Материалдар / Зерделеу жұмысы Ұлы Абайдың Ұлы жолы
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Зерделеу жұмысы Ұлы Абайдың Ұлы жолы

Материал туралы қысқаша түсінік
жас мамандарға, көмек үшін керек
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
31 Қазан 2020
459
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Туркестанская область

Ордабасинский район

КГУ Общая средняя школа имени «Достык»





Тема: «Жизнь и деятельность

Абая Кунанбаева».



Подготовила: Аширова М.Н.

учитель русского языка и литературы



















Октябрь 2020



Тип проекта: исследовательский.

Цель работы: изучение и знакомство с биографией, жизню и деятельностью выдающегося человека.

Задачи:

- изучить и ознакомиться с биографией и творчеством Абая;

- исследовать отношение поэта к родным местам,через изучение поэтического творчества;

- выявить в творчестве отношение автора к родной стране, к народу;

- доказать, что наследие Абая актуально на все времена.



Методы и приемы работы:

- сбор информации из разных источников;

- чтение литературы;

-обсуждение, анализ, воспроизведение полученной информации;

- собственные наблюдения.

Практическая значимость работы заключается в возможности ее использования во внеклассных мероприятиях.











Аннотация

Тема исследовательской работы " Жизнь и деятельность Абая Кунанбаева". Суть проекта и цель написания: изучение и знакомство с жизню и деятельностью выдающегося человека, доказать, что деятельность Абая актуально на все времена.

Статья посвящена комплексному исследованию образования Абая: первые учителя, великие учителя. Знакомит с исследованием отношения поэта к родным местам . Особое внимание акцентируется на отношении автора к родной стране и к народу .

Автор прослеживает становление поэта ,через разностороннее образование, любовь к своему народу, ко всему , что было ему дорого, чем жил его народ и к чему он стремился. В данной статье рассмотрены философские и педагогические взгляды великого гуманиста Абая Кунанбаева.   Особое  внимание  обращается на основополагающие общечеловеческие проблемы формирования нравственных принципов и нравственных ценностей в жизни каждого  человека. 

Каждый народ имеет духовные и нравственные опоры. Одной из таких фундаментальных опор в сознании казахского народа является творческое деятельность выдающегося просветителя Абая Кунанбаева.

В данной статье приводятся аргументы бесценного вклада Абая в культуру страны и кзахского народа.

Исходя из проделанной работы мы видим, что наследие Абая передается и будет передаваться на все поколления. Актуальность данной статьи в том, что её можно использовать на уроках русского языка, литературы, истории и на внеклассных мероприятиях.











Содержание.

Аннотация...........................................................................3

  1. Введедение

1. Об Абае.......................................................................5

2. Изучение многогранного наследия Абая.................5-7

  1. Основная часть.

    1. Образование и жизнь Абая…………………........7-12

1.1 Первые учителя .................................................7

1.2 Великие учителя.................................................7-9

1.3 Деятельность Абая....................................................9

2. Родная земля и родные места Абая…….................9-11

3. Любовь к родной стране, к народу…………..........11-12

  1. Заключение

1. Актуальность творчества Абая на все времена......12-13

Использованная литература...........................................13-14











I. Введение

1.1 Об Абае Кто теперь не знает и не почитает Абая –великого поэта, филосова, просветителя-демократа, основоположителя казахской письменной литературы, компазитора, народного заступника?! Почитание это преобретает еще большую глубину, когда узнаешь, в какаое трудное и сложное время приходилось жить и творить Абаю. Степь ее привысчнной, феодальной патриархальщиной,будто трещало по швам под могучим напором новых товарно-денежных отношениий усилившийся борьбы за власть, колониального,, и феодального притеснения. Все это свинцовым грузом ложилось ростки казхской передовой общестенной мысли и художестенного слова, упорно пробивавшися внеоглядной степи к солнцу, к свету....И им сужденно было дать чудесный плод, имя которому –родоначальник казахской реалистической литературы Абай!

Абай Кунанбаев - великий поэт казахского народа, философ –гуманист, композитор, ювелирный мастер художественного слова. Он родился 10 августа 1845 года в Семипалатинской области на склонах гор Шынгыстау, недалеко от источника Каскабулак. Изначально поэту дали имя Ибрагим. Говорят, что наречению поэта таким именем предшествовал вещий сон его отца – Кунанбая. Во сне тот увидел великого представителя племени тобыкты – мыслителя и философа Аннет баба, который произнес имя святого сына Ибрахимом.
Бабушка Зере звала любимого внука Абаем, что означало «осмотрительный, осторожный, миленький». С тех пор и окружающие стали так же обращаться к мальчику, а настоящим именем, по сути, его никто не называл.
Абай происходит из знатного и богатого рода биев и аристократов. Прадед Абая Ыргызбай был батыром и бием рода тобыкты. Слово «батыр» предполагает не только личное мужество, отвагу и силу человека, но и участие в боевых сражениях. Ыргызбай был племянником знаменитого Жанибека батыра из племени керей, который за свои заслуги и ратные подвиги при сражениях с джунгарскими войсками получил благословение самого Абылай хана. Ыргызбай родился примерно в 1750 годах. Его сын Оскембай – дед Абая. Оскембай был бием. Когда состарился, глава рода – знаменитый Кенгирбай би воспитывал и обучал Оскембая науке управления. Дед Абая Оскемьай жил в 1778-1850 годах. От него в 1804 году родился Кунанбай кажы – отец Абая.

1.2. Изучение многогранного наследия Абая

Всегда, когда возникает общественная потребность осмыслить время, в особенности время переломное, оно выдвигает людей, для которых это становится внутренней потребностью. К числу таких людей можно отнести выдающегося казахского поэта и демократа, просветителя 19 века Абая Кунанбаева, мировоззрение которого формировалось в период распада патриархально- феодальных отношений и зарождения отношений капиталистических, когда на жизнь казахской степи стало усиливаться.

Чем дальше вглубь истории уходила эпоха Абая, тем острее осознавалась необходимость изучения его многогранного наследия. Первыми за эту работу взялись литературоведы, значительно позднее педагоги.

В Казахстане написано немало исследований об Абае Кунанбаеве как великом поэте, мыслителе, просветителе, демократе дореволюционного периода это работы М. Ауэзова, К. Бейсембиева, Е. Бекмаханова, О. Сегизбаева, Б. Габдуллина, С. Зимнова, А. Маргулана, С. Муканова, М. Сиьченко, Н. Смирновой и др. Менее изучено его просветительско-педагогическое наследие.

Поэт восстал против отсталости и рутины в общественной жизни, всей душой радостно приветствовал то новое, чему сам был свидетелем. Он призывал молодежь к учению, к овладению русской наукой, различными новыми ремеслами, советовал трудиться честно, на благо общества.

Особое значение в воспитании молодежи Абай придавал семейному воспитанию. Первые и самые главные воспитатели, учителя, по мысли Абая, — это родители.

Абай свято верил, что время, полное невежества и темноты, уйдет, и его сменит светлый мир, который будет построен молодыми.

Постижение педагогических взглядов Абая невозможно без изучения национальных истоков его творчества, без понимания того, что Абай впитал в себя все прогрессивное, что было в жизни самого казахского народа, в его народной педагогике, народной мудрости. Именно этим объясняется то обстоятельство, что в философских и педагогических воззрениях Абая национальное и интернациональное не противопоставляются, а выступают в единстве как взаимосвязанные и взаимодополняющие идеи. То же самое можно сказать об освещении им вопросов взаимоотношения между культурами казахского и других народов.

II. Основная часть.

1. Образование и жизнь Абая

1.1. Первые учителя

Человек, который в наибольшей степени повлиял на раннее тяготение Абая к искусству слова и знаниям, была его бабушка Зере. Бабушку отличало добросердечие и тонкое восприятие окружающего её мира.
Абай очень любил свою бабушку . Дни и ночи он проводил рядом с ней, постоянно упрашивая рассказать сказку или историю. Бабушка Зере, с нежностью относившаяся к своему внуку, с наслаждением раскрывала перед ним все богатство устного творчества, лелея и будоража воображение Абая.
Зере была большой мастерицей устного рассказа, она умела рассказывать красочно и интересно.
Она сумела привить своему внуку стремление и любовь к знаниям, стала его первым воспитателем и великим учителем. Когда бабушка уставала, Абай обращался к матери. Улжан помнила много стихов, знала наизусть старинные поэмы и айтысы акынов. Именно благодаря бабушке и матери у Абая рано проснулся интерес к творчеству, поэзии. Во многом под их влиянием Абай встал на нелегкий путь борца за человеческое счастье.

Абай Кунанбаев запечатлелся в сознание каждого, кто знаком с его творчеством, как добрый заботливый человек. С чем это связанно? Мудрый Абай любил приводить пример слова Пророка Мухаммеда: «Хороший человек тот, который приносит пользу людям».

1.2 Великие учителя

Следующим замечательным учителем и воспитателем юного Абая стал сам казахский народ.

С юных лет с упоением слушал он акынов и сказателей, впитывая в себя образцы народной поэзии и, подражая им, стал сочинять свои первые стихи. На формирование мировоззрения Абая оказали влияние поэты и ученые Востока, придерживавшиеся гуманистических идей (Алишер Навои, Низами, Физули, Ибн Сина и другие), а также произведения русских классиков, а через них и европейская литература вообще. Через посредство русской литературы он познакомился и с литературой западной Европы. 

Абай получил разностороннее образование. Он посещал медресе - мусульманское учебное заведение, являющее собой одновременно и среднюю школу, и духовную семинарию. Кроме того, Абай был и учеником обычной русской школы.
В отрочестве Абай стремился освоить высокие образцы ораторского искусства, обычаи и правила, по которым жил народ, примеры честного судейства сложных и спорных вопросов между людьми и племенами. Во все времена искусство слова, ораторские качества очень высоко ценились среди кочевников. Можно предположить, что Абай скорее получил знание об истории Степи через народную мудрость, чем через систематическое образование в медресе (медресе – религиозное учебное заведение). Народные сказатели, ораторы, поэты, мастера устного рассказа дали огромную духовную основу творчеству Абая. Он понял, что многие познания и мудрость жизни кроются в народных дастанах, сказаниях о батырах. С юных лет с упоением слушал он акынов и сказателей, впитывая в себя образцы народной поэзии и, подражая им, стал сочинять свои первые стихи.
В родном доме Абая всегда с радушием встречали талантливых и мудрых людей. Частным гостем был знаменитый поэт Дулат. Он распознавал поэтический дар Абая еще в юношеских стихотворениях и благословил будущего поэта:

Сын мой, подрастешь и ты,
Взлетишь на крыльях мечты.
Выше облаков, возможно, взойдешь ты,
Да сбудутся твои чудесные сны.

Абай не собирал и не хранил свои творения, так как при его жизни еще не было традиции публиковать свои произведения. Поэтому многие его труды, написанные экспромтом, порой наспех, иногда просто на клочке бумаги, для нас навсегда утеряны. Дошли до нас те стихи, которые люди знали наизусть. Оставшиеся были включены в рукописи муллы Мурсеита.

1.3 Деятельность Абая

Абай нашел своё призвание в том, чтобы познакомить свой народ с достижениями западной культуры. Он выступал как переводчик и популяризатор западной литературы. Среди его переводов: стихи Лермонтова, басни Крылова, поэма Пушкина «Евгений Онегин», стихи Гёте и Байрона. Абай выступил как реформатор системы стихосложения, создав новые стихотворные размеры. Также он придумывал и новые формы: шести- и восьмистишия. Поэт был неравнодушен к проблемам современного ему казахского общества. Его глубоко задевали социальное зло и невежество. Абай написал около 170 стихотворений, несколько поэм. Главные произведения : Масгут , Времена года, Көзімнің қарасы, Ескендир , Очи черные, Густой туман, Қара сөз.

Самым знаменитым его произведением стала поэма «Қара сөз», что в дословном переводе означает «Черное слово». Поэма делится на 45 частей, представляющих собой назидания, притчи. В этих притчах Абай затрагивает проблемы истории, педагогики, морали и права.

2. Родная земля и родные места Абая

В поэзии Абая нашли отражение разнообразные картины народной жизни: бескрайние просторы степей, жизнь и быт казахского аула, летние кочевья, подготовка к зиме, соколиная охота, внутренний мир людей разных поколений, разхых характеров. Абай любил свой наарод, ему было дорого всё, чем жил народ, к чему он стремился.

В пору своего творческого расцвета Абай создаёт ряд лирических произведений огромной социальной и художественной значимости, свидетельствующих об углублении и развитии реализма в его творчестве. В них казахская степь предстаёт перед читателями в своём величии и страдании, в светлых и мрачных тонах. Примерами могут служить стихи о временах года: "Весна", "Лето", "Осень", "Ноябрь - предверие зимы...","Зима", которые являются непревзойдёнными образцамине не только пейзажной лирики, но страстной гражданской,подлинно реалистической поэзии.

Абая увлекает не только степная природа. В этой степи живет его народ. Вот почему стихи о природе - это в то же время стихи о народной жизни, полной противоречий и контрастов.

Безмятежно и радостно звучит начало стихотворения "Лето":

Лето - солнечная пора!

В тучных, шёлковых травах степь

От душистых цветов пестра,

К полноводной реке аул

На кочевье пришёл с утра.

Слышно ржанье коней в траве,

Как в лесу,их найдёшь не вдруг;

Тяжко дышащих кобылиц

В воду с гиком загнал пастух;

Бьют хвостами они себя,

Отгоняют докучных мух;

К матерям жеребята льнут

Или скачут, резвясь,вокруг;

Стан уток и лебедей

Осеняют крыльями луг...



Поэту дорога родная природа. Но радость поэта омрачается мыслью о тяжёлой жизни бедняков.

3. Любовь к родной стране и народу

Имя гениального сына степи, великого поэта казахского народа, мыслителя, ученого, композитора Абая в наше время известно всему миру.
Колониальная политика тогдашней России была направлена на подавление, раздробление покоренных народов, на то, чтобы держать их в темноте и невежестве. В стихах Абая звучит тревога за судьбу, будущее своего народа.

Время - пряди тумана вдоль гребней гор.
Ты с надеждой глядишь в туманный простор,
Ты следишь за потоком безликих дней,
Вечной сменою их утомляя взор.

В творениях Абая явно прослеживается мечта поэта увидеть свой народ просвещенной, развитой и независимой нацией.

Зрелость человека, на взгляд просветителя, определяют три главных качества: разум, сердце, воля. Опорой общества и народа должны быть личности, в полной мере овладевшие этими качествами. Будучи истинным патриотом, Абай видел будущее своего народа в образовании, просвещении, развитии науки и искусства, в упорном и созидательном труде. Он писал: «Тот, у кого больше знаний, любви, справедливости, – тот мудрец, тот ученый, тот и обладает миром».

Мыслитель активно призывает свой народ не стоять на месте, постоянно развиваться, совершенствоваться, обогащать свой духовный мир. Абай в «Книге слов» размышляет о значении мировой культуры и науки для просвещения казахского народа.

В современном Казахстане в контексте глобализации мира актуально звучит призыв великого Абая учиться у всех народов, сохраняя при этом свое собственное лицо, национальное и человеческое достоинство, умножая число друзей, укрепляя дружбу со всем миром. Абай понимал человека как целостную личность, наделенную душой и разумом. Человек для Абая – центр мироздания. Духовность – определяющее начало в человеке, которое впитывается посредством книг и народной мудрости, искусства и духовного опыта.

Абай нацианальная городость всего казахского народа, его честь и совесть. Человек который создал и поднял казахское нацианальное «Я» до мирового масштаба. Безусловно, в казахской степи было немало выдающихся личностей соего времени , однако такого гиганта народной мудрости, как Абай она еще не знала. С юности он отли

Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!