Материалдар / Влияние логопедической ритмики на музыкальное развитие и коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Влияние логопедической ритмики на музыкальное развитие и коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Материал туралы қысқаша түсінік
Логоритмика – это система музыкально - двигательных, рече-двигательных, музыкально - речевых заданий и упражнений, она основана на использовании связи слова, музыки и движения и способствует развитию коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей детей с нарушением речи и содействует устранению речевого нарушения и в конечном итоге - социальной реабилитации детей.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
04 Маусым 2021
327
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

В лияние логопедической ритмики на музыкальное развитие и коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Дворцевая Оксана Григорьевна

Музыкальный руководитель высшей категории

КГКП «Санаторный ясли - сад № 49 города Павлодара»

kristina.dvorcev@mail.ru



С каждым годом увеличивается количество детей с речевыми расстройствами, для устранения которых требуется комплексное воздействие логопедов и музыкальных руководителей. В своей работе мы решили адаптировать модель логоритмики к традиционной программе музыкального воспитания дошкольников, дополнив тем самым содержание традиционной методики работы с детьми.

Логоритмика – это система музыкально - двигательных, рече-двигательных, музыкально - речевых заданий и упражнений, она основана на использовании связи слова, музыки и движения и способствует развитию коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей детей с нарушением речи и содействует устранению речевого нарушения и в конечном итоге - социальной реабилитации детей.

Недостатки ритмического развития корректируются, поэтому вводить элементы логоритмики в занятия можно начиная со среднего дошкольного возраста. В работе использован дифференцированный подход к средствам логоритмики.

Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств.

Музыкально – ритмический слух формируется, прежде всего, в музыкально – ритмических движениях, поэтому в работе большое внимание уделяется освещению вопроса развития двигательных навыков дошкольников средствами логоритмики.

Музыка является могучим средством в решении коррекционных, воспитательных, развивающих задач. Организация последовательной, систематической работы на музыкальных занятиях в детском саду над решением задач музыкального воспитания в сочетании с решением коррекционных, является в наше время актуальной проблемой.

Процитируем слова президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. из его послания «Казахстан 2030» о приоритетах нашей работы в сфере образования: «Как и во всем мире, Казахстану необходимо переходить на новые методы дошкольного образования.

Поскольку именно в раннем детском возрасте закладывается основа всего багажа знаний и навыков, которыми человек будет владеть в будущем, необходимо обеспечить доступную для всех систему дошкольного образования.

Учитывая данные рекомендации, мы на практике решили использовать средства логоритмики для развития музыкально-ритмического слуха дошкольников

Объектом рассмотрения выступает процесс коррекции речевых нарушений у детей путём дифференцированного использования средств логоритмики на музыкальных занятиях в детском саду.

Предметом исследования данной работы является логоритмика, как система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых упражнений для коррекции речи и двигательной сферы у детей дошкольного возраста.

Цель – нашей работы заключается в разработке и апробации инновационной модели, логопедической ритмики, обеспечивающей повышение эффективности комплексной коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза:

Мы предполагаем, что дифференцированное использование на музыкальных занятиях в детском саду логоритмики, развивает у дошкольников музыкально – ритмический слух, обеспечивает формирование двигательной сферы в целом, а также повышает эффективность коррекционного воздействия на восприятие и воспроизведение детьми ритмической структуры речи.

Использование средств логоритмики на музыкальных занятиях.

Средствами логопедической ритмики являются: ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; счетные упражнения; речевые упражнения без музыкального сопровождения; упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра; упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; ритмические упражнения; пение; упражнения в игре на музыкальных инструментах; самостоятельная музыкальная деятельность людей с речевыми нарушениями; игровая деятельность; упражнения для развития творческой инициативы; заключительные упражнения.

Основной принцип построения всех перечисленных видов работы – тесная связь движения с музыкой. Музыка, с ее огромным эмоциональным влиянием, богатством выразительных средств, позволяет бесконечно разнообразить приемы движения и характер упражнений.

Следующий принцип использования логоритмических средств предполагает обязательное включение в них речевого материала. Слово может быть введено в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировок на заданную тему, команды водящего в подвижных играх, указания ведущего (режиссера) сценария и т.п. Введение слова позволяет создавать целый ряд упражнений, построенных не на музыкальном ритме, а на стихотворном, который способствует ритмичности движений.

Средства логопедической ритмики можно представить как систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности людей с речевой патологией.

Через движение под музыку ребёнок ярче и эмоциональнее воспринимает музыку, закрепляет знания о средствах музыкальной выразительности. Планируя работу по логоритмике, необходимо тщательно отбирать репертуар, способствующий развитию двигательных навыков детей, формированию музыкального вкуса, расширению кругозора, пополняющий музыкальный багаж ребёнка высокохудожественными произведениями, обогащающий словарный запас и знания о музыке.

Вывод:

Таким образом, практическая значимость логоритмики заключается в правильном подборе эффективной коррекционной методики обучения и воспитания детей средствами движения, музыки и слова, воздействующая на моторику и речь.

Основная цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы. В соответствии с целью определяются коррекционные, образовательные и воспитательные задачи логоритмики. Все перечисленные задачи логоритмики решаются в единстве теории и практики и в соответствии с принципами образования: системность, последовательность, доступность, преемственность

Основные требования к проведению логоритмических занятий

Под влиянием регулярных упражнений, у детей происходила положительная перестройка двигательной, дыхательной, сенсорной речедвигательной и других систем.

Необходимыми условиями работы на логоритмике является создание доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых. Благодаря музыкальному сопровождению игр-инсценировок, танцев, пению песен, у детей осуществляется желание подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия. Использование на занятии сказочных персонажей, атрибутов сюжетно-ролевых игр стимулирует активность детей к речевым и другим видам деятельности.

Все упражнения проводились по принципу подражания. Речевой материал заранее не изучался. Во время занятия отдавалось предпочтение «кругу»: дети стоят или сидят вместе с педагогом в кругу, что позволяет детям хорошо видеть педагога, двигаться и проговаривать речевой материал вместе с ним.

Наглядность изучаемого материала обеспечивалась использованием на занятии атрибутов сказочных персонажей, масок зверей, декораций, детских игрушек, предметов быта и музыкальных инструментов. При разучивании движений важным требованием является практический показ движений взрослым для того, чтобы ребенок конкретно представил движение, пережил правильные двигательные ощущения и почувствовал желание воспроизвести эти движения

Предлагаемые нами основные направления логоритмического воздействия на детей с общим недоразвитием речи, мы строили с учетом следующих принципов.

Принципы построения программы:

  1. Соответствие возрастным, психофизиологическим и речевым возможностям дошкольников.

  2. Системность и постепенное усложнение материала: музыкального, двигательного, речевого.

  3. Комплексное воздействие на сохранные анализаторные системы ребенка.

  4. Соответствие лексического материала к сезонным изменениям в природе.

На логоритмических занятиях используются общедидактические наглядные, словесные и практические методы.

Занимаясь воспитанием и обучением детей дошкольного возраста, в нашем арсенале имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.

Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей.

Необходимо применять наглядный материал по лексическим темам (иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки). Кроме традиционных приёмов коррекционного воздействия мы используем и нетрадиционные формы. В коррекционно-развивающей работе используем природный, бросовый, рукотворный материал – это шишки, грецкие орехи, фасоль, горох, пуговицы, шнуровки. Используя различные по размеру, материалу изготовления и фактуре мячики, шарики, стимулируют пальчиковую моторику и вырабатывают силу рук.


Список использованной литературы:

  1. Александрова Н.Г. Ритмическое воспитание. – М., 1924.

  2. Блум Б. Таксономия Образовательных Целей. – Сфера Познания.1956

  3. Волкова Г.А. Программа курса Логопедическая ритмика Программы для студентов факультета коррекционной педагогики (специализация Логопедия). – СПб., 1996. – 184 с.

  4. Воронина Г.В., Майснер А.Ш. Логоритмика на музыкальных занятиях. – Изд. Справочник музыкального руководителя №9 2014г. – 96 с.

  5. Гринер В.А. (в соавторстве с Самойленко Н.С.) Логопедическая ритмика для дошкольников. – М., 1958. – 341 с.

  6. Жак-Далькроз Э., Ритм – М.: Классика-XXI, 2001. – 248 с.Овчинникова Т.С. Логопедические распевки Книга + аудиопособие – Изд.: Каро, 2009. – 34 с.



Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!