграммы, знакомятся со схемами и контурными картами города, совершают экскурсии по городу. Ребята не просто учат стихи к этой знаменательной дате, а готовят красочные презентации, которые представляют на конкурсе чтецов. Активно учащиеся принимают участие в школьных конкурсах плакатов между классами на различные темы связанные с патриотизмом.

  В нашей школе существует свои небольшой школьный музей, материалы для которого годами собирали педагогами и учащимися нашей школы. Изучение  краеведческого материала для музея  помогает учащимся самоутвердиться, активно развивать свои социальные интересы  и жизненные идеалы.  

В своей работе мы исходим из того, что ведущими ценностями патриотического воспитания учащихся на этапе построения гражданского общества является социальная справедливость, созидательная деятельность граждан страны по созданию духовных, материальных ценностей, чувство содружества народов с высоким интернациональным, толерантным сознанием. В реализации этого положения решающую роль играет социокультурное пространство школы, объединяющее различные формы воспитательного взаимодействия.

Работая с детьми в данном направлении, своей основной целью ставлю развитие у школьников гражданственности, патриотизма, т.е. формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни.

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.

Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.

В заключении хотелось бы отметить, формирование гражданско-патриотической позиции у неслышащих детей – процесс длительный и требующий неоднократного повторения, как теории, так и практики. Воспитание учащихся на традиционных ценностях отечественной культуры представляет собой целенаправленный процесс педагогической деятельности, которая предполагает формирование в единстве духовных, нравственных, моральных чувств, сознания и поведения на основе активной созидательно-творческой деятельности учащихся. Сущность данного процесса заключается в формировании уважительного и бережного отношения воспитанников к отечественной культуре. С учетом принципов патриотического воспитания определяется формирование ценностного отношения ко всему окружающему, что основывается на единстве чувственного, эстетического, патриотического, познавательного и созидательного аспектов, которые определяют задачи учебно-воспитательной работы в школе. Эффективность патриотического воспитания учащихся повышается при использовании взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга традиционных и нетрадиционных форм учебной и воспитательной работы.





Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!