Материалдар / Проблемы и решения в преподавании русского языка как второго
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Проблемы и решения в преподавании русского языка как второго

Материал туралы қысқаша түсінік
В статье рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся средней школы в нашей стране, изучающие русский язык как второй, и предлагаются решения, основанные на последних педагогических исследованиях.
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Проблемы и решения в преподавании русского языка как второго


Емберді Әлия Акбарқызы

учитель русского языка и литературы

специализированная школа-гимназия для одаренных детей №90, г.Шымкент


В статье рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся средней школы в нашей стране, изучающие русский язык как второй, и предлагаются решения, основанные на последних педагогических исследованиях. В статье обсуждаются такие барьеры, как языковая интерференция, ограниченное воздействие и мотивационные факторы, а также предлагаются инновационные стратегии, такие как иммерсивная среда обучения, интеграция технологий и культурно-ориентированное преподавание для повышения уровня владения языком и вовлеченности [1].

В Казахстане с его разнообразным языковым ландшафтом большое внимание уделяется двуязычному или трехъязычному образованию, при этом русский язык играет важную роль в академических и профессиональных кругах. Однако преподавание русского языка как второго представляет собой уникальные трудности, которые могут препятствовать прогрессу учащихся в обучении и общему свободному владению языком.

Одной из основных проблем является лингвистическая интерференция, когда структуры и словарный запас родного языка влияют на усвоение русского языка. Такая интерференция может привести к ошибкам в синтаксисе, произношении и использовании лексики.

Учащиеся часто изучают русский язык только в рамках формального образования, при этом возможности практического использования языка в повседневном общении ограничены, особенно в регионах с преобладанием казахского языка. Такая ограниченная возможность ограничивает их способность практиковать и усваивать русский язык в реальных условиях.

Мотивация - важный фактор в овладении вторым языком. Многие учащиеся могут не видеть непосредственной личной значимости или пользы от изучения русского языка, что может повлиять на их вовлеченность и готовность вкладывать усилия в изучение языка.

Создание иммерсивной среды обучения может значительно улучшить усвоение языка [2]. Сюда входят языковые лагеря, разговорные клубы и культурные мероприятия, где учащиеся могут практиковать русский язык в приятной и значимой обстановке. Школы могут сотрудничать с местными русскими культурными организациями, чтобы способствовать регулярному общению.

Цифровые инструменты и ресурсы могут обеспечить разнообразные и увлекательные способы изучения русского языка. Онлайн-платформы, приложения для изучения языка и интерактивное программное обеспечение предлагают индивидуальный опыт обучения и знакомят учащихся с различными диалектами и культурным контентом. Использование сценариев виртуальной реальности позволяет моделировать реальное общение на русском языке, обеспечивая практическую практику говорения и аудирования.

Связь уроков русского языка с культурным окружением и интересами учащихся может повысить актуальность и мотивацию. Для этого необходимо интегрировать содержание, отражающее мультикультурную идентичность Казахстана, включая двуязычные тексты, фильмы и средства массовой информации на казахском и русском языках.

Разработка тематических блоков, включающих предметы, интересующие учащихся, может сделать обучение более увлекательным. Такие темы, как местная история, популярные виды спорта и региональное искусство, могут быть изучены на русском языке, что сделает уроки более актуальными и стимулирующими.

Поощрение совместных проектов и групповых занятий может способствовать развитию коммуникативных навыков и взаимному обучению. Групповые задания могут включать создание презентаций, проведение исследований или подготовку видеороликов на русском языке, что побуждает учащихся активно и творчески использовать язык [3].

Внедрение системы непрерывной оценки и обратной связи поможет отслеживать прогресс и оперативно устранять пробелы в обучении. Формативные оценки в виде контрольных работ, устных презентаций и дневников позволяют регулярно получать обратную связь, а суммативные оценки помогают оценить общую компетентность в конце периода обучения.

Важную роль играет постоянное обучение преподавателей. Семинары и курсы по инновационным методам преподавания, методам оценки и стратегиям управления классом могут дать педагогам навыки, необходимые для эффективного удовлетворения разнообразных потребностей учащихся, изучающих второй язык.

Обеспечение доступа учителей к адекватным учебным материалам и ресурсам, включая учебники, мультимедийные материалы и лингафонные кабинеты, является важнейшим условием эффективного преподавания языка. Поддержка со стороны органов управления образованием в приобретении и распределении этих ресурсов может значительно повысить качество обучения русскому языку.

Обучение языку с помощью заданий - это стратегия обучения, которая предполагает выполнение учащимися значимых заданий на изучаемом языке. В контексте изучения русского языка задания могут включать планирование виртуальной экскурсии по российскому городу, проведение интервью с носителями русского языка или подготовку доклада о российском научном открытии. Такие задания не только способствуют использованию русского языка в практических, реальных контекстах, но и развивают у учащихся навыки решения проблем и критического мышления.

«Интегрированное обучение содержанию и языку» (CLIL) предполагает преподавание таких предметов, как естественные науки, история или математика, с помощью иностранного языка, в данном случае – русского [4]. Этот метод не только повышает уровень владения языком, но и углубляет знания по предмету. Например, преподавание естественнонаучного раздела об экосистемах на русском языке может помочь учащимся одновременно изучать и экологическое содержание, и язык, что делает процесс обучения более интегрированным и применимым.

Интерактивное рассказывание историй вовлекает учащихся в создание и рассказывание историй на русском языке. Этот метод помогает расширить словарный запас и улучшить понимание структуры языка, а также способствует развитию творческих способностей. Учителя могут использовать цифровые инструменты, такие как приложения для создания историй, в которых учащиеся могут добавлять картинки, текст и закадровый голос на русском языке, и рассказывать их всему классу или даже партнерской школе в русскоговорящей стране.

Преподавание русского языка как второго в средних школах сопряжено с рядом трудностей, но при условии целенаправленных решений можно добиться значительного прогресса. Создавая иммерсивную, технологически поддерживаемую и культурно значимую среду обучения, педагоги могут повысить уровень владения русским языком и улучшить культурное понимание учащихся. Продолжение разработки этих стратегий в соответствии с педагогическими исследованиями будет иметь ключевое значение для развития образования на втором языке в Казахстане.


Список литературы:

  1. Агманова А.Е. Русский язык как иностранный: теория усвоения и практика обучения в Казахстане//Вестник Северо-Восточного федерального университета им. МК Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. – 2020. - №4 (20). – С. 5-12.

  2. Шоканова Р. Новые подходы к организации обучения русскому языку в Казахстане: методы и технологии, программы и планирование, контроль и тестирование//Русский язык и культура в зеркале перевода. – 2021. - №1. – С. 302-312.

  3. Анищенко О.А., Шашкина Г.З. Преподавание русского языка в контексте обновлённого содержания образования Казахстана, 2021.

  4. Слепцова Л.А., Селифонова Е.Д. Предметно-языковое интегрированное обучение CLIL в высшей школе как объект научного исследования, 2021.


Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!