РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ. ЦЕЛИ
ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СОВРЕМЕННОМ
ОБРАЗОВАНИИ
Учебный предмет в колледже, как известно, - это
приспособленная к изучению та или иная научная дисциплина или
область деятельности, (основу русского языка как учебного предмета
составляет наука о русском языке.
Она
многопрофильна: в нее входит современный русский язык, его история
и диалектология, смежные науки - графика, орфография и пунктуация.
В разные периоды развития отечественного образования состав
учебного предмета «Русский язык» менялся в зависимости от общих ее
целей и специальных целей изучения русского языка, от уровня
развития науки о русском языке и наук психолого-педагогического
цикла.
Русский язык как родной относится к числу
важнейших учебных предметов, составляющих вместе с другими учебными
дисциплинами основу общего образования выпускников. В отличие от
остальных учебных предметов русский язык как родной выполняет две
функции: он является, во-первых, предметом изучения и обучения ему
и, во-вторых, средством изучения всех остальных предметов. От
уровня его преподавания, следовательно, во многом зависят успехи
обучающихся в овладении как самим русским языком в качестве
средства общения во всех формах его применения, так и всеми
остальными учебными предметами.
Цели обучения - одна из основных категорий
методики, которая характеризует учебный предмет с точки зрения
причины его включения в учебный план. Эта категория исторически
изменчива.
В
разные периоды развития отечественной школы ставились разные цели
обучения русскому языку - узкие или широкие. Был период, когда
русский язык вообще не изучался (1923-1927), но цели работы по
языку формулировались. Цели того или иного учебного предмета, в том
числе русского языка, определяются следующими факторами: социальным
заказом; уровнем развития соответствующей науки (в данном случае
лингвистики); уровнем развития педагогики, детской психологии и
самой методики преподавания русского языка.
Лингвистическая наука достаточно полно описала
все уровни русского языка и все функционально-стилистические
разновидности русской речи. Это позволило поставить задачу изучения
языка во всех его основных проявлениях. Методика преподавания
русского языка, опираясь на достижения педагогики и детской
психологии, разработала систему изучения новых разделов науки о
языке, включенных в программу, и развития связной речи, создав тем
самым возможность реализации поставленных целей. Русский язык как
учебный предмет решает две группы задач: специальные (они вытекают
из его особенностей) и общепредметные (они реализуются всеми
учебными дисциплинами).
Скачано с
www.znanio.ru