Материалдар / статья "ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ТЕМЕ «ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ» НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ "
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

статья "ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ТЕМЕ «ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ» НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ "

Материал туралы қысқаша түсінік
ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ТЕМЕ «ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ» НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
05 Қараша 2021
206
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

А.Ж.Исина


Проектирование учебных исследований по теме «Четырехугольники» на основе использования динамических моделей


Развитие компьютерных технологий подталкивает нас к более глубокому внедрению их в сферу образования, отходу от традиционных форм обучения и использованию инновационных педагогических технологий. Особый интерес представляют возможности компьютерных технологий в организации исследовательской деятельности учащихся.

Учебные исследования в данное время занимают особое место в обучении математике. К основным дидактическим функциям учебных исследований В. А. Далингер и Н. В. Толпекина [1] относят следующие функции:

- функцию открытия новых (неизвестных ученику) знаний ;

- функцию углубления изучаемых знаний (т. е. получение определений. Эквивалентных исходному; обобщение изученных теорем; нахождение различных доказательств изученных теорем и т. п.);

- функцию систематизации изученных знаний (т. е. установление отношений между понятиями; выявление взаимосвязей между теоремами; структурирование учебного материала и т. п.);

- функцию обучения учащихся способам деятельности.

В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают навыками наблюдения, экспериментирования, сопоставления и обобщения фактов, делают определенные выводы. Выделяют следующие этапы исследования (рис.1): 1) постановка проблемы; 2) выдвижение гипотезы; 3) проверка гипотезы; 4) вывод.

Shape2

Вывод

Доказательство (опровержение) гипотез

Выдвижение гипотез

Постановка проблемы

Shape1

Рис. 1. Структура учебного исследования






Современные компьютерные технологии дают новые возможности в организации исследовательской деятельности учащихся по геометрии. Использование динамических моделей в процессе обучения позволяет выдвигать гипотезы о свойствах заданной геометрической ситуации. При этом в ходе динамики модели характеристические свойства геометрической ситуации должны оставаться неизменными.

Выделим следующие виды учебных исследований по математике на основе динамических моделей- они связаны с предельной аналогией - с изменениями фигур [2]:

1) «открытие» математических фактов на основе наблюдений готовых динамических моделей;

2) самостоятельное создание динамических моделей с заданными характеристиками.

Для организации учебных исследований готовых динамических моделей учитель предварительно создает модель и инструкцию по выполнению исследовательской работы.

Учебное исследование по созданию динамических моделей состоит из двух этапов:

1) выявление и доказательство признака данной геометрической ситуаций;

2) реализация динамической модели на основе данного признака.

Рассмотрим реализацию такого исследования на примере параллелограмма. При этом за основу возьмем общепринятое определение параллелограмма: параллелограммом называется четырехугольник, у которого противолежащие стороны попарно параллельны.

Признак 1. Если в четырехугольнике противоположные стороны попарно равны, то этот четырехугольник – параллелограмм.

Дано: ABCD – четырехугольник, AB=CD, BC=AD (рис. 2).

Доказать: что ABCD – параллелограмм.

Доказательство:

ABC=∆CDA (по трем сторонам)

(по признаку параллельности прямых)

ABCD – параллелограмм (по определению) (рисунок 1)



Shape3

Рис. 2

D

A

B

C





Модель 1. Параллелограмм – четырехугольник, противоположные стороны которого попарно равны. Построение (рис. 3): отрезок AB, строим окружность 1 в центре в точке А, окружность 2 в центре в точке А, окружности 3, 4 в центре в точке C. Точка В – точка пересечения 2 и 3, а точка D – точка пересечения 1 и 4. ABCD – искомый параллелограмм.

Shape4

Рисунок 2.



Рассмотрим другой вариант создания динамической модели параллелограмма.

Литература:

  1. Далингер В. А., Толепкина Н. В. Организация и содержание поисково- исследовательской деятельности учащихся по математике: Учеб. пособие – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. – 263 с.

  2. Костюченко Р.Ю. Обучение учащихся предельной аналогии при

реализации внутри предметных связей школьного курса геометрии: дис. канд. пед. наук. - Омск, 2000. - 202 с.  



© А.Ж.Исина, 2021


Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!