Материалдар / Тема:Smart-технологии в преподовании иностранного языка           Шетел тілін оқытудағы smart-технологиялар           Smart -t
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Тема:Smart-технологии в преподовании иностранного языка           Шетел тілін оқытудағы smart-технологиялар           Smart -t

Материал туралы қысқаша түсінік
Тема:Smart-технологии в преподовании иностранного языка           Шетел тілін оқытудағы smart-технологиялар           Smart -technologies in teaching for English language Тема:Smart-технологии в преподовании иностранного языка           Шетел тілін оқытудағы smart-технологиялар           Smart -technologies in teaching for English language
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
16 Мамыр 2022
89
1 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ

КАЗАХСТАН

ВЫСШИЙ КАЗАХСКО-ТУРЕЦКИЙ ГУМАНИТАРНО ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ





СТАТЬЯ


Тема: ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

БАСТАУЫШ МЕКТЕПТЕГІ ГИПЕРАКТИВТІ БАЛАЛАРДЫ ОҚЫТУ ЕРЕКШЕЛІКТЕРІ

PECULIARITIES OF TRAINING HYPERACTIVE CHILDREN IN PRIMARY SCHOOL

ИСПОЛНИТЕЛЬ: МИРАМБЕК АЯУЛЫМ АЗАМАТҚЫЗЫ




ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье проводится анализ особенностей обучения гиперактивных младших школьников, рассматриваются вопросы профилактики и коррекции трудностей при обучении гиперактивных детей в начальной школе.


Аннотация. Мақалада кіші мектеп гиперактивті оқушыларды оқытудың ерекшеліктерінің аанализі оқыту барысындағы профилактика мен коррекциялық қиындықтар қарастырылады.


Annotation. The article analyzes the features in teaching of hyperactive pupils, discusses the prevention and correction of difficulties in teaching hyperactive children in primary school.


Ключевые слова: гиперактивность, синдром дефицита внимания, трудности в обучении, начальная школа.


Кілт сөздер: гиперактивті, назар жетіспеушілігі синдром, оқыту қиындықтары, бастауыш мектеп.


Keywords: hyperactivity disorder, attention deficit disorder, learning difficulties, primary school.


Введение. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) считается одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста, причем у мальчиков такие нарушения фиксируются значительно чаще, чем у девочек. С началом обучения в школе, появлением интеллектуальных нагрузок, норм и требований проблемы только усиливаются. Чрезмерная двигательная активность и невозможность сосредотачиваться длительное время на выполнении необходимого задания обращают на себя внимание педагогов уже в первые месяцы обучения.

Детей с СДВГ около 15–20%, пока нельзя считать ясными и хорошо изученными причины СДВГ.

Исследователи рассматривают различные причины его возникновения, считая, что, скорее всего, это компенсированное сочетание разных неблагоприятных факторов (патологии беременности и родов, тяжелых заболеваний и нарушений развития в первый год жизни, влияния экологии и т.п.).

Изложение основного материала статьи. Гиперактивность, или синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) в последней медицинской квалификации определен как нарушение психического здоровья. Основные симптомы СДВГ — нарушение внимания, гиперактивность, импульсивность.


Кіріспе. Кіші мектеп оқушыларының арасында назар жетіспеушілігі жиі кездесетін синдром болып табылады. Тәртіптің бұзылуы ер балаларда қыз балаларға қарағанда жиірек кездеседі. Оқу барысында, қиыншылықтар мен қысымның көп болуына байланысты мәселелер көбейеді.


Introduction. Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD) is considered one of the most common forms of behavioral disorders among primary school children, with boys having such disorders much more frequently than girls. With the beginning of schooling, the emergence of intellectual loads, norms and requirements, the problems only intensify. Excessive physical activity and the inability to concentrate for a long time on the fulfillment of the necessary task attract the attention of teachers already in the first months of training.


Children with ADHD are about 15–20%, while the causes of ADHD cannot be considered clear and well understood.


Researchers consider various causes of its occurrence, believing that, most likely, this is a compensated combination of various adverse factors (pathologies of pregnancy and childbirth, severe diseases and developmental disorders in the first year of life, environmental influences, etc.).


Presentation of the main material of the article. Hyperactivity, or Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD), is defined in the latest medical qualification as a mental health disorder. The main symptoms of ADHD are inattention, hyperactivity, and impulsivity.



Гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений, отмечаемых у таких детей. Основная же проблема связана с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля.

Поэтому подобные нарушения более точно классифицируют как «синдром дефицита внимания». При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Однако, вследствие характерной симптоматики гиперактивные дети испытывают проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, что приводит к формированию низкой самооценки, высокой степени тревожности.

В настоящее время существуют противоречия между возможностями гиперактивного ребенка, особенно на первых этапах обучения, и требованиями со стороны учителя. В первую очередь сама система обучения может быть психотравмирующей для гиперактивного ребенка, т.к. высокая потребность гиперактивного ребенка в движении противопоставлена малой подвижности на уроке, а часто и ограничению в движении на переменах. Монотония, отсутствие смены форм деятельности на уроке и в течение дня приводят к тому, что через 10-15 минут после начала урока гиперактивный ребенок уже не в состоянии спокойно сидеть за партой, это следствие утомления ребенка и как результат снижение функции контроля. Ребенок не может вести себя так, как требуют взрослые, в силу физиологических возможностей.


Hyperactivity acts as one of the manifestations of a whole complex of disorders observed in such children. The main problem is related to the lack of mechanisms of attention and inhibitory control.


Therefore, such disorders are more accurately classified as "attention deficit disorder". At the same time, the level of intellectual development in children does not depend on the degree of hyperactivity and may exceed the age norm. However, due to the characteristic symptoms, hyperactive children experience problems in relationships with others, learning difficulties, which leads to the formation of low self-esteem, a high degree of anxiety.


Currently, there are contradictions between the capabilities of a hyperactive child, especially in the early stages of education, and the requirements of the teacher. First of all, the education system itself can be traumatic for a hyperactive child, because. The hyperactive child's high need for movement is contrasted with low mobility in the classroom, and often with limited movement during breaks. Monotony, the lack of a change in the forms of activity in the lesson and during the day lead to the fact that 10-15 minutes after the start of the lesson, the hyperactive child is no longer able to sit quietly at the desk, this is a consequence of the child's fatigue and, as a result, a decrease in the control function. The child cannot behave as adults require, due to physiological capabilities



Традиционно взаимодействие учителя и ученика строится по схеме: вопрос «учителя» - ответ «ученика».

Невозможность терпеть и ждать толкает гиперактивного ребенка вперед, не дожидаясь очереди или специального разрешения учителя, он трясет руку, кричит с места, часто начинает отвечать, не выслушав до конца вопрос или задание. Если ребенку не позволяют ответить сразу, то его интерес пропадает. Удержать на чем-либо внимание, сосредоточиться таким детям чрезвычайно трудно. При выполнении домашних заданий внимание ребенка также рассеянно, он постоянно отвлекается. В результате домашнее задание выполняется плохо, отнимая массу времени.

Гиперактивному ребенку свойственно многоканальное восприятии. В то время как предъявление учебного материала - это чаще всего педагогический монолог, активно эксплуатирующий аудиальныесистемы и исполнительское поведение ребенка, тогда как гиперактивным детям нужны и другие опоры - визуальная, тактильная, двигательная.

Игровое пространство имеет важное значение для гиперактивных детей. Оно способствует снятию статичного напряжения, переключению на принципиально другие виды деятельности, позволяет восстановить работоспособность, а также улучшить отношения внутри классного коллектива. Поскольку чаще в школе пространство для игры не определено, то гиперактивный ребенок строит его там, где считает возможным, что не всегда уместно.

Гиперактивных детей отличает объективное нарушение регуляторных систем организма, как следствие трудность распределения собственного энергопотенциала, эмоциональная нестабильность. В связи с этим характерна быстрая утомляемость и истощаемость организма, проявляющаяся в снижении контроля, повышении подвижности, импульсивности, рассеянности. При неустойчивости внимания дети начинают допускать большое количество разнообразных, часто несистемных ошибок в выполнении заданий, не успевают уложиться в отведенное время, и, как следствие, получают наибольшее количество замечаний и отрицательных оценок со стороны учителя. Гиперактивные дети показывают нестабильные результаты в выполнении самостоятельных заданий по предметам (оценки от «двойки» до «пятерки»), во многом результат на уроке зависит от того, каким по счету был урок или как был организован.



Traditionally, the interaction between a teacher and a student is built according to the scheme: the question of the "teacher" - the answer of the "student".


The inability to endure and wait pushes the hyperactive child forward, without waiting for the turn or special permission of the teacher, he shakes his hand, shouts from his place, often begins to answer without listening to the end of the question or task. If the child is not allowed to respond immediately, then his interest is lost. It is extremely difficult for such children to keep attention on anything, to concentrate. When doing homework, the child's attention is also absent-minded, he is constantly distracted. As a result, homework is done poorly, taking up a lot of time.


A hyperactive child is characterized by multi-channel perception. While the presentation of educational material is most often a pedagogical monologue that actively exploits the auditory systems and performance behavior of the child, while hyperactive children also need other supports - visual, tactile, motor.


Play space is essential for hyperactive children. It contributes to the removal of static stress, switching to fundamentally different types of activities, allows you to restore working capacity, as well as improve relations within the class team. Since more often at school the space for play is not defined, the hyperactive child builds it where he considers it possible, which is not always appropriate.


Hyperactive children are distinguished by an objective violation of the regulatory systems of the body, as a result of the difficulty in distributing their own energy potential, emotional instability. In this regard, rapid fatigue and exhaustion of the body is characteristic, which manifests itself in a decrease in control, an increase in mobility, impulsivity, absent-mindedness. With unstable attention, children begin to make a large number of various, often non-systemic mistakes in completing tasks, do not have time to meet the allotted time, and, as a result, receive the greatest number of comments and negative assessments from the teacher. Hyperactive children show unstable results in the performance of independent tasks in subjects (grades from “two” to “five”), in many respects the result in the lesson depends on how the lesson was or how it was organized.



Неконструктивные способы поведения закрепляются, если образовательная среда нечувствительна к особенностям гиперактивных детей. Неудачливость может стать «жизненным кредо» гиперактивного ребенка: неудачлив в учебе, неудачлив в отношениях со сверстниками, учителями, неудачлив дома и т. п.

Трудности в социальной адаптации могут вызвать соматические проблемы. Девиантное поведение у гиперактивных детей встречаются гораздо чаще, чем в среднем. Чувство вины при ослабленном самоуважении - невротическим. Эти дети склонны отвергать учителей, родителей, но и в среде сверстников они чаще всего не пользуются популярностью. В психологической характеристике подростка с историей гиперактивности основные черты - отсутствие самоуважения, низкая самооценка, сопровождающаяся болезненным самооправданием, высокая частота девиантного поведения, проблемы идентификации.

Не все дети, относящиеся к этой группе, действительно демонстрируют гиперактивное поведение.

Бывает и совсем наоборот: дети ведут себя спокойно и производят впечатление, скорее, апатичных. Хотя они и не обращают на себя внимания своей гиперактивностью, но у них есть все остальные симптомы: нарушения концентрации внимания, асоциальное поведение, они грубы и вспыльчивы, внешне производят впечатление неспособных, плохо успевающих, социально изолированных и часто депрессивных. Эта другая форма чаще встречается у девочек, но ее реже относят к формам отклонений, нуждающихся в лечении.

Психологами разработаны три основных направления работы учителя начальных классов с гиперактивными детьми:

• развитие психических функций, отстающих у таких детей - внимания, двигательного контроля, контроля поведения;

• отработка конкретных навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

• работа с гневом.

Коррекционная работа должна проходить постепенно, начиная с какой-то одной отдельной функции.

Это связано с тем, что гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать учителя, спокойно сидеть и сдерживать свою импульсивность. Например, пытаемся развивать внимание, а после того, как ребенок научился концентрировать и переключать внимание, можно переходить к тренировке двигательного контроля. Когда в процессе занятий достигаются устойчивые положительные результаты, можно переходить к тренировке одновременно двух функций. Это может быть, например, дефицит внимания и контроль поведения. И только позже вводить упражнения, развивающие все три функции одновременно.

Начинать работать с гиперактивными детьми надо, по возможности, индивидуально, в крайнем случае малыми группами, и только потом постепенно вводить их в большие группы. Это связано с тем, что индивидуальные особенности мешают таким детям сосредоточиться, если рядом много сверстников.

Кроме того, сами занятия должны проходить в эмоционально привлекательной для детей форме, например, игровой.

Основные направления в работе с гиперактивными детьми:

  1. Повышение учебной мотивации: применение системы поощрения, использование нетрадиционных форм работы (например, возможности выбрать поделку, которую дети будут изготовливать на уроке), обучение учениками 3-4-х классов более младших школьников (старшие дети "работают" инструкторами, такие занятия нравятся и старшим, и младшим).

Non-constructive ways of behavior are reinforced if the educational environment is insensitive to the characteristics of hyperactive children. Failure can become the “life credo” of a hyperactive child: unsuccessful in school, unsuccessful in relationships with peers, teachers, unsuccessful at home, etc.


Difficulties in social adaptation can cause somatic problems. Deviant behavior in hyperactive children is much more common than average. Feelings of guilt with weakened self-esteem - neurotic. These children tend to reject teachers and parents, but they are most often not popular among their peers either. In the psychological characteristics of a teenager with a history of hyperactivity, the main features are a lack of self-esteem, low self-esteem, accompanied by painful self-justification, a high frequency of deviant behavior, identification problems.


Not all children in this group actually exhibit hyperactive behavior.


It happens quite the opposite: children behave calmly and give the impression of rather apathetic. Although they do not draw attention to themselves with their hyperactivity, they have all the other symptoms: impaired concentration, antisocial behavior, they are rude and quick-tempered, they appear outwardly incapable, poorly performing, socially isolated and often depressed. This other form is more common in girls, but it is less often classified as a form of abnormality that needs treatment.


Psychologists have developed three main areas of work for primary school teachers with hyperactive children:


• development of mental functions lagging behind in such children - attention, motor control, behavior control;


• development of specific skills of interaction with peers and adults;


• work with anger.


Corrective work should take place gradually, starting with one particular function.


This is due to the fact that a hyperactive child cannot physically listen to the teacher carefully for a long time, sit quietly and restrain his impulsiveness. For example, we are trying to develop attention, and after the child has learned to concentrate and switch attention, we can move on to training motor control. When stable positive results are achieved in the process of training, you can proceed to training two functions at the same time. This may be, for example, attention deficit and behavior control. And only later introduce exercises that develop all three functions at the same time.


It is necessary to start working with hyperactive children, if possible, individually, in extreme cases in small groups, and only then gradually introduce them into large groups. This is due to the fact that individual characteristics prevent such children from concentrating if there are many peers nearby.


In addition, the classes themselves should be held in an emotionally attractive form for children, for example, a game.


The main directions in working with hyperactive children:


1. Increasing learning motivation: the use of an incentive system, the use of non-traditional forms of work (for example, the opportunity to choose crafts that children will make in the lesson), teaching younger students by students in grades 3-4 (older children "work" as instructors, such classes both older and younger like it.



2. Организация учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся:

• смена видов деятельности в зависимости от утомляемости ребенка;

• реализация двигательной потребности ребенка (выполнение поручений учителя; требующих двигательной активности: раздать бумагу, стереть с доски, показать на доске указкой этапы работы);

• понижение требований к аккуратности на первых этапах обучения;

• выполнение упражнений на релаксацию и снятие мышечных зажимов (массаж кистей рук, пальчиковая гимнастика и другие);

• инструкции учителя должны быть четкими и немногословными;

• избегание категорических запретов.

Желательно, чтобы учителя принимали во внимание специфику нарушений у детей с гиперактивным поведением и дефицитом внимания. Такой ребенок непреднамеренно мешает вести урок, он с трудом может регулировать свое поведение, его постоянно что-то отвлекает, он всегда более возбужден, чем другие дети.

Морализаторство и уговоры не могут помочь гиперактивному ребенку справиться с собой: постоянные одергивания лишь раздражают, наказания, наложение «штрафов» не оказывают воспитательного воздействия, скорее - наоборот. Более всего страдают при этом родители, и проблема только разрастается, переносится из школы в семью. Разговор с родителями учитель обязательно должен начинать, рассказав что-нибудь позитивное о ребенке, и только потом переходить к обсуждению возникших трудностей.

Гиперактивным детям нравятся педагоги, которые излучают авторитет, не будучи авторитарными, которые в меру строги, но и понимают шутку, которые никого не разоблачают, но зато помогают в учебе, лучше всего в форме подсказок. Ребенку с нарушением внимания помогают такие педагогические приемы, как подача четких сигналов, спокойное обращение, постоянное стимулирование не столько достижениявысоких результатов, сколько готовности прилагать усилия и быть прилежным. Об изменении учебной ситуации ребенок должен узнать своевременно, чтобы суметь приготовиться к этому.

Для ученика надо выбирать такое место в классе, где меньше отвлекающих моментов. Лучше ему сидеть одному, но эта мера не должна иметь вид наказания. Не стоит также постоянно пересаживать учащегося с места на место. Чем четче правила, действующие на уроке, тем легче приходится ребенку с нарушенным вниманием.

Особое значение следует придавать подготовке учебных пособий и материалов: чем понятнее, систематичнее, структурированнее учебные материалы, тем лучше сможет учиться гиперактивный ребенок.

Желательно также, чтобы обучение было направлено на достижение прочной автоматизации основных навыков, не следует перегружать ребенка множеством детальных знаний, надо учить его учиться.

Гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в начале урока, чем в конце.

Интересно, что ребенок, работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой. Нагрузка ребенка должна соответствовать его возможностям.

Гиперактивный ребенок не в состоянии поддерживать активное внимание в течение такого длительного отрезка времени как продолжительность школьного урока 40-45 минут. Ему будет легче, если урок разделить на короткие периоды. Например, после выполнения 2-3 заданий, можно поиграть с детьми в какую-либо игру, провести физкультминутку или сделать гимнастику для пальцев.

Психологи заметили: чем более эмоционален, экспрессивен и театрален педагог, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребенка, которого влечет все интересное, неожиданное и новое.

Необычность поведения педагога меняет психологический настрой ребенка, помогает переключить его внимание на нужный предмет.

В процессе обучения, особенно на первых порах, гиперактивному ребенку очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в начале работы педагог может понизить требовательность к аккуратности. Это позволит сформировать у ребенка чувство успеха, а как следствие - повысить учебную мотивацию. Детям необходимо получать удовольствие от выполнения задания, у них должна повышаться самооценка.

Выводы. Интересным и важным является то, что люди гиперкинетического склада ума часто способны обогатить жизнь окружающих: от них, с их детской восторженностью, непосредственностью, оригинальными способами решения проблем, исходит некий жизненный импульс. Необычные формы поведения, иная структура восприятия окружающего мира, склонность к фантазированию часто выгодно отличают их от сверстников, которые рядом с этими искрящимися натурами кажутся старичками.

Однако при отсутствии помощи, жизнь ребенка с гиперактивным поведением может превратиться в мучение и непрерывную цепь лишений и унижений. И только в том случае, если учителя, родители и психологи объединят свои усилия, может быть оказана действенная помощь в социализации этих детей, они могут реализовать себя, найдя свой путь к лучшей, более яркой и наполненной жизни.










Литература:

Қолданылған әдебиеттер:

Literature:

1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. - М.:

Медпрактика, 2012. - 128 с.

2. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребёнок или все о гиперактивных детях. - М.:

Издательство института Психотерапии, 2012. - 98 с.

3. Брязгунов И.П., Кучма В.Р. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза). - М., 2014. - 51 с.

578тг - Сатып алу
Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!