Материалдар / Функции ударения. Вариативность ударения
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Функции ударения. Вариативность ударения

Материал туралы қысқаша түсінік
Функции ударения. Вариативность ударения
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
img_page_1
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Материалдың қысқаша түсінігі
Функции ударения. Вариативность ударения

1 слайд
Функции ударения. Вариативность ударения

1 слайд

Функции ударения. Вариативность ударения

Понятие основного и побочного, сильного и слабого ударения. Клитика. Каждое самостоятельное слово имеет, как правило, одн

2 слайд
Понятие основного и побочного, сильного и слабого ударения. Клитика. Каждое самостоятельное слово имеет, как правило, одно ударение, но в некоторых сложных по морфологическому составу, больших по объему словах возможно имеется и второе – побочное ударение. Словесное ударение может быть ослаблено. Словоформы с ослабленным ударением называются слабоударяемыми, а ослабленное ударение - слабым, или побочным. Они не равноценны, главное основное ударение – слоговое, побочное слабее главного, обычно ставится впереди основного.

2 слайд

Понятие основного и побочного, сильного и слабого ударения. Клитика. Каждое самостоятельное слово имеет, как правило, одно ударение, но в некоторых сложных по морфологическому составу, больших по объему словах возможно имеется и второе – побочное ударение. Словесное ударение может быть ослаблено. Словоформы с ослабленным ударением называются слабоударяемыми, а ослабленное ударение - слабым, или побочным. Они не равноценны, главное основное ударение – слоговое, побочное слабее главного, обычно ставится впереди основного.

- в сложных словах (водонепроницаем ы); - в словах с иноязычными приставками (суперобложка); - в некоторых сложносокращенн

3 слайд
- в сложных словах (водонепроницаем ы); - в словах с иноязычными приставками (суперобложка); - в некоторых сложносокращенн ых словах (пединститут); Побочное ударение встречается: - в некоторых двусложных и трехсложных предлогах и союзах (около дома)

3 слайд

- в сложных словах (водонепроницаем ы); - в словах с иноязычными приставками (суперобложка); - в некоторых сложносокращенн ых словах (пединститут); Побочное ударение встречается: - в некоторых двусложных и трехсложных предлогах и союзах (около дома)

Клитика — слово (например, местоимение или частица), грамматически самостоятельное, но фонологически зависимое. Клитиками по

4 слайд
Клитика — слово (например, местоимение или частица), грамматически самостоятельное, но фонологически зависимое. Клитиками по определению являются, в частности, все слова, не составляющие слога (например, предлоги в, к, с). Клитики могут присоединяться к ударной словоформе какой-то одной части речи (например, романские местоименные формы в косвенных падежах — только к глаголу) либо к словоформам любой части речи (таковы русские частицы же, ли); последние называются транскатегориальными. Безударные словоформы в составе фонетического слова могут находиться как перед ударной словоформой (проклитики), так и после нее (энклитики). В некоторых случаях ударная словоформа может быть «окружена» клитиками — на бережок бы.

4 слайд

Клитика — слово (например, местоимение или частица), грамматически самостоятельное, но фонологически зависимое. Клитиками по определению являются, в частности, все слова, не составляющие слога (например, предлоги в, к, с). Клитики могут присоединяться к ударной словоформе какой-то одной части речи (например, романские местоименные формы в косвенных падежах — только к глаголу) либо к словоформам любой части речи (таковы русские частицы же, ли); последние называются транскатегориальными. Безударные словоформы в составе фонетического слова могут находиться как перед ударной словоформой (проклитики), так и после нее (энклитики). В некоторых случаях ударная словоформа может быть «окружена» клитиками — на бережок бы.

Функции словесного ударения. Словесное ударение в русском языке может различать: · Смысл слова: хлОпок - хлопОк, пИща - пищА. ·

5 слайд
Функции словесного ударения. Словесное ударение в русском языке может различать: · Смысл слова: хлОпок - хлопОк, пИща - пищА. · Форма одного и того же слова: хОдите - ходИте, насыпАть - насЫпать, Окна - окнА. · Варианты слов: добЫча (общ. упот.) - дОбыча (проф.), дИкий (литерат.) - дикОй (диалектное), красИвее (литер.) - красивЕе (простореч.), мУзыка (нейтральное) - музЫка (устаревшее). · Дублеты: разница в месте ударения не значима: твОрог - творОг, кАмбала - камбалА, ржАветь - ржавЕть.

5 слайд

Функции словесного ударения. Словесное ударение в русском языке может различать: · Смысл слова: хлОпок - хлопОк, пИща - пищА. · Форма одного и того же слова: хОдите - ходИте, насыпАть - насЫпать, Окна - окнА. · Варианты слов: добЫча (общ. упот.) - дОбыча (проф.), дИкий (литерат.) - дикОй (диалектное), красИвее (литер.) - красивЕе (простореч.), мУзыка (нейтральное) - музЫка (устаревшее). · Дублеты: разница в месте ударения не значима: твОрог - творОг, кАмбала - камбалА, ржАветь - ржавЕть.

Вариативность ударения - это возможности различного ударения в одной и той же словоформе, в одном и том же слове. При различии

6 слайд
Вариативность ударения - это возможности различного ударения в одной и той же словоформе, в одном и том же слове. При различии словоформ с вариативным ударением один из вариантов может быть нормативным, а другой - противоречащим норме, просторечным или диалектным. Например, нормативно ударение начал, положил, магазин, красивее и ненормативно начал, положил, магазин, красивее. Отступлением от нормы часто являются также варианты ударения, характерные для профессиональной речи, например: литературное шприцы и профессиональное (мед.) шприцы.

6 слайд

Вариативность ударения - это возможности различного ударения в одной и той же словоформе, в одном и том же слове. При различии словоформ с вариативным ударением один из вариантов может быть нормативным, а другой - противоречащим норме, просторечным или диалектным. Например, нормативно ударение начал, положил, магазин, красивее и ненормативно начал, положил, магазин, красивее. Отступлением от нормы часто являются также варианты ударения, характерные для профессиональной речи, например: литературное шприцы и профессиональное (мед.) шприцы.

В некоторых случаях различия в ударении в пределах одного и того же слова (словоформы) связаны с семантической и стилистическо

7 слайд
В некоторых случаях различия в ударении в пределах одного и того же слова (словоформы) связаны с семантической и стилистической дифференциацией. Так, с помощью ударения различаются лексические значения слова хаос: 1) хаос - (стихия, якобы существовавшая до возникновения мира, земли, с ее жизнью) и 2) хаос - (беспорядок, неразбериха). Ударением различаются стилистически нейтральные слова девица, шёлковый, честный и характерные для народно-поэтической речи девица, шелковый, честной; нейтральные словоформы и збранный, судьбами, толпами и книжные (поэтические, высокие, архаизованные) избранный, судьбами, толпами. Одним из характерных проявлений вариативности являются колебания ударения в пределах литературной нормы: в языке возможно сосуществование нормативных вариантов одного и того же слова при отсутствии смысловой и стилистической дифференциации между ними. Сюда относятся, например, такие варианты, как о бух и обух, налил и налил, и наче и иначе.

7 слайд

В некоторых случаях различия в ударении в пределах одного и того же слова (словоформы) связаны с семантической и стилистической дифференциацией. Так, с помощью ударения различаются лексические значения слова хаос: 1) хаос - (стихия, якобы существовавшая до возникновения мира, земли, с ее жизнью) и 2) хаос - (беспорядок, неразбериха). Ударением различаются стилистически нейтральные слова девица, шёлковый, честный и характерные для народно-поэтической речи девица, шелковый, честной; нейтральные словоформы и збранный, судьбами, толпами и книжные (поэтические, высокие, архаизованные) избранный, судьбами, толпами. Одним из характерных проявлений вариативности являются колебания ударения в пределах литературной нормы: в языке возможно сосуществование нормативных вариантов одного и того же слова при отсутствии смысловой и стилистической дифференциации между ними. Сюда относятся, например, такие варианты, как о бух и обух, налил и налил, и наче и иначе.

Часто встречаются варианты ударения, один из которых не в полной мере отвечает норме. Такой вариант нельзя считать ошибочным:

8 слайд
Часто встречаются варианты ударения, один из которых не в полной мере отвечает норме. Такой вариант нельзя считать ошибочным: он отражает закономерности развития языка и в современном языке имеет определенную стилистическую окраску. Сюда относятся: 1) варианты, соответствующие нормам литературного языка XIX в., ныне уступающие место другим, но не вышедшие окончательно из употребления, например, устаревшее ударение даришь при современном даришь; 2) варианты, получившие широкое распространение в живой речи и отвечающие тенденциям развития языка, например, разг. ударение раздал наряду с роздал.

8 слайд

Часто встречаются варианты ударения, один из которых не в полной мере отвечает норме. Такой вариант нельзя считать ошибочным: он отражает закономерности развития языка и в современном языке имеет определенную стилистическую окраску. Сюда относятся: 1) варианты, соответствующие нормам литературного языка XIX в., ныне уступающие место другим, но не вышедшие окончательно из употребления, например, устаревшее ударение даришь при современном даришь; 2) варианты, получившие широкое распространение в живой речи и отвечающие тенденциям развития языка, например, разг. ударение раздал наряду с роздал.

Интонация -это различные соотношения количественных изменений тона, тембра, интенсивности, длительности звука, служащие для в

9 слайд
Интонация -это различные соотношения количественных изменений тона, тембра, интенсивности, длительности звука, служащие для выражения смысловых и эмоциональных различий высказывания (по РГ—80) Таким образом, составными элементами интонации являются: · мелодика речи, · ритм речи, · интенсивность речи, · тембр речи, · темп речи, · ударение. Мелодику принято считать основным компонентом русской интонации. Мелодика -это тональный контур речи, т.е. модуляция высоты основного тона при произнесении частей предложения, целого предложения и сверхфразовых единств. Тональный контур служит для выражения разных смысловых, синтаксических и эмоционально—экспрессивных значений. Интонация. Основные фонетические средства интонации

9 слайд

Интонация -это различные соотношения количественных изменений тона, тембра, интенсивности, длительности звука, служащие для выражения смысловых и эмоциональных различий высказывания (по РГ—80) Таким образом, составными элементами интонации являются: · мелодика речи, · ритм речи, · интенсивность речи, · тембр речи, · темп речи, · ударение. Мелодику принято считать основным компонентом русской интонации. Мелодика -это тональный контур речи, т.е. модуляция высоты основного тона при произнесении частей предложения, целого предложения и сверхфразовых единств. Тональный контур служит для выражения разных смысловых, синтаксических и эмоционально—экспрессивных значений. Интонация. Основные фонетические средства интонации