Материалдар / Статья на тему Взаимодействие семьи и школы в процессе обучения детей с особыми образовательными потребностями.
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Статья на тему Взаимодействие семьи и школы в процессе обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Материал туралы қысқаша түсінік
Взаимодействие семьи и школы в процессе обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
10 Наурыз 2023
191
2 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Взаимодействие семьи и школы в процессе обучения детей с особыми образовательными потребностями.


Баймагамбетова Акмарал Булатовна


Учитель-дефектолог

КГУ «Рудненская специальная школа для детей с особыми образовательными потребностями» Управления образования акимата Костанайской области


Получение образования детьми с особыми образовательными потребностями является неотъемлемым условием их успешной социализации, самореализации в различных видах профессиональной деятельности, полноценной жизни в обществе.

Инклюзивное образование - это не только реализация права ребенка на образование, но и изменение подходов к работе всей образовательной системы, нацеленность ее на то, чтобы все люди могли на равных участвовать в жизни общества.

Важнейшую роль в развитии инклюзивного образования играют родители.

Осуществляя психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями, инклюзивное образование данной категории детей невозможно без активного взаимодействия с семьей ребенка. Развитие ребенка с ООП в большой степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от адекватного участия родителей в его физическом и нравственном становлении, правильности воспитательных воздействий. Поэтому технология сопровождения семьи становится необходимой составляющей образовательной системы, позволяющей создавать условия для полноценного развития детей с ООП.

Сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ООП – это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования, позволяющая формировать и реализовывать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания, конструктивные родительские установки и позиции по отношению к нему. При организации своевременного сопровождения семьи повышаются шансы успешной адаптации детей с ООП к жизни в обществе, происходит укрепление морального и психологического климата в семьях. Для родителей, воспитывающих детей с ООП, сотрудничество с педагогом расширяет представления о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию, как своих возможностей, так и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания, помогает родителю и ребенку адекватно взаимодействовать друг с другом. Педагогам необходимо помнить, что ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Вовлечение родителей в образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогической работе важны не потому, что этого хотят педагоги, а потому, что это необходимо для развития ребенка. Педагоги должны сделать родителей не просто союзниками, но и грамотными помощниками на всех этапах работы.

Эффективность психолого-педагогического сопровождения прежде всего зависит от своевременной, систематической помощи и единого подхода работников школы и родителей. Так как школа работает в режиме школы полного дня, специалисты сопровождения имеют возможность взаимодействовать с детьми и родителями большее количество времени.

Задачи, которые стоят перед школой в работе с семьей:

  • вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной практической деятельности;

  • содействовать изменению родительской позиции и вооружение родителей позитивными способами коммуникации;

  • способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности через расширение круга их педагогических и дефектологических знаний и представлений;

  • создать условия для объединения родителей в сообщество, которое будет способствовать расширению социального пространства семей.

В школе традиционно используются следующие формы взаимодействия с родителями:

  • встречи, знакомства с родителями;

  • анкетирование;

  • индивидуальные и групповые консультации;

  • школа молодых родителей;

  • мастер-класс для родителей;

  • тематические папки с рекомендациями для родителей;

  • информационные стенды;

  • страничка логопеда, психолога для родителей на школьном интернет – сайте;

  • школа будущего первоклассника;

  • родительские собрания;

  • занятия – практикумы, тренинги;

  • совместные праздники детей и родителей.

Данные формы педагогического сопровождения родителей позволяют давать необходимые знания и практическую помощь семьям, имеющим детей с речевыми нарушениями, что даёт положительные результаты в коррекционной работе, создаёт атмосферу доверия, поддержки и взаимопонимания между детьми, родителями и педагогами. Получив необходимые знания, родители начинают осознавать свою роль в развитии и воспитании ребенка, нуждающегося в коррекционном психолого-педагогическом воздействии наравне с педагогами.

Многие дети с ограниченными возможностями здоровья имеют речевые нарушения. С детьми осуществляется совместная работа учителя – логопеда и учителя в отношении преодоления дисграфии и дислексии. Только через совместные усилия учителя – логопеда, учителя и родителей можно добиться положительной динамики в преодолении речевых нарушений.

В заключение хотелось подчеркнуть, что все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные, этнические, социальные и иные особенности, должны быть включены в общую систему образования, воспитываться вместе со своими сверстниками. Благодаря совместной работе всех участников коррекционно-образовательного процесса (учителя-логопеда, педагога- психолога, учителей и родителей) возможно своевременно и качественно помочь детям преодолеть речевые нарушения, овладеть программным материалом, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, освоить основные способы социального взаимодействия.

Именно в условиях партнерских отношений между участниками образовательного процесса и родителями можно определить правильный маршрут коррекционного воздействия для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, семьям, воспитывающим детей с ООП, требуется целенаправленная профессиональная помощь.  В условиях инклюзивного образования необходимо вести работу по формированию у родителей активной жизненной позиции в преодолении сложностей развития ребёнка и общении с ним; повышать правовую, педагогическую компетентность родителей; организовывать совместную деятельность школы и родителей по укреплению здоровья детей; способствовать оптимизации отношений между семьей, воспитывающей ребенка с ООП и социумом. Только продуктивное взаимодействие школы и семьи будет способствовать восстановлению психофизического и социального статуса ребенка с ООП, достижению  им материальной независимости и социальной адаптации.

Очень важно понять: при создании инклюзивных школ, школ нового типа, дети привыкают к тому, что мир – разнообразен, что люди в нем – разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие.

Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным.



Литература


1. Посысоев Н.Н. Психолого-педагогическое сопровождение семей,

имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. – Ярославль:

ГОАУ ЯО ИРО, 2011. – 76 с.


2. Научно-методический и практический журнал «Воспитание и обучение

детей с нарушениями развития». - 2015 год. - №4.


3. Зыкова Н. В. Взаимодействие семьи и школы при обучении детей с ОВЗ в процессе инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 20. — С. 35–38. — URL: http://e-koncept.ru/2016/56322.htm.




Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!