Материалдар / Учебник "Русский язык и литература" 6 класс Часть вторая Издательство "Атамұра" 2018 год.
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Учебник "Русский язык и литература" 6 класс Часть вторая Издательство "Атамұра" 2018 год.

Материал туралы қысқаша түсінік
Предлагаю скачать Учебник "Русский язык и литература" 5 класс Часть вторая Издательство "Атамұра" 2018 год.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
12 Мамыр 2020
386
1 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

У.А. Жанпейс, А.Т. Есетова, Н.А. Озекбаева, А.А. Ерболатова

Учебник для 6 класса общеобразовательной школы
с нерусским языком обучения

Рекомендовано Министерством образования и науки
Республики Казахстан

Алматы «Атамұра» 2018

1–3475

УДК 373.167.1
ББК 81.2 Рус-922
Р 88
Учебник подготовлен в соответствии с Типовой учебной
программой обновлённого содержания по предмету
«Русский язык и литература» для 5–9 классов уровня
основного среднего образования (с нерусским языком обучения),
утверждённой Министерством образования и науки РК.

Условные обозначения:


– возьмите на заметку



– материал для самостоятельных наблюдений



– задания 1-го уровня (знание, понимание)



– задания 2-го уровня (применение)



– задания 3-го уровня (создание, оценивание)



– специальные и ситуативные задания по развитию связной речи



– работа в парах, группах



– учимся самостоятельно



– лингвистическая игра

день – сделать фонетический разбор слова
дождливая2 – сделать морфемный разбор слова (разобрать слово по составу)
сердце3 – сделать морфологический разбор слова
Приветствие – первое правило этикета.4 – сделать синтаксический разбор
предложения
1



Русский язык и литература: Учебник для 6 класса общеобразователь­Р 88 ной школы с нерусским языком обучения. В 2-х частях. Часть 2/

У.А. Жанпейс, А.Т. Есетова, Н.А. Озекбаева, А.А. Ерболатова. – ­Алматы:

«Атамұра», 2018. – 208 с.


ISBN 978-601-331-140-1




Часть 2. – 2018. – 208 с.
ISBN 978-601-331-141-8

ISBN 978-601-331-141-8 (2 часть)
ISBN 978-601-331-140-1

© Жанпейс У.А., Есетова А.Т.,
Озекбаева Н.А., Ерболатова А.А., 2018
© «Атамұра», 2018

Дорогие шестиклассники!
Вы открыли новый учебник «Русский язык и литература» и теперь
отправитесь в путешествие по просторам лингвистики (lingua – язык) –
науки о языке и литературы – искусства слова.
Русский язык поможет вам познать радость общения между людьми
разных национальностей, прочитать в подлиннике замечательные произведения русской классической и современной художественной литературы, приобщиться к шедеврам мировой культуры.
В жизни вы общаетесь со сверстниками и взрослыми не только на
родном, но и на русском языке как языке межнационального общения в
нашей стране. Поэтому вы должны уметь грамотно выражать свои мысли
на русском языке и правильно понимать чужие. Надеемся, что в этом вам
поможет наш учебник.
Уроки русского языка и литературы – особые уроки: это не только
глубокое изучение языка как системы, его структуры и функционирования, но и постижение художественного мира, определение отдельных
стилевых приёмов авторов, усвоение особенностей произведений различных жанров.
Художественную литературу называют искусством слова, потому что
литературные произведения созданы из слов, которые способны передать
необыкновенную красоту мира; рассказать о человеке, о той обстановке,
в которой он живёт; о его мыслях и чувствах; раскрыть особенности его
характера, объяснить его поступки и действия.
Вы познакомитесь с героями произведений русских писателей-фантастов А.Р. Беляева, К. Булычёва; читая стихи Г. Тукая, К.Д. Бальмонта,
И.А. Бунина, И.С. Тургенева, убедитесь, что любовь к Родине невозможна без любви к своему языку; окажетесь в мире сказок: встретитесь со
Снежной королевой, Ер Тостиком, Страшилой, Железным Дровосеком,
Трусливым Львом.
Внимание к языку художественных произведений позволит вам лучше овладеть русским языком. Прислушайтесь к совету К.Г. Паустовского: «Читайте не торопясь… запоминая, обдумывая, представляя себя в
гуще тех событий и той обстановки, какими наполнена книга, делая себя
как бы их непосредственным свидетелем и даже участником».
Учиться говорить и писать, по словам академика Д.С. Лихачёва, нужно всё время.
Желаем вам успехов!
Авторы
3

Контент-план

урока

Тема урока

Грамматическая тема/
литературоведческие
термины

Страницы
учебника

V. Древние и современные цивилизации
45

История означает «исследова- Наречие как часть речи
ние»

6

46

Что такое цивилизация?

Смысловые группы наречий

10

47

Первыми были шумеры

Морфологический разбор
наречия

15

48

Египет означает «тайна»

Служебные части речи.
Предлог

18

49

Античная цивилизация

Производ­ные и непроизвод­
ные предлоги. Морфологический разбор предлога

23

50

Древнекитайская цивилизация Союз как часть речи.
Сочинительные союзы

28

51

Загадочная и великая цивили- Подчинительные союзы
зация

33

52–53 Как служебное слово может изменить смысл предложения?
54
Особые слова для выражения
чувств
55–56 К. Булычёв. «Сто лет тому вперёд»
57
Мифы об Атлантиде

Частица как часть речи

38

Междометие как часть речи

45

Частицы

49

Предлоги. Союзы
58–59 А.Р. Беляев. «Последний чело- Сравнение. Описание
век из Атлантиды»

61
66

VI. Язык и общение

4

60

Бывают ли у слов родственни- Словообразование
ки?
имён существительных

76

61

Строители слов

Словообразование
имён прилагательных

80

62

Словесные «раскопки»

Словообразование глаголов

84

63

Г. Тукай.
«Родной язык»

Однокоренные слова.
Местоимение

89

64

К.Д. Бальмонт. «Язык, великолепный наш язык...»

Суффиксальный способ
образования прилагательных

92

65

«Лишь слову жизнь дана...»

Классика

96

66

М. Макатаев. «Три счастья»

Многозначные слова. Прямое
и переносное значение слова.

101

VII. Герои и антигерои: реальность и выдуманные истории
67

Казахская народная сказка
«Ер Тостик»

68–69 Г.Х. Андерсен. «Снежная королева»
70
Л.Ф. Баум. «Удивительный
волшебник из страны Оз»
71–72 Б.Н. Полевой. «Повесть о настоящем человеке»

Волшебная сказка. Зачин

104

Междометие

109

Правописание собственных
имён существительных

119

Тематическая группа слов

123

VIII. Планеты и спутники
73–74 Астрономия – наука
о Вселенной
75–76 Солнечная система: наши соседи
77–78 «Длинноволосая звезда»
79–81 Мифы о Луне и Солнце
82–83 Международный день Земли

Словосочетание. Главное и зависимое слово.

130

Виды словосочетаний

136

Разбор словосочетания

139

Миф

143

Тема, микротема

150

IX. Человек и мир техники
84–85 Великие изобретатели

Прямая и косвенная речь

157

86–87 Н.Н Носов. «Телефон»
88–89 М. Гелприн. «Свеча горела»

Глаголы речи

162

Герой произведения

169

90–91 Добрые помощники

Повторение изученного материала

176

Повторение изученного материала

181

Повторение изученного материала

183

92

Роботы

93–94 Умные вещи
Ваш помощник

190

Словарь фразеологизмов

194

Итоговый тест по литературе

198

Интерактивные задания

207

5

V. Древние и современные цивилизации

45

История означает «исследование»

Cегодня на уроке вы:
® узнаете о наречии как самостоятельной и неизменяемой части
речи;
® научитесь определять наречия в тексте; ставить к ним вопросы и
употреблять в речи.

Ознакомьтесь с ключевыми словами. Как вы думаете, о чём пойдёт
речь на уроке?

История, археология, время, Геродот, наука, прошлое.
Читаем и пишем
1

Прочитайте. О чём вы узнали? Из какого языка заимствовано слово история? На какие вопросы отвечают выделенные слова? Найдите предложение, в котором выражена основная мысль.

История – очень древнее слово. В переводе с греческого языка
означает «исследование», «рассказ о событиях». Почти две с половиной тысячи лет прошло с тех пор, как Геродот впервые познакомил людей со своим научным трудом «История». Таким образом,
Геродот стал первым учителем-историком, и мы не случайно называем его «отцом истории».
История учит нас справедливости, помогает по-новому взглянуть на окружающий мир.
(Из энциклопедии «Чудо-книга»)
6

2

Прочитайте. Найдите и выпишите слова, которые отвечают на вопрос к а к?.

Слово «история» для многих звучит сухо и скучно. На самом деле история – очень интересная нау­
ка. Важно хорошо знать своё прошлое. Это обязательно поможет нам понять настоящее.

наречие
үстеу

Наречие – самостоятельная часть речи, которая
обозначает признак действия, если сочетается с глаголом (правильно произносить, громко разговаривать); признак признака, если сочетается с прилагательным или другим наречием (очень интересный,
очень красиво); признак предмета, если сочетается с
существительным (чтение вслух).
Наречия отвечают на вопросы где? куда? зач е м? как? ког д а? с ка кой целью? и др.
Наречия не изменяются.
В предложении наречия обычно являются обстоятельствами: Исторический музей находится
недалеко от нашей школы.
3 Спишите пословицы, вставляя пропущенные буквы в окончаниях глаголов.
Объясните выбор гласной. Обозначьте наречия как члены предложения.
В каких ситуациях можно использовать данные пословицы?

1) Мягко стел…т, да жёстко спать. 2) Кто труд люб…т, долго
спать не буд…т. 3) Легко подружиться, тяжело разлучиться. 4) Кто
поздно встаёт, у того хлеба не достаёт. 5) Плохо медлить, но и спешить не следу…т.
4

Выпишите в три ряда словосочетания с наречиями, относящимися к:
1) глаголам, 2) существительным и прилагательным; 3) наречиям. Переведите их на родной язык.

Очень красивый; очень аккуратный; яйцо всмятку; читать выразительно; рассказывать интересно; сказать назло; очень любопытный; очень близко; ехать далеко; сидеть справа; увидеть издали; очень медленно; дом напротив; уехал вчера; слишком долго;
встретил сегодня.
7

Учимся применять правило!
Рассуждаю так: (приедет) завтра – слово завтра
обозначает признак действия по времени: к о г д а? –
завтра; слово завтра не изменяется, значит, слово
завтра – наречие.

5

Выпишите словосочетания с наречиями. Поставьте к ним вопросы. Составьте распространённые предложения с любыми двумя словосочетаниями.

Письменный разбор, разобрать письменно; устный ответ, ответить устно; добросовестная работа, работать добросовестно; ранний
уход, уходить рано; дружеская беседа, беседовать дружески; весёлый разговор, разговаривать весело; искреннее удивление, удивляться искренне; современная одежда, одеваться современно; уверенный шаг, шагать уверенно; быстрый бег, бежать быстро.
6

Составьте различные словосочетания с указанными наречиями. Докажите,
что наречия не изменяются, т. е. не склоняются, не спрягаются, не имеют
окончаний.

1) к а к ? к а к и м о б р а з о м ?: громко, весело, шёпотом, вдвоём.
2 ) г д е ? куда? откуда?: далеко, справа, внизу, наверху, издали.
3) к о г д а ? к а к д о л г о ?: давно, рано, сегодня, зимой, ночью.
4) п о ч е м у ? о т ч е г о ?: сгоряча, поневоле.
5) з а ч е м ? д л я ч е г о ?: назло, нарочно.
7

Прочитайте. О чём вы узнали из текста?

Что такое археология?

Археология – это наука, которая знакомит нас с жизнью людей,
обитавших очень давно на Земле. Работа археологов чётко делится
на две части. Первая часть – это проведение раскопок на месте древних поселений. Эта работа должна выполняться медленно и аккуратно, чтобы случайно не повредить откопанные предметы. Записи
о ходе раскопок обязательно заносятся в специальный дневник.4
8

Вторая часть – это очень тщательное изучение найденных предметов и составление их подробного описания, необходимого для
того, чтобы информация стала доступной каждому, кто серьёзно
интересуется историей.
(Из энциклопедии «Чудо-книга»)

Работа в группах.

1

2

1. Определите тему текста и подберите к нему свой заголовок.

1. Сформулируйте и запишите
ос­нов­ную мысль текста.

2. Укажите количество наречий в
1-м абзаце.

2. Укажите количество наречий
во 2-м абзаце.

3. Выпишите из 1-го абзаца наречия и поставьте к ним вопросы.

3. Выпишите из 2-го абзаца наречия и поставьте к ним вопросы.

Поговорим, поспорим
Послушайте краткое эссе ученицы на тему «Зачем нужна история?». Поделитесь своим мнением. Какие наречия употреблены в
эссе?

Зачем нам нужен такой предмет, как история, почему её всегда
изучают в школе? Мы хорошо знаем, что есть прошлое, что у нас
есть корни. В наследство от предков мы получили очень богатую
культуру.
Мобильные телефоны, автомашины, книги, моральные принципы, по которым сейчас живут люди, – это всё наше историческое
наследство. История помогает нам узнать, что всё это появилось не
сразу.
История расширяет кругозор человека.
8 Укажите верные ответы.

1) Наречие – үстеу.
2) Далеко, справа, очень, обязательно – это наречия.
9

3) Наречия изменяются.
4) Наречия не изменяются, не имеют окончаний.
5) В предложении наречия обычно бывают определениями.
9 Напишите эссе на тему «Нужно ли знать историю?».



Составьте синквейн к слову история.

46

Что такое цивилизация?

Cегодня на уроке вы:
® познакомитесь с основными смысловыми группами наречий;
® научитесь различать виды наречий и употреблять их; применять правило слитного и раздельного написания не с наречиями;
анализировать текст с использованием памяток.

Слово цивилизация заимствовано из латинского языка (civilis –
«гражданский») и означает «восхождение к городской культуре»,
ведь civilis связано со словом civitas – «город», «город-государство». Как вы понимаете значение этого слова?

Читаем и обсуждаем
1

Прочитайте словарную статью из «Словаря русского языка» С.И. Ожегова.
Совпало ли ваше понимание этого слова с данным его толкованием?

Цивилизfция, -и. ж. 1. Ступень общественного развития и материальной культуры, характерных для той или иной общественно-политической формации. Античная цивилизация. 2. ед. Современная мировая культура.
10

Читаем и пишем
2 Подберите к данным наречиям подходящие по смыслу глаголы. Поставьте
к ним вопросы. Составьте с любыми тремя наречиями различные по цели
высказывания предложения.

1) Наречия образа действия:
хорошо, плохо, по-дружески, повесеннему, вдруг, по-русски, быстро,
медленно.

Образ действия:

2) Наречия места: там, налево,
прямо, везде, сюда, здесь, далеко,
справа, внизу, вниз, наверху, вверх,
издали, близко.

Место:

3) Наречия времени: давно, рано,
сегодня, накануне, весной, ночью,
допоздна, никогда, тогда, всегда,
сейчас, утром, теперь.

Время:

3

Составьте и запишите распространённые предложения с наречиями меры
и степени. Подчеркните их как члены
предложения.

Очень, немного, чересчур, совсем,
еле, вдвое, слишком, пополам.

как?
каким образом?

где? куда?
откуда?

когда?
с каких пор?
до каких пор?
Мера и степень:
сколько?
во сколько?
на сколько?
в какой степени?

4

Распределите в два ряда словосочетания с наречиями причины и цели.
Составьте предложения с любыми двумя наречиями.

Сделать нарочно, обидеть сгоряча, не разобрать сослепу, сказать
поневоле, поступить назло, приготовить специально.

в какой мере?
Причина:
п о ч е м у? о тч е г о ?
Цель:
з ач е м ? с како й це л ь ю ?
11

Как перечислить пять дней по порядку, не называя при этом ни
числа, ни названия дня? Какие наречия времени помогут вам в
этом? Что было «завтра», а будет «вчера»?

Не с наречиями на -о и -е пишется слитно:
1) если слово без не- не употребляется; 2) если наречие с не- может быть заменено синонимом без неили близким по значению выражением.
Нелепо (не употр.). Поступил нехорошо (плохо).
Не с наречиями на -о и -е пишется раздельно:
1) если в предложении есть противопоставление с союзом а; 2) если к наречию относятся слова далеко
не, вовсе не, совсем не, ничуть не, нисколько не, никогда не.
Не далеко, а близко. Нисколько не страшно.
Не по-дружески (не на -о и -е).

5

Заполните таблицу, распределяя наречия по смысловым группам. Составьте три предложения с любыми наречиями, иллюстрируя каждое из трёх
положений правила.

Время

Место

Направление

когда?

где?

куда? откуда?

недавно

недалеко

вперёд

(Не)далеко, (не)давно, (не)вежливо, (не)брежно, вперёд, вверх,
вверху, вчера, скоро, рядом, здесь, вниз, назад, давным-давно, наверху, сюда, вблизи, завтра, издалека, сверху, вдали, вечером, позже, потом, снизу, утром, влево, слева, раньше, вправо.
12

Учимся применять правило!
Рассуждаю так:
1. (Не)брежно. Пишу слитно, так как слово без не
не употребляется.
2. (Не)далеко живу. Пишу недалеко слитно, так
как это слово можно заменить синонимом близко.
В этом слове не- – приставка.
3. (Не)далеко, а близко живу. Пишу не далеко
раздельно, так как есть противопоставление с союзом а.

6 Прочитайте текст. Определите его тему. Проанализируйте его, используя
следующие пометки: «+» – укажите место, которое содержит новую для
вас информацию; «–» – укажите место, которое содержит известную информацию; «!» – укажите место, в котором содержится важная информация, которую вы не ожидали увидеть; «?» – укажите место, содержащее
то, о чём вы хотели бы узнать больше. После чтения текста обсудите и
сравните свои пометки.

Вавилон – один из городов Древней Месопотамии (территория
современного Ирака). Царь Навуходоносор возвёл вокруг Вавилона
стены, которые крепко охватили столицу неприступным тройным
кольцом двадцатиметровой высоты. Триста шестьдесят башен поднялись высоко над стенами. Сто медных ворот всегда запирались
на ночь.4
Археологи раскопали стены Вавилона и точно подсчитали, что
на их создание пошло три миллиарда кирпичей. Если эти кирпичи
правильно разложить по цепочке, то она сможет опоясать земной
шар пятнадцать раз. Сотни тысяч рабов изготовляли эти кирпичи,
причём на каждом кирпиче стоял знак царя Навуходоносора.
При Навуходоносоре закончили возведение легендарной Вавилонской башни. По легенде, вавилоняне из гордости очень хотели
поднять её до самого неба. Но Создатель смешал языки строителей,
они вдруг перестали понимать друг друга, и башня-столп осталась
недостроенной. Отсюда произошло выражение «вавилонское столпотворение», то есть большое стечение народа.
13

На самом деле Вавилонская башня была жилищем бога Мардука. Ступени её поднимались на девяносто метров, а высоко на
вершине стоял храм, где находились золотой стол и ложе бога. Статуя Мардука из чистого золота весила почти тридцать тонн.4 «Дом
основания неба и земли» – так называли вавилоняне свою башню.
(Из энциклопедии «Чудеса света»)

45

Работа в группах.

1

2

1. Определите количество наречий в 1-м и 2-м абзацах.

1. Определите количество наречий в
3-м и 4-м абзацах.

2. Выпишите из 1-го и 2-го абзацев наречия образа действия
вместе с глаголами.

2. Выпишите из 3-го и 4-го абзацев
наречия образа действия вместе с глаголами.

3. Выпишите из 1-го и 2-го абзацев остальные наречия и поставьте к ним вопросы.

3. Выпишите из 3-го и 4-го абзацев
остальные наречия и поставьте к ним
вопросы.

4. Замените наречия синонимами с не в словосочетаниях: действовать
ошибочно, быстро принять меры, встретить случайно, приехать обязательно, поступить опрометчиво.
7

Укажите верные ответы.

1)
2)
3)
4)
5)

Хорошо, крепко, прочно – наречия образа действия.
Давно, всегда, сегодня – наречия места.
Там, везде, здесь – наречия времени.
Очень, немного, почти – наречия меры и степени.
Нарочно, назло, специально – наречия цели.

8 «Лестница успеха». Оцените свою работу на уроке.

знаю...

14

Понимаю...

Умею...

Закончите предложения.
 Наречие в словосочетании поступить (не)лепо пишется
слитно, так как...
 Наречие в предложении я живу недалеко пишется...
 Наречие в предложении Произнёс (не)громко, а тихо пишется...

47

Первыми были шумеры

Cегодня на уроке вы:
® изeчите указательные, неопределённые, вопросительные, отрицательные наречия;
® научитесь определять новую информацию; производить морфологический разбор наречия; подводить итоги по теме урока.

Прочитайте ключевые слова урока. Как вы думаете, в чём были первыми шумеры?

Рисунки, значки, глиняная дощечка, лук, плуг, колесо.
Слушаем и говорим
1 Послушайте. Является ли эта информация для вас новой? Сколько наречий использовано в тексте? Назовите их. Что они обозначают? С какой
частью речи они сочетаются?

Мы записываем мысли, когда хотим сохранить их и использовать потом или когда хотим, чтобы кто-то когда-нибудь прочёл
наши записи.
До изобретения письменности древние люди вели устные летописи, передавая устно сведения о событиях истории. Эти сведения,
иногда в виде длинных поэм, приходилось заучивать наизусть, чтобы поделиться ими с другими людьми.
15

Читаем и пишем
2 Прочитайте. О чём вы узнали? Соответствует
ли название текста его содержанию? Выпишите из текста все наречия вместе со словами, к которым они относятся. Надпишите
над наречиями вопросы, на которые они отвечают. Укажите разряд.

«Ваш помощник»
Морфологический разбор
наречия, с. 190

Первые виды письменности
Очень давно3 одной из древнейших форм письменности было
пик­тогра­фическое (рисуночное) письмо, в котором изображение
предмета символизировало сам предмет. Другой формой было
идео­графическое письмо, в нём смысл слова объяснялся только с
помощью определённого символа. В китайской и японской письменности такие идеограммы (условные обозначения) существуют и
сейчас.
Древнейшая письменность была изобретена шумерами в Месопотамии (ныне Ирак). Образцы письменности датируются примерно3 3250 годом до нашей эры, они были обнаружены на 250 тысячах глиняных табличек.
(Oxford. Большая энциклопедия школьника)
3

Спишите, подчёркивая наречия как члены предложения. Что они обозначают? В каких предложениях наречия использованы для более точного
выражения мысли? Можно ли в них опустить наречия? Из какого произведения данные строки? Укажите автора.

1) Мы дав­но стре­мились уви­деть стра­ну на­ших пред­ков. 2) Но
иног­да3 они пу­тешес­тву­ют по вся­ким чу­дес­ным мес­там вро­де Егип­
та и бе­рут ме­ня с со­бой. 3) Его всег­да вос­хи­щала ро­дина на­ших
пред­ков, и он уже мно­го лет жил в Егип­те. 4) И по­падусь в ло­
вуш­ку, бу­ду за­перт внут­ри – и, воз­можно, нав­сегда. 5) Я нас­ту­пил
пря­мо в гнез­до скор­пи­онов! 6) Мои ру­ки взмет­ну­лись вверх, но
ух­ва­тить­ся бы­ло не за что. 7) Сей­час3 я грох­нусь пря­мо в се­реди­ну
гнез­да!
16

Среди наречий выделяются указательные (здесь,
там, тут, туда, тогда и др.), неопределённые (где-то,
куда-то, где-нибудь, кое-где и др.), вопросительные
(где, куда, когда, зачем и др.), отрицательные (нигде,
никуда, негде, никогда и др.).
4 Спишите, обозначая выделенные наречия как члены предложения. В каком значении они употреблены? Скажите, из басен какого писателя эти
строки.

1) Вороне где-то бог послал кусочек сыру. 2) Я здесь останусь
смело. 3) Сосед соседа звал откушать, но умысел другой тут был:
хозяин музыку любил и заманил к себе соседа певчих слушать.
4) Случается нередко нам и труд, и мудрость видеть там, где стоит
только догадаться за дело просто взяться.
5

Прочитайте и озаглавьте текст. Какую новую информацию вы получили?
Определите стиль и тип текста.

Шумеры первыми придумали, как записывать слова и мысли.
Сначала3 они делали это при помощи рисунков. Потом рисунки
превратились в значки. Их наносили на сырую глиняную дощечку,
и значки были похожи на маленькие клинышки. Так произошло
название письма – клинопись. Скоро учёным удалось прочесть дощечки с клинописью. Оказалось, что тысячи лет тому назад шумеры
знали математику и астрономию. Их жрецы уже тогда наблюдали
за солнцем и звёздами со священных башен-храмов – зиккуратов.
Шумеры давно посчитали, сколько в году дней. Они разделили год
на двенадцать месяцев, неделю – на семь дней, определили, что
в сутках двадцать четыре часа, а в часе шестьдесят минут.
Учёные нашли много шумерских
текстов, содержание которых поразило
Карточка-информатор
историков. Оказывается, именно шумеплуг – соқа
ры изобрели лук, плуг и колесо. Они персотворtние человtка –
выми начали выращивать пшеницу, лён,
адамның жаратылуы
потjп – топан су
горох и виноград. Очень удивила учёных
ковчtг – нұх кемесі
литература шумеров. Это шумеры приду2–3475

17

мали рассказ о сотворении человека из глины, о дереве познания
добра и зла, они впервые3 описали и Всемирный потоп.
(Из книги «Обо всём на свете»)
Работа в группах.

1

2

1. Укажите количество наречий в
1-м абзаце.

1. Укажите количество наречий во
2-м абзаце.

2. Выпишите из 1-го абзаца наречия и поставьте к ним вопросы.

2. Выпишите из 2-го абзаца наречия и поставьте к ним вопросы.

3. Сформулируйте к 1-му абзацу один «тонкий» и один «толстый» вопросы.
6 Подведите итоги по теме «Наречие», ответив на вопросы.






1)
2)
3)
4)

Что называется наречием? Как звучит этот термин на родном языке?
Какую синтаксическую функцию выполняют наречия?
На какие смысловые группы делятся наречия?
Чем отличаются наречия от других самостоятельных частей речи?



Выпишите наречия из стихотворения «Монолог актёра» Б. Каир­
беко­ва. Сделайте морфологический разбор 2-3 наречий.

48

Египет означает «тайна»

Cегодня на уроке вы:
® научитесь различать самостоятельные и служебные части речи;
определять значение предлогов в контексте и использовать их
в речи;
® будете определять тему и назначение текста.
18

Прочитайте текст без выделенных частей речи. Понятен ли вам его
смысл? Выделите основную информацию и определите тему текста.

Ранние цивилизации – это ранние высокоразвитые общества,
представители которых беспокоились не только о собственном пропитании. Эти цивилизации построили города, в которых существовали разделение труда между людьми и своя структура власти.
В эпоху высокоразвитых цивилизаций появился календарь, было
положено начало многим наукам. К общему числу 25 ранних цивилизаций причисляются культура шумеров, вавилонян и ассирийцев, египтян, персов, китайцев, а также индская цивилизация,
многочисленные культуры на американском континенте.
(«Большая энциклопедия знаний»)

Читаем и пишем
1



Составьте и запишите предложения из слов левого столбика, употребляя
глаголы в форме прошедшего времени, а существительные и прилагательные – в нужном падеже. Прочитайте получившийся текст.
Что обозначают слова из правого столбика? Можно ли составить из них
предложения? Обоснуйте свой ответ.

Древнегреческий, врач, Гиппо- около, у, в, на, через, из-за,
крат, быть, знаменитый, эллин- и, что, если, когда, но, разве,
ский, борец. Математик, Пифагор, ли, не, даже
быть, могучий, кулачный боец.
Философы,
Платон,
Сократ,
иметь, раз­личный, спортивный,
награ­да.
Служебные части речи – это предлоги, союзы,
частицы.
Служебные части речи, в отличие от самостоятельных, не называют ни предметов, ни признаков,
ни действий, ни количества, не бывают членами
предложения и не изменяются.
19

Служебные части речи нужны для связи слов и
предложений, а также для передачи дополнительных значений.
Предлог – это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении: прочитать в книге, узнать
из учебника, положить на стол.
2

Выпишите в левый столбик словосочетания, в которых слова связаны с помощью окончания, а в правый – словосочетания, в которых слова связаны
с помощью окончания и предлога.

Изучать историю, прочитать в энциклопедии, узнать из справочника, интересоваться археологией, отправиться с экспедицией,
рассматривать рисунки, заблудиться в степи, найти следы, увидеть
развалины, рассказать о находке.
3

Составьте словосочетания с глаголом ездить, подобрав к нему подходящие
по смыслу существительные и используя для связи слов предлоги: на чём?
в чём? с чем?.

Предлоги выражают различные отношения:
1) пространственные (указывают на место): бегать вокруг стадиона, заниматься в библиотеке,
встретиться на площадке, остановиться около
дома;
2) временнsе (указывают на время): тренироваться в течение дня, прийти через час, заниматься до вечера, вернуться к ночи;
3) причинные (указывают на причину): не участ­
вовать из-за болезни, дрожать от холода, не выехать из-за непогоды;
4) целевые (указывают на цель): трудиться на
благо Родины, остановиться для ночлега, лекарство от головной боли.
20

4

Прочитайте текст. О чём вы узнали? Спишите, вставляя пропущенные буквы. Над предлогами надпишите букву п.

З…мле фараонов древние греки дали имя Египет, что озн…чает
«зага…ка», «тайна». С  особой силой чу…ствуется здесь, что тайна некогда славной ц…вилизации ещё скрывается на этой з…мле –
в этих камнях, в улы…ках каменных богов, в вертикалях колонн.
5

Сгруппируйте словосочетания по значению предлога: 1) с временным значением, 2) с пространственным значением, 3) с причинным значением.


г де?

х
О б р а з е ц : встретиться у школы (место).
(До)ехать (до)библиотеки, остаться в зале, увидеть после презентации, волноваться перед выступлением, не пойти из-за болезни, задержаться из-за непогоды, победить благодаря капитану,
участвовать в раскопках, выйти к лесу, отказаться вследствие нездоровья.
6

Составьте словосочетания «глагол + существительное с предлогом в или
на». Что обозначают эти предлоги? С какими падежами вы их употребили?
Укажите падеж существительных и падежные окончания.

на

В., П.

в

Учиться, поступить (школа, класс, исторический факультет,
университет); работать, привезти (библиотека, фабрика, завод,
банк); жить, поехать (Казахстан, Астана, Кавказ, Урал).
7

Составьте словосочетания, поставив существительные, данные в скобках, в
нужном падеже. Над существительными укажите падеж.

Р.

Д.
по

с
В.

Т.

когда?
после чего?
по окончfнии
по прибsтии
21

Отсутствовать по (болезнь), ошибиться по (невнимательность),
поступить по (окончание школы), встретиться по (прибытие), хоккей с (мяч), спрыгнуть с (бревно), оказаться с (друг), упасть с (лестница), войти в воду по (колено, пояс).
8 Послушайте текст. Какие «тонкие» вопросы можно сформулировать по его
содержанию?

Кто такие фараоны?
Слово «фараон» происходит от древнеегипетского «перо» (буквально «большой дом»). Этот титул носили египетские правители
приблизительно с 1500 года до нашей эры. Фараон почитался как
божество, он был высшим судьёй и военным предводителем.
Одним из самых известных фараонов был Рамзес II. Он приказал воздвигнуть храмы Абу-Симбел, чтобы и на юге страны показать свою силу. По приказу фараона Хеопса был построен комплекс
пирамид Гизы. В обнаруженной в 1922 году гробнице молодого правителя Тутанхамона археологи нашли золотые предметы, которые
традиционно клались в усыпальницу фараона при его погребении.
(Из «Большой энциклопедии знаний»)
Работа в группах.

1

2

1. Определите количество предлогов в 1-м абзаце.

1. Определите количество предлогов во 2-м абзаце.

2. Выпишите из 1-го абзаца словосочетания с предлогами. Что
они выражают?

2. Выпишите из 2-го абзаца словосочетания с предлогами. Что они
выражают?

Поговорим, поспорим
На доске написано предложение: «Над – один из предлогов русского языка».
22

– Есть ли в этом предложении подлежащее? – спросила учительница.
– Подлежащее здесь – слово «над», – ответила Ася.
– Ну, что ты такое говоришь! – возмутился Ади. – Разве может
быть предлог членом предложения?
Как вы думаете, кто из ребят прав в данном случае?
9 Укажите неверные ответы.

1) Служебные части речи – это предлоги, союзы, частицы.
2) В, на, для, от, из-за – предлоги.
3) Предлог – самостоятельная часть речи.
4) Предлог в словосочетании остаться в классе указывает на
время.
5) Предлог в словосочетании уехать из города указывает на
место.
10 «Одним словом». Закончите одним словом.

 Сегодняшний урок – это ...
 Сегодня на уроке я ...
1. Составьте кластер к ключевому термину предлог.
2. Подготовьте подробный пересказ любого текста урока.

49

Античная цивилизация

Cегодня на уроке вы:
® научитесь различать производные и непроизводные предлоги,
простые и составные; правильно употреблять их в письменной
речи;
® будете производить морфологический разбор предлогов, составлять с ними распространённые предложения.
23

Слово античность практически равнозначно русскому «древность».
Под этим словом подразумевается время, когда люди начали строить
города и образовывать государства. Обычно слово античность употребляют по отношению к Древней Греции и Древнему Риму.

Слушаем и говорим
1

Послушайте. О чём вы узнали? Назовите предлоги.

Древнюю Грецию по  праву называют колыбелью европейской
цивилизации. Многое из  того, без чего мы не  мыслим существования современного общества, уходит корнями в  эту маленькую,
но  великую страну. Древние греки оказали огромное влияние на
мировую историю и культуру, на современный мир. Их литературу
читают повсюду, пьесы ставят и по сей день. Система правления,
которая впервые была установлена греками, – демократия – в наше
время действует в большинстве стран мира.
Предлоги делятся на производные и непроизвод­
ные.
Производные предлоги образуются путём перехода самостоятельных частей речи в служебные,
утрачивая при этом своё лексическое значение и
морфологические признаки. Например, предлоги в
течение (часа), в продолжение (лета), вследствие
(засухи) происходят от существительных: течение,
продолжение, следствие и предлога в; предлоги вокруг (стадиона), согласно (приказу) – от наречий
(ходит вокруг, живут согласно).
К непроизводным относятся предлоги, не образованные от самостоя­тельных частей речи: без, в, до,
для, за, из, к, на, над, о, об, от, по, под, пред, при,
про, с, у, через.

24

2 Вставьте в предложения один из следующих предлогов: из-за, вследствие.
Различаются ли они по стилистической окраске? Укажите, где одинаково
уместны разные предлоги. Над непроизводными предлогами надпишите н,
над производными – п.

1) ... (плохая погода) раскопки были отложены. 2) ... (навод­
нение) члены экспедиции не смогли попасть в древний город.
3) ... (дожди) раскопанные предметы потеряли свой первоначальный вид. 4) ... (землетрясение) город понёс большие убытки.
3

Выпишите предложения с предлогами. Как образованы производные предлоги?

1) Собачка бежала впереди нас. 2) Вп
Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!