1 слайд
Атырауская область
Индерский район
село Елтай
средняя школа имени
М. Сиранова
Гизатова Эльмира
Самиголлаевна
учитель русского языка и
литературы
2 слайд
Раздел: Климат: погода и времена года
УРОК РУССКОГО
ЯЗЫКА И
ЛИТЕРАТУРЫ
6 КЛАСС
3 слайд
Эмоциональный настрой
4 слайд
Опрос домашнего задания:
стратегия «Верно» или «Неверно»
1. Стихотворение «Чародейкою Зимою…» Ф.И. Тютчева
относится к произведениям пейзажной лирики.
2. Это стихотворение не просто о красоте зимы и зимнего
леса.
3. Синонимы к слову чародейка – волшебница, колдунья.
4. Главное в лирическом стихотворении – действие.
5. Выражения «под снежной бахромою», «опутан, весь окован
лёгкой цепью» – метафоры.
6. Выражение «день стоит как бы хрустальный» – эпитет.
7. Выражения «Чародейкою Зимою околдован лес стоит»,
«Сном волшебным очарован», «Чудной жизнью он блестит» –
олицетворения.
5 слайд
Бел как мел,
С неба прилетел.
Зиму полежал,
В землю убежал За веревочку — узду
Через двор коня веду.
С горки вниз на нем лечу,
А назад его тащу.
Дали братьям теплый дом,
Что бы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился. Рыбам зиму жить тепло:
Крыша — толстое стекло. «Мозайка»
6 слайд
Двадцать третье декабря
Классная работа
Зима в поэзии С.А. Есенина
7 слайд
познакомитесь с творчеством С.А. Есенина;
понимаете основную информацию сообщения
продолжительностью до 2-4 минут, определяя
ключевые слова;
создаете высказывание (описание) с опорой на
ключевые слова или план;
находите художественно-изобразительные
средства в стихотворении поэта.Сегодня на уроке
8 слайд
Зима
Вот уж осень улетела,
И примчалася зима.
Как на крыльях, прилетела
Невидимо вдруг она.
С. Есенин
9 слайд
Яркий и
талантливый
русский поэт Кластер “Биография С. А. Есенина”
начиная с 1914 года Сергей
Александрович печатается в
детских изданиях, пишет
стихи для детей
(стихотворения
«Сиротка»,1914 г.,
«Побирушка»,1915 г.,
повесть «Яр»,1916 г.,
«Сказка о пастушонке
Пете…»,1925 г.). воспитанием его
занимался дедушка
стихи Есенин начал
писать с 8 лет. первые стихотворения
были опубликованы
в 1914 году. 21сентября 1895г.
родился в
селе Константинове
Рязанской губернии
В 1904 г учился
Константиновскую
земскую школу, затем до
1912 года – в классе
церковно-приходской
школыродился в обычной
крестьянской семье
10 слайд
ЭПИТЕТ – яркое образное
определение, выражающее
характерные признаки предмета или
явления, помогающее передать
авторское отношение к нему
СРАВНЕНИЕ – сопоставление двух
предметов, понятий или состояний, и
имеющих общий признак.
Сравнительные союзы : КАК,
СЛОВНО,БУДТО
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ перенос свойств
живого явления на неживое,
наделение предметного мира
человеческими свойствами, его
одушевлениеХудожественно – изобразительные средства
11 слайд
Стихотворение о зиме было написано Есениным в 1910
году, когда ему едва исполнилось 15 лет. Уже тогда он
был влюблен в поэзию, но не думал, что именно она
станет призванием всей его жизни. Сергей
Александрович долгое время не решался на публикацию
своего «зимнего» стихотворения, полагая, что оно
излишне наивное, не зрелое, лишенное толкового
сюжета. Однако в дальнейшем это произведение было
признано одним из лучших в раннем творчестве поэта
именно благодаря своей трогательности и простоте
восприятия. Юному Есенину удалось придать образу
зимы некую изюминку, многогранность, благодаря чему
стихотворение надолго запоминается. Уже в начале
своего творческого пути поэт умел удивительно тонко и
умело вдыхать жизнь в неодушевленные предметы.
12 слайд
аудиоhttps://www.youtube.com/watch?
v=8sJTa93tVJE
13 слайд
Карточка-информатор
14 слайд
Критерии оценивания Дескрипторы
Анализирует
содержание
стихотворение
-определяет тему,
основную мысль
стихотворения;
-находит ключевые слова
стихотворения;
- находит художественно –
изобразительные средства;
15 слайд
Задание1
1. Назовите ключевые слова стихотворения;
Ф.ОЗима поет, аукает, баюкает мохнатый лес, седые облака, ковер
шелковый, метелица стелется, воробышки озябли, вьюга
стучит с бешенным рёвом
16 слайд
Задание 2
Какова тема прочитанного стихотворения?
Тема стихотворения: зимняя непогода,
метель
Ф.О
17 слайд
Задание3
Какова основная мысль стихотворения?
У природы нет плохой погоды. За
любыми морозами придет красавица
весна
Ф.О
18 слайд
Задание 4.
СООТНЕСИТЕ лексическое значение слов с их толкованием
1 СОСНЯК А Маленькая птица
2 МЕТЕЛИЦА Б Сосновый лес
3 ПТАШКА В Метель
4 ИГРИВЫЙ Г Одинокий, унылый
5 СИРОТЛИВЫЙ Д Весёлый,
шаловливый
Ф.О: «Словесная похвала»
19 слайд
САМОПРОВЕРКА
Ф.О: «Словесная похвала»
20 слайд
Дополните таблицу примерами художественно-
изобразительных средств из
данного стихотворения.
ЭПИТЕТ мохнатый лес, с тоской
глубокою….
СРАВНЕНИЕ
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ поет зима-аукает,…
21 слайд
ЭПИТЕТ мохнатый лес, с тоской глубокою, в
страну далекую, седые облака,
воробышки игривые, пташки малые, по
ставням свешенным, пташки нежные, у
мерзлого окна, ясная красавица весна
СРАВНЕНИЕ метелица ковром шелковым стелется;
воробышки, как детки сиротливые
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ поет зима-аукает, мохнатый лес баюкает,
вьюга злится,
22 слайд
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мёрзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.Закрепление изученного материала
23 слайд
Домашнее задание
* Составлять
* 1 тонкий вопрос,
1 толстый вопрос.
24 слайд
- А теперь предлагаю вам оценить
свою работу на уроке.
учащиеся пантомимой показывают
результаты своей работы.
Руки вверх – довольны,
голова вниз – не довольны ,
закрыть лицо руками – безразлично РЕФЛЕКСИЯ
«Пантомима»
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде пәніңізді белгілеп, керек материалды алып сабағыңызға қолдана аласыз