Взаимодействие семьи и школы в процессе
обучения детей с особыми образовательными
потребностями.
Баймагамбетова Акмарал
Булатовна
Учитель-дефектолог
КГУ
«Рудненская специальная школа для детей с особыми образовательными
потребностями» Управления образования акимата Костанайской
области
Получение
образования детьми с особыми образовательными потребностями
является неотъемлемым условием их успешной социализации,
самореализации в различных видах профессиональной деятельности,
полноценной жизни в обществе.
Инклюзивное образование - это не только
реализация права ребенка на образование, но и изменение подходов к
работе всей образовательной системы, нацеленность ее на то, чтобы
все люди могли на равных участвовать в жизни
общества.
Важнейшую
роль в развитии инклюзивного образования играют
родители.
Осуществляя психолого-педагогическое
сопровождение детей с особыми образовательными потребностями,
инклюзивное образование данной категории детей невозможно без
активного взаимодействия с семьей ребенка. Развитие ребенка с ООП в
большой степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от
адекватного участия родителей в его физическом и нравственном
становлении, правильности воспитательных воздействий. Поэтому
технология сопровождения семьи становится необходимой составляющей
образовательной системы, позволяющей создавать условия для
полноценного развития детей с ООП.
Сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ООП
– это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных
ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования,
позволяющая формировать и реализовывать адекватные потребностям
ребенка стратегии воспитания, конструктивные родительские установки
и позиции по отношению к нему. При организации своевременного
сопровождения семьи повышаются шансы успешной адаптации детей с ООП
к жизни в обществе, происходит укрепление морального и
психологического климата в семьях. Для родителей, воспитывающих
детей с ООП, сотрудничество с педагогом расширяет представления о
собственной компетентности, придает уверенность в своих силах,
способствует пониманию, как своих возможностей, так и
компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе
обучения и воспитания, помогает родителю и ребенку адекватно
взаимодействовать друг с другом. Педагогам необходимо помнить, что
ни одна педагогическая система не может быть в полной мере
эффективной, если в ней не задействована семья. Вовлечение
родителей в образовательный процесс, их заинтересованное участие в
коррекционно-педагогической работе важны не потому, что этого хотят
педагоги, а потому, что это необходимо для развития ребенка.
Педагоги должны сделать родителей не просто союзниками, но и
грамотными помощниками на всех этапах
работы.
Эффективность психолого-педагогического
сопровождения прежде всего зависит от своевременной,
систематической помощи и единого подхода работников школы и
родителей. Так как школа работает в режиме школы полного дня,
специалисты сопровождения имеют возможность взаимодействовать с
детьми и родителями большее количество
времени.
Задачи,
которые стоят перед школой в работе с
семьей:
-
вовлечь
родителей в образовательный процесс в качестве активных его
участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с
детьми, организации совместной практической
деятельности;
-
содействовать изменению родительской позиции и
вооружение родителей позитивными способами
коммуникации;
-
способствовать формированию у родителей
воспитательной компетентности через расширение круга их
педагогических и дефектологических знаний и
представлений;
-
создать
условия для объединения родителей в сообщество, которое будет
способствовать расширению социального пространства
семей.
В школе
традиционно используются следующие формы взаимодействия с
родителями:
-
встречи,
знакомства с родителями;
-
анкетирование;
-
индивидуальные и групповые
консультации;
-
школа
молодых родителей;
-
мастер-класс для
родителей;
-
тематические папки с рекомендациями для
родителей;
-
информационные стенды;
-
страничка
логопеда, психолога для родителей на школьном интернет –
сайте;
-
школа
будущего первоклассника;
Данные
формы педагогического сопровождения родителей позволяют давать
необходимые знания и практическую помощь семьям, имеющим детей с
речевыми нарушениями, что даёт положительные результаты в
коррекционной работе, создаёт атмосферу доверия, поддержки и
взаимопонимания между детьми, родителями и педагогами. Получив
необходимые знания, родители начинают осознавать свою роль в
развитии и воспитании ребенка, нуждающегося в коррекционном
психолого-педагогическом воздействии наравне с
педагогами.
Многие
дети с ограниченными возможностями здоровья имеют речевые
нарушения. С детьми осуществляется совместная работа учителя –
логопеда и учителя в отношении преодоления дисграфии и дислексии.
Только через совместные усилия учителя – логопеда, учителя и
родителей можно добиться положительной динамики в преодолении
речевых нарушений.
В
заключение хотелось подчеркнуть, что все дети, несмотря на свои
физические, интеллектуальные, этнические, социальные и иные
особенности, должны быть включены в общую систему образования,
воспитываться вместе со своими сверстниками. Благодаря совместной
работе всех участников коррекционно-образовательного процесса
(учителя-логопеда, педагога- психолога, учителей и родителей)
возможно своевременно и качественно помочь детям преодолеть речевые
нарушения, овладеть программным материалом, сформировать
положительную мотивацию к учебной деятельности, освоить основные
способы социального взаимодействия.
Именно в
условиях партнерских отношений между участниками образовательного
процесса и родителями можно определить правильный маршрут
коррекционного воздействия для каждого ребенка с ограниченными
возможностями здоровья.
Таким
образом, семьям, воспитывающим детей с ООП, требуется
целенаправленная профессиональная помощь. В условиях
инклюзивного образования необходимо вести работу по формированию у
родителей активной жизненной позиции в преодолении сложностей
развития ребёнка и общении с ним; повышать правовую, педагогическую
компетентность родителей; организовывать совместную деятельность
школы и родителей по укреплению здоровья детей; способствовать
оптимизации отношений между семьей, воспитывающей ребенка с ООП и
социумом. Только продуктивное взаимодействие школы и семьи будет
способствовать восстановлению психофизического и социального
статуса ребенка с ООП, достижению им материальной
независимости и социальной адаптации.
Очень
важно понять: при создании инклюзивных школ, школ нового типа, дети
привыкают к тому, что мир – разнообразен, что люди в нем – разные,
что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение,
развитие.
Для
человека не существует более чудовищного наказания, чем быть
предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно
незамеченным.
Литература
1.
Посысоев Н.Н. Психолого-педагогическое сопровождение
семей,
имеющих
детей с ограниченными возможностями здоровья. –
Ярославль:
ГОАУ ЯО
ИРО, 2011. – 76 с.
2.
Научно-методический и практический журнал «Воспитание и
обучение
детей с
нарушениями развития». - 2015 год. - №4.
3. Зыкова Н. В. Взаимодействие семьи и школы
при обучении детей с ОВЗ в процессе инклюзивного образования //
Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 20.
— С. 35–38. — URL: http://e-koncept.ru/2016/56322.htm.