Функции ударения. Вариативность ударения
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
1 слайд
Функции ударения.
Вариативность
ударения
1 слайд
Функции ударения. Вариативность ударения
2 слайд
Понятие
основного и
побочного,
сильного и
слабого
ударения.
Клитика.
Каждое самостоятельное слово
имеет, как правило, одно
ударение, но в некоторых сложных
по морфологическому составу,
больших по объему словах
возможно имеется и второе –
побочное ударение.
Словесное ударение может быть
ослаблено. Словоформы с
ослабленным ударением
называются слабоударяемыми, а
ослабленное ударение - слабым,
или побочным.
Они не равноценны,
главное основное ударение
– слоговое, побочное слабее
главного, обычно ставится
впереди основного.
2 слайд
Понятие основного и побочного, сильного и слабого ударения. Клитика. Каждое самостоятельное слово имеет, как правило, одно ударение, но в некоторых сложных по морфологическому составу, больших по объему словах возможно имеется и второе – побочное ударение. Словесное ударение может быть ослаблено. Словоформы с ослабленным ударением называются слабоударяемыми, а ослабленное ударение - слабым, или побочным. Они не равноценны, главное основное ударение – слоговое, побочное слабее главного, обычно ставится впереди основного.
3 слайд
- в сложных
словах
(водонепроницаем
ы);
- в словах с
иноязычными
приставками
(суперобложка);
- в некоторых
сложносокращенн
ых словах
(пединститут);
Побочное
ударение
встречается:
- в некоторых двусложных
и трехсложных предлогах и
союзах (около дома)
3 слайд
- в сложных словах (водонепроницаем ы); - в словах с иноязычными приставками (суперобложка); - в некоторых сложносокращенн ых словах (пединститут); Побочное ударение встречается: - в некоторых двусложных и трехсложных предлогах и союзах (около дома)
4 слайд
Клитика — слово (например, местоимение или
частица), грамматически самостоятельное, но
фонологически зависимое. Клитиками по
определению являются, в частности, все слова, не
составляющие слога (например, предлоги в, к, с).
Клитики могут присоединяться к ударной
словоформе какой-то одной части речи (например,
романские местоименные формы в косвенных
падежах — только к глаголу) либо к словоформам
любой части речи (таковы русские частицы же, ли);
последние называются транскатегориальными.
Безударные словоформы в составе
фонетического слова могут находиться как перед
ударной словоформой (проклитики), так и после
нее (энклитики). В некоторых случаях ударная
словоформа может быть «окружена» клитиками
— на бережок бы.
4 слайд
Клитика — слово (например, местоимение или частица), грамматически самостоятельное, но фонологически зависимое. Клитиками по определению являются, в частности, все слова, не составляющие слога (например, предлоги в, к, с). Клитики могут присоединяться к ударной словоформе какой-то одной части речи (например, романские местоименные формы в косвенных падежах — только к глаголу) либо к словоформам любой части речи (таковы русские частицы же, ли); последние называются транскатегориальными. Безударные словоформы в составе фонетического слова могут находиться как перед ударной словоформой (проклитики), так и после нее (энклитики). В некоторых случаях ударная словоформа может быть «окружена» клитиками — на бережок бы.
5 слайд
Функции словесного ударения.
Словесное ударение в русском языке может
различать:
· Смысл слова: хлОпок - хлопОк, пИща - пищА.
· Форма одного и того же слова: хОдите - ходИте,
насыпАть - насЫпать, Окна - окнА.
· Варианты слов: добЫча (общ. упот.) - дОбыча
(проф.), дИкий (литерат.) - дикОй (диалектное),
красИвее (литер.) - красивЕе (простореч.),
мУзыка (нейтральное) - музЫка (устаревшее).
· Дублеты: разница в месте ударения не
значима: твОрог - творОг, кАмбала - камбалА,
ржАветь - ржавЕть.
5 слайд
Функции словесного ударения. Словесное ударение в русском языке может различать: · Смысл слова: хлОпок - хлопОк, пИща - пищА. · Форма одного и того же слова: хОдите - ходИте, насыпАть - насЫпать, Окна - окнА. · Варианты слов: добЫча (общ. упот.) - дОбыча (проф.), дИкий (литерат.) - дикОй (диалектное), красИвее (литер.) - красивЕе (простореч.), мУзыка (нейтральное) - музЫка (устаревшее). · Дублеты: разница в месте ударения не значима: твОрог - творОг, кАмбала - камбалА, ржАветь - ржавЕть.
6 слайд
Вариативность ударения - это возможности различного
ударения в одной и той же словоформе, в одном и том же
слове. При различии словоформ с вариативным ударением
один из вариантов может быть нормативным, а другой -
противоречащим норме, просторечным или диалектным.
Например, нормативно ударение начал, положил, магазин,
красивее и ненормативно начал, положил, магазин,
красивее. Отступлением от нормы часто являются также
варианты ударения, характерные для профессиональной
речи, например: литературное шприцы и
профессиональное (мед.) шприцы.
6 слайд
Вариативность ударения - это возможности различного ударения в одной и той же словоформе, в одном и том же слове. При различии словоформ с вариативным ударением один из вариантов может быть нормативным, а другой - противоречащим норме, просторечным или диалектным. Например, нормативно ударение начал, положил, магазин, красивее и ненормативно начал, положил, магазин, красивее. Отступлением от нормы часто являются также варианты ударения, характерные для профессиональной речи, например: литературное шприцы и профессиональное (мед.) шприцы.
7 слайд
В некоторых случаях различия в ударении в пределах
одного и того же слова (словоформы) связаны с
семантической и стилистической дифференциацией. Так, с
помощью ударения различаются лексические значения
слова хаос: 1) хаос - (стихия, якобы существовавшая до
возникновения мира, земли, с ее жизнью) и 2) хаос -
(беспорядок, неразбериха). Ударением различаются
стилистически нейтральные слова девица, шёлковый,
честный и характерные для народно-поэтической речи
девица, шелковый, честной; нейтральные словоформы и
збранный, судьбами, толпами и книжные (поэтические,
высокие, архаизованные) избранный, судьбами, толпами.
Одним из характерных проявлений вариативности являются
колебания ударения в пределах литературной нормы: в
языке возможно сосуществование нормативных вариантов
одного и того же слова при отсутствии смысловой и
стилистической дифференциации между ними. Сюда
относятся, например, такие варианты, как о бух и обух,
налил и налил, и наче и иначе.
7 слайд
В некоторых случаях различия в ударении в пределах одного и того же слова (словоформы) связаны с семантической и стилистической дифференциацией. Так, с помощью ударения различаются лексические значения слова хаос: 1) хаос - (стихия, якобы существовавшая до возникновения мира, земли, с ее жизнью) и 2) хаос - (беспорядок, неразбериха). Ударением различаются стилистически нейтральные слова девица, шёлковый, честный и характерные для народно-поэтической речи девица, шелковый, честной; нейтральные словоформы и збранный, судьбами, толпами и книжные (поэтические, высокие, архаизованные) избранный, судьбами, толпами. Одним из характерных проявлений вариативности являются колебания ударения в пределах литературной нормы: в языке возможно сосуществование нормативных вариантов одного и того же слова при отсутствии смысловой и стилистической дифференциации между ними. Сюда относятся, например, такие варианты, как о бух и обух, налил и налил, и наче и иначе.
8 слайд
Часто встречаются варианты ударения, один из которых не в
полной мере отвечает норме. Такой вариант нельзя считать
ошибочным: он отражает закономерности развития языка и
в современном языке имеет определенную стилистическую
окраску. Сюда относятся: 1) варианты, соответствующие
нормам литературного языка XIX в., ныне уступающие место
другим, но не вышедшие окончательно из употребления,
например, устаревшее ударение даришь при современном
даришь; 2) варианты, получившие широкое
распространение в живой речи и отвечающие тенденциям
развития языка, например, разг. ударение раздал наряду с
роздал.
8 слайд
Часто встречаются варианты ударения, один из которых не в полной мере отвечает норме. Такой вариант нельзя считать ошибочным: он отражает закономерности развития языка и в современном языке имеет определенную стилистическую окраску. Сюда относятся: 1) варианты, соответствующие нормам литературного языка XIX в., ныне уступающие место другим, но не вышедшие окончательно из употребления, например, устаревшее ударение даришь при современном даришь; 2) варианты, получившие широкое распространение в живой речи и отвечающие тенденциям развития языка, например, разг. ударение раздал наряду с роздал.
9 слайд
Интонация -это различные соотношения
количественных изменений тона, тембра,
интенсивности, длительности звука,
служащие для выражения смысловых и
эмоциональных различий высказывания
(по РГ—80)
Таким образом, составными элементами
интонации являются:
· мелодика речи,
· ритм речи,
· интенсивность речи,
· тембр речи,
· темп речи,
· ударение.
Мелодику принято считать основным
компонентом русской интонации.
Мелодика -это тональный контур речи, т.е.
модуляция высоты основного тона при
произнесении частей предложения, целого
предложения и сверхфразовых единств.
Тональный контур служит для выражения
разных смысловых, синтаксических и
эмоционально—экспрессивных значений.
Интонация. Основные фонетические средства интонации
9 слайд
Интонация -это различные соотношения количественных изменений тона, тембра, интенсивности, длительности звука, служащие для выражения смысловых и эмоциональных различий высказывания (по РГ—80) Таким образом, составными элементами интонации являются: · мелодика речи, · ритм речи, · интенсивность речи, · тембр речи, · темп речи, · ударение. Мелодику принято считать основным компонентом русской интонации. Мелодика -это тональный контур речи, т.е. модуляция высоты основного тона при произнесении частей предложения, целого предложения и сверхфразовых единств. Тональный контур служит для выражения разных смысловых, синтаксических и эмоционально—экспрессивных значений. Интонация. Основные фонетические средства интонации