Материалдар / Поэтические отклики на смерть А.С.Пушкина (П.Вяземский "На память", А.Кольцов "Лес", Ф.Тютчев "29 января 1837 года" и другие)

Поэтические отклики на смерть А.С.Пушкина (П.Вяземский "На память", А.Кольцов "Лес", Ф.Тютчев "29 января 1837 года" и другие)

Материал туралы қысқаша түсінік
орыс тілі пәнінен
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
08 Мамыр 2020
478
0 рет жүктелген
693 ₸ 770 ₸
Бүгін алсаңыз 10% жеңілдік
беріледі
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
img_page_1
Материал жариялап тегін
сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Материалдың қысқаша түсінігі
Поэтические отклики на смерть А.С.Пушкина (П.Вяземский "На память", А.Кольцов "Лес", Ф.Тютчев "29 января 1837 года" и другие)

1 слайд
Поэтические отклики на смерть А.С.Пушкина (П.Вяземский "На память", А.Кольцов "Лес", Ф.Тютчев "29 января 1837 года" и другие)

1 слайд

Поэтические отклики на смерть А.С.Пушкина (П.Вяземский "На память", А.Кольцов "Лес", Ф.Тютчев "29 января 1837 года" и другие)

«На память» П. Вяземский В края далекие, под небеса чужие Хотите вы с собой на память перенесть О ближних, о стране родной живую

2 слайд
«На память» П. Вяземский В края далекие, под небеса чужие Хотите вы с собой на память перенесть О ближних, о стране родной живую весть, Чтоб стих мой сердцу мог, в минуты неземные, Как верный часовой, откликнуться: Россия! Когда беда придет, иль просто как-нибудь Тоской по родине заноет ваша грудь, Не ждите от меня вы радостного слова; Под свежим трауром печального покрова, Сложив с главы своей венок блестящих роз, От речи радостной, от песни вдохновенной Отвыкла муза: ей над урной драгоценной Отныне суждено быть музой вечных слез. Одною думою, одним событьем полный, Когда на чуждый брег вас переносят волны И звуки родины должны в последний раз Печально врезаться и отозваться в вас, На память и в завет о прошлом в мире новом Я вас напутствую единым скорбным словом, Затем, что скорбь моя превыше сил моих; И, верный памятник сердечных слез и стона, Вам затвердит одно рыдающий мой стих: Что яркая звезда с родного небосклона Внезапно сорвана средь бури роковой, Что песни лучшие поэзии родной Внезапно замерли на лире онемелой, Что пал во всей поре красы и славы зрелой Наш лавр, наш вещий лавр, услада наших дней, Который трепетом и сладкозвучным шумом От сна воспрянувших пророческих ветвей Вещал глагол богов на севере угрюмом, Что навсегда умолк любимый наш поэт, Что скорбь постигла нас, что Пушкина уж нет. 1837  Смерть Пушкина в 1837 году стала вехой в культурной жизни русского общества XIX века. На это трагическое событие откликнулись в стихах многие поэты.  Стихотворение  Петра Вяземского  «На память» написано в несколько ином ключе. Здесь основной мотив - не личная утрата, а трагедия общественная. Смерть Пушкина представляется Вяземскому единственным стоящим упоминания событием в России. Пушкин - символ и воплощение России. Память о нем есть ключевой момент самосознания русской культуры. Подобное осмысление трагедии дает Вяземскому возможность рассуждать о судьбе страны, у которой больше нет поэта, достойного вселенской славы. Вяземский считает Пушкина единственной гордостью России. Мотив неизмеримости его таланта стал одним из основных в структуре формирующегося и утверждающегося мифа.  Наряду с этим в стихотворении Вяземского присутствуют: смысловая двухчастность (деление на рассуждение о «тоске по родине» и собственно оплакивание Пушкина), мотив голоса, пения («Песни лучшие поэзии родной / Внезапно замерли на лире онемелой»), наконец, пафос эпохи романтизма. Это стихотворение замечательно тем, что внесло в миф о Пушкине вселенскую, всемирную ноту.

2 слайд

«На память» П. Вяземский В края далекие, под небеса чужие Хотите вы с собой на память перенесть О ближних, о стране родной живую весть, Чтоб стих мой сердцу мог, в минуты неземные, Как верный часовой, откликнуться: Россия! Когда беда придет, иль просто как-нибудь Тоской по родине заноет ваша грудь, Не ждите от меня вы радостного слова; Под свежим трауром печального покрова, Сложив с главы своей венок блестящих роз, От речи радостной, от песни вдохновенной Отвыкла муза: ей над урной драгоценной Отныне суждено быть музой вечных слез. Одною думою, одним событьем полный, Когда на чуждый брег вас переносят волны И звуки родины должны в последний раз Печально врезаться и отозваться в вас, На память и в завет о прошлом в мире новом Я вас напутствую единым скорбным словом, Затем, что скорбь моя превыше сил моих; И, верный памятник сердечных слез и стона, Вам затвердит одно рыдающий мой стих: Что яркая звезда с родного небосклона Внезапно сорвана средь бури роковой, Что песни лучшие поэзии родной Внезапно замерли на лире онемелой, Что пал во всей поре красы и славы зрелой Наш лавр, наш вещий лавр, услада наших дней, Который трепетом и сладкозвучным шумом От сна воспрянувших пророческих ветвей Вещал глагол богов на севере угрюмом, Что навсегда умолк любимый наш поэт, Что скорбь постигла нас, что Пушкина уж нет. 1837  Смерть Пушкина в 1837 году стала вехой в культурной жизни русского общества XIX века. На это трагическое событие откликнулись в стихах многие поэты.  Стихотворение  Петра Вяземского  «На память» написано в несколько ином ключе. Здесь основной мотив - не личная утрата, а трагедия общественная. Смерть Пушкина представляется Вяземскому единственным стоящим упоминания событием в России. Пушкин - символ и воплощение России. Память о нем есть ключевой момент самосознания русской культуры. Подобное осмысление трагедии дает Вяземскому возможность рассуждать о судьбе страны, у которой больше нет поэта, достойного вселенской славы. Вяземский считает Пушкина единственной гордостью России. Мотив неизмеримости его таланта стал одним из основных в структуре формирующегося и утверждающегося мифа.  Наряду с этим в стихотворении Вяземского присутствуют: смысловая двухчастность (деление на рассуждение о «тоске по родине» и собственно оплакивание Пушкина), мотив голоса, пения («Песни лучшие поэзии родной / Внезапно замерли на лире онемелой»), наконец, пафос эпохи романтизма. Это стихотворение замечательно тем, что внесло в миф о Пушкине вселенскую, всемирную ноту.

 Самое, вероятно, значимое стихотворение на смерть Пушкина - стихотворение Михаила Лермонтова «На смерть поэта». Оно

3 слайд
 Самое, вероятно, значимое стихотворение на смерть Пушкина - стихотворение  Михаила Лермонтова  «На смерть поэта». Оно было написано раньше всех других, и темы, встречавшиеся в этом стихотворении, были использованы в дальнейшем и Тютчевым, и Кюхельбекером. В стихотворении Лермонтова вопрос чести встает так остро, как он не вставал больше ни у какого другого поэта из анализируемых нами. Собственно, честь и защита чести поставлены здесь во главу угла. Соответственно, враги покойного поэта осуждаются здесь с наибольшим пафосом и страстью именно в связи с проблемой чести.  Здесь же наиболее бескомпромиссно появляется социальная тема: убийца поэта не просто убийца, а тот, кто  «подобный сотням беглецов,  На ловлю счастья и чинов  Заброшен к нам по воле рока».  Неназванный Дантес предстает не только убийцей поэта, но и оскорбителем национального духа, который воплощал в себе Пушкин («Не мог щадить он нашей славы!»). В этом стихотворение Лермонтова перекликается со стихотворением Вяземского, где Пушкин тоже - олицетворение национальной славы.  Также в стихотворении Лермонтова отчетливо выражен мотив праздной толпы, погубившей свободную душу поэта.

3 слайд

 Самое, вероятно, значимое стихотворение на смерть Пушкина - стихотворение  Михаила Лермонтова  «На смерть поэта». Оно было написано раньше всех других, и темы, встречавшиеся в этом стихотворении, были использованы в дальнейшем и Тютчевым, и Кюхельбекером. В стихотворении Лермонтова вопрос чести встает так остро, как он не вставал больше ни у какого другого поэта из анализируемых нами. Собственно, честь и защита чести поставлены здесь во главу угла. Соответственно, враги покойного поэта осуждаются здесь с наибольшим пафосом и страстью именно в связи с проблемой чести.  Здесь же наиболее бескомпромиссно появляется социальная тема: убийца поэта не просто убийца, а тот, кто  «подобный сотням беглецов,  На ловлю счастья и чинов  Заброшен к нам по воле рока».  Неназванный Дантес предстает не только убийцей поэта, но и оскорбителем национального духа, который воплощал в себе Пушкин («Не мог щадить он нашей славы!»). В этом стихотворение Лермонтова перекликается со стихотворением Вяземского, где Пушкин тоже - олицетворение национальной славы.  Также в стихотворении Лермонтова отчетливо выражен мотив праздной толпы, погубившей свободную душу поэта.

«Лес (Что, дремучий лес…)» А. Кольцов (Посвящено памяти А. С. Пушкина) Что, дремучий лес, Призадумался, Грустью тёмною Затумани

4 слайд
«Лес (Что, дремучий лес…)» А. Кольцов (Посвящено памяти А. С. Пушкина) Что, дремучий лес, Призадумался, Грустью тёмною Затуманился? Что Бова-силач Заколдованный, С непокрытою Головой в бою Ты стоишь-поник, И не ратуешь С мимолётною Тучей-бурею. Густолиственный Твой зелёный шлем Буйный вихрь сорвал — И развеял в прах. Плащ упал к ногам И рассыпался… Ты стоишь-поник, И не ратуешь. Где ж девалася Речь высокая, Сила гордая, Доблесть царская? У тебя ль, было1, В ночь безмолвную Заливная песнь Соловьиная… Стихотворение  Алексея Кольцова  «Лес», пожалуй, самое необычное среди анализируемых данном реферате произведений на смерть Пушкина. Это поэтическое иносказание в фольклорном духе. Хотя это стихотворение достаточно мало связано с реальностью, в нем есть некоторые мотивы, общие для стихотворений на смерть Пушкина. Поэтическое иносказание дает возможность автору размышлять не только о судьбе «богатыря», но и о причинах его смерти. Для автора очевидно, что погубить могучего «силача» можно было не в честном бою, а только исподтишка: «Знать, во время сна К безоружному Силы вражие Понахлынули». Мотив бесчестья, подлости, коварства врагов - ключевой для стихотворений на смерть Пушкина. Также в стихотворении А.Кольцова присутствуют мотивы масштабности, грандиозности, знаменующих поэтическую мощь Пушкина. Вместе с тем в стихотворении появляется мотив одиночества поэта, неотчетливо, но все-таки появляется. Как и в стихотворении Кюхельбекера - фраза о том, что «никто» ему «не равен» подразумевает одиночество Пушкина на достигнутой им вершине. Хотя авторы здесь делают акцент не на одиночестве, а скорее на неповторимости поэта, его единственности, в чем их поддерживает и Вяземский.

4 слайд

«Лес (Что, дремучий лес…)» А. Кольцов (Посвящено памяти А. С. Пушкина) Что, дремучий лес, Призадумался, Грустью тёмною Затуманился? Что Бова-силач Заколдованный, С непокрытою Головой в бою Ты стоишь-поник, И не ратуешь С мимолётною Тучей-бурею. Густолиственный Твой зелёный шлем Буйный вихрь сорвал — И развеял в прах. Плащ упал к ногам И рассыпался… Ты стоишь-поник, И не ратуешь. Где ж девалася Речь высокая, Сила гордая, Доблесть царская? У тебя ль, было1, В ночь безмолвную Заливная песнь Соловьиная… Стихотворение  Алексея Кольцова  «Лес», пожалуй, самое необычное среди анализируемых данном реферате произведений на смерть Пушкина. Это поэтическое иносказание в фольклорном духе. Хотя это стихотворение достаточно мало связано с реальностью, в нем есть некоторые мотивы, общие для стихотворений на смерть Пушкина. Поэтическое иносказание дает возможность автору размышлять не только о судьбе «богатыря», но и о причинах его смерти. Для автора очевидно, что погубить могучего «силача» можно было не в честном бою, а только исподтишка: «Знать, во время сна К безоружному Силы вражие Понахлынули». Мотив бесчестья, подлости, коварства врагов - ключевой для стихотворений на смерть Пушкина. Также в стихотворении А.Кольцова присутствуют мотивы масштабности, грандиозности, знаменующих поэтическую мощь Пушкина. Вместе с тем в стихотворении появляется мотив одиночества поэта, неотчетливо, но все-таки появляется. Как и в стихотворении Кюхельбекера - фраза о том, что «никто» ему «не равен» подразумевает одиночество Пушкина на достигнутой им вершине. Хотя авторы здесь делают акцент не на одиночестве, а скорее на неповторимости поэта, его единственности, в чем их поддерживает и Вяземский.

«29-е января 1837» Ф. Тютчев Из чьей руки свинец смертельный Поэту сердце растерзал? Кто сей божественный фиал Разруши

5 слайд
«29-е января 1837» Ф. Тютчев Из чьей руки свинец смертельный Поэту сердце растерзал? Кто сей божественный фиал Разрушил, как сосуд скудельный? Будь прав или виновен он Пред нашей правдою земною, Навек он высшею рукою В  «цареубийцы»  заклеймен. Но ты, в безвременную тьму Вдруг поглощенная со света, Мир, мир тебе, о тень поэта, Мир светлый праху твоему!.. Назло людскому суесловью Велик и свят был жребий твой!.. Ты был богов орган живой, Но с кровью в жилах… знойной кровью. И сею кровью благородной Ты жажду чести утолил — И осененный опочил Хоругвью горести народной. Вражду твою пусть тот рассудит, Кто слышит пролитую кровь… Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!.. Анализ стихотворения Тютчева «29-е января 1837» Между гибелью Пушкина и поэтическим отзывом Тютчева прошло несколько месяцев. Стихотворение, озаглавленное датой трагической кончины, появилось летом 1837 г., когда автор ненадолго приехал в Россию из Мюнхена, где находился на дипломатической службе. Этими обстоятельствами объясняется диалогичность поэтического текста, в котором запечатлены не только личные эмоции, но и общественный резонанс, вызванный скорбным известием. Стихотворение изобилует реминисценциями из пушкинских и лермонтовских источников. Обнаруживаются интертекстуальные связи с произведениями Жуковского, Вяземского и других авторов, откликнувшихся на трагические события. Мотивы лживого слова и высокого творческого предназначения, образы тени поэта и карающей руки — примеры перекличек многочисленны. Череда риторических вопросов начинает эмоциональную речь лирического субъекта. Постепенно вырисовывается портрет преступника, растерзавшего «свинцом смертельным» сердце поэта. Апеллируя к ветхозаветным аллюзиям, герой клеймит его броским словом «цареубийца», как Каиновой печатью. Возникает категория высшего суда: она напоминает лермонтовскую, однако служит не для обличения светских «наперсников разврата», а для наказания убийцы. Начиная с центральной части меняется адресат стихотворения — с третьего лица на второе, с виновника преступления на образ погибшего поэта. Трагическая фигура последнего наделяется комплексом возвышенных атрибутов, приближающих его к облику царственной особы: поэт причастен к божественному началу, наделен святой и высокой ролью посредника между идеальным и реальным мирами. На столь величественном фоне претензии противников-«суесловов» выглядят особенно ничтожными. Финальные строки представляют оригинальную версию причин пушкинской дуэли. Интересен выбор эпитетов, характеризующих «кровь» погибшего: «благородная» и «знойная». Обладатель взрывного темперамента, поэт руководствуется сознательным выбором. Подобно рыцарю, он исходит из понятия «жажды чести», защищая свою репутацию. Архаизированная лексика и конструкции, изобилие церковнославянизмов — торжественный стиль тютчевского творения соответствует возвышенному содержанию. Из общей картины выделяется лаконичный финальный прогноз. В афористичном двустишии светлая память о поэте сравнивается с трепетным и пронзительным чувством первой любви.

5 слайд

«29-е января 1837» Ф. Тютчев Из чьей руки свинец смертельный Поэту сердце растерзал? Кто сей божественный фиал Разрушил, как сосуд скудельный? Будь прав или виновен он Пред нашей правдою земною, Навек он высшею рукою В  «цареубийцы»  заклеймен. Но ты, в безвременную тьму Вдруг поглощенная со света, Мир, мир тебе, о тень поэта, Мир светлый праху твоему!.. Назло людскому суесловью Велик и свят был жребий твой!.. Ты был богов орган живой, Но с кровью в жилах… знойной кровью. И сею кровью благородной Ты жажду чести утолил — И осененный опочил Хоругвью горести народной. Вражду твою пусть тот рассудит, Кто слышит пролитую кровь… Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!.. Анализ стихотворения Тютчева «29-е января 1837» Между гибелью Пушкина и поэтическим отзывом Тютчева прошло несколько месяцев. Стихотворение, озаглавленное датой трагической кончины, появилось летом 1837 г., когда автор ненадолго приехал в Россию из Мюнхена, где находился на дипломатической службе. Этими обстоятельствами объясняется диалогичность поэтического текста, в котором запечатлены не только личные эмоции, но и общественный резонанс, вызванный скорбным известием. Стихотворение изобилует реминисценциями из пушкинских и лермонтовских источников. Обнаруживаются интертекстуальные связи с произведениями Жуковского, Вяземского и других авторов, откликнувшихся на трагические события. Мотивы лживого слова и высокого творческого предназначения, образы тени поэта и карающей руки — примеры перекличек многочисленны. Череда риторических вопросов начинает эмоциональную речь лирического субъекта. Постепенно вырисовывается портрет преступника, растерзавшего «свинцом смертельным» сердце поэта. Апеллируя к ветхозаветным аллюзиям, герой клеймит его броским словом «цареубийца», как Каиновой печатью. Возникает категория высшего суда: она напоминает лермонтовскую, однако служит не для обличения светских «наперсников разврата», а для наказания убийцы. Начиная с центральной части меняется адресат стихотворения — с третьего лица на второе, с виновника преступления на образ погибшего поэта. Трагическая фигура последнего наделяется комплексом возвышенных атрибутов, приближающих его к облику царственной особы: поэт причастен к божественному началу, наделен святой и высокой ролью посредника между идеальным и реальным мирами. На столь величественном фоне претензии противников-«суесловов» выглядят особенно ничтожными. Финальные строки представляют оригинальную версию причин пушкинской дуэли. Интересен выбор эпитетов, характеризующих «кровь» погибшего: «благородная» и «знойная». Обладатель взрывного темперамента, поэт руководствуется сознательным выбором. Подобно рыцарю, он исходит из понятия «жажды чести», защищая свою репутацию. Архаизированная лексика и конструкции, изобилие церковнославянизмов — торжественный стиль тютчевского творения соответствует возвышенному содержанию. Из общей картины выделяется лаконичный финальный прогноз. В афористичном двустишии светлая память о поэте сравнивается с трепетным и пронзительным чувством первой любви.

 На основании разобранных стихотворений можно сделать следующие выводы:  1) смерть Пушкина спровоцировала взрыв поэтичес

6 слайд
 На основании разобранных стихотворений можно сделать следующие выводы:  1) смерть Пушкина спровоцировала взрыв поэтического творчества его  современников, которые во многом формировали те особенности данного  жанра, которые в дальнейшем были описаны как канонические;  2) стихотворения на смерть Пушкина привнесли в традицию  стихотворений «На смерть…» множество новых черт, связанных именно  с гибелью Пушкина и формирующих миф о нем.

6 слайд

 На основании разобранных стихотворений можно сделать следующие выводы:  1) смерть Пушкина спровоцировала взрыв поэтического творчества его  современников, которые во многом формировали те особенности данного  жанра, которые в дальнейшем были описаны как канонические;  2) стихотворения на смерть Пушкина привнесли в традицию  стихотворений «На смерть…» множество новых черт, связанных именно  с гибелью Пушкина и формирующих миф о нем.