Р ОЛЬ ХОРЕОГРАФИИ В
ТВОРЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ботвина О.М., заместитель директора по
ВР
ГККП «Усть-Каменогорское
объединение
детско-подростковых клубов
«Жігер»,
Отдела образования по городу
Усть-Каменогорску
управления образования Восточно-Казахстанской
области»
На
новом этапе развития социально-экономической сферы, культуры и
образования особую значимость приобретают вопросы
художественно-творческого развития подрастающего поколения в
условиях дополнительного образования. В обществе возрастает
потребность в высокоинтеллектуальных творческих личностях,
способных самостоятельно решать возникающие трудности, принимать
нестандартные решения и воплощать их в жизнь. Всё это требует
разработки новых методов воспитания подрастающего поколения и
влечёт за собой нетрадиционность подходов к художественному
воспитанию, как основе дальнейшего совершенствования личности.
Наибольший интерес в этом плане представляют дети младшего
школьного возраста, так как именно в этом возрасте закладывается
основа личности, происходит ориентация на развитие духовности,
самореализации, самовыражения и формируются мироощущения,
необходимые в последующей жизни. Хореографическое творчество
педагогов городского объединения детско-подростковых клубов
«Жігер»
является одним из средств всестороннего развития детей младшего
школьного возраста. Продуктивность художественного воспитания детей
средствами хореографии обусловлена синтезирующим характером
хореографии, которая объединяет в себе музыку, ритмику,
изобразительное искусство, театр и пластику
движений.
В
искусстве хореографии заложены многие формы художественного
воспитания детей. Именно хореографическое искусство успешнее всего
реализует развитие зрительных, слуховых и двигательных форм,
чувственного и эмоционального восприятия мира, снимает умственное
утомление и даёт дополнительный импульс для мыслительной
деятельности. Поэтому педагоги-хореографы детско-подростковых
клубов большое внимание уделяют формированию нравственных и
эмоциональных чувств ребёнка.
С
психологической точки зрения младший школьный возраст является
благоприятным периодом для развития творческих способностей. Потому
что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть
огромное желание познавать окружающий мир. И от того, насколько
были использованы эти возможности, во многом будет зависеть
творческий потенциал взрослого человека. Развитие творческой
активности детей и её влияние на их творческий рост проходит более
успешно, если деятельность педагога основывается:
-
на
уважении, эмпатическом понимании детей и умении использовать
игровую педагогическую технологию, как инструментарий развития
творческой активности ребёнка;
-
умении тонко и деликатно обращаться с младшими
детьми, следовать природе ребёнка, обеспечивать их свободное
развитие;
-
в
поощрении при развитии способности детей быть самостоятельными,
ответственными людьми;
-
в
воспитании стремления к свободе.
Творческое развитие в условиях дополнительного
образования тесно связано с творческим вдохновением и талантом
педагога.
Основой хореографии является танец – форма
организации танцевальных движений. Среди всех искусств, в единстве
с которыми развивается танец, музыка наиболее близка ему по
обобщенности, ассоциативности и структурным закономерностям. Но,
пластический, изобразительный язык танца всё же более конкретен,
как и зрим.
Опыт педагогов-хореографов объединения
детско-подростковых клубов «Жігер»,
работающих с детьми младшего школьного возраста, позволяет
утверждать, что развитие танцевальных движений на каждом возрастном
этапе происходит различно. В возрасте 6-8 лет дети уже сравнительно
хорошо управляют своими движениями. Их действия под музыку более
свободны, легки и четки. Они без особого труда используют
танцевальную импровизацию.
Ребята в этом возрасте произвольно владеют
навыками выразительного и ритмического движения. Развивается
слуховое внимание, более ярко проявляются индивидуальные
особенности детей. Они могут передать движениями разнообразный
характер музыки, динамику, темп, несложный ритмический рисунок,
изменять движения в связи со сменой частей музыкального
произведения со вступлением. Детям доступно овладение
разнообразными движениями (от ритмичного бега с высоким подъёмом
ноги и подскоков с ноги на ногу до шага польки, полуприседания и
т.д.). Творческая активность детей развивается постепенно путём
целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта,
активизации чувств, воображения и мышления. В этом возрасте эмоции,
вызванные музыкой, создают определённую двигательную активность,
задача педагога заключается в том, чтобы направить её в нужное
русло, подобрав для этого интересный и разнообразный
музыкально-танцевальный материал. В сочетании образного слова,
музыки и движения, развивается детское воображение, ребёнок точнее
передаёт характер музыкального произведения, движения становятся
свободными, исчезает скованность, появляется уверенность. Ещё одной
характеристикой танца, значение которой столь же велико при
обучении детей, как и предыдущих, является рисунок танца. Всякий
рисунок танца не существует сам по себе, он соотносится с лексикой
– движенческим строем хореографического произведения. Движения
танца – это своеобразные знаки, подобные звуку, слову, но
пластически значимые. Для того чтобы рисунок танца детей был чётким
и выполнялся ими без особого труда, необходимо многократное
выполнение одного и того же движения – упражнения. Занятия танцами
приобретают особую важность потому, что в младшем школьном возрасте
ребёнок обладает достаточно большим потенциалом в развитии
специальных способностей к восприятию танца и
музыки.
Детский возраст имеет богатейшие возможности для
развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с
течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как
можно эффективнее использовать их в младшем школьном
возрасте.
В
основу обучения детей младшего школьного возраста необходимо
положить игровое начало. Речь идёт о том, чтобы сделать игру
органичным компонентом занятия. Игра не должна являться наградой
или отдыхом после нелёгкой работы, скорее труд возникает на почве
игры, становится её смыслом и продолжением. Правильно подобранные и
организованные в процессе обучения танцы-игры способствуют умению
трудиться, вызывают интерес к занятию. Специфика обучения
хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Но
физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребёнка
воспитательного значения. Она обязательно должна быть совместима с
творчеством, с умственным трудом и эмоциональным
выражением.
Задача педагога – воспитать в детях стремление к
творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями,
пониманию прекрасного.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
-
Резерв успеха – творчество. Пер. с нем. Под ред.
Г.Нойнера, В.Калвейта, Х.Клейна. М.: Педагогика, 1989. – 152
с.
-
http://www.refcentr.ru/
-
Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поём, играем и
танцуем дома и в саду: Популярное пособие для родителей и
педагогов. Ярославль, «Академия развития», 1997
г.