Материалдар / Возрастные и психологические особенности как условие успешного профессионального самоопределения старшеклассников
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Возрастные и психологические особенности как условие успешного профессионального самоопределения старшеклассников

Материал туралы қысқаша түсінік
Старший школьный возраст характеризуется кризисными проявлениями в процессе личностного развития школьника, описываемого комплексом разнообразных специфических изменений. Старшеклассники настоящего времени – это учащиеся, имеющие возможности для интеллектуального развития и рассматриваются как важнейший интеллектуальный потенциал страны.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
26 Ақпан 2021
309
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Возрастные и психологические особенности как условие успешного профессионального самоопределения старшеклассников

Подготовила Мансурова Е.В.

Г..Петропавловск СКО

школа-сад № 24




Старший школьный возраст характеризуется кризисными проявлениями в процессе личностного развития школьника, описываемого комплексом разнообразных специфических изменений. Старшеклассники настоящего времени – это учащиеся, имеющие возможности для интеллектуального развития и рассматриваются как важнейший интеллектуальный потенциал страны.

А.Н. Леонтьевым данный возраст рассматривается как этап гражданского формирования обучающегося, его социального самоопределения, активной общественной деятельности, развития нравственных качеств [11, с. 157].

Новообразованием в структуре личности в указанный возрастной период становится самосознание, основанного на развивающейся способности и оценивании.

По утверждению Г.С. Абрамовой, личность старшеклассника подвергается качественным изменениям: развивается рефлексия, изменяется содержание самооценки, формируется чувство взрослости. Развитие рефлексии отличается высокой склонностью к самонаблюдению. Формируется самосознание, рассматриваемое как важнейшая область психологии школьника [12, с. 217].

Самосознание показывается в чувстве взрослости, показываемое в собственных поведенческих реакциях, мировоззрении, умении давать оценку и ее отстаивать, что во многих случаях способствует возникновению конфликтных ситуаций [12, с. 217].

Л.С. Выготский считает, становление человека как индивида и личности происходит на основе материалистического взаимодействия двух самостоятельных, но непосредственно связанных друг с другом этапов развития: натурального и социального [13, с. 217].

Эта же специфика показана в работах Б.Г. Ананьева, обращавшего внимание на периоды и очередность развития самосознания. Он рассматривает человека как субъекта труда, общения и познания, комплекс свойств, формирующих структуру личности как субъекта деятельности [6].

В этом возрасте идет формирование «Я-концепции», рассматриваемой как комплекс приводимых в согласование представлений о себе. Данному процессу присуще сильное аффективное переживание. Внимание акцентируется на эмоциональном компоненте самооценки ученика. Р. Бернс полагает, в ходе развития, самооценка детерминируется проводимым анализом собственных переживаний, обусловливаемых разнообразными стимулами [14, с. 349].

В понимании И.С. Кон, что первоначально старшеклассники, рассматривая свое внутреннее состояние, убеждаются, что они уникальны и неповторимы. Приходя к такому выводу, старшеклассники начинают испытывать чувство одиночества. Взрослея, знание самого себя стабилизируется, и формирует – «Я-концепцию» [9, с. 93].

По утверждению Э. Эриксона, основная задача данного возрастного периода заключена в нахождении личностной идентичности, представленной в виде самотождественности, истинности, полноценности [15].

Ее становление проходит через развитие идеального «Я», отождествления себя с некоторой группой или личностями, посредством выстраивания структуры ценностей. Профессиональная идентичность есть возможность развития идеального «Я».

Старшеклассники стремятся к новизне, просматривается потребность в получении новых ощущений и знаний, определяющие развитие любознательности, умения переключаться с одной деятельности на другую.

Эмоциональная сфера старших школьников отличается повышенной чувствительностью. Л.Ф. Обухова говорит о типичных чертах старшеклассников, показываемых в раздражительности и возбудимости, эмоциональной неустойчивости. Эмоциональная сфера школьников характеризуется глубиной и силой, которые ориентированы на внешность, относящейся к области психосексуального развития ученика [16, с. 112].

Старшеклассники характеризуются повышенным уровнем чувствительности, стремятся к конкретизации, персонификации идеала, чтобы разрешить собственные жизненные задачи, определяемые поиском своего «Я». Идеальная «Я-концепция» формируется посредством подражанию образу важного взрослого.

Познавательная сфера старшеклассника также претерпевает существенные изменения. По мнению В.Ю. Дунаева, учебная деятельность, представленная как процесс усваивания знаний и способов их использования, содействует устанавливанию прочных связей между уже имеющимися и получаемыми знаниями, осознанному контролю своим мышлением и управления ею [17, с. 52].

П.И. Вайнцвайг считает, в этом возрасте формируются умения самостоятельного выдвижения гипотез и критического их оценивания, самостоятельной деятельности в обучении [10, с. 68].

По утверждению Л.Ф. Обуховой, учащиеся осознанно применяют приемы рационального запоминания и логического распределения учебного материала. В рассматриваемом возрастном периоде формируются предпосылки для регуляции поведения. Произвольная память характеризуется произвольностью [16, с. 114].

Е.Т. Соколова, В.В. Столин считают, развитие самосознание описывается высокой критичностью и самокритичностью, выражаемое в высоких требованиях к себе и к взрослым, желании не скрывать свои недостатки. Превалируют качества, имеющие значение для взаимодействия со сверстниками. Завышается самооценка, школьник преувеличивает свои умственные возможности, стремится к анализированию своего характера и чувств [19, с. 237].

Н.И. Ренвальд считает, идет установление довольно глубокой связи между профессиональными и учебными интересами. У школьника выбор профессии детерминирует развитие учебных интересов, меняется отношение к учебе [20, с. 94].

В классификации Е.А. Климова этапы профессионального развития сопоставляются с этапами становления личности. Исследователь выделил 10 стадий развития субъекта труда, и старший школьный возраст относится к четвертой стадии – «оптации», подразумевающий выбор будущей трудовой деятельности [8].

Этап оптации - это время подготовки к жизни, к труду, осознанного и ответственного планирования, выбора профессии. Е.А. Климов акцентирует внимание на том, что данный этап является предварительным перед взрослостью, к формированию профессионала. Основным содержанием этой деятельности является построение жизненных планов, выдвижение основных целей, а также определение основных средств их достижения, особенности осознания себя, личных качеств и собственного места в системе деловых взаимоотношений [8, с.53].

Н. С. Пряжников связывает профессиональное самоопределение с «поиском и нахождением личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также – нахождением смысла в самом процессе самоопределения». Н. С. Пряжников полагает, что если человек не совершил выбор профессии самостоятельно, то он не может считаться истинным субъектом самоопределения [10].

Иными словами, профессиональное самоопределение не ограничивается выбором профессии, а продолжается и в течение трудовой деятельности человека.

Н.С. Пряжников выделяет стадии профессионального самоопределения:

- профессиональное обучение, необходимое для осваивания выбранной профессии после окончания школы;

- профессиональная адаптация личности, предполагающая становление индивидуального стиля деятельности;

- самореализация в труде, означающая реализацию ожиданий, которые связаны с профессиональной деятельностью [10].

Е. А. Климов определяет восемь основных типов факторов, которые влияют на профессиональное самоопределение старшеклассника:

1. Взгляды родителей или лиц, их заменяющих.

2. Мнение ровесников.

3. Суждение учителей, классного руководителя, психолога.

4. Складывающиеся к окончанию школы личные профессиональные планы учащегося (включая и случай их полной неопределенности, отсутствия).

5. Способности, умения, достигнутый уровень развития старшеклассника как субъекта деятельности, рассматриваемого как звено и основа для становления его будущей профессиональной пригодности.

6. Уровень притязаний старшеклассника на общественное признание. Недооценивание, переоценивание собственных возможностей, сниженные или повышенные притязания – важнейшие регуляторы и выбора профессии, и адаптирования к профессиональной общности, и взаимоотношений с важными людьми.

7. Информированность.

8. Выбор тех или иных видов деятельности [8].

По нашему мнению, к указанным факторам можно причислить воздействие СМИ и Интернета на профессиональный выбор старшеклассника. На человека в современное время, с самого детства, захлестывает информационный поток. Взрослея ребенок, все чаще прибегает к помощи различных интернет – источников, зачастую школьнику трудно отфильтровывать и ориентироваться во всем разнообразии имеющейся в Интернете информации. На данное время имеется огромное число сайтов, ориентированных на помощь старшекласснику в профессиональном самоопределении. Тем не менее, от того, насколько самостоятельно он выбирает после прочитывания информацию на таких сайтах, зависит от подачи материала, его реалистичности, валидности.

Рассмотрим теперь факторы профессионального самоопределения, которые можно назвать внутренними. Мы бы хотели дополнить приведенный ранее список Климова такими факторами, как: статус профессиональной идентичности, профессиональная готовность и профессиональная направленность, а также личностные особенности и черты характера. Особое место в формировании профессионального самоопределения играет профессиональная идентичность учащихся.

О профессиональной идентичности в психологии стали упоминать недавно. Одним из авторов, изучающих этот вопрос, является А. А. Азбель. На основе модели Дж. Марсиа она выделила модель статусов профессиональной идентичности у старшеклассников. В качестве оснований выделения статусов профессиональной идентичности она взяла два параметра:

- наличие или отсутствие кризиса профессионального выбора;

- наличие самостоятельного и осознанного принятия учебно-профессиональных планов, целей и убеждений [22].

В соответствии с этими параметрами автором было выделено четыре статуса профессиональной идентичности:

1. Статус диффузной профессиональной идентичности старшеклассника. Характерно отсутствие прочных профессиональных целей и планов. Старшеклассник не думает о выборе профессии и не полагает, что должен об этом думать.

2. Статус предрешенной профессиональной идентичности. Характеризуется формальностью выбора, отсутствием у старшеклассника внутренней убежденности в верности выбора. Этот статус характерен для школьников, родители которых уже определили будущий путь для своего ребенка.

3. Статус моратория. При моратории старшеклассник испытывает кризис профессионального выбора и активно стремится его разрешить, рассматривая различные альтернативные выборы профессионального развития.

4. Статус достигнутой профессиональной идентичности. Этим статусом обладают старшеклассники, которые прошли через кризис профессионального выбора и самостоятельно сформировали некоторую общность знаний о себе и о своих ближних профессиональных целях, сделали осознанный выбор профессиональных учебных заведений [22].

По мнению А. А. Азбель, адекватными для старшего школьного возраста являются статусы моратория и профессиональной идентичности. Также, по ее мнению, формирование профессиональной идентичности – многоступенчатый процесс, и достижение статуса достигнутой профессиональной идентичности происходит по мере смены одного статуса другим, т.е. человек проходит определенные стадии от диффузной идентичности через мораторий к достигнутой идентичности [22].

На наш взгляд, статус предрешенной профессиональной идентичности в какой-то мере стоит особняком от остальных в предполагаемой динамике, т.к. в каких-то случаях родители не принимают участия в профессиональном выборе ребенка, а иногда при авторитарном выборе родителей ребенок так и не задумывается, чего он хочет. Поэтому мы предполагаем, что через статус предрешенной идентичности проходят не все школьники. Согласно проведенному А. А. Азбель исследованию, в старшем школьном возрасте с 9 по 11 класс происходит переход от стадии моратория к стадии сформированной профессиональной идентичности [22].

Таким образом, профессиональное самоопределение охватывает весь жизненный путь человека.

Каждая профессия, по мнению С.В. Долматовой, требует от человека не только определенных специальных и общих знаний и умений, но и конкретных способностей и черт характера, личностных качеств, хорошего знания рынка профессий [23].

Следовательно, считает Г.В. Резапкина, содержание профессионального самоопределения должно обязательно включать в себя следующие три основные составляющие: самопознание, саморазвитие и самооценивание [24].

Основными составляющими процесса профессионального самоопределения на этапе выбора профессии у старшеклассников являются:

- получение знания о себе (образ «Я»);

- знания о мире профессионального труда (анализ профессиональной деятельности);

- соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности.

Таким образом, профессиональное самоопределение старшеклассников рассматривается как процесс выстраивания отношений с окружающим миром, главной целью которого становится самореализация в контексте социально экономических отношений. Подобным образом, как личность имеет желание к налаживанию отношений с обществом посредством саморазвития и усваивания социальных норм и процессов, так и общество стремится к облегчению процесса включения личности в сформированную систему отношений.











Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!