В лияние логопедической
ритмики на музыкальное развитие и коррекцию речевых нарушений у
детей дошкольного
возраста
Дворцевая Оксана
Григорьевна
Музыкальный руководитель высшей
категории
КГКП «Санаторный ясли - сад № 49 города
Павлодара»
kristina.dvorcev@mail.ru
С
каждым годом увеличивается количество детей с речевыми
расстройствами, для устранения которых требуется комплексное
воздействие логопедов и музыкальных руководителей. В своей работе
мы решили адаптировать модель
логоритмики к традиционной программе музыкального воспитания
дошкольников, дополнив тем самым содержание традиционной методики
работы с детьми.
Логоритмика –
это
система музыкально - двигательных,
рече-двигательных, музыкально - речевых заданий и
упражнений, она основана на использовании
связи слова, музыки и
движения и
способствует развитию коррекции двигательной сферы, сенсорных
способностей детей с нарушением речи и содействует устранению
речевого нарушения и в конечном итоге - социальной реабилитации
детей.
Недостатки ритмического развития корректируются,
поэтому вводить элементы логоритмики в занятия можно начиная со
среднего дошкольного возраста. В работе
использован дифференцированный
подход к средствам
логоритмики.
Своевременное овладение правильной, чистой речью
способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию
мышления, коммуникативных
качеств.
Музыкально – ритмический слух
формируется, прежде всего,
в музыкально – ритмических
движениях, поэтому в работе большое внимание уделяется освещению
вопроса развития двигательных навыков дошкольников средствами
логоритмики.
Музыка является могучим средством в решении
коррекционных, воспитательных, развивающих задач. Организация
последовательной, систематической работы на музыкальных занятиях в
детском саду над решением задач музыкального воспитания в сочетании
с решением коррекционных, является в наше
время актуальной
проблемой.
Процитируем
слова президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. из его
послания «Казахстан 2030» о приоритетах нашей работы в сфере образования:
«Как и во всем мире, Казахстану
необходимо переходить на новые методы дошкольного
образования.
Поскольку именно в раннем детском возрасте
закладывается основа всего багажа знаний и навыков, которыми
человек будет владеть в будущем, необходимо обеспечить доступную
для всех систему дошкольного
образования.
Учитывая данные рекомендации, мы на практике
решили использовать средства логоритмики для развития
музыкально-ритмического слуха
дошкольников
Объектом
рассмотрения выступает процесс коррекции речевых
нарушений у детей путём дифференцированного использования средств
логоритмики на музыкальных занятиях в детском
саду.
Предметом
исследования данной работы является логоритмика,
как система музыкально-двигательных, речедвигательных и
музыкально-речевых упражнений для коррекции речи и двигательной
сферы у детей дошкольного
возраста.
Цель
–
нашей работы заключается в разработке и
апробации инновационной модели, логопедической ритмики,
обеспечивающей повышение эффективности комплексной коррекционной
работы по преодолению общего недоразвития речи у детей младшего
дошкольного
возраста.
Гипотеза:
Мы
предполагаем, что дифференцированное использование на музыкальных
занятиях в детском саду логоритмики, развивает у дошкольников
музыкально – ритмический слух, обеспечивает формирование
двигательной сферы в целом, а также повышает эффективность
коррекционного воздействия на восприятие и воспроизведение детьми
ритмической структуры
речи.
Использование средств логоритмики на
музыкальных занятиях.
Средствами логопедической ритмики являются:
ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на
развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие
мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; счетные
упражнения; речевые упражнения без музыкального сопровождения;
упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра;
упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; ритмические
упражнения; пение; упражнения в игре на музыкальных инструментах;
самостоятельная музыкальная деятельность людей с речевыми
нарушениями; игровая деятельность; упражнения для развития
творческой инициативы; заключительные
упражнения.
Основной принцип построения
всех перечисленных видов работы – тесная связь движения с музыкой.
Музыка, с ее огромным эмоциональным влиянием, богатством
выразительных средств, позволяет бесконечно разнообразить приемы
движения и характер упражнений.
Следующий принцип
использования логоритмических средств предполагает обязательное
включение в них речевого материала. Слово может быть введено в
самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов,
драматизации с пением, инсценировок на заданную тему, команды
водящего в подвижных играх, указания ведущего (режиссера) сценария
и т.п. Введение слова позволяет создавать целый ряд упражнений,
построенных не на музыкальном ритме, а на стихотворном, который
способствует ритмичности движений.
Средства логопедической
ритмики можно представить как систему постепенно усложняющихся
ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и
заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной
и речевой деятельности людей с речевой
патологией.
Через движение под музыку ребёнок ярче и
эмоциональнее воспринимает музыку, закрепляет знания о средствах
музыкальной выразительности. Планируя работу по логоритмике,
необходимо тщательно отбирать репертуар, способствующий развитию
двигательных навыков детей, формированию музыкального вкуса,
расширению кругозора, пополняющий музыкальный багаж ребёнка
высокохудожественными произведениями, обогащающий словарный запас и
знания о музыке.
Вывод:
Таким образом, практическая значимость
логоритмики заключается в правильном подборе
эффективной коррекционной методики обучения и воспитания детей
средствами движения, музыки и слова, воздействующая на моторику и
речь.
Основная цель логоритмики
– преодоление речевого нарушения путём развития и
коррекции двигательной сферы. В соответствии с целью
определяются коррекционные, образовательные и
воспитательные задачи логоритмики. Все перечисленные задачи логоритмики
решаются в единстве теории и
практики и в соответствии с принципами
образования: системность, последовательность, доступность,
преемственность
Основные требования к проведению логоритмических
занятий
Под
влиянием регулярных упражнений, у детей происходила положительная
перестройка двигательной, дыхательной, сенсорной речедвигательной и
других систем.
Необходимыми условиями работы на логоритмике
является создание доброжелательной, эмоционально насыщенной
атмосферы совместного творчества детей и взрослых. Благодаря
музыкальному сопровождению игр-инсценировок, танцев, пению песен, у
детей осуществляется желание подражать взрослому и активно
участвовать в процессе занятия. Использование на занятии сказочных
персонажей, атрибутов сюжетно-ролевых игр стимулирует активность
детей к речевым и другим видам
деятельности.
Все
упражнения проводились по принципу подражания. Речевой материал
заранее не изучался. Во время занятия отдавалось предпочтение
«кругу»: дети стоят или сидят вместе с педагогом в кругу, что
позволяет детям хорошо видеть педагога, двигаться и проговаривать
речевой материал вместе с
ним.
Наглядность изучаемого материала обеспечивалась
использованием на занятии атрибутов сказочных персонажей, масок
зверей, декораций, детских игрушек, предметов быта и музыкальных
инструментов. При разучивании движений важным требованием является
практический показ движений взрослым для того, чтобы ребенок
конкретно представил движение, пережил правильные двигательные
ощущения и почувствовал желание воспроизвести эти
движения
Предлагаемые нами основные направления
логоритмического воздействия на детей с общим недоразвитием речи,
мы строили с учетом следующих
принципов.
Принципы построения
программы:
-
Соответствие возрастным, психофизиологическим и
речевым возможностям
дошкольников.
-
Системность и постепенное усложнение материала:
музыкального, двигательного,
речевого.
-
Комплексное воздействие на сохранные
анализаторные системы
ребенка.
-
Соответствие лексического материала к сезонным
изменениям в природе.
На
логоритмических занятиях используются общедидактические наглядные,
словесные и практические
методы.
Занимаясь воспитанием и обучением детей
дошкольного возраста, в нашем арсенале имеется обширный
практический материал, применение которого способствует
эффективному речевому развитию
ребенка.
Главный принцип достижения эффективности в работе
– индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его возрастных,
психофизиологических и речевых
возможностей.
Необходимо применять наглядный материал по
лексическим темам (иллюстрации, элементы костюмов, игрушки,
картинки). Кроме традиционных приёмов коррекционного воздействия мы
используем и нетрадиционные формы. В коррекционно-развивающей
работе используем природный, бросовый, рукотворный материал – это
шишки, грецкие орехи, фасоль, горох, пуговицы, шнуровки. Используя
различные по размеру, материалу изготовления и фактуре мячики,
шарики, стимулируют пальчиковую моторику и вырабатывают силу
рук.
Список
использованной литературы:
-
Александрова Н.Г. Ритмическое воспитание. –
М., 1924.
-
Блум Б. Таксономия
Образовательных Целей. – Сфера
Познания.1956
-
Волкова Г.А. Программа курса
Логопедическая ритмика Программы для студентов факультета
коррекционной педагогики (специализация Логопедия). – СПб., 1996. –
184 с.
-
-
Гринер В.А. (в
соавторстве с Самойленко Н.С.) Логопедическая ритмика для
дошкольников. – М., 1958. – 341 с.
-
Жак-Далькроз Э., Ритм – М.: Классика-XXI, 2001. –
248 с.Овчинникова Т.С. Логопедические распевки Книга +
аудиопособие – Изд.: Каро, 2009. – 34
с.